Игра-викторина на тему Путешествие на поезде Здоровье (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ

«ЗДОРОВЬЕ»

игра - викторина

( 6 класс )

Учитель биологии Титова Татьяна Владимировна.

Цель:

- повторить особенности организации растений, животных и человека;

- активизировать познавательную деятельность учащихся при обучении биологии;

- сформировать глубокие и осмысленные знания;

- научить детей любить и понимать природу своей планеты, своей страны, своего родного края;

- продолжить формирование умений анализировать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;

Подготовительная работа:

Классам дается задание подготовиться к викторинам. Название викторины - название станции.

Класс делится на три группы.

Каждой группе заранее предлагается подготовить презентацию своей команды и эмблему.

Оборудование:

- Таблички «станций».

- Лекарственные растения.

- Бинты, жгуты, спортивный инвентарь.

- Картинки и гербарий, цветки лекарственных растений.

Соревнование состоит из нескольких этапов :

1.Выступление каждой команды - представление презентации. (Максимальное количество баллов - 5).

2. Путешествие на поезде «Здоровье». ( За правильный ответ - 1 балл.

В е д у щ и й. Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде «Здоровье». Каждый класс размещается в трех вагончиках. Путешествие наше будет, как и на любой детской железной дороге, - по кольцу. Каждая команда находится на станции в течение 5 минут, затем наш состав передвигается от одной станции до другой. Время прибытия на каждую станцию указывается в маршрутном листе вашей команды. Капитаны команд получают маршрутные листы.

Маршрутный лист команды………………………6…..класса

№ п.п.

Название

станции

Время прибытия

Время убытия

Оценка

Штраф

Общий

балл

1.

«Зеленая аптека»


2.

«Мойдодыр»


3.

Кафе «Робинзон»


4.

Скорая помощь


5.

Спортивная


6.

Неболейка


7.

Вредные привычки


8.

Клуб закаливания


9.

Общий сбор


Общий итог ……………………………………………

Место………………………………………………………

Штрафные очки: минусуются за:

1) Шумное поведение на конкурсах и в пути;

2) Несвоевременное прибытие;

2) Грубость;

Станции располагаются на третьем этаже и в кабинете Биологии.

1. СТАНЦИЯ «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА».

Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки- иллюстрации.

Плакат. Одуванчик, подорожник, Василек, шалфей и мята.

Вот зеленая аптека Помогает вам, ребята!

В О П Р О С Ы

1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни.)

2.У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца.)

3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьщень, лопух, солодка, радиола розовая.)

4. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от др.гр. мифического существа Кентавра, который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)

5. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина,малина.)

6. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладона, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, клещевина, ландыш майский, наперстянка красная.)

7. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные бактерии.)

8. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его.. (Сосна.)

9.Это прозвище недаром у красивого цветка.Капля сочного нектара и душиста и сладка. От простуды излечится Вам поможет… (Медуница.)

10.Появились бубенчики - Белые горошки. Распустились колокольчики На зеленой ножке. ( Ландыш майский.)

2. СТАНЦИЯ «МОЙДОДЫР».

Плакат. Надо, надо умываться По утрам и вечерам,

А нечистым - трубочистам Стыд и срам!

В О П Р О С Ы

1. Как в лесу обойтись без мыла? (Трутовик, «собачье мыло», зола, мыльнянка.)

2.Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба.)

3. Как спастись от комаров? ( Дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи.)

4. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (Кора дуба.)

5. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой. ( Земляника лесная.)

6. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел.)

7. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник.)

8. Листья этого растения обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром - волосы растут.

(Крапива - кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос.)

9. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании - кожа становится нежной, бархатистой. Назовите его. (Цветы ромашки.)

10. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло.)

3. СТАНЦИЯ «КАФЕ «РОБИНЗОН».

В О П Р О С Ы

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растений. Учащиеся должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

1. Водяной орех - чилим. (Плоды этого растения размалываются, используются для выпечки лепешек.) Обитатель озер.

2. Цикорий. (Корни цикория используют для заварки напитка аналогичного кофе.)

3. Лотос. (Семена, корневища лотоса жители Китая, Индии, Японии до сих пор используют для изготовления муки, сахара, крахмала, масла. Из корневищ варят суп или используют в виде гарнира.)

4. Крапива. ( Суп из крапивы, салат из листьев.)

5. Борщевик. ( Блюдо из борщевика напоминает напоминает куриный бульон, листья по вкусу похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды.)

6. Дуб. ( Из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи, кофе.)

7.Одуванчик. (Салат из листьев одуванчика, вино, корни одуванчика могут заменить кофе, чай.)

8. Стрелолист - «лесной картофель». (Имеет вкус сырых орехов, в вареном виде напоминает горох, а печеном - картофель. Высушенные клубни перемалывают в муку, используют для приготовления киселя.)

9. Черемуха. (Из ягод черемухи пекутся пироги, варятся кисели, сок используется для вина и напитков.)

10. Лопух. (Корень лопуха может заменить морковь, петрушку. Можно есть сырым и жареным.)

11. Дикий лук, чеснок. (Употребляют как витаминное средство.)

4. СТАНЦИЯ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

Плакат. Друг в беде

Скорей на помощь!
Вот трава,

Что лекарство и овощ !

В О П Р О С Ы

1.Остановить кровотечение с помощью жгута.

2. Оказать первую помощь при переломе.

3. Какие растения используют для остановки кровотечения?

(Пастушья сумка, крапива, тысячелистник.)

4. Какие растения используют для лечения нарывов?

(Алоэ, каланхоэ - комнатные растения. Подорожник, календула, капуста.)

5.Какие растения используют при сердечном приступе?

(Настойка ландыша, настойка корней валерианы, пустырник.)

6. Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон.)

7. Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, плоды черемухи, черники.)

8. Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.

9. Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.

10. Какие растения используются для снятия зубной боли, боли от ушибов?

5. СТАНЦИЯ «СПОРТИВНАЯ».

Плакат. Вини себя за вид болезненный и хмурый,

Не занимаешься ты ,видно, физкультурой.

В О П Р О С Ы

1. Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры. (Хоккей, фигурное катание, прыжки с трамплина на лыжах, биатлон и т.д.)

2. Назовите летние виды спорта.

(Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипедные гонки.)

3.Что такое колонетика? Стрейчинг? (Упражнения на растягивание мышц и суставов тела.)

4. Что такое культуризм?

(Вид спорта, при котором чаще с помощью статистических упражненитй развиваются определенные мышцы тела.)

5. Кто такие йоги? Что вы знаете о гимнастике йогов.

6. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.

7. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.



6. СТАНЦИЯ «НЕБОЛЕЙКА».

Плакат. Ангина и кашель бывают у тех,

Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.

В О П Р О С Ы

1.Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?

2. Назовите болезни «грязных рук». (Желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, гепатит (желтуха), туберкулез.)

3. Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках? (Чтобы избежать заражения туберкулезом или, как тогда называли, чахоткой, а также других болезней «грязных рук».)

4. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллез и др.)

5. Почему нельзя после занятий физкультурой пить холодную воду? (Потому что резкое охлаждение на фоне общего разогревания организма может вызвать ангину, катар верхних дыхательных путей.)

6.Назовите меры предосторожности, которые нужно предпринимать, чтобы не заразиться туберкулезом, дифтерией? (Мыть руки, не есть и не пить из чужой посуды.)

7.Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами.)

8. Почему нельзя гладить незнакомых собак, кошек? (Возможно заражение яйцами глистов, блохами, лишаями.)

9. Признаком какого заболевания может быть покраснение, зуд рук, желание постоянно чесать это место? (Возможно, что это чесотка, которая вызывается проникновением под кожу человека чесоточного клеща. Необходимо срочно обратиться к дерматологу.)

10. Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор, в жару нельзя находиться на солнце.)

7. СТАНЦИЯ «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ».

Плакат. Не бери чужие платья,Ногти тоже не грызи,

Не дружите с сигаретой, Так здоровья не найти.

В О П Р О С Ы

1.Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными.)

2. Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, хромота, кашель.)

3.Как влияет на здоровье и внешний вид человека употребление алкоголя? (Расширяются сосуды - красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка.)

4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, зрачки расширенные, агрессивность, худоба, бледность, зрачки прыгающие.)

5. Как часто и зачем нужно мыть голову? (Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши , мыть 1 раз в 5-7 дней.)

6. Подружка просит вас дать ей свою расческу, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете? (Предложите ей свою расческу - 0 баллов. Отдадите ей расческу, но потом больше ей пользоваться не будете, пока не помоете - 1 балл. Вежливо откажите, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами - 3 балла.)

7. Объясните, почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов.)

8.Как избавиться от привычки или желания ковыряться в носу? (Смазывать нос внутри маслом или вазелином и затем чистить нос 1-2 раза в день ватным жгутиком, увлажнять воздух в комнате.)

9. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть небо или щеку, заразиться болезнями.)

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями.)

8. СТАНЦИЯ «КЛУБ ЗАКАЛИВАНИЯ».

Плакат. Солнце, воздух и вода - Наши лучшие друзья.

В Ы Б Е Р И Т Е П Р А В И Л Ь Н Ы Й О Т В Е Т

1. Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнете?

1) Посоветуетесь с врачем и родителями.

2) Начнете обливание холодной водой всего тела.

3) Будете купаться на реке пока не замерзнете.

2) В какое время года лучше всего начинать закаливание?

1) Зимой.

2) Летом.

3) В любое время года.

3. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:

1) Умывание холодной водой лица.2) Купание в водоеме. 3) Растирание варежкой с холодной водой до пояса. 4)Контрастный душ. 5) Обливание тела водой. ( 1, 3, 4, 5, 2.)

4. Расскажите, кто такой Порфирий Иванов, что вы знаете о его последователях. (Это человек, которого гитлеровцы возили на мотоцикле по городу, облитым водой в мороз. Почти сутки он был в ледяном панцире и выжил. Он создал «Детку» - правила жизни и закаливания. Его последователи есть по всей стране.)

5.Кто такие «моржи».Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме?

(«Моржами» называют людей, купающихся зимой в проруби. Для того, чтобы стать моржом, нужно подготовку начинать летом, за полгода до зимы.)

После общего сбора - подведение итогов. Награждение команд победителей и лучшего участника.



© 2010-2022