Вода - растворитель 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Удивительные свойства воды»

Цель:

  • организовать практику наблюдения за процессом перехода от прошлого состояния объекта к настоящему;

  • организовать практику описания наблюдаемого процесса;

  • организовать тренировку записи процесса виде таблицы;

  • привести детей к пониманию свойства воды - растворять примеси.

Задачи:

в ходе практической работы вывести свойство воды - растворят примеси;

развивать умения получать знания, работая в группе;

воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к воде.

Необходимые пособия:

Стаканы с водой, чистые стаканы, воронки, фильтры, палочки для размешивания, пипетки, соль, вишневый сок, речной песок, компьютерная презентация о воде, цветные магниты.

Ход урока:

1. Организационный момент (Слайд)

Добрый день

Ну а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

2.Конкурс «Эрудит»

  • Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха. Растения

  • Почему море вода соленая? (Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море. За миллионы лет там ее накопилось достаточно.)

  • Какой снег быстрее тает чистый или грязный? Грязный

  • Состояние воды, когда вода заливает большие территории. Половодье

  • В какие времена года можно наблюдать туманы? Во все времена

  • Где раки зимуют? Под водой, под корягами

  • Не море, не земля, корабли не плавают, ходить нельзя. Болото

  • Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остыть земле

  • Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. Вода

Учитель: Вода - удивительный минерал. В воде зародилась жизнь на Земле. Вода повсюду. Она вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и в водопроводных трубах. (Слайд)

3. Повторение изученного

3.1. Проблемная ситуация

  • Почему воду называют главным сокровищем планеты?

  • Какими свойствами обладает это сокровище? (Слайд)

1.Вода - вещество без цвета, запаха и вкуса.

2.Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3. При замерзании вода вначале сжимается, а затем расширяется.

4. При кипении вода испаряется и переходит в пар.

5. Вода обладает текучестью.

3.2. Индивидуальная работа: приготовьте рассказ о свойствах воды, используя раннее изученные сведенья.

Работа по рядам

1 ряд - о свойствах воды в жидком состоянии и текучесть;

2 ряд о свойствах воды в твердом состоянии;

3 ряд о свойствах воды в газообразном состоянии.

Итог. И все это вода

А все ли мы узнали о воде?

Сегодня уважаемые коллеги мы проведём с вами исследования, которые позволят расширить знания о свойствах воды и попробуем опытным путём доказать эти свойства.

Возможно, мы сделаем с Вами открытия и тогда мы сможем воскликнуть - _ «Эврика!», Кто может сказать, что с греческого означает «Эврика» ( нашёл)! Какой греческий ученый прокричал это слово, когда открыл свой первый гидростатический закон (Архимед). (Слайд)

А сейчас уважаемые коллеги я прошу вас пройти в наши лаборатории.

Для каждой группы подготовлены материалы и оборудования для исследования. Вам нужно внимательно изучить инструкцию и выполнить работу аккуратно и последовательно по алгоритму.

Необходимо записать свои наблюдения, сделать выводы, постараться ответить на вопросы и подготовиться представить кратко свои цели исследования и выводы в конце урока. А также сообщить о возможных открытиях, которые вы сделаете в ходе исследования.

4. Работа над новым материалом. Опыт № 1.

Уважаемые коллеги, я предлагаю в ходе практической работы узнать еще об одном удивительном свойстве воды - растворении. (Слайд)

4.1.Описание оборудования и обсуждение плана работы.

Работа в группах

1 группа - в один стакан с водой добавьте соль, в другой сахар, размешайте и наблюдайте;

2 группа - в один стакан с водой добавьте песок, в другой глину, размешайте и наблюдайте;

Дети делают выводы и заполняют рабочие листы (Приложение)

Физкультминутка

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши, - (Присели.)

Плывет лодочка-краса -

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

5. Практическая работа № 2


  • Инструкция по очищению воды от нерастворимых примесей.

  • Возьмите чистый стакан с воронкой и фильтром, вылейте содержимое из второго стакана в воронку, предварительно размешав вещество.

  • Сравните результаты, сделайте вывод.

Данные внесите в рабочий лист.

6.Закрепление

- какое новое свойство воды вы открыли? ( Растворение -есть вещества, которые растворяются в воде и не растворяются)

8. На заметку эрудиту: Уважаемые коллеги в начале нашей встрече я не представила вам консультанта по биологическим наукам Большакову Марину Владимировну. Она расскажет вам некоторые факты о воде.

  • Знаете ли вы, что в составе тела человека около 70% воды.

  • В сутки человек использует на бытовые нужды 250-300 литров воды.

  • Физиологическая потребность организма 2,3 -4, 5 л воды в сутки.

  • Без пищи человек может прожить 35-40 дней, а без воды лишь 4-5 дней.

  • Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

  • При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.

  • Реки как люди могут жить и умирать. Чтобы этого не случилось, мы должны беречь и охранять водоемы.

Спасибо Марина Владимировна, а знаете ли вы как называется река, что протекаем вдоль нашей села (Емец)?

Рефлексия

У нас получились открытия? Давайте произнесём это магическое слово … Эврика! (Слайд)

Итог:

  • Почему воду называют главным сокровищем планеты?

  • Какие чувства вы испытываете к воде?

  • Скажем же всему человечеству: (Слайд)

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Домашнее задание (Слайд)

  • Пословицы о воде;

  • Составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая»;

  • Разработать проект на тему: «Моя река, мое богатство!»

Задание учителю составить игру-домино по теме «Вода в природе»,

найти что-то очень интересное, чтобы пополнить папку «В помощь эрудиту».

Инструкция:

1 группа:

Опыт №1

Возьмите два стакана с чистой водой, в один насыпьте соли, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист. В другой так же насыпьте только сахар, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист.

Сделайте вывод: является вода растворителем или нет.

Опыт №2

Возьмите два чистых стакана и вставите в них воронки с фильтрами. В один стакан медленно наливайте солевой раствор предварительно размешав, в другой сахарный раствор также предварительно размешав.

Данные запишите в рабочий лист.

Сделайте вывод: Очистилась ли вода и остались ли какие - то нерастворенные примеси на фильтре? Поменялся ли вкус до фильтрования и после фильтрования?

2 группа:

Опыт №1

Возьмите два стакана с чистой водой, в один насыпьте песок, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист. В другой так же насыпьте только глину, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист.

Сделайте вывод: является вода растворителем или нет.

Опыт №2

Возьмите два чистых стакана и вставите в них воронки с фильтрами. В один стакан медленно наливайте песочный раствор предварительно размешав, в другой глиняный раствор также предварительно размешав.

Данные запишите в рабочий лист.

Сделайте вывод: Очистилась ли вода и остались ли какие - то нерастворенные примеси на фильтре?

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте глины в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Приложение 3 (бланк 2).

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с глиной в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________.


© 2010-2022