Рабочая учебная программа Биология 6 класс

  Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Программы основного общего образо­вания по биологии для VI класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина. Предусматривается 1 час в неделю, 35 часов в год, в том числе на проведение лабораторных работ выделено 7 часов, на проведение практических работ 2 часа. Учебник: Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки РФ Изда...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Рабочая программа учебного курса

«Биология. Живой организм»

6 класс

2014-2015 учебный год





Составитель: Быкова Светлана Семеновна,

учитель биологии









1.Пояснительная записка

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и способствует развитию логического мышления, учит применять знания в знакомой и нестандартной ситуации. Ведущая идея курса - раскрытие способов познания природы человеком, выделение специфической ролисистематики, морфологии, анатомии, физиологии в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Основные цели курса:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

-овладение умениями работы с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации

Формы и методы работы с обучающимися: словесные (беседа, рассказ), наглядные (показ, демонстрация), частично-поисковый, метод проблемного изложения

Приоритетные виды и формы контроля - тематическое тестирование, индивидуальный опрос, письменный отчет за работу

Сроки реализации программы - 2014-2015 учебный год

6а - класс со средним и высоким уровнем обученности, подача нового материала возможна на высоком уровне, закрепление и контроль - разноуровневые.

6г - уровень обученности ниже, изучение нового материала на доступном для них уровне с усложнением в течение учебного года.

Планируемые результаты качества - выше 40%

2. Общая характеристика курса

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

3. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает обучение биологиивVI классе в объеме 35 учебных часов (из расчета по 1 часу в неделю), в том числе на проведение лабораторных работ выделено 7 часов, на проведение практических работ 2 часа.

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Программы основного общего образования по биологии для VI класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс. М.: Дрофа, 2011).

Учебник: Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки РФ. М.: Дрофа, 2013. - 174 [2] с. Рабочая тетрадь «Биология. Живой организм» к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс».

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

- развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet ;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики травматизма

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные:

  1. формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

  2. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

Предметные:

  1. уметь объяснять изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  2. видеть важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  3. знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения

Метапредметные:

  1. описывать по предложенному плану внешний вид объектов;

  2. сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;

  3. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе

Учебно-организационные:

-определять учебную задачу;

-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

-сотрудничать при решении учебных задач;

-планировать собственную деятельность.

Учебно-информационные:

-задавать вопросы разного вида;

-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

Учебно-логические:

-определять понятия по существенным признакам;

-выявлять свойства объекта;

-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-систематизировать информацию;

-доказывать утверждение, тезис;

-формулировать вывод.

Учебно-коммуникационные:

-соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

-вести диалог

6. Содержание учебного курса (35 часов, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов(10 часов)

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (тема изучается по усмотрению учителя)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров,углеводов.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов.

Тема 1.5

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Тема1.6

Растения и животные как целостные организмы(1час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (23 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема2.4 Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение (3часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие(3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (2 часа)

Тема3.1

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация моделей экологических систем.


Тематическое планирование



Название темы

Количество

часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

Тема 1.4. Ткани растений и животных

2

Тема 1.5. Органы и системы органов

4

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

1

Всего

11

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

3

Тема 2.2. Дыхание

2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

Рема 2.4. Выделение

2

Тема 2.5. Опорные системы

2

Тема 2.6. Движение

1

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Тема 2.8. Размножение

3

Тема 2.9. Рост и развитие

4

Всего

22

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

1

Тема 3.2. Природные сообщества

1

Всего

2

ИТОГО

35

Планируемые результаты обучения

В результате изучения биологииобучающийся 6 класса должен:

знать/понимать

  1. строение живой клетки (главные части);

  2. строение растений, животных, бактерий, вирусов

  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  5. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  1. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  2. сравнивать природные объекты не менее чем по 4 - 5 признакам;

  3. описывать по предложенному плану внешний вид изученных организмов;

  4. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  5. находить значение указанных терминов в справочной литературе;


  1. кратко пересказывать доступный по объему текстестественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  2. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  2. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  3. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  4. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.






7. Тематическое планирование


Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата


Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий

Планируемые предметные результаты освоения материала

Практические работы

по плану

по факту

Раздел I . Строение и свойства живых организмов

11



Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1


-определять понятия по существенным признакам;

-выявлять свойства объекта;

-соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

-систематизировать информацию

основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

1

Многообразие живых организмов, их свойства

1


-определять понятия по существенным признакам;

-выявлять свойства объекта;

химический состав клетки, неорганические и органические вещества

Тема 1.2. Химический состав клетки - 1ч.


-доказывать утверждение;

-формулировать вывод;

-осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

2

Химический состав клеток.

Лабораторная работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток - 2ч.


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

3

Клетка - элементарная единица живого

1


-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

-формулировать вывод

Оформлять результаты лабораторной работы, интерпретировать их

4

Различия в строении клеток. Лабораторная работа №2

«Строение клеток живых организмов»

1


-планировать собственную деятельность

-кратко формулировать свои мысли

Тема 1.4. Ткани растений и животных - 2ч.


Особенности строения, типы тканей растительных и животных организмов, их строение и функции.

5

Типы тканей растений и животных

1


-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-формулировать вывод.


6

Лабораторная работа №3
«Ткани живых организмов»

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

Оформлять результаты лабораторной работы

Тема 1.5. Органы и системы органов-4ч.


-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

-систематизировать информацию;

-формулировать вывод.

7

Органы цветкового растения. Корень.

Лабораторная работа №4

«Распознавание органов у растений»

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

-систематизировать информацию

Внешнее строение и значение корня, корневые системы, видоизменения корней.

8

Строение и значение побега.

1


-определять учебную задачу;

-соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

-систематизировать информацию;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

-доказывать утверждение

Определение понятия «побег», «вегетативные органы», строение и функции стебля, листа

Оформлять результаты лабораторной работы

9

Цветок. Соцветия. Плоды. Семена.

1


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

-планировать собственную деятельность

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

-систематизировать информацию;

-доказывать утверждение;

Определение понятия «цветок», «репродуктивные органы»; значение и строение цветка (околоцветник, тычинки, пестики), виды соцветий; плодов, строение семян однодольного и двудольного растений.

10

Системы органов животных.

1


-планировать собственную деятельность

-кратко формулировать свои мысли.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения, взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx.

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы -1ч.


-систематизировать информацию;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

Организм - единое целое

11

Растения и животные как целостные организмы

1


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

-планировать собственную деятельность

Раздел II. Жизнедеятельность организма

22



Тема 2.1. Питание и пищеварение - 4ч.



12

Особенности питания растений

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

Определение понятий «питание», «пищеварение»

Почвенное питание, воздушное питание (фотосинтез), особенности.

13

Воздушное питание (фотосинтез)

1


-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-доказывать утверждение

-определять понятия по существенным признакам;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы

определение понятий «питание», «пищеварение», «пищеварительные ферменты»;

особенности питания животных, примеры травоядных животных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

14

Особенности питания животных.

1


-планировать собственную деятельность

-кратко формулировать свои мысли.

15

Пищеварительные системы животных. Ферменты.

1


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

-планировать собственную деятельность

Тема 2.2. Дыхание - 2ч.


Определение понятий «фотосинтез», «дыхание», роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии.

16

Дыхание растений.

1


-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

-систематизировать информацию

Определение понятия «дыхание»; описание дыхания животных, органы дыхания животных организмов.

17

Дыхание животных.

1


-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме - 2ч.


-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

-осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ; использовать приобретённые знания для выращивания растений, ухода за ними.

Сущность процесса переноса веществ животных, его значение; гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

18

Передвижение веществ в растении.

1


-систематизировать информацию;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

-кратко формулировать свои мысли

Практическая работа№1

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

19

Перенос веществ в организме животных.

1


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

-планировать собственную деятельность

Тема 2.4. Выделение - 2ч.



20

Выделение.

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

Определение понятия «выделение», описание

21

Обмен веществ и энергии.

1


Определение понятия «обмен веществ», описание

Тема 2.5. Опорные системы - 2ч.


Строение и разнообразие опорных систем, их значение в жизни организмов, типы скелетов у животных

Оформлять результаты лабораторной работы

22

Опорные системы растений и животных.

1


-формулировать вывод.

-планировать собственную деятельность

23

Лабораторная работа №5 «Разнообразие опорных систем животных»

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

Тема 2.6. Движение - 2ч.


Значение двигательной активности.

распознавание и описание на таблицах органов движения животных; примеры животных с различными способами передвижения

Оформлять результаты лабораторной работы

24

Движение- важнейшая особенность организмов.

1


-осуществлять самоконтроль учебной деятельности

-планировать собственную деятельность

25

Лабораторная работа №6«Движение инфузории туфельки»

1


-определять учебную задачу;

-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях;

-формулировать вывод;

-осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности - 2ч


-систематизировать информацию;

- выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

--планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Определение понятий «раздражимость», «рефлекс», описание на таблице отделов и органов НС; значение НС, принципы ее работы, типы НС у животных,

26

Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

1


27

Эндокринная система. Ростовые вещества.

1


Роль эндокринных желёз в регуляции ж/д позвоночных.


Тема 2.8. Размножение - 3ч.


-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

-наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях

-выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение

-осуществлять самоконтроль учебной деятельности



Определение понятий «размножение», «вегетативные органы», значение размножения; виды, формы бесполого размножения у растений и животных.

28

Виды размножения. Бесполое размножение.

1


Практическая работа №2«Вегетативное размножение комнатных растений»

29

Половое размножение животных.

1


Определение понятий «половое размножение животных», «гамета», «зигота»,сущность полового размножения, органы полового размножения животных, гаметы.

30

Половое размножение растений

1


Определение понятий «половое размножение растений», «опыление», «двойное оплодотворение».


Тема 2.9. Рост и развитие - 3 ч


Определение понятия «индивидуальное развитие»

Семена двудольных и однодольных растений, типы плодов; условия прорастания семян, питание и рост проростков

Особенности развития животных организмов, этапы развития зародыша (на примере ланцетника), суть прямого и непрямого развития.

Оформлять результаты лабораторной работы

31

Рост и развитие растений.

1


-формулировать вывод.

32

Питание и рост проростков.

1


-выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи

33

Особенности развития животных.

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

1


-определять необходимость использования наблюдения или эксперимента

Раздел III. Организм и среда

2


Определение понятий «среда обитания», «экология», «экол.факторы», типы взаимоотношений организмов, влияния факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.

основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

34

Среда обитания организмов. Факторы среды.

1


-доказывать утверждение;

-систематизировать информацию;

-составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

-кратко формулировать свои мысли.

-формулировать вывод.

35

Природные сообщества.

1


-соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

-систематизировать информацию

Итого:

35



















  1. Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение образовательного процесса

Контроль уровня обученности

Тематическое тестирование, полугодовой и годовой контрольные срезы, терминологический диктант, отчет по лабораторной работе..

Учебно-методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование

  1. учебника Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки РФ. М.: Дрофа, 2013. - 174 [2] с.

  2. рабочей тетради к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»

Для учителя:


  1. Г.И.Лернер. Ботаника. Тесты, задания, контрольные работы. -М.: Аквариум, 2006

  2. Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2007г.

  3. Н.И.Сонин, Е.Т.БровкинаМетодическое пособие к учебнику, М.: Дрофа 2007

Для ученика:


  1. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1994

  2. Большая энциклопедия природы, том 5 «Жизнь растений. Водоросли. Лишайники. Мхи». -М: Мир книги, 2002.

  3. Большая энциклопедия природы, том 6 «Жизнь растений. Семенные растения.». -М: Мир книги, 2002.

  4. Власова З.А., Зорина З.А., Валовая М.А. Биология. Справочник школьника. - М: Ключ - С, 1996.

  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения». - М: АСТ,1998.

  6. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Экология». - М: АСТ,1997.

  7. Корин Стокли. Биология. Школьный иллюстрированный справочник.- М.: Росмэн, 1995.

  8. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Цифровые и электронные ресурсы:


  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология, 6 класс.

  2. Уроки биологии 6 класс. Мультимедийное приложение к урокам, издательство «Глобус».

  3. Электронный атлас «Растения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. ПК PentiumIV, WindowsXP с программами MicrosoftOffice, видеокартой

  2. Интерактивная доска Smart Board


© 2010-2022