Здоровьесберегающая программа по биологии и химии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии.

Выступление на ШМО учителей химии, биологии , истории, географии.

В первом десятилетии ХХI века одной из центральных проблем общественного развития обозначена проблема сохранения здорового подрастающего поколения, подготовка детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества отличается большой динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации.

Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у выпускников основ здорового образа жизни, культура здоровья должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного учреждения, приоритетным направлением его деятельности.

Здоровье школьников является одним из ключевых направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.Их применение даёт возможность:

осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика; осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Информационные перегрузки, интенсификация образовательного процесса, психологический дискомфорт - важные причины утомления учащихся.

Но, кроме того, к утомлению учащихся на уроках часто приводят: Душное помещение, сухой воздух.

Авторитарное воздействие учителя. Гиподинамия, привычно неправильное положение тела ученика за партой. Низкая мотивация учащихся к обучению. Высокая учебная нагрузка к концу дня ввиду неправильно составленного расписания уроков. Недостаточная индивидуализация образовательного процесса. Монотония, отсутствие переключений. Астеническое состояние учащегося и другие факторы. Все это - направления здоровьесберегающей коррекции образовательного процесса.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.»-эти крылатые слова сказаны Жан Жак Руссо.

О том, что школа подрывает здоровье детей, говорили еще в прошлом веке, когда родители были относительно здоровы, когда люди дышали чистым воздухом, ели натуральную пищу, пили чистую воду, когда школьные программы не были так перегружены.

Сегодня в век технического прогресса школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Тревожат статистические данные Минздрава РФ:

- из каждой тысячи новорожденных - 800-900 уже имеют врожденные пороки

развития, а к концу школьного обучения эти показатели возрастают;

- лишь 5 % выпускников являются практически здоровыми;

- 80 % учащихся школ имеют хронические заболевания.

Специалисты называют целый ряд причин, приведших русский народ к деградации, но самым главным «похитителем здоровья» оказалась школа. Непосильная многим учащимся нагрузка, неподвижность детей во время занятий, необходимость находиться по несколько часов в день в замкнутом помещении, построение образовательного процесса без учета уровня развития учащихся - вот только некоторые из причин, позволяющих судить о школе подобным образом.

Следовательно: здоровье - проблема педагогическая. В связи с этим, на мой взгляд, школа остро нуждается в технологиях, учитывающих особенности психического развития личности в разные возрастные периоды, технологиях, помогающих преодолеть негативное влияние школьного обучения на здоровье ребенка, то есть в здоровьесберегающих технологиях.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

На уроках , химии, и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Немаловажное значение имеет благоприятный эмоциональный настрой и атмосфера успеха на уроке. Здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? - отбор и структура содержания,

Как? - оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? - методы, приемы и средства обучения,

Кто? - реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

"Не навреди!" - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;

Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Традиционная система уроков химии и биологии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровбьесберегающими технологиями обучения направленными, прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.

Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.

В наше время проблемы безопасности общества бессмысленно рассматривать отдельно от состояния окружающей природной среды. Активная хозяйственная деятельность человека по «преобразованию природы», разработка и внедрение новых технологий - все это привело к ухудшению качества среды обитания и, соответственно, качества жизни самого человека.

В связи с чем , говоря на уроках химии и биологии о правильном питании, я затрагиваю такую важную проблему, как экологическая безопасность. Мои цели: дать детям элементарные экологические знания, которые помогли бы им выбрать экологически безопасные продукты; создать представление о понятиях «экологическая безопасность», расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; воспитать культурные основы для становления экологически значимых качеств личности. В процессе обучения применяю разнообразные методы и приемы, способствующие активизации творческой деятельности детей: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Это и эвристическая беседа, о вредных привычках, тесты, сюжетно-ролевые игры, экологические задачи и др. Формы проведения уроков самые разнообразные: урок-путешествие , игры-соревнования, и другие

На интегрированных уроках использую коллективную, фронтальную, групповую, индивидуальную формы организации деятельности учащихся. На уроках мы обсуждаем такие вопросы:

Почему арбузы и дыни, купленные возле автомобильных трасс, опасны для здоровья?

Где можно и где нельзя собирать лекарственные травы, грибы?

Можно ли употреблять в пищу садовые ягоды сразу после опрыскивания их ядохимикатами?

Покупая продукты питания в красивых упаковках, мы редко отдаем себе отчет в том, что в них содержатся и компоненты, не имеющие никакой пищевой ценности. Экологи считают, что стремление предприятий и фирм придать пищевым продуктам высокотоварный вид может оказаться небезопасным для здоровья людей.

Привлекательный товарный вид продуктов питания достигается за счет широкого применения пищевых красителей. Например, апельсиновый минеральный напиток по внешнему виду мало, чем отличается от натурального апельсинового сока, а по составу, возможно, в них нет ничего общего. Таким образом, рассматривая темы по проблемам правильного питания («На вкус и цвет товарищей нет», «Отрицательное влияние людей на растения и животных»), знакомлю детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, создаю представление об экологически безопасных продуктах, знакомлю учащихся с понятиями «пищевые добавки», «пищевые красители».

Моя задача - помочь детям научиться выбирать такие продукты, которые не наносили бы вреда их здоровью, формировать знания о составе пищи и о том, как защитить себя от вредных веществ в продуктах питания.

В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии адаптивной системы обучения.

В программу 9-го класса введён раздел "Органическая химия", который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не "спугнув" ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений. Вызывает интерес работы с химическими веществами и микропрепаратами на уроках химии и биологии.. Перед каждой работой ученик повторяет правила по технике безопасности при работе с данными веществами.и биологическими объектами.


© 2010-2022