Рабочая программа 10 класс базовый уровень

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10-11 классов(базовый уровень) автора В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М. : Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы. Используется учебник: Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комитет по образованию администрации г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 110»




«Согласовано»

руководитель МО

ФИО

Протокол №

от « «2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 110»

ФИО

« «2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»

Ильина И.В.

ФИО

Приказ № ___

от « »___________2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкиной Е.Г.(высшая)

Ф.И.О., категория




по курсу «биология» 10 класс (базовый уровень)

предмет, класс и т.п.







Срок реализации программы: 2014-2015учебный год






Составитель: Дудкина Е.Г.





Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения.

3

Место предмета (курса) в учебном плане.

3

Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

4

Формы и методы контроля.

4

Задачи обучения курсу «биология».

4

Методы обеспечения рабочей программы.

5

Обоснование выбора программы, учебника.

6

II

Основное содержание

7

Тематическое планирование в 10Б классе

7

III

Требования к уровню подготовки выпускников

9

IV

Ожидаемые результаты

10


Используемая литература

11


Лист внесения изменений и дополнений

12

























I. Пояснительная записка



  1. Общие положения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10-11 классов(базовый уровень) автора В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М. : Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы. Используется учебник: Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М.: Дрофа, 2013.

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе МБОУ «СОШ № 110» и включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат.

2. Место предмета (курса) в учебном плане

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). Принципы отбора содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего ( полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках -уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно -научной картины мира. Ведущие идеи курса биологии в старшей школе на базовом уровне являются - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса биологии в 10 классе: «Биология как наука. Методы научного познания.», «Клетка», «Организм».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе на базовом уровне выделено 35 часов (1 час в неделю).

Класс

10 Б

уровень

Базовый

кол-во часов

1

3.Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Авторская программа среднего (полного) общего образования для 10 - 11классов (базовый уровень) В.В.Пасечника по биологии рассчитана на 1 час в неделю.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.

4.Формы и методы контроля:

  • устный фронтальный опрос

  • устный ответ у доски с использованием таблиц, моделей, муляжей и т.д.

  • выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере).

  • решение задачи (устно или письменно)

  • заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение

  • сравнение признаков изучаемых объектов

  • индивидуальные сообщения учащихся

  • письменные тестовые работы

  • письменные диктанты по терминам

  • тематические зачеты

5.Задачи обучения курсу «биология».

На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., содержание настоящей рабочей программы предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

  • создать условия для развития компетенций личностного

самосовершенствования по средствам формирования знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,

экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических

знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, торий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой

природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной

жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний

  • совершенствование ключевых компетентностей учащихся

учебно-познавательных, информационных, ценностно-смысловых, коммуникативных;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в

процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

6.Методы обеспечения рабочей программы

При обучении школьников биологии используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:

  • разноуровневый подход - ориентация на разный уровень

сложности программного материала, доступного ученику;

  • дифференцированный подход - выделение группы учащихся на

основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

  • индивидуальный подход - распределение детей по однородным

группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

  • субъектно-личностный подход - отношение к каждому ученику,

как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.

Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса биологии и имеет определенную дидактическую цель, обусловленную местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей старших школьников, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования.

7.Обоснование выбора программы и учебника

Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника, так как она составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно - научных предметов второй третьей ступеней школьного образования. Учебник: Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М.: Дрофа, 2013. рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и имеет положительные рекомендации учителей.

II. Основное содержание

Тематическое планирование биологии в 10Б классе.

Учитель биологии Дудкина Е.Г.

Учебная программа по биологии для 10-11 класса «Общая биология», разработанная авторским коллективом под руководством В.В.Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология 10-11 классы. - М.: Дрофа,2013

№ урока

Тема


сроки

кол-во часов

соврем. образов. технологии

нестандартные формы занятий

использование ИКТ


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)

1-2

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

1-2 нед. сентября

2

технология личностно-ориентированного обучения

урок-лекция

ИКТ

3-4

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

3-4 нед. сентября

2

ИКТ


Раздел 2. Клетка. (10 часов)

5

Методы цитологии. Клеточная теория.

1 нед. октября

1

технология личностно-ориентированного обучения

ИКТ

6-9

Химический состав клетки.

2-5 нед октября

4

презентации учеников

ИКТ

10-12

Строение клетки.

3-5 нед. ноября

3

презентации учеников

ИКТ

13

Реализация наследственной информации в клетке.

1 нед. декабря

1

ИКТ

14

Вирусы.

2 нед. декабря

1

презентации учеников

ИКТ


Раздел 3. Организм. (19 часов)

15

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

3 нед. декабря

1

технология личностно-ориентированного обучения

ИКТ

16-17

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов.

4 нед. декабря- 3 нед. января

2

ИКТ

18-21

Размножение.

4-5 нед. января-2-3 нед. февраля

4

ИКТ

22-23

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

4-5 нед. февраля

2

ИКТ

24-30

Наследственность и изменчивость.

2-4 нед. марта- 1-4 нед. апреля

7

ИКТ

31-33

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

5 нед апреля-2-3 нед мая

3

34-35

Резервные уроки.

4-5 нед. мая

2

ИТОГО


33часа+ 2 (резерв)





III. Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки ; генов, хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;



  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей вида по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (бесполое и половое размножение; искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

IV. Ожидаемые результаты

  • 1. Уметь адекватно оценивать свои реальные и потенциальные

возможности.

  • 2. Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации

во взрослой жизни.

  • 3. Наличие навыков самостоятельной, творческой деятельности.

  • 4. Сформированность ключевых компетенций.

  • 5. Способность оценивать границы собственной компетентности.

  • 6. Желание творить прекрасное в учебной деятельности.

  • 7.Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.

Используемая литература

Основная литература

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная и научно - популярная литература

1. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;

2. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.

3. Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.

4. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,

Для учащихся

Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г

Е.М.Иванова «Я познаю мир: Детская энциклопедия» 2000 г.








Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения







































































































































© 2010-2022