МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 «Ступени открытого непрерывного образования»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема

«систематика растений»





Разработал:

учитель биологии

Е. Е. Таргаева







Новокузнецкий городской округ, 2013

Пояснительная записка

Систематика является основой при изучении биологии в 6 классе. Учащиеся знакомятся с наукой систематикой, узнают, что такое систематика растений. Учатся определять царства живой природы и давать им характеристику. По ходу урока знакомятся с понятием эволюция и знакомятся с эволюцией классификации живой природы.

Отвечают на вопрос: «Кто является основоположником современной систематики растений?» Рассматривают классификацию царства растений.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: демонстрация презентации с элементами беседы

Задачи урока:

образовательная:

  • продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

  • дать первоначальное представление о систематике растений;

  • познакомить с основными таксономическими группами растений;

  • сформировать первоначальное понятие о виде растений;

  • раскрыть правила образования названий видов;

развивающая:

  • развитие умений выделять главное и формулировать выводы;

  • развитие связанной речи;

воспитательная:

  • формирование научной картины мира при изучении основ систематики организмов.

Оборудование: компьютерная презентация «Систематика растений», мультимедийный проектор, компьютер.

Литература:

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. (О тех, кто растёт, но не бегает) 6 класс. Образовательная система « Школа 2100»,М.: Баласс, 2009г.

  2. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.

  3. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.

Разработка урока

Этапы урока/ слайды

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1-2 мин.

Организация урока:

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих

Организация урока:

готовность учащихся к уроку, наличие тетрадей, учебника

Этап всесторонней проверки знаний

2-3 мин.

1-3 слайд

Актуализация знаний:

Включается презентация сопровождающаяся мелодией «Голос природы»

  • Рассказ учителя:

На Земле существует более 350 тысяч видов растений.

Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания, по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации.

Назовите причины многообразия видов?

  • Демонстрация вопросов и заданий на слайдах.

Актуализация знаний:

учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания педагога, отображенные на слайдах:

  • Назовите причины многообразия видов?

  • В каких условиях обитают организмы, изображенные на слайде?

Учащиеся делятся на три микро группы для выполнения следующих заданий, отображенных на слайдах 2-3.

Задание:

  • 1)систематизировать по условиям обитания растения, изображенные на слайде;

  • 2)продолжить фразу: «Причинами разнообразия образов жизни является:….»

  • 3)почему ландыш и костянка со съедобными плодами менее плодовит. Чем одуванчик?

После выполнения заданий, учащиеся разных микро групп обмениваются «листочками» с ответами для самопроверки и выставляют отметки всем участникам проверяемой микро группы.

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний

1мин.

4слайд

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

  • Рассказ учителя

«Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум»
Карл Линней

Как вы думаете, о чем говорит Карл Линней?

Подготовка учащихся к усвоению знаний:

Учащиеся высказывают свои мысли отвечая на вопрос учителя.

Этап усвоения новых знаний

25-30 мин.

5 слайд

6 слайд







7-8 слайды




9 слайд



11 слайд


12 слайд


13 слайд


14 слайд










15 слайд









17 слайд


Изучение нового материала:

Тема урока: «Систематика растений»

Цель урока: получить общее представление о систематике растений, познакомиться с основными таксономическими группами растений, сформировать понятие о виде растений.


  1. Есть ли у растений имена?

На примере картофеля учитель рассказывает, что одни и те же растения могут иметь разные названия, так русские называют томат

инки и отстеки-----------томатль

Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмом). Они понятны ботаникам и биологам всего мира.

Значит и томат имеет название на латинском языке?

Solanum lycopersicum

Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать.

  1. Что такое систематика растений?

  • Введение понятий:

Систематика - особая область биологии позволяющая разобраться во всем многообразии царства растений.

Систематика растений - наука, распределяющая растения по группам.

Ученые-систематики распределя­ют растения по группам, т.е. классифицируют систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании объединяют их в разные груп­пы: отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.


  1. Признаки царств.

Признаки царств:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»1.ядро ядерные - растения и животные

безъядерные - бактерии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ «СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ»2.способ питания автотрофы - растения

гетеротрофы-грибы,

животные

  • Объяснение учителя с опорой на схему



  1. Эволюция системы классификации

  • Объяснение учителя с опорой на таблицу


Карл Линней

Основоположником систематики по праву считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778).



  1. Основные систематические категории.

Систематические категории - ранги (Класс - отряд - семейство - род - вид) - присваиваются систематическим группам с различным уровнем сходства.


  1. Классификация царств

Все живые организмы делятся на три царства: растения, животные и грибы.

Царство растений включает в себя все растительные организмы - автотрофы (фототрофы). Особенности строения растительной клетки. В растительной клетке есть ядро и все органоиды, свойственные и животной клетке: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.

Царство животных: определение принадлежности к царству животных не по одному признаку (например, способу питания), а по группе признаков. Например, коралловые полипы внешне похожи на растения и не могут передвигаться, но по роду других признаков они относятся к животным. Разнообразие животных на Земле: около 2 млн видов. Их широкое расселение, обитание во всех средах: водной, наземно-воздушной, почвенной и в других организмах. Существенные различия в строении и поведении животных. Их общие признаки: активное передвижение большинства животных, питание готовыми органическими веществами, так как они гетеротрофы: не могут сами создавать органические вещества из неорганических. Отсутствие в клетках целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком (как у растений).

Царство грибов - самое многочисленное царство. С растениями их сближает-. 1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки; 2) неподвижность в вегетативном состоянии; 3) размножение спорами; 4) способность к синтезу витаминов; 5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции). Общим с животными является: 1) гетеротрофность; 2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; 3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; 4) накопление гликогена как запасного вещества; 5) образование и выделение продукта метаболизма - мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее.

  • Объяснение учителя с опорой на схему


  1. Классификация царств растений

На схеме представлена классификация групп растений от цар­ства до вида. Основной единицей систематики растений является вид.

К одному виду относят родственные между собой растения по строе­нию и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспо­собное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды - в семей­ства, семейства - в порядки, затем следуют классы и отделы.







  1. Вид - как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.


  • Рассказ учителя

Названия видов имеют двойные (бинарные) названия.

(На помощь к учителю выходят два ученика одетые в коричневые костюмы, с надписями «род», «вид».)



  • Учитель приводит пример:

Лопух войлочный (Arctium tomentosum).

Изучение нового материала:



Есть ли у растений имена?

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Есть ли у растений имена?»





Что такое систематика растений?

Учащиеся высказывают свое мнение, отвечая на вопрос: «Что такое систематика растений?»



Признаки царств:

учащиеся, рассматривая схему, отвечают на вопрос: «По каким признакам ученые-биологи группируют живые организмы в царства?»

Задачник практикум страница 5, задание 4.7

Определение царств живой природы

Объяснение учащихся как определить царство, к которому относится организм с опорой на схему (10 слайд).

Задачник практикум страница 5, задание 4.9

Эволюция системы классификации

Учащиеся вспоминают, сколько выделяют царств в живой природе и рассматривают таблицу «Эволюции системы классификации ».

Карл Линней

Выходят два ученика в шапках магистра и широких мантиях.

Учащиеся делают сообщение о жизни и научной деятельности шведского учёного-систематика растений Карла Линнея.

Основные систематические категории

Учащиеся записывают в тетрадь определение систематической категории, значение систематики.


Классификация царств

Учащиеся работают в микро группах и выполняют следующие задания: 1микрогруппа - характеристика царства растений;

2 микро группа - характеристика царства животных;

3микрогруппа - характеристика царства грибов.

Затем все учащиеся схематически зарисовывают классификацию царств в тетрадь.










Классификация царств растений

Учащиеся рассматривают схему показанную на слайде.

Выполняют следующее задание: составить в тетради обратную схему классификации царства растений от меньшего к большему рангу.

Задачник-практикум страница 5, задание 4.5

Учащиеся рассматриваю классификацию царства растений и систематические категории на примерах (16 слайд):

Царство - растения (Planta)

Отдел - покрытосеменные (Mogliophita)

Класс-однодольные (Monocotyledones)

Порядок - лилеецветные (Liliales)

Семейство - лилейные (Liliaceae)

Род - вороний глаз (Paris)

Вид - вороний глаз Четырехлистный (Paris quadrifolia)

Царство - растения (Planta)

Отдел - покрытосеменные(Mogliophita) Класс - двудомные (Magnolia)

Порядок - маковые (Papaverales) Семейство - дымянковые (Fumariaceac) Род - хохлатка (Corydalis)

Вид - хохлатка Маршала (Corydalis marschalliana)

Вид - как основная структурная единица в системе растений. Бинарное название вида.

Учащийся с надписью «род»: название рода указывает существительное.

Учащийся с надписью «вид»: название вида указывает прилагательное.


  • Учащиеся объясняют пример:

«род» - лопух;

«вид» - войлочный.


  • «Род» и «вид» дают задание: «Найдите вид и род растений отображенных на слайде» (18 слайд):

  • Береза повислая (Bétula péndula)

  • Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris)

  • Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)

  • Шиповник обыкновенный (Rosa cinnamomea)

  • Ромашка аптечная (Chamomilla recutita)

Этап закрепления новых знаний

10 мин.

20 слайд

Закрепление новых знаний:






  • Формулирование выводов по уроку:

(Выходят два ученика в костюмах ученых и по очереди от лица Карла Линнея проговаривают выводы)

Систематика растений - раздел биологии. Она описывает, обо­значает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.

Самую крупную едини­цу систематики растений представляет отдел, самую мелкую- вид.

Название вида - бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прила­гательное) .

Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.

Закрепление новых знаний:

Учащиеся устно отвечают на вопросы, отображенные на слайде (19 слайд):

Что такое вид?

Объясните выражение: «Заслуга Линнея состоит в том, что каждое растение получило на только имя, но и фамилию».

Вспомните, какая систематическая категория является самой крупной в царстве Растения?

Как называется самая мелкая единица классификации растений?

Что такое классификация растений?

Что такое систематика растений?

Кто является основоположником систематики?

В какую группу объединяются сходные виды?

В какую группу объединяются сходные роды?

Информация о домашнем задании

1-2 мин.

Информация о домашнем задании:

параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8

  • Выставление отметок за работу на уроке.

Информация о домашнем задании:

Записывают в дневник: параграф 4-5, страница 19 письменно вопросы 7-8


© 2010-2022