Урок на тему: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 7

Урок № 14

Дата: 22 октября 2015 год

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Оборудование: Учебник Биология Разнообразие живых организмов 7 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., таблицы, рисунки, тетрадь - тренажер.

Метод обучения - частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока: беседа, игра в ассоциации, игра - викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения: игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока :

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

2. Приведите примеры голосеменных растений.

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III. Изучение нового материала.

Игра в ассоциации.

Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения: сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, кипарис?

Если быть внимательным и чутким, присматриваться к каждому движению растений, можно о них узнать гораздо больше. Однажды в лесу мне удалось услышать разговор растений. Да - да, не удивляйтесь. Растения тоже могут разговаривать. Только надо прислушаться.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 - 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 - 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно - серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника - сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

Релаксация. Закройте глаза, представьте, что вы в хвойном лесу, можно услышать голос скрипки. А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам - особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 46.

- Перечислите представителей голосеменных.

- Сколько классов включает отдел?

- Перечислите семейства каждого класса.

Работа с тетрадью. Записать названия классов голосеменных.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария, сосна (араукария - семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна, туя (сосна - семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник - класс Саговниковые )

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго - класс Гинкоговые)

Мы познакомились с классами голосеменных растений. Узнали как они выглядят, как используются. Дополним полученные знания.

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

- Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличная,

Только необычная -

К холодам у этой елки

осыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки, и иголки. (Сосна)

Зеленеет кустик стройный,

Как сосна и елка хвойный,

Но не колки, как у елки

И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесину из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах - пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI. Домашнее задание.

Параграф 17 - 18, стр. 44 - 49, составить кроссворд о многообразии и значении голосеменных растаний, письменное задание в тетради тренажер.


© 2010-2022