• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого

Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.Конспект по биологии на тему Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.КОНСПЕКТ

ТЕМА УРОКА: Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории. Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

ЗАДАЧИ: Образовательные - сформировать у учащихся знания о характерных особенностях методов исследования в биологии, о многообразии живого мира, выявить свойства живых систем.

Воспитательные: - продолжить формирование опыта эмоционально - ценностного отношения к миру по средствам развития данной темы. Сформировать бережное отношение ко всему живому.

Развивающие: -развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов; продолжить обучение умению наблюдать, делать выводы, развивать у учащихся познавательный интерес. Развивать умение работать с учебником, тетрадью, дополнительной популярной литературой.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: объяснительно - иллюстративный; объяснение с элементами беседы, частично - поисковый.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Экология, природоведение, естествознание.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Химия.

ОБОРУДОВАНИЕ:1) учебник «Биология. Введение в общую биологию и

экологию». 9 класс: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник.

2) рабочая тетрадь.

3) компьютер и проектор.

4) мультимедиапрезентация.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Биология.Введение в обущую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент (3 мин.)

- Приветствие учащихся.

- Проверка готовности к уроку.

2.Проверка знаний и умений (10 мин.)

- Устный опрос.

3.Изучение нового материала (20 мин.)

Учитель: На прошлом уроке вы начали изучать введение в курс общей биологии. Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойство живого. Записываем число и тему урока.

Содержание

Методы и приемы



1.Методы исследования в биологии.

Учитель: - Ребята, что такое наука?

Ответы учеников:

Учитель: - Давайте запишем что же все таки такое наука.

Наука - один из способов изучения и познания окружающего мира.

Каждая наука имеет свои методы исследования.

-Что же такое научный метод?

Давайте запишем.

Научный метод - это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

В биологии применяются различные методы, к наиболее важным из них можно отнести:

- наблюдение

- эксперимент

- сравнение.

Так же существуют еще такие методы как:

- сравнительный метод

-описательный и исторический метод.

Первоисточником всех научных данных являются точное, внимательное, непредвзятое наблюдение и эксперимент.

Результаты полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверенны новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

(В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА РАССКАЗ О СНЕЖНОМ ЧЕЛОВЕКЕ.)

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ



Проводится наблюдение над объектом или явлением



На основе полученных данных выдвигается гипотеза



Проводится научный эксперимент



Научный эксперимент соправаждается контрольным опытом.



Проверенная входе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом.



(ОБЪЯСНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ)

Обычно научное исследование начинается с наблюдения над объектом или явлением. После обобщения полученных в результате данных выдвигаются гипотезы (предположения), которые могут объяснить наблюдения. На следующем этапе исследования разрабатываются и проводятся эксперименты для проверки выдвинутых гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. Анализ результатов эксперимента позволит решить, какая из гипотез верна. Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом. Называя какое - либо положение законом, ученые как бы подчеркивают его универсальность, неоспоримость, большую достоверность.

(ПРИМЕР НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН.)

Жизнь удивительно многообразна. Чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо выявить и упорядочить сходство и различия у живых организмов. Для решения этих задач применяется сравнительный метод. Он позволяет сопоставить результаты наблюдений для выявления общих закономерностей.

Используются в биологии и другие методы исследования. Описательный метод широко применялся еще учеными древности, и сейчас не потерял своего значения.

Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами.

Знания, полученные в фндаментальных исследованиях, могут показаться бесполезными для повседневной жизни человека, но они помогают понять законы, по которым развивается окружающий нас мир, и почти наверняка рано или поздно найдут практическое применение.

2.Сущность жизни и свойство живого.

Учитель: - Ребята, как мы можем определить живой обьект перед нами или не живой?

Ответ учащихся:

Учитель: На первый взгляд кажется все просто. Даже маленький ребенок скажет, что камень неживой, а кошка живая. На самом деле определение жизни очень сложно. Об этом мы с вами сейчас и поговорим.

Во второй половине 19 века Ф.Энгельс обобщив естественнонаучные знания своего времени, дал самое известное определение жизни: это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.

Запишите это определение в тетрадь.

Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков есть такие, которые присущи также и неживым объектам. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь кристаллы растут! Поэтому проще дать определение жизни перечислив основные свойства живых организмов.

Задание. Заполните таблицу, которая лежит у вас на столах.

,,ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ,,.

СВОЙСТВО

ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВА

Единый хим. состав и принцип строения

Все живые орг-мы открытые системы

Обмен веществ с окружающей средой

Живые организмы развиваются

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды

Все живое размножается

Наследственность и изменчивость

Приспособление к определенной среде обитания

Подпишите и сдайте таблицы.

Обьяснительно-иллюстративный





Запись в тетрадь.



Запись в тетрадь.















Запись в тетрадь.























4. Закрепление изученного материала.

Докажите что представленные организмы на слайде являются живыми. Используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.

1.Корова.

2.Дуб.

3.Ящерица.

4.Синица.

5. Щука.

5. Домашнее задание.

& 2, & 3.





© 2010-2022