Конспект по биологии на тему Расход энергии. Нормы и гигиена питания (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ТЕМЕ:

«Расход энергии. Нормы и гигиена питания».

Темы: « Пищеварение», «Обмен веществ».


Эпиграф: «НОРМАЛЬНАЯ ЕДА - ЕСТЬ ЕДА С АППЕТИТОМ»

/ И.П. Павлов/


ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть единство живой и неживой природы на примере всеобщности проявления закона сохранения энергии;

показать актуальность проблемы питания в современном мире.

ЗАДАЧИ: - разъяснить, что источник энергии - это химические связи молекул органических веществ, получаемых с пищей;

- показать, что энергозатраты, идущие на процессы жизнедеятельности, - связаны с распадом и окислением органических соединений;

- что все виды энергии в конечном счёте превращаются в тепловую;

- показать необходимость соответствия калорийности пищи

энергетическим затратам;

- раскрыть необходимость сбалансированного питания по составу белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных солей;

- дать понятие принципов рационального и диетического питания.

ПЛАН УРОКА.


1.Единство живой и неживой природы;

2.Превращение энергии в организме;

3.Энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы;

4.Расход энергии у людей разных профессий;

5.Определение норм питания в зависимости от энергетических затрат, возраста и других условий ( Лабораторная работа «Составление пищевого рациона полдника»);

6.Основы рационального питания;

7.Режим питания школьников;

8.Диетическое питание. Рецепты старинных изысканных блюд;

9.Проблемы питания в современном мире;

10.Валеологический анализ (индивидуально, каждый из присутствующих).


ОБОРУДОВАНИЕ: цифровой проектор, компьютер, экран, дискеты с презентациями (сбросить на жёсткий диск заранее): - история питания человечества;

  • пословицы и поговорки;

  • нормы затраты энергии людей разных профессий;

  • нормы суточной потребности людей в питательных веществах;

  • валеоанализ;

  • памятка гостям;

  • правила приёма пищи;

  • правила питания.

таблицы: «Примерные нормы затраты энергии людей разных профессий», «Примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах», презентации учащихся.


ТИП УРОКА: интегрированный: биология - география (парный), комбинированный (обобщающее повторение)


МЕТОДИКИ: ИОСО по Ярулову А.А. с учётом возможностей электронного учебника «Биология».






ХОД УРОКА.

Первый этап: Организация класса. Психологический настрой.

  • санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

  • подготовка рабочих мест для работы на уроке;

  • целеполагание: постановка целей на языке учащихся.


Второй этап:

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


1.Вступительная часть: - тема, эпиграф, план урока на экране;

- учитель называет тип урока, с помощью какой

методики и согласно какой темы самообразования

это занятие проводится;

  • рассказ учителя о единстве живой и неживой природы

  • презентация: « История питания человечества»

  • презентация: «Пословицы и поговорки о питании».



2.Беседа с элементами пояснительного рассказа:


Как называется основной процесс, протекающий непрерывно

в организме? ( основной процесс, непрерывно протекающий в

в организме, - это обмен веществ).


В чём заключается процесс обмена веществ в организме?

(процесс обмена веществ в организме заключается в поступ -

лении в организм из внешней среды различных веществ, в их

усвоении, изменении и выделении образовавшихся продуктов

распада).

Учитель делает вывод: организм человека подчиняется закону сохранения

энергии.

Для различных процессов жизнедеятельности организма ( поддержание температуры тела, построение новых молекул, мышечная работа) необходима энергия - около 10500-13474 кДж (2500-3208 ккал) в сутки. Её источником является энергия, заключённая в химических связях молекул белков, жиров и углеводов. В организме идут сложные процессы превращения энергии. В одних случаях, например при окислении и распаде глюкозы, энергия освобождается и может превратиться в электрическую ( энергия первичного импульса обеспечивает передачу информации по нервным волокнам) или механическую (сокращение мышц сердца и диафрагмы). В конечном счёте все виды энергии переходят в тепловую. Часть тепла используется для поддержания постоянства температуры тела, а избыток организм передаёт в окружающую среду, что подтверждает закон сохранения энергии.

Как читается этот закон? (энергия не возникает и не исчезает,

она только видоизменяется.)


Процесс обмена веществ имеет два противоположных направления - пластический и энергетический обмены.

Что называют пластическим обменом? ( процесс усвоения

органических веществ, поступивших в него из окружающей

среды. В результате усвоения эти вещества становятся

составной частью клеток и тканей или откладываются в

организме в виде запасов. При этом происходит не только

усвоение органических веществ, но и накопление энергии.)





Что такое энергетический обмен? ( процесс, который характеризуется распадом органических соединений, входящих в состав клеток, и удалением из организма продуктов распада. При этом освобождается энергия, которая переносится к клетке, где и используется. Такой обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма (механическая работа, умственный труд и др.)

Оба вида обмена неразрывно связаны. Один из них может преобладать. Так в период роста и развития преобладает пластический обмен.

Третий этап:

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


Каковы энергозатраты в организме? Сравните энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы (затраты энергии организма с задержкой дыхания до нагрузки и после нагрузки, в секундах).

Какой вывод можно сделать на основании выше сказанного? ( после работы в результате усиления распада органических веществ и их окисления в крови накапливается больше углекислого газа, чем в состоянии покоя, в следствии чего удаётся задержать дыхание на меньший промежуток времени.)

Каков расход энергии у людей разных профессий? ( затраченная организмом энергия восполняется питанием. Зная, сколько энергии тратят в сутки люди той или иной профессии, можно установить для них нормы питания. Установлено, что затрата энергии тем больше, чем большую физическую работу выполняет человек. В этом можно убедиться, рассмотрев таблицу: «Примерные нормы затраты энергии людей разных профессий»:


ПРОФЕССИЯ ОБЩАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

ЦЕННОСТЬ ПИЩЕВОГО

РАЦИОНА, кДж


Не связанная с физическим трудом 13474

Связанная с физическим трудом 15086

Связанная с механизированным или

частично механизированным трудом 17270

Связанная с тяжёлым немеханизиро -

ванным трудом 19942


Однако известно, что после двухчасовой контрольной работы по математике школьник устаёт больше, чем после работы в течение того же времени в школьной мастерской.

Вот почему количество энергии, затраченное на работу, не может служить единственным мерилом напряжённости труда.)


Для людей различных профессий важно, определив суточный расход энергии, установить нормы питания. Для сохранения здоровья и работоспособности пища человека полностью должна восстанавливать то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток.


Профессий так много, что трудно для представителей каждой из них установить особую норму питания. Поэтому профессии подразделяют на четыре группы, есть деление на пять групп. К каждой из них относят такие профессии, которые требуют примерно одинаковых суточных затрат энергии. На таблице «Примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах» показано, какое количество белков, жиров, углеводов необходимо людям различных профессий. Современные методы исследования позволяют правильно подобрать нормы питания для каждого человека. При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях.







Количество питательных веществ для различных групп

профессиий ( г )


питательные не связанные связанные с физическим трудом

вещества с физическим

трудом

механизи- частично тяжёлым

рованным механизиро- немеханизи-

ванным рованным


белки (г),

в том числе

животного

происхож-

дения 85-90/48 122/72 146/82 163/94

жиры (г),

в том числе

растительного

происхож-

дения 104/30 116/95 134/108 153/121

углеводы 380 491 558 631

общая

энергетическая

ценность

пищевого

рациона

(кДж) 13474 15086 17270 19942


В течение суток взрослому человеку необходимо около 85 г белков в т.ч. 48г белков животного происхождения, 100-104 г жиров в т.ч. 30г растительных масел и примерно 380 г углеводов. Для растущего организма необходимо около 90г белков.

Мы знаем на что обращается внимание при составлении пищевого рациона в нашей столовой. Учитываются возрастные особенности школьников. Наша столовая третьей категории, так как питание идёт по общему столу. Есть школы, которые имеют другие категории, где на каждый день составляется меню из тех продуктов, которые есть, но так, чтобы в них содержалось нужное количество килоджоулей (килокаллорий).

Вы познакомились с таблицей: «Примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах», с помощью которой можно составить пищевой рацион. Такой же таблицей пользуются в столовой. Зная пищевую ценность продуктов, а также нормы их расхода на одну порцию (в граммах), можно составить правильный рацион.

Значение каких новых терминов необходимо знать при расчетах?

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ - составление пищевых рационов.

БРУТТО - вес всего продукта (картофель в кожуре, орехи в скорлупе и др.)

НЕТТО - чистый вес продуктов.

В столовых пользуются сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

В лабораториях определяют калорийность продуктов.

С научной точки зрения считается, что питание должно быть четырёхразовым и иметь следующее соотношение от 100% суточного рациона:

25% ЗАВТРАК или 25% ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК

50% ОБЕД 20% ВТОРОЙ ЗАВТРАК

15% ПОЛДНИК 45% ОБЕД

10% УЖИН 10% УЖИН

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Цель: предлагается составить пищевой рацион завтрака на который приходится 25% суточного рациона, если суточные энергозатраты равны 3500 ккал.

3500 ккал - 100%

х ккал - 25%

3500 * 25

Х = ------------- = 875 (ккал)

100

Пользуясь таблицей «Составление пищевого рациона» подбираем продукты для завтрака.

ЗАЧИТАТЬ свой рацион питания для завтрака (спросить 2 учеников).

Есть очень много книг о питании и о старинных рецептах (один из них: см презентацию, где подчёркнуто значение данного блюда для организма человека)

Нормы питания восполняют энергетические нужды организма, способствуют образованию новых клеток взамен погибших, обусловливают высокую работоспособность человека и обеспечивают его сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

А теперь поговорим об основах рационального питания. Ни один продукт не может полностью удовлетворить потребность организма во всех необходимых ему веществах. Мясо, хотя и содержит все необходимые аминокислоты, но в нём недостаточно минеральных веществ и витаминов. В хлебе много углеводов, но нет других, необходимых организму веществ. В питание человека необходимо включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи, богатые витаминами и минеральными солями. В частности, в растительной пище много клетчатки, которая стимулирует сокращение стенок желудка и кишечника. Витамины…

Неправильное питание - причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании - основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в высокой её способности образовывать новое количество жира. Она жадно поглощает жир из крови и, кроме того, образует новый жир из углеводов. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди, страдающие ожирением, в 2 раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте от 40 до 50 лет.

КАКИЕ МЕРЫ НУЖНО ПРИНЯТЬ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ?

Для предупреждения ожирения нужно увеличить физическую нагрузку: прогулки, занятия спортом, физическую работу. Всё это повысит затраты энергии организма и окажет положительное влияние на сердечно - сосудистую систему, дыхательную, мышечную и нервную. Правильный режим питания - это приём пищи 4 раза в день в точно установленное время и ужин не позднее 19 часов.

Перед началом занятий в школе необходимо есть молочные, творожные или мясные блюда, так как эти продукты содержат белки, необходимые растущему организму. Обязательно нужно завтракать, полноценный завтрак повышает умственную и физическую работоспособность. Ни в коем случае нельзя недоедать. Нельзя есть наспех, всухомятку, на ходу, читая книгу или сидя перед телевизором. Пища должна быть вкусной, разнообразной и доброкачественной. Перед приёмом пищи необходимо выполнить все санитарные правила. Пища должна быть реализована в течение 2 часов с момента её приготовления.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «ПРАВИЛА ПИТАНИЯ»

При не соблюдении правил может получиться так:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ В СТИХАХ: «Теперь советуюсь с врачом» / Санин А./

Так, что же такое диета? В переводе с греческого это образ жизни.

Можно иметь дома много продуктов, а питаться неправильно.

Пренебрежительное отношение к питанию нередко заканчивается печально. В одних случаях оно приводит к ожирению, в других - к гастриту, язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки, к истощению (дефицит массы тела),холециститу и даже к циррозу печени.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Цирроз печени ( причины, симптомы, прогноз и профилактика).


КАК ЖЕ НАДО ПИТАТЬСЯ?

Высший закон медицины - диету блюсти неуклонно!

Словом диета сегодня обозначают режим питания и состав пищи. Известно 28 лечебных столов. Каждый из них предписывается при том или ином недуге. Лечебные столы были разработаны в первоначальном виде около полувека назад. И в домашней диетологии надо руководствоваться меню, которое учитывает рекомендации врача при определённом заболевании ( набор продуктов, особенности кулинарной обработки, режим питания). В нём найдут отражение индивидуальные особенности здоровья, переносимость тех или иных блюд, вкусовые привычки, с которыми тоже надо считаться, если они не наносят вреда здоровью. С основами практической диетологии должен быть знаком каждый, кому надо соблюдать диету.

С КАКИМИ ТРЕМЯ ПРАВИЛАМИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗНАКОМ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК?

  • питаться разнообразно;

  • питаться регулярно;

  • нельзя быть жадным в еде.


Каковы проблемы питания в современном мире?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (учитель географии)

Четвёртый этап: закрепление.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ:

1.КАКОВЫ ПРАВИЛА ПРИЁМА ПИЩИ? (презентация)

2.КАКОВА РОЛЬ ВИТАМИНОВ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?

3.КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНУ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ?

4.В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

В своё время физиолог И.П.Павлов говорил так:

«Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность,

то высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду лежит в середине»

Домашнее задание:

Выполнить валеологический анализ, вывод записать в тетрадь.

ПАМЯТКИ ГОСТЯМ

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

6

© 2010-2022