Внеклассное мероприятие Первоцветы Адыгеи и их охрана

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Республиканский заочный конкурс на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен…»




Номинация педагогическая

«Островок природы» - литературный конкурс


Сценарий внеклассного мероприятия

«ПЕРВОЦВЕТЫ И ИХ ОХРАНА»





учитель географии и биологии

Хеж Сусанна Азиковна


МБОУ «СОШ №4 им.А.И.Хуаде» а.Гатлукай г.Адыгейска






2015г.



Внеклассное мероприятие «Первоцветы»

Цель урока:

  • Формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу Адыгеи, и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;

  • Углубление знаний о Красной книге Адыгеи;

  • Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.

Развивающие:

  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

  • Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

Воспитательные:

  • Воспитание гуманного отношения к природе.

  • Экологическое и нравственное воспитание.

Материал и оборудование: цветная бумага, фломастеры и карандаши для оригами, фотографии цветов: первоцветов, ландыша, мать-и-мачехи.

Ход занятия:

«Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека,
но и потому, что она прекрасна».
Жан Дорст

Знакомство с рассказчиками, введение в курс темы занятия.

Наше занятие будет посвящен одним из самых красивых и редких цветов на Земле.

Рассказ учителя: Существует древняя легенда: «Во мраке и стуже будто-бы лежала когда-то Мать Сыра Земля - не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (Ярило, Яр - у древних славян бог Солнца, весны и плодородия): «Взгляни сквозь тьму кромешную, хороша ль, пригожа ль она, придется ль по мысли нам?» Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе, жадно пила солнечные лучи, набиралась до полных краев живоносной силой. Молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: «Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми…»

Еще только начал таять снег, побежали весенние ручьи, а в лесу наступает праздник. Расцветают первоцветы. Это самые первые и самые храбрые цветы.

Ученик: «Мы к вам пришли, чтобы рассказать о первых весенних цветах - первоцветах»

Почему нельзя рвать первые весенние цветы? Почему большинство первоцветов занесены в «Красную книгу»? Как сохранить на нашей планете эти цветы?

Ученик: Почему нельзя покупать у торговцев редкие цветы. Ведь если мы будем покупать первоцветы, то те, кто их срывают в лесу, будут еще больше их срывать, чтобы как можно больше продать.

Ученик: Призыв ко всем ученикам:

«Если вы готовы нас поддержать и хотите сохранить на планете Земля первые весенние цветы, то расскажите об этом своим близким, друзьям! Сами никогда не рвите цветы и остановите тех, кто хочет сорвать весенний цветок. Подумайте, что следующей весной такой цветок может и не появиться из-под снега!»

Они должны жить! Так можно сказать о каждом животном и растении. Должна жить каждая травинка, каждая букашка! Особенно надо охранять исчезающие виды. В наше время им очень трудно быть незащищенными. Люди, берегите природу!

Ученик (Рисует большой цветок на доске с лепестками, и будет записывать названия первоцветов которые будут названы учениками): -Я нарисовал большой суперпервоцвет. Каждый лепесток этого чудесного цветка будет состоять из названий первоцветов.

Ученик: Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название - "галантус", что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».

Ученик: Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу - подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Учитель: Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее-зимне-весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и др.

Ученик: Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Ей не страшны весенние заморозки, потому что в моих клетках содержится повышенная концентрация сахара.

Ученик: Медуница. Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который сам по себе - разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.

Ученик: Мать-и-мачеха - Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название мое означает «Выводящее кашель».

Ученик: Хохлатка - Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка - будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз. Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение лишь на 4 -5 год своей жизни.

Ученик: Ветреница - Зацветет ветреница - и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь - и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы. Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек.

Ученик:

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их.

И бездумно, безжалостно рвали.

Ученик: Первоцветы - очень нежные и уязвимые растения, они требуют к себе бережного отношения. Все они нуждаются в охране. За свою нежную красоту эти растения постоянно становятся жертвами человека. Их безжалостно рвут на букеты, иногда просто срывают и выбрасывают. Такое отношение к первоцветам приводит к тому, что мы все реже можем любоваться ими в весеннем лесу. При сборе цветов под ногами погибают семена, всходы и формирующиеся в момент цветения луковицы.

Учитель:

И я еще не раз, наверно,
природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней. Лесами. Лугом.
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом -
Не расточай его добра.

Учитель:

И хочется закончить наше мероприятие изобретением оригами и зарисовкой красивых букетов цветов. Которые будут искусственными, а не живыми. (складывание из бумаги цветов и собирание из них букета, которые можно заранее заготовить)

Ученик: Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано.

Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Учитель: К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Итог занятия:

Все рисунки и оригами в конце занятия складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается книга.

Учитель: - Вот наша книга о первоцветах готова. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.



© 2010-2022