Программа по внеурочной деятельности (5 класс)

Образовательная программа общеинтеллектуальной внеурочной деятельности   «Юный эколог» 5 класс. Программа рассчитана на 34 часа (из них 12 часов аудиторных,  внеаудиторных 22часа) и предполагает равномерное распределение этих часов  по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.  Программа имеет эколого-биологическую направленность. Исходя из идеи построения целостного экологического мировосприятия и всестороннего развития, понятие «экология» применяется не то...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани.















Образовательная программа общеинтеллектуальной внеурочной деятельности

«Юный эколог» 5 класс.



Разработала учитель

ГБОУ СОШ№17 гСызрани

Назаренко Жанна Игоревна.





















2013г

Пояснительная записка.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя: загрязнение биосферы; изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты; изменение экосистем и ухудшение здоровья человека. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-ых классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа имеет эколого-биологическую направленность. Исходя из идеи построения целостного экологического мировосприятия и всестороннего развития, понятие «экология» применяется не только в биологическом, но и в социальном смысле. Программа рассчитана на 34 часа (из них 12 часов аудиторных, внеаудиторных 22часа) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Актуальность программы заключается в формировании экологического мышления у школьников т.к. уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находятся в прямой зависимости от экологического воспитания человека.

В программе выделено 5 учебных тем и указано рекомендуемое количество часов. В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские и игровые задания, работа на пришкольном участке.

Цель образовательной программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы «Юный эколог»:

  • Обучить школьников экологической грамотности, применению правил, способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

  • развитие познавательных интересов к окружающему миру, на приобретение школьниками опыта природосберегающей и природоохранной деятельности;

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;

  • развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;

  • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, бережного отношения к природе.

В рамках программы будут сформированы универсальные учебные действия:

-личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать ответственное отношение к природе, понимать необходимость защиты окружающей среды, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- познавательные: использовать приемы работы с информацией, систематизация информации, осуществлять постановку и формирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; самостоятельно проводить исследования на основе методов наблюдения и эксперимента;

- регулятивные: постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно, нахождение пути их решения, самооценка.

- коммуникативные: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной операции; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Формами контроля являются создания индивидуальных и коллективных проектов, наблюдения, участие в праздниках. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________



Разделы программы.

Тематическое планирование.

Название раздела (темы) программы

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Введение в экологию.

4

2

2

1.1

Что такое экология?

1

1

1.2

Методы исследования природы.

1


Природа в моей жизни (Экскурсия)

1

2

Природа вокруг нас.

11

4

7

2.1

Воздействие человека на растительность. Придорожные растения - спутники человека.

1

2.2

Правила сбора растений для гербария.

1

2.3

Сбор растений для гербария

1

2.4

Подготовка этикеток для собранных растений

1

2.5

Составление гербария.

2

2.6

Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке.

1

2.7

Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации.

1

2.8

Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме.

1

2.9

«Праздник цветов» Музыкально - литературный праздник.

2

3

Мой край.

8

2

6

3.1

Растительный мир Самарской области.

2

3.2

Животный мир Самарской области.

1

3.4

Исчезающие растения и животные родного края.

1

3.5

Эндемики Самарской области.

1

3.6

Охраняемые территории Самарской области

1

3.7

Проект «Флора и фауна Самарской области».

2

4

Мой путь к здоровью.

6

2

4

4.1

Гигиена школьника.

1

4.2

Правильное питания школьника.

1

4.3

Ты и компьютер.

1

4.4

Вредные привычки.

1

4.5

Проект «О спорт, ты-мир»!

1

4.6

Проект «Секреты здоровья»

1

5

Я и мое окружение.

5

2

3

5.1

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

1

5.2

Наш школьный участок.

1

5.3

Проект «Как украсить наш участок».

2

5.4

Уборка школьного двора.

1

Всего

34

12

22



Содержание программы.

Введение (4 часа.)


Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни»

Природа вокруг нас (11часов).

Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально - литературный праздник - «Праздник цветов».

Мой край (8 часов).

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Самарской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Самарской области».



Мой путь к здоровью (6 часов).

Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья».

Я и мое окружение (5 часов).

Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора.










Учебно - тематический план.







Содержание курса



Тематическое планирование




Характеристика основных видов

деятельности обучающихся.

Введение (4 часа.)




Что такое экология? Знакомство обучающихся с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология-наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Связь с другими науками. Методы исследования природы. Экскурсия «Природа в моей жизни»

Объяснять что такое экология и роль экологических знаний в повседневной жизни.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Отвечать на поставленные вопросы.

Соблюдать правила поведения на экскурсии.

Проявлять любознательность и интерес к изучению природы.

Природа вокруг нас (11часов).


Правила сбора растений для гербария его высушивание, монтирование и хранение. Экскурсия в лес « Сбор растений для гербария». Подготовка этикеток для собранных растений. Практическая работа «Составление гербария» 4-5 объектов. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь ( правила эксплуатации). Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. Музыкально - литературный праздник - «Праздник цветов».

Находить информацию о растениях в атласах определителях, биологических словарях и справочниках, анализировать ее.

Сравнивать представителей разных групп растений.

Осваивать приемы работы с определителями и с правилами эксплуатации садового инвентаря, ухода за растениями.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Составлять гербарий.

Проявлять интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.

Мой край (8часов).


Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Эндемики Самарской области. Индивидуальный или групповые проекты - «Флора и фауна Самарской области».

Называть основные экогруппы организмов; растений, животных занесенных в Красную книгу. Сравнивать представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе сравнения.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного мира.

Приводить доказательства (аргументация) необходимость соблюдения мер защиты исчезающих растений и животных.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Участвовать в разработке проекта « Флора и фауна Самарской области»

Мой путь к здоровью (6 часов).


Гигиена школьника. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Сбалансированное питание школьника и режим питание. Вредная пища. Ты и компьютер. Правила работы за компьютером. Влияние компьютера на здоровья школьника. Вредные привычки и их влияние на здоровья. Альтернатива вредным привычкам - спорт. Индивидуальные и групповые проекты: «О спорт, ты-мир»! Секреты здоровья».


Научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками, обосновывать необходимость правильного питания, объяснять правила работы за компьютером. Использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; отвечать на вопросы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вести диалог и участвовать в дискуссии. Выявлять влияние физических упражнений на развитие организма человека. Проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Я и мое окружение (5часов).


Дом, где мы живем. Гигиена жилища. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Откуда берется мусор и куда он девается. Наш школьный участок. Проект «Как украсить наш участок». Дизайн цветочных клумб. Уборка школьного двора.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Осваивать приемы ухода за комнатными растениями и за растениями на школьном участке.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Участвовать в разработке проекта « Как украсить наш участок».



Список литературы.

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Горская Н.А. Экология растения.Москва: Вентана - Граф. 2008.

  3. Еськов К.Ю., Т.Л. Смоктунович. Природоведение 5 кл. Земля и люди. Москва: Баласс, 2007

  4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.

  5. Степанчук Н.А. Модели экологического образования.- Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Ушакова О.Д. Красная книга России. Словарь справочник школьника. Санкт-Петербург: Литера, 2011.

  7. Энциклопедия животных. - Москва: ЭКСМО, 2007.





© 2010-2022