- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ярмингина В.И. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании авторской программы Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 6классе. Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего, среднего общего образования»
2.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Календарный график МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год:
Цель:
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Уровень обучения - базовый.
Особенности организации учебного процесса : классно - урочная.
Используемые технологии (формы, методы).
На уроке используются следующие формы организации:
-индивидуальные;
-групповые;
-фронтальные;
-экскурсии.
Также на уроке используются формы контроля знаний, умений и навыков:
-наблюдение;
-беседа;
-фронтальный опрос;
-тестирование;
-работа с карточками.
Промежуточная аттестация в виде контрольной работы проводится в конце первой и третьей четверти.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях Т.С.Суховой, Т.А.Дмитриевой. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология 6 класс. Живая природа ».В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане .
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров (специфика) содержания учебного предмета
Само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы .Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
Ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- соблюдать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- уметь слушать и слышать другое мнение;
- уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметными результатами являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки ,на живых объектах и таблицах органов цветкового растения ,растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе ;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
6.Содержание учебного предмета, курса
Глава 1.Биология - наука о живом.
Введение. Вводный инструктаж. Биология - наука о живом. В чем уникальность живого. Действительно ли изменяется мир живых существ нашей планеты. В чем проявляется разнообразие живых организмов. Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов). Итоги. Многообразие и единство живой природы.
Глава 2.Древние обитатели Земли - бактерии.
Древние обитатели Земли - бактерии. Являются ли бактерии активными участниками жизни на планете.
Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты
Практическая работа №1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий» Можно ли бактерию назвать клеткой - организмом. Можно ли уберечь себя и близких от воздействия. Обобщающий урок. Бактерии - живые организмы.
Глава 3.Грибы и лишайники - кто они.
Что такое гриб. ЛР №1 «Рассматривание плесневого гриба» Почему о грибах полезно знать всем.
ЛР №2 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами. Лишайники - кто они. Контрольная работа №1 «Бактерии. Грибы. Лишайники». Работа над ошибками.
Глава 4. Растительный мир Земли. Растительный мир Земли. Растительный мир в истории нашей планеты. ПР №3 «Красота и гармония в природе. Водоросли - низшие растения. Мхи - высшие споровые растения. Хвощи, плауны, папоротники - высшие споровые растения. ЛР №3 «Изучение внешнего строения хвоща, плауна, папоротника. Голосеменные - высшие семенные растения. ПР №4 «Распознавание хвойных растений своей местности». Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения. Как человек использует знания о растениях. Обобщающий урок по растениям.
Глава 5. Покрытосеменные - господствующая группа растений современной планеты.
Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений. Разнообразие плодов. Особенности внешнего строения покрытосеменных растений. Различаются ли органы цветковых растений , обитающих в разных условиях. Приспособления растений. Корень - вегетативный орган растения. Функции корней. Клеточное строение корня. Побег - сложный орган высшего растения. Стебель - часть побега. Лист - часть побега. Клеточное строение листа. Правила работы с микроскопом. Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. ЛР № 5 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа. ЛР №4 «Изучение устройства микроскопа». Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. ЛР № 5 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа. Строение растительной клетки. ЛР № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука». Что такое ткань. Разнообразие тканей. Клетки и ткани - биологические системы. Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания. Растительный организм - биологическая система. Рост и развитие растений. Особенности полового размножения покрытосеменных растений. Внешнее строение и состав семян. ЛР №8 Внешнее строение семян. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений. ЛР № 9 «Внутренне строение семян». Контрольная работа №2 «Покрытосеменные». Вегетативное размножение комнатных растений. ПР №5. Обобщающий урок. Тема «Покрытосеменные».
Глава 6. Деление отдела Покрытосеменные на группы.
Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые). Признаки классов Однодольные и Двудольные. ЛР №10 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные. Семейства пасленовые и лотосовые. Разнообразие двудольных растений. Разнообразие однодольных растений. Семейство Банановые. Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека. Обобщающий урок. «Знакомств с многообразием цветковых растений своей местности.»
Глава 7. Растения живущие рядом с нами. Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Сельскохозяйственные растения, возделываемые в вашей местности. ПР №6. Комнатные растения. Итоговая контрольная работа в виде теста. Работа над ошибками.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
Тема, подтема
Кол-во часов
Планируемая дата
Фактическая дата
УУД
Познавательная
Регулятивная
Коммуникативная
1
Введение. Вводный инструктаж.
1
04.09
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его
2
Биология - наука о живом.
В чем уникальность живого
1
07.09
3
Действительно ли изменяется мир живых существ нашей планеты.
1
11.09
4
В чем проявляется разнообразие живых организмов.
1
14.09
5
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)
1
18.09
6
Итоги. Многообразие и единство живой природы
1
21.09
7
Древние обитатели Земли - бактерии
1
25.09
8
Являются ли бактерии активными участниками жизни на планете
1
28.09
9
Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты
Практическая работа №1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий»
1
02.10
10
Можно ли бактерию назвать клеткой - организмом
1
05.10
11
Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий.
ПР №2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах»
1
09.10
12
Обобщающий урок. Бактерии - живые организмы
1
16.10
13
Что такое гриб.
ЛР №1 «Рассматривание плесневого гриба»
умение работать с текстом, выделять в нем главное.
умение организовать работу
умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану
14
Почему о грибах полезно знать всем.
ЛР №2 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами
1
19.10
15
Лишайники - кто они
1
23.10
16
Контрольная работа №1 «Бактерии. Грибы. Лишайники»
1
26.10
17
Работа над ошибками. Растительный мир Земли. Растительный мир в истории нашей планеты.
1
30.10
18
Красная книга Республики Башкортостан
1
06.11
объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений
умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану
19
ПР №3 «Красота и гармония в природе Водоросли - низшие растения
1
09.11
20
Мхи - высшие споровые растения
1
13.11
21
Хвощи, плауны, папоротники - высшие споровые растения
1
16.11
22
ЛР №3 «Изучение внешнего строения хвоща, плауна, папоротника
1
20.11
23
Голосеменные - высшие семенные растения.
ПР №4 «Распознавание хвойных растений своей местности»
1
23.11
24
Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения
1
27.11
умение работать с текстом, выделять в нем главное.
умение организовать работу
умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану
25
Как человек использует знания о растениях
1
30.11
26
Как человек использует знания о растениях. Редкие виды растений нашей местности.
1
04.12
27
Обобщающий урок Тема «Высшие споровые растения». Живые объекты - памятники природы республики.
1
07.12
28
Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений
1
11.12
29
Разнообразие плодов
1
14.12
30
Особенности внешнего строения покрытосеменных растений
1
18.12
31
Различаются ли органы цветковых растений , обитающих в разных условиях
1
21.12
32
Приспособления растений.
1
25.12
анализируют виды корней и типы корневых систем
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете..
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
33
Корень - вегетативный орган растения
1
28.12
34
Функции корней
1
15.01
35
Клеточное строение корня
1
18.01
36
Побег - сложный орган высшего растения
1
22.01
37
Стебель - часть побега
1
25.01
38
Лист - часть побега
1
29.01
39
Клеточное строение листа
1
01.02
40
Правила работы с микроскопом.
ЛР №4 «Изучение устройства микроскопа»
1
05.02
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..
умение организовать работу
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
41
Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.
ЛР № 5 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа»
1
08.02
42
Строение растительной клетки.
ЛР № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука»
1
12.02
устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное
заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
43
Что такое ткань
1
15.02
анализируют виды тканей, рассматривают под микроскопом, делают выводы
Заполняют таблицы .Развитие навыков самооценки и самоанализа,
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
44
Разнообразие тканей
1
19.02
45
Клетки и ткани - биологические системы
1
22.02
46
Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания
1
26.02
47
Растительный организм - биологическая система
1
29.02
48
Рост и развитие растений
1
04.03
сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в 'электронном приложении
49
Особенности полового размножения покрытосеменных растений
1
07.03
50
Внешнее строение и состав семян
1
11.03
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Определяют растения по карточкам.
Устанавливают причинно-следственные связи
Устанавливают причинно-следственные связи
51
ТБ ЛР №8 «Внешнее строение семян»
1
14.03
52
Контрольная работа №2 «Покрытосеменные»
1
18.03
53
Работа над ошибками. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений.
ЛР № 9 «Внутреннее строение семян»
1
21.03
54
Вегетативное размножение комнатных растений.
ПР №5
1
04.04
55
Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые)
1
08.04
56
Признаки классов Однодольные и Двудольные.
ТБ .ЛР №10 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные»
1
11.04
57
Семейства пасленовые и лотосовые
1
15.04
58
Разнообразие двудольных растений
1
18.04
59
Разнообразие однодольных растений
1
22.04
60
Семейство Банановые
1
25.04
61
Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека
1
29.04
62
Обобщающий урок . Тема «Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности»
1
02.05
63
Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Растительных сообществ Башкортостана.
1
06.05
Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
Устанавливают причинно-следственные связи
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
64
65
Круговорот веществ в природе.
Влияние деятельности человека на окружающую среду.
1
13.05
66
Сельскохозяйственные растения, возделываемые в вашей местности.
ПР №6
1
16.05
67
Селекционная работа в республике.
1
20.05
68
Комнатные растения.
1
23.05
69
Повторение материала.
1
27.05
70
Обобщение материала за 6 класс.
1
30.05
8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Перечень оснащения кабинета биологии
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Растительные сообщества
Коллекции
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения
Приборы
Демонстрационные
Для демонстрации всасывания воды корнями растений
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Штатив лабораторный (ШЛб)
Доска для сушки посуды
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Дидактические материалы
Раздел «Растения» 6 класс
Экранно-звуковые средства обучения
Транспаранты
«Культурные растения»
«Размножение и развитие»
«Адаптация организма к средам обитания»
Мультимедийные средства обучения
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии.Грибы.
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные.
Литература:
1.Биология 6 класс. Живая природа Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева.- М.: Вентана - Граф, 2010. -272 .
2.Биология 5 -9 классы. Рабочие программы. Учебно -методическое пособие / Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2015. -382
3.Маклакова А.С. Биология: учебное пособие / А.С.Маклакова, С.Е.Жуйкова. - М.: Дрофа, 2008. - 190с.
4.Многообразие живой природы. Растения / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.- 316с.
5.Многообразие живой природы. Животные / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2008. -528с
15