Разработка урокаЭкология как наука

Представленная мною разработка урока"Экология как наука", может быть использована учителем для формирования метапредметных умений. Данный урок направлен на формирование мировозрения учащихся, он помогает развитию мыслительных операций, коммуникативных навыков. В основе урока заложен системно - деятельностный подход, интерактивные формы обучения. В ходе урока учащиеся  осознают факт общности наук, единство познания мира. Экология должна быть воспринята как фундаментальная наука, а не модное слово...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Экология как наука».

Тип урока: Изучение новых знаний

Цели урока: Создать условия для формирования научного мировоззрения и развитие мыслительных операций.

Образовательные: Раскрыть сущность понятия экология как науки, определить предмет, задачи и методы экологии;

Развивающие: Создать условия для развития речи, умения выдвигать аргументы, выстраивать план выступления, способности четко формулировать свои мысли, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование);

Воспитательные: Создать условия для формирования личностных качеств, коммуникативных навыков, самооценки, экологического воспитания через бережное отношение к природе, повышения учебной мотивации.

Методы обучения: словесно - наглядные, проблемно - поисковый, индуктивные и дедуктивные.

Форма обучения: фронтально-групповая.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока.


  1. Организационный момент (1 минута)

Утром солнце просыпалось,

Улыбалось из-за туч,

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой,

Улыбнемся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой.


  1. Актуализация знаний. (4 минут)

Ребята у вас на столах есть кружки, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, но это бывает не всегда.

Назовите, пожалуйста, причины смены настроения. (Ссоры, конфликты, плохое самочувствие, чувства, плохая погода).

Ребята давайте объединим эти причины к общему понятию

Что у вас получилось? Живая природа, другие организмы, неживая природа, среда обитания

А как вы думаете, какая взаимосвязь между этими понятиями? Как ее можно изучить?

Если не получено ответа, можно использовать (кластер)

Экология

Ребята а, что означает это слово?

(греч. «ойкос» - дом, жилище, «логос» - наука). Немецкий учёный Эрнст Геккель ввёл термин «экология» в 1866 году. Определял экологию «как науку, призванную исследовать все запутанные взаимоотношения, которые Чарльз Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».

Давайте вспомним, что такое борьба за существование? (Один из движущих факторов эволюции, Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Ребята как вы думаете, какая тема нашего занятия и его цель?

Экология как наука

Цель: Выяснить, почему экология является наукой?

  1. Изучение новых знаний.

Как вы можете дать определение экологии:

Экология - наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

Что такое наука? (Вид деятельности, при которой познается мир)

Что содержит любая наука? (Предмет, задачи, методы)

Задание группам( в группах по четыре человека):

Ребята вам нужно в течение 6 минут в группах определить предмет, задачи, методы экологии и зафиксировать на ватмане. Результаты будут представлять № 1,2,3 .

Проводим обсуждение результатов работы групп, сопоставляем работы других групп, дописываем (от 5 до 10 минут).

Как вы думаете, все ли мы учли? Может еще нужно, что - то добавить?

Ребята я дам вам определение науки и задачи любой науки, проанализируйте с выполненной работой и дополните ваш список (6 минут)

Давайте обсудим, что у вас получилось (результат представляет № 4)

Ребята совместными усилиями мы с вами определили методы, задачи и предмет экологии.

Скажите, где это может пригодиться?

Для чего мы выполнили эту работу?

Давайте попробуем применить полученные знания в конкретной ситуации

  1. Закрепление материала

Перед вами текст.

Красноярск расположился в умеренном климатическом поясе, в самом сердце Евразийского континента, потому климат в городе сухой и резко-континентальный со значительными изменениями температуры дня и ночи, зимы и лета. До строительства красноярской ГЭС, средняя температура зимы в городе была -35 градусов, сейчас близость Красноярского водохранилища смягчила климат, сегодня средняя температура января -20 градусов по Цельсию. Июль в городе - достаточно жаркая пора.

Красноярцы знают о том, что живут в достаточно грязном, с экологической точки зрения, городе. Богатая лесами и реками Сибирь, сегодня превратилась в зону добычи черных металлов, захоронения ядерных отходов и добычи электричества. Климат изменен деятельностью человека.

Загрязнение воздуха в настоящее время - существенная проблема для города, большая часть районов располагается в низменности, и в жаркие солнечные дни можно увидеть, как над городом оседает тяжелый смог. Это вредные выбросы металлургических предприятий. В настоящее время экологические законы ужесточают ответственность за вредные выбросы. Так КрАЗ в 2010 году установил новое очистное сооружение, в результате чего выбросов отработки металлов в атмосферу стало значительно

Определите предмет, задачи, методы экологии (5 мин). Ответ аргументируйте.

  1. Подведение итогов урока в целом.

Давайте ребята подведем итог нашего занятия.

Какую цель мы поставили? Как вы думаете, мы ее достигли?

Перед вами лист оценки знаний, заполните его, пожалуйста.

Спасибо вам большое за работу!



Тема урока «Экология как наука».

Тип урока изучение новых знаний

Дата урока

Образовательные ресурсы

План урока

Цели урока: Создать условия для формирования научного мировоззрения и развитие мыслительных операций.

Образовательные: Раскрыть сущность понятия экология как науки, определить предмет, задачи и методы экологии;

Развивающие: создать условия для развития речи, умения выдвигать аргументы, выстраивать план выступления, способности четко формулировать свои мысли, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирования;

Воспитательные: создать условия для формирования личностных качеств, коммуникативных навыков, самооценки, экологического воспитания через бережное отношение к природе, повышения учебной мотивации.

Методы обучения: словесно - наглядные, проблемно - поисковый, индуктивные и дедуктивные.

Форма обучения: фронтально-групповая.

Основные термины и понятия Экология

Планируемые образовательные результаты:

Знать определение экология, называть предмет, задачи и методы экологии.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

Мотивация на успешность

фронтальная

коммуникативные

Актуализация знаний

беседа

обсуждение

фронтальная

Изучение нового материала

Наблюдение оказание помощи , организация обсуждения

Работа в группах

групповая

Коммуникативные

развивающие

личные

Первичное осмысление и закрепление

Наблюдение организация обсуждения

Работа в группах

Групповая

Коммуникативные мыслительные

личные

Итоги урока.

Рефлексия

беседа

Участие в беседе самостоятельное оценивание

Фронтальная

индивидуальная

Приложения

Общие методы научного познания

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:

  • методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

  • методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Задачи науки:

· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

· систематизация полученных знаний;

· объяснение сущности явлений и процессов;

· прогнозирование событий, явлений и процессов;

· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.


Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.



Задание № 1

  1. Определите предмет, задачи и методы экологии;

  2. Зафиксируйте результат работы группы.

  3. Представьте результаты работы группы (№1,2,3)

Время выполнения 6 минут

Задание № 2

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите предмет экологии.

  3. Ответ аргументируйте.

  4. Представьте результаты работы группы (по выбору)

Время работы 5 минут

Задание № 2

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите задачи экологии.

  3. Ответ аргументируйте.

  4. Представьте результаты работы группы (по выбору)

Время работы 5 минут

Задание № 2

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите методы экологии.

  3. Ответ аргументируйте.

  4. Представьте результаты работы группы (по выбору)

Время работы 5 минут

Лист оценивания

Я знаю +/ я не знаю -

Определение экология

Предмет

экологии

Задачи

экологии

Методы

экологии





Лист оценивания

Я знаю +/ я не знаю -

Определение экология

Предмет

экологии

Задачи

экологии

Методы

экологии







© 2010-2022