• Преподавателю
  • Биология
  • Дидактический материал для проведения уроков в девятом классе по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основы эволюционного учения»

Дидактический материал для проведения уроков в девятом классе по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основы эволюционного учения»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Дидактический материал

для проведения уроков в девятом классе

по теме:

«Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

« Основы эволюционного учения»



Автор: Алейникова Е.В.

Дидактический материал для проведения уроков в девятом классе по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основы эволюционного учения»




В настоящей разработке предложены задания разной структуры: тестовые задания, биологические диктанты, «немые» рисунки. Это позволит применять дифференцированный подход к оцениванию знаний учащихся, разнообразить методы и формы проведения самостоятельных работ и опроса по домашнему заданию.


















































Введение


Настоящая подборка дидактического материала подготовлена со следующими целями:

1. Предложить удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу общей биологии в 9 классе.

2. Сориентироваться на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения материала на разных уровнях деятельности - от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции, до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.

3. Применять дифференцированный подход к оцениванию знаний, с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.

5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащихся как внутри одного параграфа, так и в разных параграфах.

6. Научить школьников работе с заданиями, различными по формулировкам, построению, уровням сложности.

7. Формировать у школьников приемы работы с информацией - от тренировки памяти, до систематизации материала по разным основаниям.
























ТЕСТ

1- вариант

1. Элементарной эволюционной единицей является:

а) каждая особь любого вида;

б) каждая популяция любого вида;

в) каждый вид;

г) каждый

биоценоз.

2. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций

выступает изоляция:

а) географическая;

б) генетическая;

в) экологическая;

г) этологическая.

3. Искусственный отбор сходен с естественным тем, что:

а) всегда протекает под влиянием человеческой деятельности;

б) направлен на удовлетворение потребностей человека;

в) материалом может служить комбинативная изменчивость;

г) возник лишь с зарождением скотоводства и земледелия.

4. Впервые дал определение понятию «жизнь»:

а) Ф. Энгельс;

б) Ч. Дарвин;

в) Э. Геккель;

г) Дж. Бернал.

5. Сложные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды

Ч. Дарвин назвал:

а) искусственным отбором;

б) борьбой за существование

в) приспособленностью;

г) естественным отбором;

д) наследственной изменчивостью

6.Результатом микроэволюции является:

а) естественный отбор;

б) многообразие видов;

в) борьба за существование;

г) наследственность;

д) изменчивость.

7. Муха шмелёвка напоминает по форме и окраске шмеля- это пример:

а) угрожающей окраски;

б) покровительственной окраски;

в) мимикрии;

г) маскировки;

д) предупреждающей окраски.

8. Конкуренция за источник пищи, территорию между особями одного вид это пример:

а) популяционных волн;

б) межвидовой борьбы;

в) внутривидовой борьбы;

г) изоляции;

д) изменчивости.

9. Учёный утверждавший, что каждому организму присуще стремление к самосовершенствованию:

а) Э. Дарвин;

б) Ж. Б. Ламарк;

в) Ч. Дарвин;

г) К. Линней;

д) А. Вейсман.

10. Первое учение об эволюции органического мира создал:

а) М. Ломоносов;

б) Ч. Дарвин;

в) Ж. Б. Ламарк;

г) К. Линней;

д) Т. Шванн.

11.Отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого вида, называются:

а) конкуренцией;

б) паразитизмом;

в) нахлебничеством;

г) хищничеством;

д) симбиозом

12. Определённый ареал, занимаемый видом в природе - это:

а) физиологический критерий;

б) генетический критерий;

в) биохимический ;

г) морфологический критерий;

д) географический критерий

13. Относительно изолированная группа особей одного вида называется:

а) группой;

б) популяцией;

в) ареалом;

г) реподуктивной изоляцией;

д) колонией

14. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:

а) жизнь завершается смертью;

б)приспособления могут не привести к образованию нового вида

в) адаптация целесообразна в определённых условиях

г) идёт борьба за существование;

15. Генетический критерий вида - это:

а) набор хромосом, их число, размеры и форма;

б) определённый ареал, занимаемый видом в природе;

в) сходство внешнего и внутреннего строения особи одного вида

г) сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида.

16. Совокупность признаков, отличающих один вид от другого - это:

а) популяция;

б) критерий вида;

в) ареал;

г) изоляция.

17. В каком случае борьба за существование будет менее ожесточенной:

а) если на территории живёт несколько разных видов;

б) если на территории живёт один вид;

в) если на территории живут два близких вида.

18. Отношения хищник- жертва - это пример:

а) изоляции;

б) внутривидовой борьбы;

в) изменчивости;

г) межвидовой борьбы.

19. Микроэволюция сопровождается появлением новых:

а) родов;

б) видов;

в) подвидов;

г) популяций.

20. Передача наследственной информации осуществляется с помощью уровня:

а) клеточного;

б) органного;

в) молекулярного;

г) тканевого;

д) организменном.

21. Доказал правильность теории биогенеза- живое возникает только из живого:

а) Ф. Реди; б) Л. Пастер в) А. Опарин; г) Дж. Холдейн д) Э. Пфлюгер

22. Термин популяция впервые ввёл:

а) В. Иогансен; б) Ч. Дарвин; в) Н. В.Тимофеев- Ресовский. г) Д. Генсло.

23. Процесс создания новых пород животных и сортов растений называется:

а) естественным отбором; в) искусственным отбором;

б) наследственностью; г) изменчивостью;

24. Изменение организмов под влиянием условий внешней среды называется:

а) мутационной изменчивостью;

б) модификационной изменчивостью;

в) наследственной изменчивостью;

г) неопределённой изменчивостью;

25. У живущих в пустынях ящериц, львов, преобладают жёлтые тона окраски тела. Такая форма защитной окраски называется:

а) мимикрия;

б) подражающая окраска;

в) покровительственная окраска;

г) маскировка

26. Орган кактуса, выполняющий фотосинтезирующую функцию-

27. Что образуется в результате естественного отбора?

28. К какому виду приспособленности относится яркая окраска организмов?

29. Критерий, показывающий сходство внешних и внутренних признаков особей одного вида.

30. Уровень организации жизни, на котором решаются глобальные проблемы…

2 вариант.

1 Территория, занимаемая видом или популяцией называется:

а) ареал;

б) площадь;

в) биотоп;

г) экологическая ниша;

д) биоценоз.

2. Впервые в 1947г. высказал предположение, что источником энергии для абиогенного

синтеза органических веществ на Земле служило ультрафиолетовое излучение Солнца:

а) Дж.Холдейн;

б) А. Опарин;

) С. Миллер;

) Дж. Бернал

3. Согласно теории панспермии, жизнь:

а) возникала неоднократно из неживого вещества;

б) занесена на нашу планету извне;

в) была создана сверхъестественным существом в определённое время;

г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

4. Подражательное сходство незащищённого организма защищённому или несъедобному-

5. Пример покровительственной окраски:

а) зелёная окраска кузнечика;

в) ярко- красная окраска божьей коровки;

б) зелёная окраска листьев у растений;

г) сходство в окраске брюшка у мухи -журчалки и осы

6. Какой из названных эволюционных факторов способствует сохранению вида:

а) отбор;

б) борьба за существование;

в) генотипическая изменчивость;

г) изоляция

7. Наиболее острая форма борьбы за существование:

а) межвидовая;

б) внутривидовая;

в) с неблагоприятными условиями

8. Впервые ввёл двойные латинские названия живых организмов:

а) Дж. Рей;

б) Ж. Б. Ламарк;

в) А. Н. Северцов;

г) К. Линней;

д) Ч. Дарвин.

9. Количество видовых критериев..

10. Наименьшей единицей процесса эволюции является:

а) вид;

б) популяция;

в) особь;

г) род.

11. Определённый ареал занимаемый видом в природе- это:

а) генетический критерий; в) морфологический критерий;

б) биохимический критерий; г) географический критерий

12. Микроэволюция- это образование новых:

а) типов;

б) отрядов;

в) семейств;

г) популяций и подвидов.

13. Вид изменчивости не передающийся по наследству…

14. К. Линней, Ж. Кювье являлись сторонниками одной из теорий о происхождении жизни, которая называлась:

а) теория панспермии;

б) креационизма;

в) теория биопоэза;

г) коацерватной теорией

15. Появление нового вида рассматривает:

а) Популяционно- видовой уровень; в) организменный уровень;

б) биогеоценотический уровень; г) органный уровень.

16. Учёный, предложивший теорию возникновения жизни абиогенным путём

а) Л. Пастер;

б) Ф. Реди;

в) А. Опарин;

г) Дж. Холдейн

17. Эволюция- это:

а) учение об изменении живых организмов;

б) учение, объясняющее историческую смену форм жизни глобальными катастрофами;

в) необратимое, в известной мере направленное развитие живой природы;

г) нет верного ответа.

18. Учёный, заложивший научные основы развития органического мира до Ч. Дарвина…

19. Отдельные, еле уловимые признаки изменчивости у животных или у растений

называется:

а) неопределённой изменчивостью; в) наследственная изменчивость;

б) модификационная изменчивость; г) определённая изменчивость.

20. Изменение органоидов (хлоропластов, митохондрий), имевший в составе молекулы

ДНК- это:

а) генная мутация; в) геномная мутация

б) хромосомная мутация; г) цитоплазматическая мутация.

21. Как называется борьба между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу?

22. К какому виду приспособленности относится сходство формы морского конька и рыбы- иглы с водорослью?

23. К какому виду приспособленности относятся запасание корма на зиму, забота о

потомстве?

24. Критерий вида , показывающий не скрещиваемость между собой особей разных

видов.

25. Критерий, определяющий отличие в поведении организмов.

26. Результатом микроэволюции является …

27. Что образуется в результате естественного отбора?

28. Паразитизм является примером :

а) внутривидовой борьбы; б) межвидовой борьбы; в) борьбой с неблагоприятными

условиями

29. Выживание наиболее приспособленных видов к определённым условиям среды

называется:

а) естественным отбором; в; наследственностью;

б) искусственным отбором; г) изменчивостью.

30. Ученик Аристотеля, изучавший биологию растений и животных…







БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ


I вариант

1. Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития всех организмов является … .

2. Совокупность реакций биологического синтеза органических веществ в организме - … …, или … .

3. В процессе жизнедеятельности между организмом и окружающей средой происходит постоянный обмен веществами и энергией, поэтому все живые системы являются … системой.

4. Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение - … .

5. Индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти - … .

6. Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия - … .

II вариант

1. Совокупность реакций расщепления органических веществ, которые сопровождаются выделением энергии, - … …, или … .

2. Способность живых систем сохранять относительное постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов лежит в основе такого свойства организмов как … .

3. Способность организмов воспроизводить себе подобных - … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки в ходе онтогенеза - … .

5. Необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни - … .

6. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, - … .












КАКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕРНЫ?


I вариант


1. В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы.

2. На углерод, водород, кислород и азот в живых организмах приходится около 50 % химического состава.

3. Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.

4. Единица строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития организмов - клетка.

5. Любая биологическая система состоит из отдельных частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани), которые функционируют независимо.

6. В ходе синтеза органических веществ в организме (ассимиляции) образуется и выделяется энергия.

7. Процесс распада сложных органических веществ в организме (диссимиляция) сопровождается поглощением энергии.

8. Все живые системы являются открытыми, так как в процессе жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществами и энергией.

9. Реакции матричного синтеза - это образование всех молекул и клеточных структур путем деления или самоудвоения.

II вариант


1. В основе способности организмов к размножению лежат реакции матричного синтеза.

2. Основой наследственности является постоянство внутренней среды организма.

3. Изменчивость организмов обусловлена изменениями наследственных задатков - генов.

4. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора.

5. Онтогенез - процесс исторического развития вида.

6. Филогенез - это индивидуальное развитие организма.

7. Все живые организмы способны избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия.

8. Ритмичность, как свойство живых организмов, способствует приспособлению организмов к меняющимся условиям существования.

9. Пример ритмичности у организмов - чередование периодов сна и бодрствования.















«ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ»


1 вариант

1. Важнейшие процессы жизнедеятельности организмов (кодирование наследственной информации, обмен веществ и др.) начинаются с уровня:

а) молекулярно-генетического

б) клеточного

в) тканевого.

2. Какое из утверждений наиболее правильно?

а) живые системы отличаются от тел неживой природы составом химических элементов

б) только живые системы построены из молекул

в) клетка - структурно-функциональная единица всего живого.

3. К растительным тканям относятся:

а) эпителиальная, механическая, соединительная

б) покровная, механическая, основная

в) мышечная, нервная, проводящая.

4. У животных организмов выделяют:

а) четыре основных типа тканей

б) два основных типа тканей

в) пять основных типов тканей.

5. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биогеоценотический

б) биосферный

в) популяционно-видовой.

6. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный

б) микроскопия

в) метод наблюдения и описания объектов.

7. Основы систематики растений и животных заложены благодаря методу

а) историческому

б) сравнительному

в) экспериментальному.













2 вариант


1. Кто предложил использование микроскопа для исследования тканей?

а) Роберт Гук

б) Карл Бэр

в) Теодор Шванн

2. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических тем, что:

а) встречаются только в тканях животных

б) не имеют оформленного ядра

в) обладают генетическим материалом

3. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

а) единстве живой и неживой природы

б) сложности строения живых систем

в) единстве происхождения живого

4. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:

а) обобщила имеющиеся знания о строении организмов

б) создала базу для развития цитологии

в) оба утверждения верны

5. Существование вирусов не противоречит клеточной теории, так как

а) они могут размножаться только внутри живых клеток

б) они являются паразитами на генетическом уровне

в) обладают некоторыми свойствами неживой материи

6. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке?

а) способность проводить нервный импульс

б) способность сокращаться

в) способность к обмену веществ

7. С развитием какой области знания связано появление клеточной теории?

а) с развитием физики

б) с развитием философии

в) с развитием микроскопии

8. Что точнее отражает сущность клеточной теории?

а) все растения состоят из клеток

б) все клетки имеют одинаковую форму и размеры

в) клетки всех организмов сходны по своему строению.












ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1 вариант

1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), - … .

2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, - … .

3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, - … .

4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, - … .

5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, - … .


2 вариант

1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?

2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?

3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?

4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?

5. Перечислите основные положения теории А.И. Опарина.































КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

К - 1.

1. Клевер ползучий растет по сырым местам;

2. Высота растения от 8 до 25см, стебель ползучий, укореняющийся;

3. Цветет с середины мая до осени, опыляется шмелями;

Определите критерии вида, о которых идет речь под цифрами 1-3

К - 2.

Некогда считалось, что в Европе малярию разносит один вид комаров - малярийный комар. В действительности этот вид оказался состоящим из 6 самостоятельных видов, отличающихся по биологическим признакам их яиц. Какой критерий имеет место в данном случае?

К - 3.

Многие виды легко отличаются по окраске (медведь бурый и медведь белый), по размерам (горностай и ласка) и другим внешним признакам. Как бы вы назвали такой критерий для определения вида?

К - 4.

Заяц - беляк зимой меняет мех на чисто белый. Заяц - русак, зимой не белеет. Лапки уже и короче, чем у зайца - беляка. Это дает возможность ему быстро бегать по неглубокому и твердому снегу.

О каком критерии идет речь?

К - 5.

Лютик ползучий цветет в конце июня - начале июля, лютик кашубский цветет в конце мая.

О каком критерии вида идет речь?

К - 6.

Лютик едкий растет только на поляне, лютик ползучий вдоль дороги. О каком критерии идёт речь?

К - 7.

Заяц - беляк обитает в лесных и тундровых районах, заяц - русак степное животное.

О каком критерии идет речь?

К - 8.

Установлено, что под названием «черная крыса» скрываются 2 вида - двойника: крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

К - 9.

Составьте характеристику морфоло-гического критерия выданного вам растения.

К - 10.

Каков главный критерий вида?

К - 11.

а) Масса белых медведей достигает - 1000 кг, длина тела - до 3 м;

б) Густая шерсть и подкожный толстый слой жира защищают тело от холода

в) Жизнь белого медведя связана с морем и плавучими льдами

Укажите критерии под буквами а, б, в.

К - 12.

Какой критерии вида использован при описании?

Малый лебедь распространён по тундре Европы и Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого океана.

К.-13.

Клест - сосновик населяет сухие высокоствольные сосновые леса. Клюв у него толстый, массивный позволяет добывать семена из сосновых шишек.

К.-14.

Клест - еловик населяет еловые леса. Клюв у него тонкий удобный для добывания семян.

О каких критериях вида идет речь?

К.-15.

Рассмотрите выданное растение.

Составьте характеристику морфологического критерия.

К - 16.

Каков главный критерий вида?

Определите, о каких учёных составлены синквейны

I.

1.

2.Великий, верующий.

3. Описывал, систематизировал, выделял.

4.Создал лучшую искусственную систему

5. Систематик.

II.

1.

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4. Создал первое эволюционное учение.

5. Творец.

III.

1.

2. Трудолюбивый,

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

5. Гений.























КРОССВОРД

1. Идеалистическое учение в биологии, утверждающее, что все живое на Земле является результатом акта божественного творения.

2. Представления об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних организмов от других.

3. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.

4. Принцип, положенный в основу своей классификации растений и животных Карлом Линнеем.

5. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

6. Предок крупного рогатого скота

7. Ученый, создавший теорию эволюции.

8. Объяснение исторических смен, форм живых организмов глобальными катастрофами и следующими за ними актами нового божественного творения.

9. Одна из форм борьбы за существование.

10. Ученый, открывший клеточную теорию.

11. Эволюционная единица (по Ламарку).

12. Движущая сила эволюции.

13. Отбор в природе имеющий направленный эволюционный фактор.

Дидактический материал для проведения уроков в девятом классе по теме: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основы эволюционного учения»





ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ

1. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.

А) Кошачьи;

Б) Камышовый кот;

В) Кошки;

Г) Млекопитающие;

Д) Хордовые;

Е) Хищные.

2. Установите соответствие между систематическими единицами:

Систематические единицы

А) тип;

Б) отдел;

В) порядок;

Г) отряд.

1. Царство Животные;

2. Царство Растения.

3. Определите, кому из ученых принадлежат следующие научные идеи:

Научные идеи

Ученые

А) виды неизменны;

Б) единицей эволюции является особь;

В) виды изменяются постоянно;

Г) организмы приспосабливаются к условиям среды под действием естественного отбора;

Д) организмам свойственна изначальная целесообразность;

Е) любая изменчивость может служить материалом для эволюции

1. К. Линней;

2. Ж.Б. Ламарк;

3. Ч. Дарвин

4. Какие факторы являются движущими силами эволюции?

  1. модификационная изменчивость;

  2. мутационный процесс;

  3. естественный отбор;

  4. приспособленность;

  5. организмов к среде обитания;

  6. популяционные волны;

  7. абиотические факторы среды.

5. Установите соответствие между примерами борьбы за существование и ее формой:

Признаки

Формы борьбы за существование

А) кета - объект рыболовного промысла;

Б) у кеты отсутствует забота о потомстве;

В) много икринок оказывается на берегу;

Г) икра поедается другими рыбами;

Д) при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.

1. внутривидовая;

2. межвидовая;

3. с неблагоприятными условиями среды.

6. Определите последовательность возникновения приспособленности к условиям среды:

А. изменение условий окружающей среды;

Б. действие движущей формы отбора;

В. появление мутаций у отдельных особей;

Г. формирование популяции с полезными признаками.

7. Установите соответствие между особенностью видообразования и его способом:

Особенность

Способ

А) расширение ареала;

Б) использование различных видов пищи;

В) расчленение ареала преградами;

Г) изоляция по срокам размножения;

Д) возникновение физических преград.

1. экологический;

2. географический

8. Установите последовательность этапов географического видообразования:

А) появление в популяции новых наследственных изменений;

Б) территориальная изоляция популяций одного вида;

В) изменение генофонда популяции и репродуктивная изоляция;

Г) сохранение естественным отбором особей с новыми признаками.

9. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом:

Характеристика мутаций

Тип мутаций

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК;

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке;

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка;

Г) поворот участка хромосомы на 180°;

Д) изменение числа хромосом по отдельным парам;

Е) удвоение нуклеотидов в ДНК.

1. хромосомные;

2. генные;

3. геномные.

10. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора:

  1. действует в постоянных условиях среды;

  2. действует в меняющихся условиях среды;

  3. способствует сохранению особей со среднем значением признака;

  4. выбраковывает особи с отклонением от нормы;

  5. способствует возрастанию численности особей с полезными мутациями;

  6. сохраняет особи с новыми генотипами и фенотипами.

11. Распределите факты по группам доказательств эволюции:

Доказательства

Факты

  1. Эмбриологические

  2. Палеонтологические

  3. Сравнительно-анатомические

  4. географические

1- Закон Геккеля- Мюллера «Онтогенез- это краткое повторение филогенеза»

2- Находки переходных форм

3- Сходство личинок насекомых и кольчатых червей

4- Филогенетические ряды

5- Сходство между рыбами и головастиками лягушек

6- Развитие всех многоклеточных хордовых из одной яйцеклетки

7- Отпечаток археоптерикса на камне

8- Закон Карла Бера

9- Находка костей зверозубой рептилии на берегах Северной Двины

10- Изучение пластов земной коры

11- Работа Ковалевского В.О. по воссозданию ряда лошади

12- Наличие гомологичных органов

13- Появление зеброидной окраски у жеребят

14- Наличие остатков тазовых костей у кита и змей

15- Отпечатки псилофитов- первых растений, вышедших на сушу.

16- Сходство зародышей хордовых животных

17- Сходство растительного и животного мира в Европе и Северной Америке.

18- Утконос - это живая переходная форма между рептилиями и пресмыкающимися

19- Причиной существования эндемичных видов является древняя обособленность островов от материков

20- Появление стадии нитчатой водоросли в цикле развития мхов









Литература


  1. М.К.Гильманов. А.Р. Соловьева, Л.У. Абшенова БИОЛОГИЯ Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. А.: «Атамура», 2009

  2. А.Р.Соловьева, И.М. Ильясова БИОЛОГИЯ Методическое руководство. Пособие для учителей 9 классов общеобразовательных школ А.: «Атамура», 2009

  3. А.Р.Соловьева, Э.М. Ильясова, А.Г. Манжуга БИОЛОГИЯ рабочая тетрадь для 9 классов общеобразовательных школ А.: «Атамура», 2009

  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

  5. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.

  6. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 150 с.

  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984. 92 с.

  8. Организация познавательной деятельности учащихся. / Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: Амалфея, 1985. 140 с.

  9. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. 218 с.

  10. Кошелева Е.А. Советую применить // Химия в школе. 2004. №2. С.15.

  11. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. - М.: Просвещение, 1985.

  12. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

  13. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). - М.: Высшая школа, 1989.

  14. Грант В. Эволюционный процесс. - М.: Мир, 1991.

  15. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. - В 3 т. - М.: Мир, 1992.

  16. Северцов А.Н. Общие вопросы эволюции. - В 3 т. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.

  17. Яблоков А.В. Популяционная биология. - М.: Высшая школа, 1987.



















20


© 2010-2022