Рекомендации к проведению мастер-класса Школа настоящего - школа проектов

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

«Школа настоящего - школа проектов»

(из опыта работы по организации проектно - исследовательской

деятельности школьников во внеурочное время учителя биологии Сухаревой О.В.).

« Если ученик не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет продолжать копировать»

Л.Н.Толстой.

Цель мастер-класса:

обучение участников построению образовательного процесса с учетом

исследовательской деятельности учащихся.

Задачи: - знакомство с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;

-определение форм, методов и приемов исследовательской работы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, распечатки приложения, бумага, ручки.

1.Информационный блок.

*Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги!

Сначала о грустном. Всем нам известно не понаслышке состояние современного образования: падение интереса к учебе, слабый уровень овладения элементарными учебными навыками (чтение, счет), отсутствие прилежания, инициативы, настойчивости в учебе.

(слайд 2)

Наконец на данные проблемы обратили внимание и различные образовательные органы и не только в нашей стране.

(слайд 3)

Жак Люсьен Жан Делор - президент международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в 21 веке сформулировал цели образования 21 века:

1.научиться познавать

2.научиться делать

3.научиться жить

4.научиться жить вместе

Как сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь?

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально - экономическим условиям страны.

Важной частью программы модернизации образования является поиск и освоение новых технологий обучения.

Одна из таких технологий - проектная.

Проектная технология, как метод решения проблем, не нов. Он возник еще в начале 20 века в США. Чуть позже идея проектного обучения появилась в России. В школе эта идея внедрялась широко, но не всегда продуманно, поэтому в 30-е годы этот метод был осужден.

Хотелось бы верить, что проектная деятельность в школе не станет данью моде, из проектно-исследовательской работы не исчезнет самое главное - творческое начало.

Проектно-исследовательскую деятельность можно осуществлять во время урока и во внеурочное время. Однако в рамках классно-урочной системы есть временные ограничения, сложности в вовлечении в эту работу всех учащихся.

На мой взгляд, более плодотворной является исследовательская работа во внеурочное время. При этом нужно помнить, что исследовательской деятельностью могут заниматься не все. По данным социологических исследований только 16% людей способны по-настоящему заниматься научной работой. Важно суметь определить талантливого ученика. Научной деятельностью могут заниматься и ученики без выдающихся способностей.

Но необходимы такие качества как трудолюбие, ответственность, любознательность.

Что же такое проект? (слайд 4)

Классификация проектов, этапы их выполнения, функции ученика и учителя представлены на схемах (прилагаются).

Проект - это 6 «П»:

1 «П» - проблема

2 «П» - проектирование

3 «П» - поиск решений

4 «П» - продукт

5 «П» - презентация

6 «П» - портфолио (рабочая папка с материалами)

Этапы проектно-исследовательской работы.

Шаг 1 (слайд 5).

Выбор проблемы и формулировка темы.

Тема должна быть выполнима и полезна, занимать не очень долгое время (иначе потеряется интерес), соответствовать интересам ребенка и учителя (не увлеченный человек не может увлечь других). Важный момент - оригинальная, нескучная формулировка темы, это привлекает внимание автора и в дальнейшем слушателей.

Тему можно сформулировать так: «О вреде курения», а можно так - «Ох, уж этот дым Отечества!, можно так - «Микробиологическое загрязнение школьных помещений», а можно и так - «Невидимые монстры».

« Как вы судно назовете, так оно и поплывет!»

Тематика проектных работ включает в себя работы по биологии, экологии, психологии и межпредметные проекты (биология и литература).

Шаг 2 (слайд 6).

Проектирование.

На этом этапе определяются методики исследований, необходимое оборудование, распределяются функции участников проекта, составляется план исследований.

Шаг 3.

Поиск решений.

Изучение специальной литературы, накопление сведений об исследуемом объекте, проведение экспериментов и получение собственных результатов.

Каждое самостоятельное открытие даже крупицы знаний учеником возвышает его в собственных глазах. Эту положительную эмоцию он хранит в памяти, стремится пережить ее еще раз. Возникает интерес не только к предмету, но и к самому процессу познания.

Шаг 4 (слайд 7).

Подготовка готового продукта: спектакль, выставка, буклет, газета, мультимедийная презентация и т.д.

Шаг 5 (слайд 8-17).

Презентация готового продукта.

Подготовка к презентации занимает немало времени: отрабатывается все, начиная с внешнего вида, темпа и выразительности речи, до умения общаться с аудиторией.

Стараюсь, чтобы авторы работ представляли результаты своих исследований на различных уровнях: это выступления перед учениками, родителями, учителями (в том числе на пед.совете), на научных конференциях.

Хочется отметить, что все исследовательские работы детей получили достойную оценку.

Занятия проектно-исследовательской работой помогают школьникам раньше и увереннее сделать профессиональный выбор (слайд 18).

Значительная часть участников исследований стали студентами ВУЗов, многие занимаются научной работой.

Итак, задачи НИР школьников: (слайд 19).

1.Развитие самостоятельности.

2.Самореализация личности ученика (оценка своих способностей, выбор профессии).

3.Развитие творческих способностей (развитие образного мышления, памяти, логики, умения выражать свои мысли).

4.Коммуникабельность учащихся.

(слайд 20)

*Презентация опыта работы (творческие проекты учащихся).

(презентации работ учащихся прилагаются)

2.Творческий блок «Мы создаем проект».

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вам немножко окунуться в проектную деятельность.

На ваших столах имеется тематика возможных исследований. Выберите одну из них. Определите проблему, покажите актуальность выбранной темы, дайте название своей работе.

Предложите методы работы.

Какой продукт вы предполагаете получить?

Каждая группа отчитывается через 5-7 минут работы.

Уважаемые участники мастер-класса! Я благодарна вам за сотрудничество.

Надеюсь, что полученная информация поможет вам и вашим учителям в освоении новых технологий обучения.

Желаю вам успехов и открытий! (слайд 21)

4


© 2010-2022