- Преподавателю
- Биология
- Вода - растворитель 5 класс
Вода - растворитель 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Келлер И.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Удивительные свойства воды»
Цель:
-
организовать практику наблюдения за процессом перехода от прошлого состояния объекта к настоящему;
-
организовать практику описания наблюдаемого процесса;
-
организовать тренировку записи процесса виде таблицы;
-
привести детей к пониманию свойства воды - растворять примеси.
Задачи:
в ходе практической работы вывести свойство воды - растворят примеси;
развивать умения получать знания, работая в группе;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к воде.
Необходимые пособия:
Стаканы с водой, чистые стаканы, воронки, фильтры, палочки для размешивания, пипетки, соль, вишневый сок, речной песок, компьютерная презентация о воде, цветные магниты.
Ход урока:
1. Организационный момент (Слайд)
Добрый день
Ну а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесет и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.
2.Конкурс «Эрудит»
-
Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха. Растения
-
Почему море вода соленая? (Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море. За миллионы лет там ее накопилось достаточно.)
-
Какой снег быстрее тает чистый или грязный? Грязный
-
Состояние воды, когда вода заливает большие территории. Половодье
-
В какие времена года можно наблюдать туманы? Во все времена
-
Где раки зимуют? Под водой, под корягами
-
Не море, не земля, корабли не плавают, ходить нельзя. Болото
-
Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? Облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остыть земле
-
Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. Вода
Учитель: Вода - удивительный минерал. В воде зародилась жизнь на Земле. Вода повсюду. Она вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и в водопроводных трубах. (Слайд)
3. Повторение изученного
3.1. Проблемная ситуация
-
Почему воду называют главным сокровищем планеты?
-
Какими свойствами обладает это сокровище? (Слайд)
1.Вода - вещество без цвета, запаха и вкуса.
2.Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
3. При замерзании вода вначале сжимается, а затем расширяется.
4. При кипении вода испаряется и переходит в пар.
5. Вода обладает текучестью.
3.2. Индивидуальная работа: приготовьте рассказ о свойствах воды, используя раннее изученные сведенья.
Работа по рядам
1 ряд - о свойствах воды в жидком состоянии и текучесть;
2 ряд о свойствах воды в твердом состоянии;
3 ряд о свойствах воды в газообразном состоянии.
Итог. И все это вода
А все ли мы узнали о воде?
Сегодня уважаемые коллеги мы проведём с вами исследования, которые позволят расширить знания о свойствах воды и попробуем опытным путём доказать эти свойства.
Возможно, мы сделаем с Вами открытия и тогда мы сможем воскликнуть - _ «Эврика!», Кто может сказать, что с греческого означает «Эврика» ( нашёл)! Какой греческий ученый прокричал это слово, когда открыл свой первый гидростатический закон (Архимед). (Слайд)
А сейчас уважаемые коллеги я прошу вас пройти в наши лаборатории.
Для каждой группы подготовлены материалы и оборудования для исследования. Вам нужно внимательно изучить инструкцию и выполнить работу аккуратно и последовательно по алгоритму.
Необходимо записать свои наблюдения, сделать выводы, постараться ответить на вопросы и подготовиться представить кратко свои цели исследования и выводы в конце урока. А также сообщить о возможных открытиях, которые вы сделаете в ходе исследования.
4. Работа над новым материалом. Опыт № 1.
Уважаемые коллеги, я предлагаю в ходе практической работы узнать еще об одном удивительном свойстве воды - растворении. (Слайд)
4.1.Описание оборудования и обсуждение плана работы.
Работа в группах
1 группа - в один стакан с водой добавьте соль, в другой сахар, размешайте и наблюдайте;
2 группа - в один стакан с водой добавьте песок, в другой глину, размешайте и наблюдайте;
Дети делают выводы и заполняют рабочие листы (Приложение)
Физкультминутка
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, - (Присели.)
Плывет лодочка-краса -
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
5. Практическая работа № 2
-
Инструкция по очищению воды от нерастворимых примесей.
-
Возьмите чистый стакан с воронкой и фильтром, вылейте содержимое из второго стакана в воронку, предварительно размешав вещество.
-
Сравните результаты, сделайте вывод.
Данные внесите в рабочий лист.
6.Закрепление
- какое новое свойство воды вы открыли? ( Растворение -есть вещества, которые растворяются в воде и не растворяются)
8. На заметку эрудиту: Уважаемые коллеги в начале нашей встрече я не представила вам консультанта по биологическим наукам Большакову Марину Владимировну. Она расскажет вам некоторые факты о воде.
-
Знаете ли вы, что в составе тела человека около 70% воды.
-
В сутки человек использует на бытовые нужды 250-300 литров воды.
-
Физиологическая потребность организма 2,3 -4, 5 л воды в сутки.
-
Без пищи человек может прожить 35-40 дней, а без воды лишь 4-5 дней.
-
Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
-
При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
-
Реки как люди могут жить и умирать. Чтобы этого не случилось, мы должны беречь и охранять водоемы.
Спасибо Марина Владимировна, а знаете ли вы как называется река, что протекаем вдоль нашей села (Емец)?
Рефлексия
У нас получились открытия? Давайте произнесём это магическое слово … Эврика! (Слайд)
Итог:
-
Почему воду называют главным сокровищем планеты?
-
Какие чувства вы испытываете к воде?
-
Скажем же всему человечеству: (Слайд)
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Домашнее задание (Слайд)
-
Пословицы о воде;
-
Составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая»;
-
Разработать проект на тему: «Моя река, мое богатство!»
Задание учителю составить игру-домино по теме «Вода в природе»,
найти что-то очень интересное, чтобы пополнить папку «В помощь эрудиту».
Инструкция:
1 группа:
Опыт №1
Возьмите два стакана с чистой водой, в один насыпьте соли, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист. В другой так же насыпьте только сахар, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист.
Сделайте вывод: является вода растворителем или нет.
Опыт №2
Возьмите два чистых стакана и вставите в них воронки с фильтрами. В один стакан медленно наливайте солевой раствор предварительно размешав, в другой сахарный раствор также предварительно размешав.
Данные запишите в рабочий лист.
Сделайте вывод: Очистилась ли вода и остались ли какие - то нерастворенные примеси на фильтре? Поменялся ли вкус до фильтрования и после фильтрования?
2 группа:
Опыт №1
Возьмите два стакана с чистой водой, в один насыпьте песок, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист. В другой так же насыпьте только глину, размешайте и наблюдайте. Данные запишите в рабочий лист.
Сделайте вывод: является вода растворителем или нет.
Опыт №2
Возьмите два чистых стакана и вставите в них воронки с фильтрами. В один стакан медленно наливайте песочный раствор предварительно размешав, в другой глиняный раствор также предварительно размешав.
Данные запишите в рабочий лист.
Сделайте вывод: Очистилась ли вода и остались ли какие - то нерастворенные примеси на фильтре?
Приложение 3 (бланк 1).
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Налейте вишнёвый сок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Насыпьте глины в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Приложение 3 (бланк 2).
Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Вылейте солёную воду в воронку с фильтром
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.
Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.
Ход работы
Наблюдения
Вывод
Вылейте воду с глиной в воронку с фильтром
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Общий вывод: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________.