Урок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав крови

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиТема: Внутренняя среда организма. Функции и состав крови

Цели: 1.Сформировать у учащихся понятие о внутренней среде организма и гомеостазе.

2. Выяснить функции крови и ее состав.

3. Установить связь между строением и функциями форменных элементов крови.

Тип урока: усвоение новых знаний, нестандартный урок.

Оборудование: Таблица «Кровь», схема «Функции крови», плакаты со стихотворными текстами, материалы для сюжетного конструирования, музыка, видеофрагменты Как Т-лимфоциты уничтожают раковую клетку, вступает в борьбу Макрофаг.





Ход урока



  1. (45 мин.) Здравствуйте, ребята! Мы с вами закончили изучение темы «Опора и кровообращение». Я вам предлагаю провести его в необычной форме. Давайте представим себя героями известного сериала «Улицы разбитых фонарей» , т.е. работниками оперативно-следственного отдела. Я беру на себя обязанности вашего руководителя.

В наш отдел поступила информация о том, что в организме человека действует организованная группировка элементов. Обитают они в одной из жидкостей, образующих внутреннюю среду, а именно - в крови. Эта группировка занимается транспортными перевозками (нужно установить, насколько они законны); одни члены группировки устраивают драки, потасовки, другие препятствуют движению. Нам необходимо установить состав группировки, рассмотреть строение каждого элемента, выяснить его функции и значение крови в целом.

Итак, начинаем биологическое расследование. Откройте тетради и запишите его тему: «Внутренняя среда организма. Функции и состав крови». Первый объект нашего расследования - внутренняя среда организма. Давайте вспомним, какие 3 вида жидкостей образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость) Эти жидкости циркулируют в организме и создают условия для нормальной жизнедеятельности клеток. Они связанны между собой обменом веществ. Кто может объяснить, как происходит обмен веществ между клетками, кровью и тканевой жидкостью? Учащиеся рассматривают рисунок на слайде и объясняют, как осуществляется обмен веществ в тканях.

Урок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав крови

Важной особенностью внутренней среды является постоянство ее состава и физико-химических свойств, т.е. гомеостаз. Запишите в тетради: Гомеостаз - процессы, которые поддерживают относительное постоянство состава внутренней среды организма.

Следующим объектом расследования является кровь. Что такое кровь: вещество, клетка, ткань, орган? (ткань)

К какому типу тканей относится кровь? (к соединительной). Каковы особенности соединительной ткани? (межклеточное вещество этой ткани хорошо развито).

Наши эксперты попытались создать схему «Состав крови». У вас на столах лежат образцы этой схемы. В ней много «белых пятен». Нам с вами предстоит ликвидировать пробелы.

Состав крови

?

(жидкое, межклеточное вещество)

?

Форменные элементы

?

0.8%

?

?

(кровяные пластинки) В 1мм - 250 тыс. 5 суток

?

(белые кровяные тельца ) В 1мм - 5-10 тыс. 5суток

?

(красные кровяные тельца) В 1мм - 5 млн. 120 суток

?

?

0,9%

?

90%

?

7.0%%%

?

0,12%

0.12

Эксперты установили, что клетки крови называются форменными элементами. А как называется жидкое межклеточное вещество крови? (плазма). Какие вещества входят в состав всех живых организмов?(неорганические и органические). Какие вещества относятся к неорганическим? (вода и минеральные соли). Назовите органические вещества. (заполняется схема). А теперь займемся членами организованной группировки - форменными элементами крови (вписываются названия эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

Нам нужно составить словесные портреты каждого из этих элементов. Работать будем группами, источником ценной информации является учебник (§14). Группа №1 составляет характеристику эритроцитов, группа №2 - лейкоцитов, группа №3 - тромбоцитов. Данные вносятся в рабочую тетрадь, в таблицу «Сравнительная характеристика форменных элементов крови».

Урок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав крови

Урок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав кровиУрок биологии в 9 классе Тема: Внутренняя среда организма. Функции и состав крови

Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты

Выступление учащихся:

Эритроциты: мелкие (7,5 мкм), безъядерные клетки, имеют форму двояковогнутого диска, живут 120 суток, образуются в красном костном мозгу из эритробластов, а разрушаются в селезенке и печени. Эритроциты заполнены белковым веществом гемоглобином, которое состоит из белка глобина и железосодержащего соединения гемма. Гемоглобин вступает в непрочное соединение с кислородом и переносит его из легких в ткани, а углекислый газ - из тканей в легкие. Значит, эритроциты выполняют транспортную функцию.

Лейкоциты: более крупные, содержат ядро, живут несколько суток, образуются в красном косном мозгу, селезенке, лимфатических узлах, а разрушаются в очагах воспаления и селезенке; имеют непостоянную форму, напоминают амеб с ложноножками, что позволяет им протискиваться сквозь стенки капилляров и двигаться в тканях. Выполняют очень важную функцию - защищают организм от микроорганизмов, чужеродных белков, инородных тел. Дополнение учителя: Существует несколько видов лейкоцитов. Самые крупные из них способны поглощать и переваривать с помощью своих ферментов возбудителей болезни. Они были названы И.И. Мечниковым фагоцитами, что означает «клетки-пожиратели». Другой вид лейкоцитов называется лимфоцитами, т.к. живут они в лимфе. Они изобрели очень эффективное оружие для борьбы с антигенами, т.е. возбудителями болезней (бактериями, вирусами). Этим оружием являются специфические белки - антитела. Лимфоциты относятся к незернистым лейкоцитам. Представителями зернистых лейкоцитов являются нейтрофилы (борются с бактериями), эозинофилы (борются с паразитами), базофилы (обеспечивают аллергические реакции, т.к. блокируют яды насекомых).

Тромбоциты - самые мелкие, бесцветные, безъядерные, округлой формы пластинки. Живут 5-8 дней, разрушаются в кровеносных сосудах и селезенке, а образуются в красном костном мозгу. Они обеспечивают свертывание крови, а значит, защищают организм от потери крови. При повреждении кровеносного сосуда образуется сгусток крови - тромб, который закупоривает просвет поврежденного сосуда. Основу тромба составляет нерастворимый белок фибрин, который образуется из растворимого белка фибриногена. Подведение итогов. Так чем же занимаются наши герои-форменные элементы: полезной или преступной деятельностью? Конечно, полезной. Эритроциты - великие труженики, днем и ночью они носятся по магистралям, транспортируя газы: кислород и углекислый газ. Лейкоциты и тромбоциты- защитники организма. Лейкоциты защищают от инфекции (обеспечивают иммунитет), а тромбоциты защищают от потери крови (обеспечивают свертывание крови).

II (45мин) Продолжаем биологическое расследование.

Кроме информационных материалов мы имеем данные фотонаблюдений. Они касаются деятельности одного из членов группировки. На каждой парте лежит набор фотоматериалов. На фотографиях запечатлены какие-то драки, загадочные исследования. Ваша задача - очень быстро, (в течение 1 мин) восстановить ход событий (выстроить рисунки в ряд), а также опознать этот элемент, установить его сообщников. Работаете в парах.

Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна» из кинофильма «Следствие ведут знатоки»

Учитель: Обсуждение закончено. Поднимите, пожалуйста, первую картинку. Проверьте, правильно ли вы установили хронологию событий (учитель показывает образец). Один из учащихся идет к доске и описывает происходящее:

1) Появление врага - Антигена. Лимфоциты пытаются распознать его. 2) Первым вступает в борьбу Макрофаг. З) Он пытается уничтожить возбудителя болезни, но у него ничего не получается. Враг силен и коварен. Вероятно, это вирус. 4) Тогда лимфоциты изобретают новое оружие-Антитело для борьбы с Антигеном. 5) Они пускают его в серийное производство. 6) А вирусы к этому времени уже размножились. На поле боя выходит целая армия антител и побеждает врага. 7) Место сражения (очаг воспалений) очищаемся.

Учитель: У нас есть добровольное признание лейкоцитов:

Мы - белые тельца в крови. Нас лейкоцитами зови.

Крупны мы, на амеб похожи, Проникнуть в ткани смело можем,

Чтоб уничтожить чужеродных

Врагов, здоровью неугодных.

Побьют пришельцев лимфоциты.

Антителами. Фагоциты,

Как пожиратели - гиганты,

В войне проявят все таланты.

А еще у нас есть уникальная видеосъемка. Посмотрите пожалуйста, как Т-лимфоциты уничтожают раковую клетку (Демонстрируется фрагмент фильма).

Учитель: Внимание! Свидетелями составлены словесные портреты еще двух элементов группировки. Нужно определить, кому они принадлежат. (Чтение и анализ стихов):

1. Двояковогнутые диски

С белком гемоглобином быстро

Вступают в дружбу с кислородом

И углекислым газом. Рода

…………………….эритробластов.

И в красном костном мозге классно

Рождаются…………………………..

Их миллионы. Дефициты

Безъядерных телец угрозу

Несут всему живому. Можно

От малокровия страдать.

Его нам надо избегать.

О каких клетках крови идет речь? (Об эритроцитах). Чем они заполнены? (Гемоглобином). Какую функцию выполняют красные клетки крови? (Транспортируют кислород из легких в ткани, а углекислый газ-из тканей в легкие). Где рождаются эритроциты? Из каких клеток образуются? (Эритроциты образуются в красном костном мозге из особых клеток - эритробластов). Каковы причины малокровия?(Уменьшение количества эритроцитов, а значит, снижение содержания гемоглобина в крови)

2………………тем важны,

Что не дают в беде крови

Покинуть наши организмы.

Они включают механизмы

Созданья важного белка-

Фибрина. Очень велика

Его роль. Сетью волокнистой

Фибрин рождает сгусток быстро

Перекрывая собой раны.

Пластины в крови неустанно

Готовы разрушаться, чтоб

В реакциях рождался тромб!

III. Подведение итогов урока

Выставление оценок

Домашнее задание: § 13-14, вопросы устно + конспект урока

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016.



© 2010-2022