• Преподавателю
  • Биология
  • Научно-исследовательская работа по экологии: «Вредные привычки как социальная проблема молодежи». Секция: социальная экология

Научно-исследовательская работа по экологии: «Вредные привычки как социальная проблема молодежи». Секция: социальная экология

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов»






Научно-исследовательская работа по экологии:


«Вредные привычки как социальная проблема молодежи».


Секция: социальная экология


Исполнитель:

Плаксиева Мария Александровна

ученица 10 класса

Руководитель:

Баранникова Наталья Николаевна

учитель биологии


г. Сергиев Посад

2007-2008 гг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава I. Обзор литературы по проблеме исследования……………………….……4-11

1.1 Курение и его вред для здоровья…………………………………………4-6

1.2 Употребление алкоголя и его вред для здоровья………………………..6-8

1.3 Употребление наркотических веществ и здоровье………………….….9-11

1.4 Выводы по главе I………………………………………………………...…11

Глава II. Экспериментальное исследование состояния проблемы………….……12-14

2.1 Ход и результаты проведенного исследования………………..………12-13

2.1.1 Методика экспериментальной работы……………………………….12

2.1.2 Результаты исследования……………………………………………..13

2.2 Выводы по главе II………………………………………………………. …14

Рекомендации………………………………………………………………………….…….15

Практическое использование результатов проекта……………………………...…………15

Список литературы ………………………………………………………………...…....16

Приложение………………………………………………………………….……….17-61

Приложение 1………………………………………………………..………18-20

Приложение 2……………………………………………………………..…21-22

Приложение 3……………………………………………………………..…23-24

Приложение 4……………………………………………………………..…25-26

Приложение 5…………………………………………………………..……27-50

Приложение 6……………………………………………………………………51

Приложение 7……………………………………………………………………52

Приложение 8……………………………………………………………………53

Приложение 9………………………………………………………………..…..54

Приложение 10……………………………………………………………….55-61





Введение

  1. Актуальность проекта

«Вредные привычки» - это широкое понятие, которым обозначают действия человека, связанные с нарушением этических норм поведения, а также разрушением здоровья человека. Многочисленные медицинские исследования во всех странах нашей планеты показали, что от приобретенных вредных для здоровья привычек, избавиться трудно, но необходимо, так как от этого зависит физическое и психическое здоровье человека, а порой и его жизнь. К веществам, пагубно влияющим на организм человека и вызывающим привыкание к ним, определенную психическую и физиологическую зависимость (токсикоманию различных видов), относят: табачный дым, алкоголь, средства бытовой химии, медицинские препараты, средства наркотического действия. Поэтому исследование проблемы, связанной с употреблением никотина, алкоголя, наркотиков, в настоящее время очень актуально.

2. Исходя из актуальности выбранной проблемы, была сформулирована цель исследования:

  1. Изучить отношение молодежи города Сергиева Посада к курению, алкоголю, наркотикам;

  2. выявить количество респондентов из числа участников опроса, имеющих вредные привычки.

3. Объектом исследования стали учащиеся средней школы №18 города Сергиева Посада и студенты Московского Государственного Индустриального Университета.

4. Предметом исследования - отношение учащихся и студентов к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, их увлеченность вредными привычками.

5. Исходя из цели, была выдвинута рабочая гипотеза:

Выявить отношение молодежи к вредным привычкам и количество молодежи, имеющее вредные привычки можно, если провести социологический опрос, основой которого является анонимность.

6.Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1)Собрать и проанализировать научную литературу о воздействии никотина, алкоголя, наркотических веществ на организм человека;

2)Провести социологический опрос в классах разного возраста, средней школы №18 города Сергиева Посада и среди студентов 1 и 3 курсов филиала Московского Государственного Индустриального Университета;

3)Исследовать ценностные приоритеты, состояние здоровья школьников и студентов, отношение к проблемам рационального питания, степень занятости и наличие свободного времени, отношение к курению, алкоголю, наркотическим веществам, выяснить степень информированности школьников и студентов по данной проблеме;

4)Дать оценку состояния проблемы по результатам проведенного исследования;

5)На основании результатов исследования предложить рекомендации по решению проблемы.

Глава I

Обзор литературы по проблеме исследования

1.1 Курение и его вред для здоровья [3]

Курение - довольно распространенная вредная привычка людей разного возраста и пола. У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение к курению наподобие токсикомании возникают примерно у одной трети курильщиков.

Исследования показали, что в процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензпирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты (муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла и ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0,08 г, однако поступают они в организм человека не сразу. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду, но наносит организму как физический, так и психический, ущерб.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, у них ослабевает внимание, нарушаются память, умственная активность. Наибольший вред приносит курение, сопряженное с быстрыми затяжками. При этом происходит быстрое сгорание табака, и в дым переходит до 40% никотина. Особенно опасно привыкание к курению в молодом возрасте, когда обмен веществ в организме еще не стабилен, клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов. Частое и продолжительное курение сопряжено с проявлениями физического дискомфорта: утреннего кашля, головной боли, резких неприятных ощущений в области желудка, сердца, потливости, колебаниях артериального давления, потере сна, аппетита, снижении памяти. Человек становится нервозным, чрезмерно раздражительным, теряет работоспособность. Все его мысли подчинены потребности выкурить сигарету.

Данные многочисленных медицинских исследований показали, что табачный дым способствует возникновению серьезных заболеваний различных органов и их систем. Влияние табачного дыма на органы дыхания, в том числе при систематическом пассивном курении, приводит к воспалению и разрушению слизистой оболочки проводящих путей органов дыхания. Появляется «кашель курильщика», утолщаются и теряют свою эластичность голосовые связки. Большую опасность представляет попадание в организм компонента табачного дыма - полония-210, создающего опасный уровень альфа - излучения в легких, что увеличивает возможность возникновение раковых заболеваний как у курильщиков, так и у лиц, подверженных окуриванию. Не менее опасны вызывающие раковые заболевания изопрен и бензпирен, входящие в состав табачной смолы. У злостных курильщиков под действием табачного дыма может повышаться давление в альвеолах, приводящее к вздутию легких. В результате легочная ткань теряет свою эластичность, развивается не только легочная, но и сердечная недостаточность, т.к. кровь плохо насыщается кислородом и потребность в нем компенсируется более частым дыханием - возникает одышка, меняется форма грудной клетки, развивается эмфизема легких. В другом случае табачный дым вызывает спазм бронхов, затрудняющий дыхание. Оно становится свистящим, шумным и периодически сопровождается приступами удушья. Возникает бронхиальная астма, которая сопровождается резким ослаблением здоровья, сердечной недостаточностью, потерей работоспособности, а в запущенных случаях является главной причиной нетрудоспособности.

Данные медицинских исследований показали, что люди, начавшие курить в раннем возрасте, чаще подвержены раковым заболеваниям. Установлено, что табачный дым задерживается в ротовой полости и при длительном курении приводит к возникновению рака губы и слизистой оболочки полости рта, а при проглатывании слюны, содержащей канцерогенные вещества табачного дыма, возникает рак пищевода и желудка. Это особенно опасно для молодого, растущего организма, а также для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Непосредственное влияние на сужение коронарных сосудов сердца и повышение свертываемости крови оказывает никотин. Это значит, что у курящего в любой момент может произойти закупорка сосудов, ведущая к омертвению участка сердечной мышцы, - инфаркту миокарда. При сгорании табака в больших количествах в организм попадает окись углерода (угарный газ СО), необратимо связывающийся с гемоглобином крови. При этом нарушаются процессы тканевого дыхания и возникает болезненное состояние, которое сопровождается рассеянным вниманием, потерей памяти, общим недомоганием за счет ухудшения кровоснабжения жизненно важных органов, в первую очередь - центральной нервной системы. Курение угнетает жизнедеятельность желез внутренней секреции, особенно у растущего организма, снижает половую функцию. Неизбежно наступает С-гиповитаминоз, характеризующийся раздражительностью, быстрой утомляемостью, нарушением сна, частыми простудными заболеваниями. Не менее важны и сведения о влиянии табачного дыма и его составной части - никотина - на пищеварительную систему. При попадании никотина в организм через кровь и слюну в первую очередь страдают вкусовые рецепторы языка. У курильщиков постепенно утрачиваются вкусовые восприятия, поражаются клетки слизистой оболочки полости рта и пищевода, целостность зубной эмали: она покрывается трещинами и желтеет. Одной из основных причин возникновения и хронического течения язвенной болезни у курильщиков является сужение кровеносных сосудов слизистой оболочки желудка под действием компонентов табачного дыма. В таком состоянии она легко подвергается переваривающему действию желудочного сока с повышенной концентрацией соляной кислоты. В этом причина длительного незаживления (нерубцевания) язв у злостных курильщиков. Подтверждением служат и статистические данные последних лет: более 95% больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки являются курильщиками. Курение имитирует утоление голода, и молодые люди (прежде всего девушки) иногда прибегают к нему, чтобы «исправить» фигуру. Действительно, никотин уменьшает перистальтику желудка, что ведет к резкой потере аппетита. Однако при этом увеличивается вероятность возникновения гастрита (особенно в молодом возрасте). Появляются тошнота, неприятный запах изо рта, нездоровый, землистый цвет лица, быстрая утомляемость, боли в желудке. Это чрезмерная цена для сохранения своей фигуры.

Нарушение функций эндокринных желез особенно опасно в молодом возрасте, так как от нормального функционирования эндокринной системы зависят рост и развитие организма. Как следствие у курильщиков появляются боли в сердце, приступы сердцебиения, раздражительности, бессонница, похудение. Выкуривание беременной в день даже 4-5 сигарет может повлечь за собой преждевременные роды, рождение больных детей или их преждевременную смерть. Курение будущей матери или окружающих ее людей опасно для здоровья ребенка и после рождения. Получая вредные вещества с молоком матери, ребенок отстает в развитии, плохо спит, страдает расстройством кишечника, отказывается от груди. «Окуренные» дети подвержены аллергическим заболеваниям, различным формам диатеза, заболеваниям дыхательной системы. Никотин воздействует на нервную систему. У злостных курильщиков часто наблюдается снижение чувствительности кожи, появляются боли по ходу нервов, между ребрами, в поясничной области, конечностях. У них утрачивается острота зрения, слуха, притупляются вкусовые ощущения. В результате многолетних психологических исследований установлено, что среди курящих школьников и студентов больше неуспевающих, чем среди некурящих. Курящие учащиеся затрачивают значительно больше времени на выполнение учебных заданий, отличаются менее устойчивым вниманием, большей утомляемостью, замедленными рефлекторными реакциями. Замедление рефлекторных реакций особенно опасно для молодых людей, имеющих или предполагающих иметь профессии, связанные с необходимостью быстрой реакции на меняющиеся условия. Так, у курящего шофера скорость реакции увеличивается до 1 с при норме 0,5 с. В результате создаются аварийные ситуации, которые могут привести к трагическим последствиям. Именно поэтому не следует курить, тем более на работе, людям, профессии которых связаны с быстрыми, точными и безошибочными движениями, высокими скоростями (водителям автомобилей, машинистам поездов, летчикам, диспетчерам и пр.). Кроме вреда, приносимого пристрастием к вредной привычке, курильщик теряет около 500 мин, то есть 8 ч 20 мин в неделю, на перекуры. Это время можно использовать на прогулки, занятия спортом, физкультурой, интеллектуальные беседы, чтение книг и просто отдых от работы. Убедительным подтверждением вредных последствий курения для здоровья являются данные Всемирной организации здравоохранения:

  • вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;

  • каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;

  • смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;

  • от 11 до 20% злостных курильщиков страдают половой слабостью (импотенцией), курение - одна из причин бесплодия;

  • каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили;

  • ежегодно отмечается 300 тыс. преждевременных смертей в США и 100 тыс. в Великобритании, причиной которых являются рак легких и другие болезни, связанные с курением.

Не существует определенной временной продолжительности безопасного курения. Оно опасно не только для здоровья курильщика, но и для здоровья окружающих, их будущих детей. Не случайно уже много веков в Англии бытует мудрая народная пословица: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг». Курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благоприятный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни.

1.2 Употребление алкоголя и его вред для здоровья [3]

Алкоголь - это главный разрушитель здоровья. Он вызывает или способствует развитию многих физических и психических заболеваний, приводит к несчастным бракам, рождению нездорового потомства. От употребления алкоголя особенно сильно страдает центральная нервная система. Злоупотребление спиртными напитками приводит к уменьшению объема головного мозга, разрушению нервных клеток, нарушению процессов внутриклеточного обмена, психики человека, к появлению алкогольной зависимости. В головном мозге существуют центры положительных эмоций, и определенные вещества, попадая в организм, активизируют деятельность клеток этих центров. К таким веществам относится алкоголь. Попадая в головной мозг и влияя на обмен веществ в нервных клетках, он на первых порах снижает нервное напряжение, способствует подавлению чувства тревоги и страха, активизирует положительные эмоции. Попадая в организм, небольшое количество алкоголя постепенно разрушается с помощью фермента - алкогольдегидрогеназы, содержание которого определяется индивидуальными особенностями организма.

У детей и подростков формирование привыкания может протекать по-разному. Это зависит от возраста, здоровья, семейного окружения, социальной среды. Первыми подвергаются воздействию алкоголя органы пищеварения. Попадая в ротовую полость, ароматические соединения алкоголя раздражают слизистые оболочки рта, языка, глотки, временно повышают функцию слюнных желез, а затем резко понижают. При длительном действии алкоголя наступает атрофия поверхностных слоев языка, сглаживание сосочков, что приводит к потере вкуса. Кроме того, даже в молодом возрасте могут развиться и атрофические формы парадонтоза, последствием которых является преждевременное выпадение зубов. От действия алкоголя страдает и слизистая пищевода. Попадая в желудок, алкоголь стимулирует выделение желудочного сока. Однако этот сок по своему составу резко отличается от нормального, в нем много соляной кислоты и мало пепсина - фермента, с помощью которого переваривается пища. Большое количество кислоты обжигает слизистую и приводит к ее отмиранию. Таким образом, нарушается не только секреторная, но и моторная функция желудка, и, как следствие, возникают такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Постоянное воспаленное состояние слизистой оболочки способствует появлению раковых заболеваний.

Главной мишенью алкоголя является печень, так как все вещества, всасываемые в желудке и кишечнике, попадают с током крови в печень. Там происходит обезвреживание до 98% алкоголя, поступившего вместе с кровью. Как следствие, наблюдается увеличение размеров клеток за счет повышенного скопления жировых капель, нарушение их нормальной функции. Возникает заболевание - жировой гепатоз, сопровождаемый функциональными нарушениями печени и увеличением ее размеров. Появляются боли в правом подреберье, вздутия живота, кишечные расстройства. При прекращении употребления алкоголя и соответствующем лечении болезнь может исчезнуть за счет восстановления нормальной функции печени. В случае хронического пьянства количество жира в клетках печени резко увеличивается, в результате происходит их воспаление и гибель. На месте погибших печеночных клеток образуется соединительная ткань - развивается алкогольный гепатит, в дальнейшем переходящий в цирроз печени. Это заболевание характеризуется нарушением прохождения крови через печень, расширением вен пищевода, желудка, кишечника, застойными явлениями в брюшной полости, водянкой живота, возможными желудочными кровотечениями.

Употребление алкоголя, даже эпизодическое, отрицательно сказывается не только на органах пищеварительного тракта, но и на деятельность почек, так как они наряду с печенью выполняют обезвреживающую функцию в организме. Проходя через почки, алкоголь и ядовитые продукты его распада нарушают биохимические процессы, проходящие в почках. В результате из организма выводятся необходимые ему вещества: белок, сахар и другие. Кроме того, ядовитые продукты распада алкоголя вызывают повреждение почечной ткани, ее мелких сосудов и капилляров (почечных фильтров), их воспаление. В итоге возникает алкогольная болезнь почек - токсический некронефроз с последующим развитием хронического изнуряющего организм заболевания почек - пиелонефрита. Особую опасность для здоровья, нормальной функции почек представляют собой суррогаты алкоголя (тормозная жидкость, технический спирт, растворители спиртосодержащие косметические и некоторые другие технические средства), к которым часто прибегают не только хронические алкоголики, но и несведущие молодые люди, решившие, что их здоровый организм может все «переработать». Даже одноразовый прием «заменителей алкоголя» может полностью вывести из строя почечные фильтры и вызвать почечную недостаточность, последствием которой является общее отравление организма - смерть. Действие алкоголя на нервную систему, головной мозг происходит стадийно, поэтому человек и испытывает в период опьянения различные ощущения. Первая стадия - возбуждение (говорливость, жестикуляция, прилив тепла и сил). Она характеризуется высокой концентрацией алкоголя в клетках головного мозга. Ее продолжительность зависит от состояния организма, его здоровья. Вторая стадия опьянения - состояние общей расторможенности функций мозга. Поэтому даже малые дозы алкоголя, которые могут показаться вполне безобидным (30-60 г), угнетают клетки мозга, заметно изменяются биотоки мозга, что делает человека раздражительным, утомленным. Результатом поражения клеток головного мозга у постоянно пьющих людей могут быть судорожные припадки - алкогольная эпилепсия. В запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка, оно сопровождается повышением температуры, зрительными и слуховыми галлюцинациями (угрожающие голоса, нападения животных, чертей и т.п.).

Не менее опасно для центральной нервной системы, головного мозга и умеренное употребление спиртных напитков, особенно в молодом возрасте. Знание последствий употребления алкоголя, его действия на сохранения здоровья. Довольно часто можно встретить «молодых стариков» - людей, имеющих признаки стареющего организма. Для них характерно наличие дряблой кожи, преждевременных морщин. Отсутствие мышечного тургора (упругости мышц), здоровых красок на лице и теле, появление одышки и других признаков, подтверждают преждевременное старение организма. Подавляющее большинство таких молодых людей страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, основной причиной которых явилось злоупотребление алкогольными напитками, курением. В результате появляются боли в сердце, одышка и сердцебиение, общая слабость, сопровождаемая повышенной потливостью, головная боль, тошнота, расстройство желудка. Возникает заболевание, лечение которого требует восстановления содержания микроэлементов в сердечной мышце. Алкоголь и продукты его распада отрицательно действуют на состав крови, повышают ее вязкость, что может привести к образованию тромбов (сгустков крови) в сосудах сердечной мышцы с последующим омертвением ее отдельных участков - инфаркту миокарда. Особо подвержены воздействиям этилового спирта и ацетальдегида половые железы. В отличие от печеночных клеток половые железы не имеют механизмов, нейтрализующих ядовитые вещества. Употребление алкоголя приводит к изменению структуры и функции половых желез. Уменьшаются их масса и количество вырабатываемых половых клеток, появляются аномальные половые клетки (сперматозоиды без головки, хвоста). В состоянии опьянения оплодотворяющая активность сперматозоидов снижается в 3 раза. Повреждаются и женские половые клетки. Исследования, проведенные в 1998 г. голландскими учеными в странах Западной Европы, показали, что практически все из 3 тыс. обследованных детей, страдающих врожденной идиотией, были зачаты родителями в праздничные дни в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Таким образом, пристрастие к спиртным напиткам любой крепости в конечном счете всегда приводит к потере физического и психического здоровья, деградации личности, появлению нежизнеспособного потомства, распаду семьи.

1.3 Употребление наркотических веществ и здоровье [3,4,5]

Наркомания приносит так много горя человечеству, что для борьбы с распространителями наркотиков в отдельных странах изданы очень суровые законы. Вещества растительного происхождения (морфий, героин, опий и др.) и лекарственные препараты, внесенные в специальный список Министерства здравоохранения, называются наркотиками, а возникающее к ним болезненное пристрастие - наркоманией. Пристрастие к токсическим веществам, некоторым лекарственным препаратам, пахучим жидкостям, средствам бытовой химии, синтетическим препаратам, обладающим галлюциногенными свойствами, - называется токсикоманией. Лица, употребляющие данные вещества, называются наркоманами или токсикоманами. К группе опийных препаратов относятся морфин, героин, извлекаемые из сгущенного сока незрелых коробочек мака. Опийные препараты принимаются внутрь в виде отваров, настоев, приготовленных кустарным способом, но чаще всего вводятся внутривенно. Их используют в медицине как сильные болеутоляющие средства. При опийной наркомании быстро формируется выраженная психическая и физическая зависимость от наркотика.

Наиболее опасен героин - сильный галлюциноген, быстро разрушающий организм наркомана. Развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, крови, легких, половых органов. Резко меняется внешний вид человека: кожа становится морщинистой, цвет лица приобретает сероватый оттенок, портятся зубы, наступает преждевременное облысение, резкое истощение организма. Наиболее тяжело поражается головной мозг: развиваются психозы, ведущие к деградации личности и преждевременной смерти.

Препараты конопли - гашиш (канабис, марихуана, анаша, план, банг, «травка» и др.) - наиболее распространены в подростковой среде. Вопреки мнению о «мягкости» действия марихуаны она является опасным наркотиком, психологически и физиологически подготавливающим подростка к употреблению более «тяжелых» веществ. Длительное курение (иногда - жевание, прием внутрь) марихуаны приводит к появлению шизофренических синдромов, слабоумию, растормаживает человека, повышает его склонность к насильственным действиям. Кокаин - вещество, получаемое из листьев и побегов кустарника коки. Это белый порошок, употребление которого вызывает состояние эйфории. По своему токсическому действию кокаин - один из самых опасных наркотиков. На его основе получены многие сильнодействующие искусственные наркотики. В молодежной среде распространен наркотик «экстази». Это таблетки, употребление которых внутрь дает ощущение необычного прилива физических сил, энергии и веселья. Амфетамин известен со времен второй мировой войны как средство, способное резко повысить выносливость и позволяющее 3-4 суток проводить без сна в напряженной работе. Существовали строгие правила для его разового употребления в крайних случаях (например, в разведке), для повышения работоспособности в экстремальных ситуациях. При этом было хорошо известно о вреде, который наносится организму. У наркоманов, применяющих амфетамин регулярно и в больших дозах, наблюдаются психопатические состояния, подобные шизофрении.

Спектр веществ, обладающих наркотическими свойствами, постоянно увеличивается. Это могут быть новые лекарственные средства, препараты, получаемые кустарным способом, пахучие технические и химические вещества. Формирование привыкания к наркотикам зависит от личностных качеств юноши или девушки. Лица эмоционально неустойчивые, склонные к истерии, гневу, агрессии, конфликтам в коллективе, наиболее часто прибегают к поиску средств, облегчающих их состояние. Это могут быть различные виды наркотиков и другие токсические вещества.

В юношеском возрасте пагубные пристрастия к наркотикам, алкоголю, табаку формируются в результате социальных, психологических и физиологических факторов: - дань моде в приеме различных допингов, особенно в среде имущих классов и в подростково-юношеской среде;
- неудовлетворительное физическое и психическое состояние организма ребенка, подростка,молодого человека;
- невнимание к воспитанию подростка, его заброшенность, конфликты в семье;
- склонность ребенка, подростка к подражанию;
- пристрастие к курению, употреблению алкогольных напитков;
- стремление к наслаждению, удовольствиям у молодых людей, «избалованных» жизнью, но не состоявшихся в ней как личность;
- отсутствие умения постоять за себя по причине слабой воли, подчинения более сильному или неумения сказать «нет»;
- отсутствие интереса к активной интеллектуальной жизни, физкультуре и спорту.

Очень важной причиной является отсутствие необходимой информации о последствиях действий наркотиков на организм. Около 90% опрошенных (данные МЗ РФ) впервые потянулись к наркотикам, не зная об их пагубном влиянии, попробовали их из любопытства. Токсическое действие наркотических веществ вызывает активную защитную реакцию у молодого организма в виде тошноты, рвоты, сильной головной боли, расстройства стула, падения кровяного давления, сердцебиения и других малоприятных симптомов. Характер проявления этой реакции напрямую зависит от состояния здоровья. При хорошем физическом здоровье реакция на первый прием токсического, наркотического вещества (в сравнительно небольших дозах) может отсутствовать. В этом случае может сформироваться ошибочное представление о том, что наркотическое вещество не приносит неприятных ощущений и не столь опасно для здоровья. В результате исчезает страх перед его повторным приемом. Это опасное заблуждение. Повторное употребление в небольших дозах того же или аналогичного вещества способно привести к острому отравлению, при этом могут развиться ранее скомпенсированные аллергические реакции, усугубиться скрытый порок сердца, что может привести к частичной или полной инвалидности, а иногда и к ранней смерти. У некоторых людей может возникнуть привыкание к лекарственным препаратам при самолечении или «необходимости» поднять жизненный тонус. При бесконтрольном приеме наркотических средств наблюдается бледность лица или появление румянца в форме бабочки, повышение мышечного тонуса, судороги, тремор (дрожание) конечностей, нарушаются внимание, память, сообразительность и пр.

В юношеском возрасте процессы развития, становления эндокринной и центральной нервной системы еще не завершены полностью. Кроме того, молодой организм имеет более интенсивный обмен веществ, повышенную проницаемость тканей, ускоренный кровоток. Все это способствует быстрому всасыванию и распространению наркотических ядов в жизненно важные участки организма, особенно головной мозг. Даже непродолжительный прием наркотических (токсических) средств отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья. Вдыхание аэрозолей, жидких коллоидных смесей и других аналогичных средств не только нарушает деятельность печени и почек, но и может привести к параличу дыхательного центра. Даже незначительное физическое напряжение (во время танцев, ускоренной ходьбы и т.п.) после вдыхания некоторых аэрозольных веществ может привести к сердечной недостаточности, удушью.

Психическая зависимость от наркотиков может сформироваться даже после двух-, трехкратного их приема. Однако с ней можно успешно бороться, пока человек не испытывает желания в увеличении доз принимаемого наркотического вещества, физической потребности в одурманивающем его действии - эйфории, за которой наступает другая фаза, противоположная по характеру действия, - абстиненция.

Во время абстиненции наблюдается широкая гамма вегетососудистых, неврологических и психологических симптомов. Возникает беспокойство, нарушается сон, появляется слабость, головокружение и резкие головные боли, тошнота, рвота, боли в икроножных мышцах, в желудке, сопровождающиеся поносом. Возможно искажение зрительного восприятия. Признаки абстиненции зависят от наркотического средства. При опийных наркоманиях наблюдаются общее недомогание, учащение дыхания, пульса, расширение зрачков, повышение температуры, ощущение озноба, слюно- и слезотечение, тошнота, понос. Особенно тягостны выламывающие боли в мышцах конечностей, судороги жевательных мышц, боли в области поясницы и живота, двигательное беспокойство, бессонница, депрессивное состояние. Широкое распространение различных видов наркомании, токсикомании за последние три десятилетия во всех странах мира вызывает серьезную тревогу в международных организациях, так как представляет не менее страшную опасность, чем эпидемии чумы и холеры, уничтожавшие в прошлом большинство населения многих стран Европы и Азии. Угроза массового распространения различных видов наркомании и токсикомании серьезна и трагична для человечества потому, что их последствия не только отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье, но и резко сокращают его возраст, ухудшают наследственность. Известный американский журналист Р.Христофсен, исследовавший данную проблему в США, Англии, Италии и Голландии, пишет, что он «ни разу не встречал хронического наркомана в возрасте свыше тридцати лет».

  1. Выводы по главе I

  1. В литературных источниках имеется информация о негативном влиянии никотина, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

  1. В табачном дыме содержится более 400 компонентов, которые оказывают вредное воздействие на дыхание, кровообращение и другие функции организма. Особенно опасно табакокурение для подростков и женщин.

  2. Алкоголь разрушает все системы и органы, нарушая обмен веществ на клеточном и молекулярном уровнях.

  3. Наркотики изменяют мысли, сознание, чувства, ощущения человека, вызывают физическую и психологическую зависимость, способствуют развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, крови, легких, половых органов, меняют внешний вид человека, наиболее тяжело поражается головной мозг, развиваются психозы, ведущие к деградации личности и преждевременной смерти.


Глава II


Экспериментальное исследование состояния проблемы

2.1 Ход и результаты проведенного исследования

2.1.1 Методика экспериментальной работы

Для решения поставленной проблемы было определено направление исследования, которое осуществлялось следующим образом:

Изучалось отношение молодежи города Сергиева Посада к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ посредством социологического опроса.

Это один из самых распространенных методов в социальной экологии.

Социологический опрос - это метод получения пер­вичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между ис­следователем и респондентом с целью получения от пос­леднего необходимых данных в форме ответов на постав­ленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя пря­мо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в фор­ме вопросно-ответного диалога. Особенность этого обще­ния состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информа­ции выступают рядовые участники изучаемых процес­сов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта. [1]

Социологическая анкета - это объединен­ная единым исследовательским замыслом система воп­росов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о соци­альных фактах, явлениях, процессах. [2] В предложенной анкете, разработанной НИИ наркологии и МЗ РФ и Национальным бюро по наркотикам, использовались как закрытые, так и открытые вопросы (см приложение 1). Посредством вопросов 1,2 выяснялся возраст и пол респондентов. Вопрос 3 был направлен на выяснение состава семьи. В нашем случае полноценность семьи играет особую роль. Как правило, именно в неполных семьях, где нет постоянного контроля за поведением ребенка, нет должного внимания его образованию, воспитанию, происходит «уход» подростка «на улицу». Так называемая «свобода», а вернее полная безнаказанность, безолаберность, приводит к увлечению подростком вредными привычками. Вопрос 4 выяснял жизненные приоритеты респондентов. Очень часто неблагополучные подростки не ставят перед собой цели и не видят смысла в жизни. Вопрос 5, 7 задавался с целью выяснения оценки состояния здоровья и тем о здоровье, интересующих учащихся и студентов. Вопрос 6 был направлен на выяснение степени занятости и наличия свободного времени, так как нередко бесцельное времяпрепровождение и посещение мест массовых развлечений (дискотек, клубов, баров) подталкивает подростков к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. Вопросы 8,16,17,19-22 рассматривали информированность молодежи об изучаемой проблеме, роль взрослых, специалистов в жизни подростков, так как к появлению вредных привычек приводит невнимание к воспитанию подростков, его заброшенность в неблагополучных семьях и в семьях, где подростки избалованы жизнью, но не состоялись в ней как личность. Вопросы 9-13 выясняли отношение учащихся и студентов к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и выявляли количество респондентов, имеющих вредные привычки. Вопросы 14, 15, 18 определяли количество респондентов, занимающихся физической культурой и спортом, изучали информированность о факторах, необходимых для ведения здорового образа жизни и факторах, больше всего вредящих здоровью.

2.1.2 Результаты исследования

С целью исследования состояния проблем, связанных с употреблением никотина, алкоголя, наркотических веществ в г. Сергиев Посаде, мы провели с 15 по 20 мая 2007 года анкетирование учащихся средней общеобразовательной школы №18 с углубленным изучением отдельных предметов 7-го и 9-х классов (всего 120 человек) и студентов 1-х и 3-х курсов филиала Московского Государственного Индустриального Университета (всего 50 человек) (см. приложение 6). Всего было опрошено 170 человек.

Мы воспользовались анкетой, предложенной НИИ наркологии МЗ РФ и Национальным бюро по наркотикам. (см приложение 1)

На основе анкет были построены таблицы и диаграммы (см приложение 2,3,4,5), и их анализ показал:

Большинство респондентов - девушки (62%), возраст от 12 до 20 лет. 85% 7-миклассников, 80% 9-тиклассников, 88% студентов из полных семей. Главным в жизни учащиеся 7 класса считают здоровье и взаимоотношение в семье, учащиеся 9 класса - карьеру, учебу и здоровье, студенты - взаимоотношение в семье, карьеру, учебу. Около половины опрошенных считают состояние их здоровья хорошим, 35% - удовлетворительным. Подавляющее большинство во всех группах любят гулять в свободное время. 7-миклассников больше интересует проблема рационального питания, старших школьников и студентов - спорт и рациональное питание. О проблемах, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков подростки узнают из телепередач, книг, журналов, газет. Больше половины 7-миклассников (55%) - не курят и никогда не пробовали, среди 9-тиклассников - 37% некурящие, студентов - 40%. Во всех возрастных группах подавляющее большинство (до 96%) употребляют алкоголь. Самые осведомленные в названиях наркотических веществ - 9-тиклассники (94) - знают от 2-х до 12-ти названий наркотиков. Около 13% 9-тиклассников и 14% студентов, уже попробовали наркотические вещества, такие как тарен, план. Около 80% опрошенных ведут подвижный образ жизни, занимаются спортом. Около 60% опрошенных считают, что для ведения здорового образа жизни необходимо желание и сила воли самого подростка. Информацию о здоровом образе жизни 50% учащихся 7 класса и 35% учащихся 9 класса хотят получать на школьных уроках, лекциях, беседах, а 36% студентов - из телепередач. При возникновении проблем, связанных с употреблением алкоголю и наркотиков 60% 7-миклассников обратились бы к родителям, а 9-тиклассники (40%) и студенты (34%) обратились бы к друзьям. Большинство респондентов считают, что говорить подросткам о вреде курения и употребления алкоголя нужно с 6-7 лет, а о вреде потребления наркотиков - с 10-13 лет.

Отдельно проанализировав полные и неполные семьи, мы выяснили, что опрошенные 7-миклассники из неполных семей курят в 75% случаев, в полных семьях - 38%, в неполных семьях употребляют алкоголь в 100% случаях, против 87% в полных семьях.

В 9-ых классах такой зависимости в употреблении наркотиков и алкоголя не наблюдается. Но процент курящих в неполных семьях (78%) больше, чем в полных (52%).

Среди студентов из неполных семей курят 80%, из полных - 58%. Принимают алкогольные напитки в неполных семьях - 100%, в полных - 96%. Употребляют наркотики в неполных семьях - 40%, в полных - 11%. (см приложение 5.24)





2.2 Выводы по главе II


В ходе проведенного исследования было установлено следующее:


  1. Проблема употребления табака, алкоголя и наркотиков актуальна для нашего города, как и для многих городов России и мира.

  2. Как показали исследования, несмотря на осознание вреда употребления табака, алкоголя и наркотических веществ (79%), значительное количество молодежи их все же употребляют.

  3. Увлечение курением выявлено у 45% - 7-миклассников, 63% - 9-тиклассников и 60% - студентов. Употребление алкоголя составило в общей сложности 96% по всем группам респондентов. Одинаковое количество учащихся 9-х классов и студентов употребляют наркотики (13-14%)

4. Для большинства респондентов здоровый образ жизни подразумевает

систематические занятия физической культурой, полноценное питание,

рациональное чередование труда и отдыха.

  1. По статистике самые острые проблемы - это курение и употребление алкоголя.

6. Проблема наркотиков в изучаемых учебных заведениях не такая острая.

  1. С увеличением возраста респондентов увеличивается процент курящих,

употребляющих алкоголь и наркотики. ( см приложение 5.23)

8. Установлено, что большинство опрошенных с вредными привычками из неполных

семей (см приложение 5.24)






Рекомендации

Усилить работу, направленную на профилактику заболеваний, предупреждение вредных привычек, формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в учебных заведениях города Сергиева Посада посредством:

1) пропаганды здорового образа жизни;

2) проведения лекций, бесед, посвященных данной проблеме;

3) вовлечения молодежи в общественную жизнь (олимпиады, спартакиады, клубы и кружки по интересам);

4) органам образования способствовать увеличению количества бесплатных кружков, секций, что привлечет большее количество молодежи.


Практическое использование результатов проекта (внедрение)

Были проведены классные часы с учениками средней школы №18 на тему о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Ежегодно в нашей школе проводятся акции: «Мы против наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», где учащиеся принимают активное участие. (см приложение 7,8)









Список литературы

1.Социология. Курс лекций. Радугин А.А., Радугин К.А., Москва, издательство «Центр», 1997 год

2.Социология. Учебник для юридических вузов. СПб, издательство «Лань», СПб Университет МВД РФ, 2000 год

3.Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии, методическое пособие 6-9 классы, Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2004 год

4.Профилактика наркомании в школе - М ООО «Чистые пруды», Егоров А., Ким И., Родионов В., Сергеев А., 2005

5.Скрытая профилактика наркомании, практическое руководство для педагогов и родителей. Гарифуллин Р.Р., Москва ТЦ Сфера 2002 год











Приложение

( анкета, таблицы, диаграммы, фотографии)























Приложение 1

Анкета

Дорогой друг!

Просим принять участие в изучении отношения молодежи к своему здоровью. Внимательно прочитайте вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий и обведите его номер кружочком. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут использованы в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не надо. Мы гарантируем полную анонимность ответов.

Благодарим за сотрудничество!


  1. Ваш пол:

    1. мужской

    2. женский

  2. Ваш возраст ________(полное число лет)

  3. С кем вы проживаете:

    1. мать

    2. отец

    3. дедушка

    4. бабушка

    5. братья

    6. сестры

    7. другое (укажите) ___________________

  4. Что является для вас главным в жизни:

    1. взаимоотношение в семье

    2. материальное благополучие

    3. здоровье

    4. друзья

    5. любовь

    6. учеба, профессиональное образование

    7. карьера

  5. Как вы оцениваете состояние своего здоровья:

    1. хорошее

    2. удовлетворительное

    3. плохое

    4. затрудняюсь ответить

  6. Ваше любимое занятие в свободное время:

    1. занимаюсь спортом

    2. хожу на дискотеку

    3. читаю книги газеты журналы

    4. смотрю телевизор, видео

    5. играю в компьютерные игры

    6. гуляю по улицам с друзьями

    7. хожу в бар

    8. занимаюсь домашними делами

    9. другое_________________________

  7. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересуют?

    1. физическая культура и спорт

    2. рациональное питание

    3. курение

    4. алкоголь

    5. наркотики

    6. половое воспитание

    7. другие темы (укажите какие)___________________

    8. никакие

  8. Из каких источников Вы узнаете о проблемах, связанных с курением, алкоголем, наркотиками, о болезнях передаваемых половым путем:

    1. из телевизионных передач

    2. из кинофильмов

    3. из книг, журналов, газет

    4. из радиопередач

    5. от учителей

    6. от родителей

    7. от других взрослых

    8. от друзей

    9. из других источников (укажите, из каких)__________________

  9. Сколько сигарет Вы выкурили за всю вашу жизнь:

    1. ни одной

    2. только 1 или 2 затяжки

    3. 1 сигарету

    4. от 2 до 5 сигарет

    5. от 6 до 15 сигарет (примерно 0,5 пачки)

    6. от 16 до 25 сигарет (примерно 1 пачка)

    7. от 26 до 99 сигарет

    8. 100 сигарет и более (5 пачек и более)

  10. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки, включая пиво:

    1. не употребляю

    2. только 1 или 2 раза попробовал (а)

    3. иногда, по праздникам

    4. 1-2 раза в месяц

    5. 1-2 раза в неделю

    6. почти ежедневно

    7. ежедневно

  11. Напишите названия наркотиков и других веществ, воздействующих на психику, которые Вам известны:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Сколько раз Вы пробовали наркотики или другие одурманивающие вещества:

    1. никогда не пробовал (а)

    2. попробовал (а) только 1-2 раза

    3. 1-2 раза в месяц

    4. 1-2 раза в неделю

    5. почти ежедневно

    6. ежедневно

  2. Какие наркотические или одурманивающие вещества Вы пробовали? (перечислите)___________________________________________________________

  3. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

    1. да, занимаюсь

    2. нет, не занимаюсь

  4. Что на Ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни:

    1. наличие соответствующих знаний

    2. наличие денежных средств

    3. помещение и оборудование

    4. соответствующая литература

    5. специальная программа в школе

    6. соответствующие специалисты

    7. специальная программа по месту жительства

    8. желание

    9. сила воли

    10. другое (что именно)___________________________________

  5. Кто, по Вашему мнению, должен помогать вести здоровый образ жизни:

    1. врачи

    2. учителя

    3. тренеры

    4. родители

    5. я сам (а)

    6. друзья

    7. другое ____________________________________________

  6. В каком виде Вы хотите получать информацию о здоровом образе жизни:

    1. статьи в газетах, журналах

    2. телепередачи

    3. видеофильмы

    4. школьные уроки

    5. лекции и беседы

    6. разговоры с родителями

    7. другое____________________________________________

    8. ни в каком

  7. Как Вы считаете, что больше вредит здоровью? (не более трех ответов)

    1. нарушение режима труда и отдыха

    2. нарушение питания

    3. курение

    4. потребление алкогольных напитков

    5. потребление наркотиков

    6. малоподвижный образ жизни

    7. несоблюдение личной гигиены

    8. другое ____________________________________________

  8. Если бы у Вас или Вашего друга возникли проблемы с потреблением алкоголя или наркотиков, к кому бы Вы обратились:

    1. к врачам

    2. в милицию

    3. к родителям

    4. к учителям

    5. к друзьям

    6. к другим___________________________________________

    7. ни к кому

  9. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде курения - в ___ лет

  10. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде злоупотребления алкогольными напитками - в ___ лет

  11. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде потребления наркотиков - в ___ лет


Приложение 2

Результаты теста по 7 классу

Вопрос

Варианты ответов

1. Пол

мужской

женский

40%

60%

2. Возраст

12 лет

13 лет

14 лет

5 %

65%

30%

3. С кем вы проживаете

полные семьи


неполные семьи

85%

15%

4. Что является главным в жизни

друзья

здоровье

карьера

учеба

взаимоотношение в семье

любовь

5%

25%

5%

20%

25%

20%

5. Ваше состояние здоровья

хорошее

удовлетворительное

55%

45%

6.Ваше любимое занятие в свободное время

играть в компьютер

гулять

спорт

домашние дела

телевизор

30%

30%

25%

10%

5%

7. Какие темы о здоровье вас больше всего интересуют

нет ответа

спорт

наркотики

рациональное питание

половое воспитание

15%

15%

5%

40%

25%

8. Откуда вы узнаете о проблемах связанных с курением алкоголем …

родители

книги, журналы, газеты

телепередачи

друзья

учителя

10%

25%

50%

10%

5%

9. Сколько сигарет вы выкурили за всю жизнь

1 сигарета

1 пачка

2-5 сигарет

1-2 затяжки

5 пачек

ни одной

10%

5%

10%

15%

5%

55%

10. Как часто вы употребляете алкогольные напитки

по праздникам

1-2 раза попробовал

не употребляю

1-2 раза в неделю

55%

25%

10%

10%

11. Напишите названия наркотиков вам известных

не знаю

знаю 2-3 наркотика

знаю 4-6 наркотиков

40%

25%

10%

12. Сколько раз вы пробовали наркотики

никогда не пробовал

100%

13. Какие наркотические вещества вы пробовали

никакие вещества не пробовал

100%

14.Занимаетесь ли вы спортом

да

нет

90%

10%

15. Что необходимо для ведения здорового образа жизни

желание

сила воли

деньги

знания

спорт

60%

15%

10%

10%

5%

16.Кто должен помогать вести здоровый образ жизни

тренеры

я сам

родители

врачи

10%

55%

25%

10%

17.Откуда вы хотите получать информацию о здоровом образе жизни

телепередачи

школьные уроки

статьи

нет ответа

родители

25%

50%

5%

5%

15%

18. Как вы считаете, что больше вредит здоровью

наркотики, алкоголь, курение

нарушение режима труда и отдыха

неправильное питание

75%

10%

15%

19.К кому бы вы обратились, если у вас возникли проблемы с алкоголем наркотиками

родители

врачи

друзья

ни к кому

60%

15%

20%

5%

20.С какого возраста следует говорить о вреде курения

2-5 лет

6-7 лет

9-10 лет

12 лет

20%

40%

30%

10%

21. С какого возраста следует говорить о вреде алкоголя

3-5 лет

6-7 лет

8-9 лет

10-12 лет

15%

40%

20%

25%

22. С какого возраста следует говорить о вреде наркотиков

4-5 лет

6-7 лет

9-10 лет

12-15 лет

15%

20%

45%

20%


Приложение 3

Результаты теста по 9 классу

Вопрос

Варианты ответов

1. Пол

мужской

женский

44%

56%

2. Возраст

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

1%

28%

68%

3%

3. С кем вы проживаете

полные семьи


неполные семьи

80%

20%

4. Что является главным в жизни

друзья

здоровье

карьера учеба

спорт

прожить ее достойно

деньги

взаимоотношение в семье

любовь

10%

24%

26%

1%

1%

7%

21%

10%

5. Ваше состояние здоровья

хорошее

плохое

затрудняюсь ответить

удовлетворительное

51%

1%

13%

35%

6.Ваше любимое занятие в свободное время

компьютер

гулять

спорт

читать

телевизор

музыка

дискотека

19%

35%

18%

16%

5%

2%

5%

7. Какие темы о здоровье вас больше всего интересуют

нет ответа

спорт

наркотики курение алкоголь

рациональное питание

половое воспитание

все темы

11%

50%

14%

14%

8%

3%

8. Откуда вы узнаете о проблемах связанных с курением алкоголем …

родители

учителя

книги, журналы, газеты

телепередачи

друзья

свой опыт

отовсюду

интернет

25%

19%

41%

11%

1%

2%

1%


9. Сколько сигарет вы выкурили за всю жизнь

полпачки

не более 5 пачек

1 пачка

2-5 сигарет

1-2 затяжки

5 пачек

ни одной

1 сигарета

5%

5%

9%

10%

9%

21%

37%

4%

10. Как часто вы употребляете алкогольные напитки

по праздникам

1-2 раза в месяц

ежедневно

не употребляю

1-2 раза в неделю

1-2 раза пробовал


56%

13%

1%

9%

15%

6%

11. Напишите названия наркотиков вам известных

не знаю

знаю 2-3 наркотика

знаю 4-5 наркотиков

знаю 6-7 наркотиков

знаю 8-9 наркотиков

Знаю 11-12 наркотиков


6%

21%

34%

23%

13%

3%

12. Сколько раз вы пробовали наркотики

не пробовал

1-2 раза пробовал

3 раза пробовал

7 раз пробовал

87%

10%

2%

1%

13. Какие наркотические вещества вы пробовали

не знаю

конопля

травка


тарен

никакие вещества не пробовал

3%

6%

3%


1%

87%

14.Занимаетесь ли вы спортом

да

нет

81%

19%

15. Что необходимо для ведения здорового образа жизни

желание

сила воли

деньги

знания

спорт

спец. программа в школе

помещение и оборудование

47%

27%

10%

6%

2%

4%

4%

16.Кто должен помогать вести здоровый образ жизни

тренеры

я сам

родители

врачи

друзья

по возможности все

4%

59%

21%

3%

12%

1%

17.Откуда вы хотите получать информацию о здоровом образе жизни

телепередачи

газеты журналы книги

лекции и беседы

друзья

ни в каком

родители

26%

12%

35%

1%

19%

7%

18. Как вы считаете, что больше вредит здоровью

наркотики, алкоголь, курение

нарушение режима труда и отдыха

все

96%

3%

1%

19.К кому бы вы обратились, если у вас возникли проблемы с алкоголем наркотиками

родители

врачи

друзья

ни к кому

19%

25%

40%

16%

20.С какого возраста следует говорить о вреде курения

4-5 лет

6-7 лет

8-9 лет

10-12 лет

28%

22%

4%

46%

21. С какого возраста следует говорить о вреде алкоголя

5 лет

6-7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-14 лет

2%

22%

8%

40%

28%

22. С какого возраста следует говорить о вреде наркотиков

5 лет

7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

14-15 лет


6%

10%

16%

20%

26%










Приложение 4

Результаты теста по университету

Вопрос

Варианты ответов

1. Пол

мужской

женский

24%

76%

2. Возраст

17 лет

18 лет

19 лет

20 лет

22%

44%

20%

14%

3. С кем вы проживаете

полные семьи


неполные семьи

88%

12%

4. Что является главным в жизни

друзья

здоровье

карьера

нет ответа

учеба

деньги

взаимоотноше-ние в семье

любовь

8%

8%

4%

6%

6%

8%

50%

10%

5. Ваше состояние здоровья

хорошее

затрудняюсь ответить

удовлетворительное

66%

4%

30%

6.Ваше любимое занятие в свободное время

компьютер

гулять

спорт

дом. дела

телевизор

музыка книги

нет времени

пить с друзь-ями

6%

48%

20%

4%

10%

8%

2%

2%

7. Какие темы о здоровье вас больше всего интересуют

нет ответа

спорт

наркотики

рациональное питание

половое воспитание

вредные привычки

здоровый образ жизни

10%

36%

6%

36%

8%

2%

2%

8. Откуда вы узнаете о проблемах связанных с курением алкоголем …

родители учителя

книги, журналы, газеты

телепередачи

друзья

свой опыт

нет ответа

интернет

8%

28%

46%

8%

4%

2%

4%

9. Сколько сигарет вы выкурили за всю жизнь

полпачки

не более 5 пачек

1 пачка

2-5 сигарет

1-2 затяжки

5 пачек

ни одной

4%

8%

8%

6%

4%

26%

40%

10. Как часто вы употребляете алкогольные напитки

по праздникам

1-2 раза в месяц

ежедневно

не употребляю

1-2 раза в неделю

36%

20%

2%

4%

38%

11. Напишите названия наркотиков вам известных

не знаю

знаю 7-9 наркотиков

знаю 1-3 наркотика

знаю 4-6 наркотиков

6%

16%

32%

46%

12. Сколько раз вы пробовали наркотики

1-2 раза пробовал

5 раз пробовал

никогда не пробовал

12%

2%

86%

13. Какие наркотические вещества вы пробовали

не знаю

план конопля

травка

никакие вещества не пробовал

4%

4%

6%

86%

14.Занимаетесь ли вы спортом

да

нет

70%

30%

15. Что необходимо для ведения здорового образа жизни

желание

сила воли

деньги

знания

спорт

правильное питание

помещение и оборудование

40%

22%

8%

12%

6%

2%

10%

16.Кто должен помогать вести здоровый образ жизни

тренеры

я сам

родители

врачи

друзья

по возможности все

8%

62%

14%

2%

8%

6%

17.Откуда вы хотите получать информацию о здоровом образе жизни

телепередачи

газеты журналы книги

лекции и беседы

из любых источников

друзья

ни в каком

родители

36%

24%

16%

8%

2%

8%

6%

18. Как вы считаете, что больше вредит здоровью

наркотики, алкоголь, курение

нарушение режима труда и отдыха

нет ответа

все

малоподвижный образ жизни

66%

10%

4%

4%

16%

19.К кому бы вы обратились, если у вас возникли проблемы с алкоголем наркотиками

родители

врачи

друзья

милиция

ни к кому

30%

28%

34%

2%

6%

20.С какого возраста следует говорить о вреде курения

нет ответа

5-7 лет

8-9лет

10 лет

11-13 лет

14 лет

4%

52%

16%

20%

6%

2%

21. С какого возраста следует говорить о вреде алкоголя

нет ответа

5-7 лет

8-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-16 лет

4%

30%

16%

22%

20%

8%

22. С какого возраста следует говорить о вреде наркотиков

нет ответа

5-7 лет

8-10 лет

11-13 лет

14-15 лет

16-18 лет

4%

22%

24%

36%

8%

6%






© 2010-2022