Рабочая программа по биологии 11 класс 3 часа в неделю

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Юхтинская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрена:

Рекомендована:

Утверждена:

На заседании МО

ЗДУВР

Директор

учителей - предметников

/Т.Н.Тяпкина/

МОУ Юхтинская СОШ

____________

______________

______________

Протокол

От « » августа 2015г

/А.М.Котляренко /

От « » августа 2015г №

Приказ от

« » августа 2015г №




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 11 КЛАССА

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД






Выполнила

Учитель биологии

Верховод Т.М.

пос. Юхта

2015 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие цели и задачи:



  • Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

1.2. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,2004года.

- Примерной программы среднего (полного) общего образования.

1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2009г. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т. А. Козловой по использованию учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10 - 11 классы», допущенное Министерством образования РФ и опубликованные издательством «Дрофа» в 2005 году.

1.6.Основные методы и формы обучения:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками

1.7. Контроль и оценка планируемых результатов

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка

II.Основное содержание

102 часа (3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 6.

Основы учения об эволюции (22 часа)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюционного процесса. Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека. Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результатывидообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивно Лабораторные и практические работы Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. Сравнение процессов экологического и географического видообразования. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. Требования к уровню подготовки знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; биологической эволюции. выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных сравнивать формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: грамотного оформления результатов биологических исследований; Формы контроля: устный опрос, письменный опрос, составление схем, заполнение таблиц, тестирование, фронтальный опрос.

РАЗДЕЛ 7

Основы селекции и биотехнологии (15 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центpax происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы. Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, портретов известных селекционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ,иллюстрирующих результаты селекционной работы, методы получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза. Требования к уровню подготовки знать учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, сущность гетерозиса, основные методы селекции растений, животных, мироорганизмов Понимать сущность биотехнологичеких процессов Анализировать и делать выводы об этических проблемах использования некоторых методов Формы контроля тестирование, презентации, фронтальный опрос, индивидуальные беседы.

РАЗДЕЛ 8

Антропогенез (11 часов)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу. Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих основные этапы эволюции человека. Лабораторные и практические работы Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас. Требования к уровню подготовки знать стадии эволюции человека, понимать факторы антропогенеза, уметь получать информацию и анализировать её, делать выводы о происхождении человеческих рас Формы контроля тестирование, беседы, защита рефератов.

РАЗДЕЛ 9

Основы экологии (26 часов)

Экология как наука. Среды обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Прото-кооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамидабиомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание. Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологические сукцессии. Лабораторные и практические работы Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах). Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач. Требования к уровню подготовки знать географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, понимать формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере влияние мутагенов на организм человека уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; использовать знания для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде Формы контроля тестирования тестирование, выполнение заданий, фронтальный и индивидуальный опрос .

РАЗДЕЛ 10

Эволюция биосферы и человек (22 часа)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны. Лабораторные и практические работы Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. Экскурсия История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Резерв времени - 6 часов.

III.Учебно - тематический план



Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

л/р

экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

102



2.

Количество часов в неделю

1



3.

Запланировано на 1 четверть

27



4.

Запланировано на 2 четверть

21



5.

Запланировано на 3 четверть

30



6.

Запланировано на 4 четверть

24






Итого



102









Раздел

Количество тер.ч.

Практ.и лаб.работы

Контрольные

работы

Общее количество часов

6

Основы учения об эволюции

16

5

1

22

7

Основы селекции и биотехнологии

13

1

1

15

8

Антропогенез

10


1

11

9

Основы экологии

21

4

1

26

10

Эволюция биосферы и человек

2


1

22


резерв




6

IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базо-вом уровне ученик должен

знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); уче-ния В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: раз-множение, оплодотворение, действие искусственно-го и естественного отбора, формирование приспособ-ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие био-логической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз-витие зародыша человека; влияние мутагенов на ор-ганизм человека, экологических факторов на орга-низмы; взаимосвязи организмов и окружающей сре-ды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосис-тем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схе-мы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей сре-де (косвенно), антропогенное изменения в экосисте-мах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, за-родыши человека и других млекопитающих, при-родные экосистемы и агроэкосистемы своей мест-ности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

V. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1986.

  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.

  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  9. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. - М.: Просвещение, 1985.

  10. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. - М.: Лист, 1999.

  11. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.

  12. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.

  13. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002

  14. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004.

  15. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.

  16. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.

  17. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  18. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  19. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2003.

  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение, 2002.

  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.

  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002.

  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: А.А. Биология. - Киев: Высшэйшая школа, 1987.

  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во

часов

Виды урока

Форма контроля

Домашнее

Задание

1 четверть - 27 часов

Основы учения об эволюции - 22 часа

1

Входной контроль

1

Укз

тестирование

2

Развитие эволюционных представлений

1

Ул

Фронтальный опрос

3

Теория естественного отбора

1

Ул

Беседа

4

вид

1

лр

Индивидуальный опрос

5

Виды растений городского парка

1

Экс

беседа

6

Морфологические особенности растений разных видов

1

Лр

Письменное задание

7

Популяции, их генетический состав

1

Ул

Фронтальный опрос

8

Решение задач

1

Пр

Письменные задания

9

Изменение генофонда популяций

1

Ул

Индивидуальный опрос

10

Дрейф генов

1

Ул

Индивидуальный опрос

11

Борьба за существование

1

Ул

Индивидуальный опрос

12

Естественный отбор

1

Ул

тестирование

13

видообразование

1

Уинз

тестирование

14

Палеонтологические доказательства эволюции

1

Семинар

Письменная работа

15

Биогеографические доказательства эволюции

1

Ул

Индивидуальный опрос

16

Сравнительно- анатомические и эмбриологические доказательства

1

Ул

Индивидуальный опрос

17

Молекулярные доказательства

1

Ул

Индивидуальный опрос

18

Пути и направления эволюции

1

Уинз

Текущий контроль

19

Пути и направления эволюции


Лр

Письменная работа

20

Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

1

Семинар

Тестирование

21

Система органического мира

1

Уоз

Взаимопроверка в парах

22

обобщение

1

Укз

Работа в форме ЕГЭ



Основы селекции и биотехнологии - 15 часов

23

Контрольная работа

1

Ул

Фронтальный опрос

24

Основные методы селекции

1

Ул

Индивидуальный опрос

25

Селекция растений

1

Ул

Работа с карточками

26

Вклад Н.Вавилова в селекцию растений

1

Ул

Самостоятельная работа

27

Закон гомологических рядов наследственной изменчив ости

1

комбинированный

Письменная работа



2 четверть - 21 час

28

Вклад И.В.Мичурина в селекцию растений

1

комбинированный

Сообщения по типу презентаций

29

Основные методы селекции растений

1

комбинированный

Устный опрос

30

Селекция животных

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

31

Селекция микроорганизмов

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

32

Клеточная инженерия

1

комбинированный

Письменная работа

33

Генная и хромосомная инженерия

1

комбинированный

Фронтальный опрос

34

Перспективы биотехнологии

1

комбинированный

Сообщения в форме презентаций

35

Успехи селекции

1

конференция

Письменная работа

36

Анализ и оценка этически х аспектов развития некоторых исследований в селекции

1

комбинированный

беседа

37

Основы селекции

1

комбинированный

Письменная работа



Антропогенез - 11 часов

38

Основы селекции

1

Ул

Индивидуальный опрос

39

Положение человека в системе органического мира

1

Ул

Индивидуальный опрос

40

Морфофизиологические доказательства происхождения человека

1

Ул

Индивидуальный опрос

41

Данные молекулярной биологии и биологии развития

1

Ул

Индивидуальный опрос

42

Стадии антропогенеза. Австралопитековые

1

Ул

Индивидуальный опрос

43

Первые представители рода номо

1

Ул

Индивидуальный опрос

44

Первый современный человек

1

Уинз

Фронтальный опрос

45

Факторы антропогенеза

1

Ул

Сообщения

46

Происхождение человеческих рас

1

Ул

беседа

47

Расизм

1

Ул

тестирование

48

Эволюция человека

1

Ул

Фронтальный опрос

Основы экологии - 26 часов

3 четверть - 30 часов

49

Эволюция человека

1

комбинированный

Взаимопроверка в парах

50

Экология как наука

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

51

Среда обитания

1

комбинированный

Биологический диктант

52

Взаимоотношения организм а и среды

1

комбинированный

Письменный опрос

53

Приспособленность

1

комбинированный

Устный опрос

54

Экологические взаимодействия

1

комбинированный

Фронтальный опрос

55

Конкурентные взаимодействия

1

комбинированный

Работа с карточками

56

популяция

1

комбинированный

Фронтальный опрос

57

Экология популяций

1

комбинированный

Фронтальный опрос

58

Динамика популяций

1

комбинированный

Письменная работа

59

Жизненные формы

1

комбинированный

Фронтальный опрос

60

Экологические сообщества

1

комбинированный

Фронтальный опрос

61

Структур а сообщества

1

комбинированный

Фронтальный опрос

62

Пространственное устройство сообщества

1

комбинированный

Фронтальный опрос

63

Взаимосвязи организмов

1

комбинированный

беседа

64

Пищевые цепи

1

комбинированный

Письменная работа

65

Составление пищевых цепей

1

комбинированный

Фронтальный опрос

66

Экологические пирамид ы

1

комбинированный

Фронтальный опрос

67

Решение задач

1

комбинированный

Фронтальный опрос

68

Сравнение экосистем

1

комбинированный

Фронтальный опрос

69

Экологическая сукцессия

1

комбинированный

Биологический диктант

70

Влияние загрязнений на живые организм ы

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

71

Степень загрязнённости воздуха

1

комбинированный

Фронтальный опрос

72

Антропогенные изменения в экосистеме

1

Экскурсия

Фронтальный опрос

73

Основы рационального природопользования

1

конференция

сообщения

74

Основы экологии

1

Уоиз

беседа



Эволюция биосферы и человек - 22 часа

75

Основы экологии

1

Уоиз

Тестирование по типу ЕГЭ

76

Гипотезы о возникновении жизни

1

укз

Фронтальный опрос

77

Современные представления

1

укз

Индивидуальный опрос

78

Этапы развития жизни

1

укз

Фронтальный опрос



4 четверть - 24 часа

79

Жизнь в архее и протерозое

1

комбинированный

Письменный опрос

80

Жизнь в палеозое

1

комбинированный

Устный опрос

81

Жизнь в мезозое

1

комбинированный

Устный опрос

82

Жизнь в кайнозое

1

комбинированный

Устный опрос

83

Возникновение и развитие жизни на Земле

1

комбинированный

беседа

84

Возникновение и развитие жизни на Земле

1

комбинированный

тестирование

85

Биосфера , её состав и структура

1

комбинированный

Фронтальный опрос

86

Эволюция биосферы

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

87

Круговорот химических элементов

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

88

Круговорот азота

1

комбинированный

Тестирование

89

Круговорот углерода

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

90

Круговорот фосфора

1

комбинированный

Индивидуальный опрос

91

Антропогенное воздействие на биосферу

1

комбинированный

Работа с карточками

92

Глобальные проблем ы биосферы

1

Семинар

сообщения

93

Потеря биоразнообразия

1

Семинар

сообщения

94

Кислотные дожди

1

Семинар

сообщения

95

Пути решения глобальных проблем

1

конференция

беседа

96

Обобщение «учение о биосфере »

1

комбинированный

тестирование

97

Резервный урок

1

98

Резервный урок

1

99

Резервный урок

1

100

Резервный урок

1

101

Резервный урок

1

102

Резервный урок

1

Итого - 102 часа



© 2010-2022