- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока естествознания Орган зрения для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Конспект урока естествознания Орган зрения для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Страхарская В.М. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Естествознание 9 класс.
Тема: Орган зрения.
Цели: Сформировать представления о строении и значении органов зрения для человека.
Задачи; I. 1. Выявить знания учащихся об органах чувств и оценить их.
2.Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала о форме, строении и значении органа зрения.
II. 1. Продолжить работу над развитием слухового и зрительного восприятия, нагляднообразной памяти, речи и пополнением активного словарного запаса.
III. 1. Воспитание мотивации к учению.
2. Формирование бережного отношения к органу зрения. Оборудование: 1. плакат «Зрительный анализатор».
-
перфокарты. 6. учебник и раб.тетрадь «Естествознание»-9 кл.
-
серия предметных картинок. 7, жетоны.
-
муляж «Орган зрения» 8. фонарик
-
зеркала. 9. череп.
Виды работ на уроке: 1. работа с перфокартами.
2. беседа с элементами рассказа и демонстрацией плаката, серии предметных картинок, муляжа.
-
работа с текстом учебника.
-
выполнение практической работы №1,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока. I. Орг. момент.
Итак, прошу внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по - удобнее,
Начнём сейчас урок.
Коррекция внимания. Сначала я хочу проверить, насколько вы внимательны. Перед вами на столике несколько предметов - одёжная щётка, картина, пузырёк духов, конфета, магнитофон. Закройте глаза. Откройте, посмотрите внимательно и скажите какой предмет я убрала? Как вы думаете, почему на столике стояли именно эти предметы?
II. Проверка д/з ( Выявление знаний учащихся об органах чувств),
а) индивидуальный письменный опрос. - работа с перфокартами.(перфокарта для сильных уч - ся )
1. Какое значение имеет орган зрения?
2. Какое значение имеет орган вкуса?
(перфокарта для слабого ученика.)
Что относится к
органам чувств?
Орган зрения
нос
Орган слуха
кожа
Орган вкуса
глаз
Орган обоняния
ухо
Орган осязания
язык
б) индивидуальная работа у доски.
Перед вами изображения органов чувств и объектов их восприятия.
Нужно проверить правильно ли соеденены между собой орган чувств и воспринимаемый им объект. Если вы считаете, что допущена ошибка - исправьте её.ююююююю
в) фронтальный устный опрос.
1. Какие органы чувств есть у человека?
2. У меня в руках карточки с названиями различных профессий или видов работ, которые
выполняет человек. Каждый из вас получает карточку. Вам необходимо подумать и сказать, какие
органы чувств необходимы при выполнении той или иной деятельности.
-
Повар.
-
Дегустатор духов.
-
Музыкант.
-
Учитель.
-
Столяр.
-
Тракторист.
-
Водитель.
-
Можно ли сказать что какой - то орган чувства важнее, чем другие? Почему?
-
Можно ли развивать и тренировать органы чувств? Приведите примеры.
///. Изучение нового материала.
Игра «Четвёртый лишний».
Запись на доске: 1 .Кишечник. 2.Пищевод.
З. Глаз. 4.Желудок,
Задание. Какое слово в этом списке лишнее? Почему? У вас на столах трафаретки с цифрами 1-4. Поднимите трафаретку с номером лишнего органа. Почему вы так считаете? А ещё почему? Кто догадался? Лишнее слово - глаз. Это орган зрения, и тема нашего урока: «Орган зрения».
Сегодня на уроке мы изучим орган зрения - глаз. Выясним, каково значение глаза для жизнедеятельности человека, изучим особенности его строения и в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «Почему мы ничего не видим в темноте?» - вопрос написан крупным шрифтом на листе ватмана,
а) рассказ с элементами беседы.
I .Какого значение зрения?
2.Какие свойства предметов можно различить с помощью зрения? - форму -цвет - размеры
Более 70% всех сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение позволяет установить в, каком состоянии находится предмет: двигается он или неподвижен, какое до него расстояние. Это позволяет человеку ориентироваться, вовремя заметить опасность. Глаза позволяют человеку, учиться, читать учебники, книги, рассматривать таблицы, картины, смотреть кинофильмы и телепередачи. Таким образом, все виды трудовой деятельности человека связаны со зрением. Зрение даёт нам представление о красоте окружающей природы. С помощью глаз мы видим и рассматриваем предметы, определяем расстояние до них, учимся и работаем.
А теперь давайте вспомним, что это такое? ( - демонстрируя череп).
В. Где в черепе располагаются глаза?
О. Глаза располагаются в глазницах черепа.
В. Как вы думаете, почему глаза расположены в глазницах черепа?
О. Они защищены от ушибов.
Для защиты глаз так же предназначены брови, ресницы и веки. Перед вами рисунок с изображением глаза.
веки
оболочка
брови
Рассмотрите брови, ресницы, веки.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1.
1 .Нащупайте свои брови. Потрогайте их.
2Какую форму имеют брови? Рассмотрите в зеркало - чем покрыты брови?
О. Брови имеют форму валика, покрытые волосками.
В. От чего защищают брови глаза?
О. Брови отводят от глаз пот со лба..
3 .Рассмотрите в зеркало веки и ресницы.
В. От чего они защищают глаза?
О. От пыли и неожиданного яркого света.
Если в глаз всё - таки попадает пылинка, её смывает слеза.
Слёзы образуются в слёзных мешочках. 4.Посмотрите на рисунок. В. Где располагаются слёзные мешочки? О. Под верхним веком.
Слёзы выделяются постоянно - они увлажняют глаз. Слёзы стекают по особому (слёзному каналу) в носовую полость. Когда слёз выделяется много, они переливаются через края век -человек плачет.
Физминутка.
А теперь рассмотрим, какое строение имеет глаз - или его ещё называют ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО - демонстрация муляжа. В. Как вы думаете, почему его так называют? О. Потому что глаз имеет форму шара.
Снаружи глаз покрыт плотной белочной оболочкой. Передняя часть этой оболочки переходит в роговину.
РОГОВИЦА.
Роговица прозрачная. Через неё хорошо видна РАДУЖНАЯ ОБОЛОЧКА.
Посмотрите в зеркало. Скажите, какого цвета радужная оболочка ваших глаз. Таким образом. цвет радужной оболочки у людей может быть разным.
В центре радужной оболочки у людей находится зрачок - это отверстие, через которое
внутрь глаза проникает свет. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №2.
А сейчас посмотрим, как реагирует зрачок на яркий свет. Рассмотрите свой зрачок в зеркало. Внимательно рассматривая его, включите фонарик и луч направьте в глаз. Что произошло со зрачком? Таким образом, зрачок реагирует на поступление света в глаз, сужаясь и расширяясь.
За зрачком расположен ХРУСТАЛИК, который имеет выпуклую форму. Хрусталик собирает лучи света на СЕТЧАТКЕ. На сетчатке расположены РЕЦЕПТОРЫ.
Если рассмотрим внимательно, то мы увидим, что к органу зрения подходят какие - то сосуды.
Что это за сосуды? Это кровеносные сосуды и нервы. Когда свет попадает на сетчатку, он
вызывает возбуждение в рецепторах. От рецепторов возбуждение передаётся в головной мозг -кору больших полушарий. Там возникает зрительное ощущение - и мы видим.
Вот всё, что мы должны были узнать на уроке. А как вы поняли, сейчас проверим.
IV. Закрепление.
-
На муляже глаза покажите и назовите все части глаза.
-
Какое значение имеет выделение слёз?
3. Выполним задание № 131 на стр. 47 рабочей тетради.
V. Итог урока.
Что мы изучили на уроке? ( Изучили орган зрения - глаз. Узнали строение и значение глаза для человека. Выучили новые слова). На какой вопрос мы должны были ответить?
VI. Д/З.Стр. 165 -167, ответить на вопросы № 1,2.
VII. Оценки.