Рабочая программа по биологии 9 класс

Авторы : А.А.Каменский,  Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник                                                          Пояснительная записка  Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной об­щей ступени повлекло за собой перестройку школь­ной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биоло­гическую, прежде всего экологическую, природо­охранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущи... «Бактерии. Грибы. Растения» — 70 часов (6 класс); «Животные» — 70 часов (7 класс); «Человек и его здоровье» — 70 часов (8 класс); «Введение в общую биологию» — 70 часов (9 класс)
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения школы

Протокол № ___ от

«___»___________201_ г.


СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора

___________________

«___» 201_г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________

Приказ № ____ от

«___»__________201_ г.


Рабочая программа

учебного предмета ____биология______________________________

класс__9__, базовый уровень

на __2014 -_2015__________ учебный год

Разработана: Василенко Антониной Михайловной

учителем биологии высшей_квалификационной категории

с.Вторая Каменка

2014

Планирование составлено на основе Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа,2009.-92с.


Учебник

автор

название курса

класс

1

А.А.Каменский

Биология (экология)

9



Класс


классы

всего часов

часов в неделю

9

70

2



Плановые лабораторные (практические) работы



9

Биология

4


Биология 9 класс

Авторы : А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Пояснительная записка

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

  1. «Бактерии. Грибы. Растения» - 70 часов (6 класс);

  2. «Животные» - 70 часов (7 класс);

  3. «Человек и его здоровье» - 70 часов (8 класс);

  4. «Введение в общую биологию» - 70 часов (9 класс)

Нормативные документы на основе, которых составлена рабочая программа

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089.

2. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Второкаменская СОШ» (5-9 классы), утвержденная приказом № 33/7 от 21.09.2013

3. Учебный план МКОУ «Второкаменская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный №20/6 от 27.05.2014.

4. Годовой календарный график МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденный приказом №33/10 от 20.08.2014.

5. Положение о рабочей программе МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденное прикозом № 33/6 от 21.09.2013.

6. Биология. 5-11: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.-М.: Дрофа,2009.-92,с.

УМК по биологии 9 класс

1 .Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова

2.Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебн.для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа.2012.-304с.: ил.

3. Биология. 9 класс. Поурочные планы к учебнику А.А.Каменского и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию» часть 1и2./ Сост.И.Ф. Ишкина - Волгоград, ИТД «Корифей», 2006.-96с

4.Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематические и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника. «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя.-2-е изд..стереотип.- М.:Дрофа,2004.-128 с.

5.Биология. Введение в общую биологию.9 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского. Е.А.Криксунова, В.В.пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» /В.В.пасечник, Г.Г.Швецов.-2-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-111,с.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Структура изучаемого предмета

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теоретических

практических

1

Введение

2

2

2

Уровни организации живой природы

54

3

Молекулярный уровень

10

10

4

Клеточный уровень

15

15

1

5

Организменный уровень

14

14

1

6

Популяционно-видовой уровень

3

3

1

7

Экосистемный уровень

8

8

8

Биосферный уровень

4

4

9

Эволюция

7

7

10

Возникновение и развитие жизни

7

7

1

Резерв

0

70

4

Перечень лабораторных и практических работ по биологии 9 класс

Л.р№ 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Л.р.№ 2 «Выявление изменчивости организмов»

Л.р.№ 3 « Изучение морфологического критерия вида»

Л.р№ 4 «Изучение палеонтологических доказательств в эволюции

Календарно- тематическое планирование

Общая нумерация

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

лаборат

Типы и формы урока






Д/З

дата

по плану





По факту


1.

Введение 2 часа

2




1

1.1.

Биология как наука и методы ее исследования.




Урок- лекция

П.1-2

4.09


2

1.2.

Понятие«жизнь» Современные научные представления о сущности жизни.




Урок беседа

П.3

5.09



2.

Уровни организации живой природы 54 часа

54





2.1.

Молекулярный уровень 10 часов

10




3

2.1.1.

Качественный скачок от неживой к живой природе.




Урок ознакомления с новым материалом.

П.1.1

11.09


4

2.1.2.

Многомолекулярные комплексные системы. Белки.




Комбинированный урок

П.1.4

12.09


5

2.1.3.

Многомолекулярные комплексные системы. Белки.

Комбинированный урок

П.1.5

18.09


6

2.1.4.

Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты.




Комбинированный урок

П.1.6

19.09


7

2.1.5.

Многомолекулярные комплексные системы. Полисахариды.




Комбинированный урок

П.1.2

25.09


8

2.1.6.

Многомолекулярные комплексные системы.




Комбинированный урок

П.1.3

26.09


9

2.1.7.

Многомолекулярные комплексные системы.




Комбинированный урок

П.1.7

2.10


10

2.1.8.

Катализаторы




П.1.8

3.10


11

2.1.9.

Вирусы




Урок-дискуссия

П.1.9

9.10


12

2.1.10.

«Молекулярный уровень»




Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачет

П.1.1-1.9

10.10



2.2.

Клеточный уровень 15 часов

15

1




13

2.2.1.

Основные положения клеточной теории




Урок - лекция

П.2.1.

16.10


14

2.2.2.

Клетка структурная и функциональная единица жизни.

Л.р№ 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»


1


Урок применения знаний и умений с элементом лабораторной работы.

П.2.2.

17.10


15

2.2.3.

Прокариоты. Эукариоты.




Урок - экскурсия в прошлое.

П.2.7.

23.10


16

2.2.4.

Автотрофы, гетеротрофы.




Комбинированный урок

П.2.10.

24.10


17

2.2.5.

Химический состав клетки и его постоянство.




Комбинированный урок

П.2.2.

30.10


18

2.2.6.

Строение клетки. Функции органоидов.




Комбинированный урок

П.2.3.

31.10


19

2.2.7.

Функции органоидов.




Комбинированный урок

П.2.4.

13.11


20

2.2.8.

Функции органоидов.




Комбинированный урок

П.2.5.

14.11


21

2.2.9.

Органоиды клетки




Урок - семинар п.2.6.

20.11

22

2.2.10.

Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки.




Урок ознакомления с новым материалом.

П.2.9.

21.11


23

2.2.11.

Аэробное и анаэробное дыхание




Урок закрепления изученного

П.2.11.

27.11


24

2.2.12.

Рост и развитие клеток




Комбинированный урок

П.2.12.

28.11


25

2.2.13.

Жизненный цикл клеток.




Комбинированный урок

П.2.13.

4.12


26

2.2.14.

Общие понятия о делении клетки. Митоз.




Комбинированный урок

П.2.14.

5.12


27

2.2.15.

Общие понятия о делении клетки. Мейоз.




Урок - практикум

П.2.14.

11.12



2.3.

Организменный уровень 14 часов

14

1




28

2.3.1.

Бесполое размножение организмов




Урок ознакомления с новым материалом.

П.3.1.

12.12


29

2.3.2.

Половое размножение организмов




Комбинированный урок

П.3.2.

18.12


30

2.3.3.

Оплодотворение




Урок закрепления изученного

П.3.3.

19.12


31

2.3.4.

Индивидуальное развитие организмов.




Урок применения знаний и умений

П.3.4.

25.12


32

2.3.5.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Урок- лекция

П.3.5.

26.12


33

2.3.6.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Урок - практикум

П.3.6.

16.01


34

2.3.7.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Комбинированный урок.

П.3.7.

17.01


35

2.3.8.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Урок- практикум.

П.3.8.

23.01


36

2.3.9.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Урок применения знаний и умений.

П.3.9.

24.01


37

2.3.10.

Основные закономерности передачи наследственной информации.




Урок проверки и коррекции знаний и умений.

П.3.10.

30.01


38

2.3.11.

Закономерности изменчивости

Л.Р.№2 «Выявление изменчивости организмов»



1


Урок ознакомления с новым материалом.

П.3.11.

31.01


39

2.3.12.

Закономерности изменчивости.




Урок- дискуссия.

П.3.12.

5.02


40

2.3.13.

Закономерности изменчивости.




Урок - лекция.

П.3.13.

6.02


41

2.3.14.

Закономерности изменчивости




Урок- сочинение

П.3.14

12.02



2.4.

Популяционно-видовой уровень 3 часа

3

1




42

2.4.1.

Вид и его критерии. Структура вида.

Л.р. № 3 « Изучение морфологического критерия вида»


1


Урок ознакомления с новым материалом.

П.4.1.

13.02


43

2.4.2.

Популяция- форма существования вида




Урок закрепления изученного

П.4.2.

19.02


44

2.4.3.

Экология как наука. Экологические факторы .




Урок -лекция.

П.4.3.5.1.

20.02



2.5.

Экосистемный уровень 8 часов

8

1




45

2.5.1.

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.




Урок-лекция

П.5.1.

26.02


46

2.5.2.

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.




Комбинированный урок

П.5.2. 4.2.

27.02


47

2.5.3.

Цепи питания.




Урок- практикум.

П.5.2.

5.03


48

2.5.4.

Обмен веществ. Поток и превращение энергии в биогеоценозе.




Урок применения знаний и умений.

П.5.3.

6.03


49

2.5.5.

Обмен веществ. Поток и превращение энергии в биогеоценозе.




Урок проверки и коррекции знаний.

П.5.4.

12.03


50

2.5.6.

Искусственные биоценозы.




Урок диспут.

П.5.4.

13.03


51

2.5.7.

Экологическая сукцессия




Повторительно-обобщающий урок

П.5.5.

19.03


52

2.5.8.

Экскурсия в «Биогеоценоз»




Урок- экскурсия


20.03



2.6.

Биосферный уровень 4 часа

4




53

2.6.1.

Биосфера и ее структура. свойства, закономерности.




Урок ознакомления с новым материалом.

П.6.1.

2.04


54

2.6.2.

Биосфера и ее структура. свойства, закономерности.




Урок закрепления изученного

П.6.2.

3.04


55

2.6.3.

Круговорот веществ и энергии в биосфере




Урок применения знаний и умений.

П.6.3.

9.04


56

2.6.4.

Экологические кризисы




Проблемно-познавательный урок


10.04



3.

Эволюция 7 часов

7

1




57

3.1.

Основные положения теории эволюции.




Урок лекция.

П.7.1.

16.04


58

3.2.

Движущие силы эволюции. Наследственность, изменчивость организмов.




Урок - дискуссия.

П.7.2.

17.04


59

3.3.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование.




Комбинированный урок

П.7.3.

23.04


60

3.4.

Естественный отбор, формы естественного отбора




Урок-лекция.

П.7.4.,7.5

24.04


61

3.5.

Искусственный отбор




П.7.5.

30.04


62

3.6.

Образование видов -микроэволюция

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»




Урок - экскурсия.

П.7.7.

7.05


63

3.7.

Макроэволюция.




Комбинированный урок

П.7.8.

7.05



4.

Возникновение и развитие жизни 7 часов

5

11

1




64

4.1.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.




Урок ознакомления с новым материалом.

П.8.1.

8.05


65

4.2.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.




Комбинированный урок.

П.8.2.

14.05


66

4.3.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.




Урок применения знаний и умений

П.8.3.

15.05


67

4.4.

Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.




Урок закрепления изученного.

П.8.4.

21.05


68

4.5.

Доказательства эволюции. Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. Доказательства эволюции.

Л.р. № 4 «Изучение палеонтологических доказательств в эволюции»


1



П.8.8

22.05


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

•дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и егопотомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

•организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных рабо



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.





Список используемой литературы

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 304с.;

Методических пособий для учителя:

  1. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2004;

  2. Биология. Введение в общую биологию.9 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского. Е.А.Криксунова, В.В.пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» /В.В.пасечник, Г.Г.Швецов.-2-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-111,с.

Дополнительная литература для учителя

  1. А.С.Батуев . М.А.Гуленкова Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 2009;

  2. И.В.Болгова Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «оникс 21 век» « Мир и образование»,2005;

  3. Т.А.Козлова В.С.Кучменко биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа 2006;

  4. Г.И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум».1998;

  5. В.Н.Фросин В.И.Сивоглазов готовимся к Единому Государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2011. - 216 с.;



Литература для учащихся

  1. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа 2010. - 96 с.;

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

*Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс Республиканский мультимедиа центр. 2008

*Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

*Интернет - ресурсы

Материально- техническое обеспечение

Электронные пособия:

CD Экология

CD Биология 9 класс

Таблицы по общей биологии. 9,10,11 класс.

Центры происхождения культурных растений.

Схема строения клетки. Многообразие клеток.

Центры происхождения домашних животных.

Эукариотическая клетка.

Фотосинтез

Энергетический обмен.

Строение молекулы белка.

Критерии вида.

Пути биологического прогресса.

Схема биосинтеза белка.

Строение и функции белков.

Синтез белков.

Белки и их ферменты.

Молекула ДНК и ее редупликация.

Строение ДНК.

Нуклеиновые кислоты.

Митоз - деление клетки.

Типы бесполого размножения.

Типы размножения организмов.

Мейоз - образование половых клеток.

Зародышевое сходство позвоночных животных.

Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных.

Типы постэмбрионального развития животных.

Схема строения биосферы.

Связи в лесном биоценозе.

Законы наследования.

Законы наследования.

Трофические связи и уровни в степном биоценозе.

Цепи питания.

Сукцессия - саморазвитие природного сообщества.

Биотические взаимодействия.

Форма наследственной изменчивости.

Формы модификационной изменчивости.

Аденозинтрифосфорная кислота.

Вирусы.

Генетический код.

Метаболизм.

Науки о природе.

Гипотезы о возникновении Солнечной Системы.

Среда обитания.

Действие факторов среды на живые организмы.

Многообразие живых организмов.

Строение экосистемы.

Коллекции:

Коллекция "Палеонтологическая"

Предназначена для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии

Коллекция "Примеры защитных приспособлений у насекомых"

Предназначена для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии

Коллекция "Приспособительные изменения в конечностях насекомых"

Предназначена для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии

Коллекция "Развитие насекомых с неполным превращением"

Предназначена для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии

Коллекция "Развитие насекомых с полным превращением"

Предназначена для использования в качестве демонстрационного материала на уроках биологии

Динамические пособия:

Биосинтез белка

Модель предназначена для использования в качестве динамического средства обучения на уроках биологии

Деление клетки. Митоз и мейоз

Модель предназначена для использования в качестве динамического средства обучения на уроках биологии

Перекрест хромосом

Модель предназначена для использования в качестве динамического средства обучения на уроках биологии

Строение клетки

Модель предназначена для использования в качестве динамического средства обучения на уроках биологии

Модель структуры ДНК (разборная)

Используется в качестве демонстрационного материала в курсе биологии.


Приложение1

Прохождение программы по биологии 9 класс

Четверть

I

II

III

IV

Год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Кол-во часов



Кол-во лабор.и практ.робот









Приложение 2

Лист корректировки рабочей программы



№ пп

Название раздела, номер, тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (указать какие номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие - проведены за счет резерва)

Дата проведения по факту

1

















Приложение 3



Лист выполнения программы учащимися ,пропустившими занятия по биологии 9 класс

№п\п

Дата пропущенного урока

Тема пропущенного урока

Формы работы с учащимися

Дата полученной оценки за пропущенный материал

1





5


6












© 2010-2022