Рабочая программа + КТП по биологии 6 класс ФГОС (для детей с нарушениями зрения - III-IV вид)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся, получающих дистанционное образование, и реализуется в учебниках по биологии для 6 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В связи с особенностями дистанционного обучения детей (обучение на дому) некоторые лабораторные работы проводятся виртуально.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в 6 классе заключается в основных признаков и закономерностей жизнедеятельности организмов

Содержание учебников для 6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану специальных (коррекционных) классов III-IV вида биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры изучения предмета «Биология» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

  • Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  • Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  1. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  2. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • выделять эстетические достоинства человеческого тела;

  • реализовывать установки здорового образа жизни;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Биология»

6 класс 35 часов (1 час в неделю)

Жизнедеятельность организмов (19 часов)

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ, превращение и использование энергии.

Питание. Способы питания организмов. Почвенное и воздушное питание растений.

Корень: его строение и функции. Л.р. ««Поглощение воды корнем»»

Удобрения: минеральные и органические. Меры охраны природной среды.

Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом.

Значение фотосинтеза. Космическая роль растений. Проблема загрязнения воздуха.

Питание бактерий и грибов.

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Дыхание. Газообмен между организмом и средой. Дыхание животных.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Транспорт веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ у животных.

Удаление конечных продуктов обмена веществ. Выделение у растений. Листопад.

Выделение у животных.

Лабораторные работы

  • «Поглощение воды корнем»

  • «Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении»

  • «Выделение углекислого газа при дыхании»

Размножение, рост и развитие организмов

( 7 часов)

Особенности полового размножения. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.

Рост и развитие - свойство живых организмов. Рост, развитие и размножение растений.

Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Размножение организмов, способы. Бесполое размножение растений и животных. Вегетативное размножение растений.

Лабораторная работа:

  1. «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»

Регуляция жизнедеятельности организмов ( 8 часов)

Раздражимость - свойство живых организмов. Биоритмы в жизни организмов

Гуморальная регуляции жизнедеятельности организмов.

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Поведение организмов.

Движение организмов.

Организм - единое целое.

Лабораторная работа:

  1. «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»

Лабораторных работ - 5

Контрольных работ - 4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология, 6 класс, 35 ч (1 час в неделю, 35 недель)

№ урока

Тематическое

планирование

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Жизнедеятельность организмов (19 часов)

1

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ, превращение и использование энергии.

Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.

2

Питание. Способы питания организмов. Почвенное и воздушное питание растений.

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснить роль питания в процессах обмена веществ.

3

Корень: его строение и функции. Л.р. «Поглощение воды корнем»

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять результаты.

4

Удобрения: минеральные и органические. Меры охраны природной среды.

Объяснять необходимость пополнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить аргументацию необходимости защиты окружающей среды.

5

Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом.

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза.

6

Значение фотосинтеза. Космическая роль растений. Проблема загрязнения воздуха.

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в идее презентаций и сообщений.

7

Питание бактерий и грибов.

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

8

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными.

9

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способу добывания пищи.

10

Контрольная работа №1 по темам «Обмен веществ. Фотосинтез. Питание живых организмов»

Обобщение, повторение, контроль знаний.

11

Дыхание. Газообмен между организмом и средой. Дыхание животных.

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов.

12

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различия в процессах дыхания у растений и животных. Применять знания о дыхании в процессе выращивания растений и хранения урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

13

Л.р. «Выделение углекислого газа при дыхании»

14

Транспорт веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять значение проводящей функции стебля.. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных, органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты..

15

Л.р. «Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении»

16

Передвижение веществ у животных.

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять особенности передвижения веществ в жизни организмов.

17

Удаление конечных продуктов обмена веществ. Выделение у растений. Листопад.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.

18

Выделение у животных.

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ у животных. Определять значение выделения в жизни животных.

19

Контрольная работа №2 по темам

«Дыхание. Передвижение веществ. Выделение»

Обобщение, повторение, контроль знаний.

Размножение, рост и развитие организмов

( 7 часов)

20

Размножение организмов, способы. Бесполое размножение растений и животных. Вегетативное размножение растений.

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

21

Особенности полового размножения. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

22

Рост и развитие - свойство живых организмов. Рост, развитие и размножение растений.

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов.

23

Л.р. «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»

24

Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Характеризовать основные приемы выращивания растений, способы и условия их размножения, мероприятия по уходу за растениями.

25

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека.

26

Контрольная работа №3 по темам «Размножение организмов. Рост и развитие организмов»

Обобщение, повторение, контроль знаний.

Регуляция жизнедеятельности организмов

( 8 часов)

27

Раздражимость - свойство живых организмов. Биоритмы в жизни организмов

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений животных на изменения в окружающей среде.

28

Гуморальная регуляции жизнедеятельности организмов.

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

29

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных.

Характеризовать роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

30

Л.р.

«Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов»

31

Поведение организмов.

Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных.

32

Движение организмов.

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения животных.

33

Организм - единое целое.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

34

Контрольная работа №4 по темам «Регуляция жизнедеятельности организмов. Поведение. Движение»

Контроль знаний

35

Обобщающий урок-игра по всем темам 6 класса

Систематизация, повторение, закрепление знаний по пройденным темам за учебный год.





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

а) Учебные и методические пособия

Методические пособия для учителя

1. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г..

2. Пасечник В. В. Уроки биологии. 5-6 класс: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2015 г.

Учебники

1. Пасечник В. В.Биология.. 5 - 6кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.- М.: Просвещение, 2015,

Рабочие тетради

  1. Пасечник В. В.Рабочая тетрадь. Биология. 6 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. .- М.: Просвещение, 2015

Диагностические работы

  1. Биология. 6 класс. Диагностические работы. Вертикаль. Москва: Дрофа, 2015

Дополнительная литература:

1. Предметные олимпиады. 5-11 классы. Биология. ФГОС Москва: Просвещение, 2015.

2. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

  1. Биология. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В..

3. Сайты для учителя

1. «Сайт учителя химии и биологии» bio1357him.ucoz.ru/

2. «Учебно - методический кабинет» ped-kopilka.ru/

4. Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер

  2. Ксерокс

  3. Микрофон

  4. Наушники

  5. Принтер

  6. Сканер

  7. Микроскоп (включает в себя набор предметных и покровных стекол, препаровальную иглу)

  8. Брайлевский принтер


© 2010-2022