- Преподавателю
- Биология
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таргаева Е.Е. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 «Ступени открытого непрерывного образования»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема
«систематика растений»
Разработал:
учитель биологии
Е. Е. Таргаева
Новокузнецкий городской округ, 2013
Пояснительная записка
Систематика является основой при изучении биологии в 6 классе. Учащиеся знакомятся с наукой систематикой, узнают, что такое систематика растений. Учатся определять царства живой природы и давать им характеристику. По ходу урока знакомятся с понятием эволюция и знакомятся с эволюцией классификации живой природы.
Отвечают на вопрос: «Кто является основоположником современной систематики растений?» Рассматривают классификацию царства растений.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: демонстрация презентации с элементами беседы
Задачи урока:
образовательная:
-
продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;
-
дать первоначальное представление о систематике растений;
-
познакомить с основными таксономическими группами растений;
-
сформировать первоначальное понятие о виде растений;
-
раскрыть правила образования названий видов;
развивающая:
-
развитие умений выделять главное и формулировать выводы;
-
развитие связанной речи;
воспитательная:
-
формирование научной картины мира при изучении основ систематики организмов.
Оборудование: компьютерная презентация «Систематика растений», мультимедийный проектор, компьютер.
Литература:
-
Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. (О тех, кто растёт, но не бегает) 6 класс. Образовательная система « Школа 2100»,М.: Баласс, 2009г.
-
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
-
Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.
Разработка урока
Этапы урока/ слайды
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Организационный этап
1-2 мин.
Организация урока:
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих
Организация урока:
готовность учащихся к уроку, наличие тетрадей, учебника
Этап всесторонней проверки знаний
2-3 мин.
1-3 слайд
Актуализация знаний:
Включается презентация сопровождающаяся мелодией «Голос природы»
-
Рассказ учителя:
На Земле существует более 350 тысяч видов растений.
Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания, по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации.
Назовите причины многообразия видов?
-
Демонстрация вопросов и заданий на слайдах.
Актуализация знаний:
учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания педагога, отображенные на слайдах:
-
Назовите причины многообразия видов?
-
В каких условиях обитают организмы, изображенные на слайде?
Учащиеся делятся на три микро группы для выполнения следующих заданий, отображенных на слайдах 2-3.
Задание:
-
1)систематизировать по условиям обитания растения, изображенные на слайде;
-
2)продолжить фразу: «Причинами разнообразия образов жизни является:….»
-
3)почему ландыш и костянка со съедобными плодами менее плодовит. Чем одуванчик?
После выполнения заданий, учащиеся разных микро групп обмениваются «листочками» с ответами для самопроверки и выставляют отметки всем участникам проверяемой микро группы.
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний
1мин.
4слайд
Подготовка учащихся к усвоению знаний:
-
Рассказ учителя
«Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум»
Карл Линней
Как вы думаете, о чем говорит Карл Линней?
Подготовка учащихся к усвоению знаний:
Учащиеся высказывают свои мысли отвечая на вопрос учителя.
Этап усвоения новых знаний
25-30 мин.
5 слайд
6 слайд
7-8 слайды
9 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
17 слайд
Изучение нового материала:
Тема урока: «Систематика растений»
Цель урока: получить общее представление о систематике растений, познакомиться с основными таксономическими группами растений, сформировать понятие о виде растений.
-
Есть ли у растений имена?
На примере картофеля учитель рассказывает, что одни и те же растения могут иметь разные названия, так русские называют томат
инки и отстеки-----------томатль
Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмом). Они понятны ботаникам и биологам всего мира.
Значит и томат имеет название на латинском языке?
Solanum lycopersicum
Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.
-
Что такое систематика растений?
-
Введение понятий:
Систематика - особая область биологии позволяющая разобраться во всем многообразии царства растений.
Систематика растений - наука, распределяющая растения по группам.
Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е. классифицируют систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании объединяют их в разные группы: отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
-
Признаки царств.
Признаки царств:
1.ядро ядерные - растения и животные
безъядерные - бактерии
2.способ питания автотрофы - растения
гетеротрофы-грибы,
животные
-
Объяснение учителя с опорой на схему
-
Эволюция системы классификации
-
Объяснение учителя с опорой на таблицу
Карл Линней
Основоположником систематики по праву считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778).
-
Основные систематические категории.
Систематические категории - ранги (Класс - отряд - семейство - род - вид) - присваиваются систематическим группам с различным уровнем сходства.
-
Классификация царств
Все живые организмы делятся на три царства: растения, животные и грибы.
Царство растений включает в себя все растительные организмы - автотрофы (фототрофы). Особенности строения растительной клетки. В растительной клетке есть ядро и все органоиды, свойственные и животной клетке: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.
Царство животных: определение принадлежности к царству животных не по одному признаку (например, способу питания), а по группе признаков. Например, коралловые полипы внешне похожи на растения и не могут передвигаться, но по роду других признаков они относятся к животным. Разнообразие животных на Земле: около 2 млн видов. Их широкое расселение, обитание во всех средах: водной, наземно-воздушной, почвенной и в других организмах. Существенные различия в строении и поведении животных. Их общие признаки: активное передвижение большинства животных, питание готовыми органическими веществами, так как они гетеротрофы: не могут сами создавать органические вещества из неорганических. Отсутствие в клетках целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком (как у растений).
Царство грибов - самое многочисленное царство. С растениями их сближает-. 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является: 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма - мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее.
-
Объяснение учителя с опорой на схему
-
Классификация царств растений
На схеме представлена классификация групп растений от царства до вида. Основной единицей систематики растений является вид.
К одному виду относят родственные между собой растения по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды - в семейства, семейства - в порядки, затем следуют классы и отделы.
-
Вид - как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.
-
Рассказ учителя
Названия видов имеют двойные (бинарные) названия.
(На помощь к учителю выходят два ученика одетые в коричневые костюмы, с надписями «род», «вид».)
-
Учитель приводит пример:
Лопух войлочный (Arctium tomentosum).
Изучение нового материала:
Есть ли у растений имена?
Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Есть ли у растений имена?»
Что такое систематика растений?
Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Что такое систематика растений?»
Признаки царств:
учащиеся, рассматривая схему, отвечают на вопрос: «По каким признакам ученые-биологи группируют живые организмы в царства?»
Задачник практикум страница 5, задание 4.7
Определение царств живой природы
Объяснение учащихся как определить царство, к которому относится организм с опорой на схему (10 слайд).
Задачник практикум страница 5, задание 4.9
Эволюция системы классификации
Учащиеся вспоминают, сколько выделяют царств в живой природе и рассматривают таблицу «Эволюции системы классификации ».
Карл Линней
Выходят два ученика в шапках магистра и широких мантиях.
Учащиеся делают сообщение о жизни и научной деятельности шведского учёного-систематика растений Карла Линнея.
Основные систематические категории
Учащиеся записывают в тетрадь определение систематической категории, значение систематики.
Классификация царств
Учащиеся работают в микро группах и выполняют следующие задания: 1микрогруппа - характеристика царства растений;
2 микро группа - характеристика царства животных;
3микрогруппа - характеристика царства грибов.
Затем все учащиеся схематически зарисовывают классификацию царств в тетрадь.
Классификация царств растений
Учащиеся рассматривают схему показанную на слайде.
Выполняют следующее задание: составить в тетради обратную схему классификации царства растений от меньшего к большему рангу.
Задачник-практикум страница 5, задание 4.5
Учащиеся рассматриваю классификацию царства растений и систематические категории на примерах (16 слайд):
Царство - растения (Planta)
Отдел - покрытосеменные (Mogliophita)
Класс-однодольные (Monocotyledones)
Порядок - лилеецветные (Liliales)
Семейство - лилейные (Liliaceae)
Род - вороний глаз (Paris)
Вид - вороний глаз Четырехлистный (Paris quadrifolia)
Царство - растения (Planta)
Отдел - покрытосеменные(Mogliophita) Класс - двудомные (Magnolia)
Порядок - маковые (Papaverales) Семейство - дымянковые (Fumariaceac) Род - хохлатка (Corydalis)
Вид - хохлатка Маршала (Corydalis marschalliana)
Вид - как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.
Учащийся с надписью «род»: название рода указывает существительное.
Учащийся с надписью «вид»: название вида указывает прилагательное.
-
Учащиеся объясняют пример:
«род» - лопух;
«вид» - войлочный.
-
«Род» и «вид» дают задание: «Найдите вид и род растений отображенных на слайде» (18 слайд):
-
Береза повислая (Bétula péndula)
-
Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris)
-
Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)
-
Шиповник обыкновенный (Rosa cinnamomea)
-
Ромашка аптечная (Chamomilla recutita)
Этап закрепления новых знаний
10 мин.
20 слайд
Закрепление новых знаний:
-
Формулирование выводов по уроку:
(Выходят два ученика в костюмах ученых и по очереди от лица Карла Линнея проговаривают выводы)
Систематика растений - раздел биологии. Она описывает, обозначает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.
Самую крупную единицу систематики растений представляет отдел, самую мелкую- вид.
Название вида - бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прилагательное) .
Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.
Закрепление новых знаний:
Учащиеся устно отвечают на вопросы, отображенные на слайде (19 слайд):
Что такое вид?
Объясните выражение: «Заслуга Линнея состоит в том, что каждое растение получило на только имя, но и фамилию».
Вспомните, какая систематическая категория является самой крупной в царстве Растения?
Как называется самая мелкая единица классификации растений?
Что такое классификация растений?
Что такое систематика растений?
Кто является основоположником систематики?
В какую группу объединяются сходные виды?
В какую группу объединяются сходные роды?
Информация о домашнем задании
1-2 мин.
Информация о домашнем задании:
параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8
-
Выставление отметок за работу на уроке.
Информация о домашнем задании:
Записывают в дневник: параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8