Зоология-наука о животных

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему «Зоология-наука о животных», в архиве содержится флипчарт к уроку.Тип урока:     изучение нового материала Вид урока:     урок - беседа ТДЦ     Обучить Познакомить учащихся с правилами поведения в ка­бинете биологии, с правилами техники безопасности; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи­вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока­зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре­дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че­ловека.    Развить умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса   Воспитать  Продолжить формирование бережного отношения к природе.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биология дата:

Учитель Алимбаева А.К. 7 а,б,в

Тема урока: Зоология - наука о животных

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - беседа

ТДЦ Обучить Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; показать многообразие животных на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении животных в природе и жизни человека.

Развить умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса

Воспитать Продолжить формирование бережного отношения к природе.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор;

Литература: «Биология»

Ход урока

Этап урока




СУМ (содержание учебного материала)

Орг. момент

Актуализация знаний

Изучение нового материала

















Закрепление изученного

Рефлексивно - оценочный этап урока.

Домашнее задание

Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку. Цели и задачи урока.

Давайте с вами вспомним какое царство мы с вами изучали в курсе ботаники? сколько всего царств существует?

1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология - система наук о животных. Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,цитология - их клеточное строение; физиология изучает деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологиирассматривают индивидуальное развитие организмов, систематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составляет экология,рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изучает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организмом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаютсяот растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могутактивно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) - более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц - 8600 видов, еще меньше млекопитающих - около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие - благодаря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, - синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

Работа с интерактивной доской

Физминутка

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.

Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Из-за действий саранчи человек полностью лишается урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. Для человека важное значение имеютдикие промысловые животные. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет, вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц. Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, шерсть, мед), пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу. Одной из первых была одомашнена собака (более 10 тыс. лет назад). Предком ее был волк. Много лет собака служит человеку помощником в охоте, охране домашних животных, жилья и самого хозяина. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке. Самый известный памятник собаке находится в Париже. Он посвящен сенбернару, спасшему 40 человек, сбитых снежными лавинами в Альпах. Памятник на Аляске поставлен вожаку ездовых собак, который вывез замерзавшего и потерявшего дорогу ездока к людям. Есть и другие памятники собакам: поводырю слепых; собакам, служившим на границе; помощникам людей, оставшимся верными своим хозяевам даже после их смерти. Есть памятник собаке, страдающей на благо науке. Открыт он был по инициативе известного русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте памятника написаны такие слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства. И. Павлов». Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных - ЭТО млекопитающие и птицы.

Работа с интерактивной доской

Вывод, современная зоология - это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагаются в настоящем учебнике.

1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных

3. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?

Оглашение оценок за урок


  • §

  • Словарная работа


© 2010-2022