Выступление «Основы формирования экологической культуры учащихся школы»

Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, её различными сторонами и качествами, она является одним из ведущих компонентов личности.      В нашей школе уже несколько лет проводятся экологические десанты по очистке от мусора прилегающих к школе участков, закреплённых территорий, а также их озеленение. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие кон...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»











Выступление


«Основы формирования экологической культуры учащихся школы»









Подготовила: Павлова К.В.

учитель биологии и химии

МОУ «Инсарская СОШ №2»








Инсар

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определённого времени воздействие человека на природу сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению экологического образования населения» особое внимание уделяется воспитанию экологической культуры подрастающего поколения и определяется как приоритетное направление работы школы. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важно экологическое воспитание школьников, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи отмечают необходимость формирования готовности школьников

к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:

  • эмоциональную сторону ( восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения),

  • деловую готовность ( возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях),

  • интеллектуальную готовность ( определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры).

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы «Экологической тропы».

Систематическая работа со школьниками по экологическому воспитанию в рамках «Экологической тропы» способствует:

-формированию экологической и общей культуры учащихся;

-повышению уровня знаний школьников;

-углублению мотивации и активизации деятельности

Определены следующие задачи:

- приобщение к изучению и сохранению культурно-исторического прошлого родного края,

- исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды,

- участию в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов.

В последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка в городе: появляются несанкционированные свалки, засоряются парки, водоёмы, леса. Мусор - это результат деятельности человека. В основном это пластиковые бутылки, консервные банки, целлофановые пакеты и многое другое. Мало того, что они портят вид улиц и природы в целом, они ещё и являются источником различных заболеваний. Поэтому очень важно создание чистой среды обитания человека. Для этого необходимо сохранить уже готовую, созданную природой красоту. Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

-интерес к природе;

-знания о природе и её охране;

-эстетические и нравственные чувства к природе;

-позитивная деятельность в природе;

-мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, её различными сторонами и качествами, она является одним из ведущих компонентов личности.

В нашей школе уже несколько лет проводятся экологические десанты по очистке от мусора прилегающих к школе участков, закреплённых территорий, а также их озеленение. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке,

очистка родников и т.п.

. И чтобы расширить помощь окружающей среде, мы решили заложить экологическую тропу, где на каждой её станции сможем оказать природе посильную помощь.

Исследования проводились в три этапа

1 этап - основной(2006-2007)

- выявление экологических проблем

- закладка экологической тропы (закладка тропы связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно-емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, станций, составление плана местности ). .

2 этап - основной (2007-2008)

- на втором этапе мы совершаем посильное решение экологических проблем (уборка парковой зоны от мусора и регулярное подержание порядка и чистоты, весной мы занимаемся разбивкой клумб и цветников, посадкой деревьев и кустарников, проводим экологический десант по очистке поймы реки Исса от скопившегося бытового мусора, осенью мы собираем опавшие листья, мусор и многое другое)

3 этап - итоговый

- марш-бросок «Живи, родник» (очистка родников, благоустройство прилегающих к ним участков,

- решение ранее намеченных задач с выходом на исследовательскую работу «Изучение экологии древесных растений в г. Инсаре»)

Экологическая тропа решает задачу создания городской модели экологически устойчивого развития.

- формирование у школьников чувства сопричастности к экологическим проблемам своего города;

- воспитание экологически грамотной личности;

- благоустройство и облагораживание экологической тропы;

- сохранение родников;

- очистка (берегов) рек;

- проведение «Дня Земли» с посадкой новых деревьев и кустарников.

В процессе решения поставленной проблемы пришли к следующим выводам:

  1. Экологическое воспитание школьников приоритетное направление в работе школы осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющие конечной целью формирование экологической культуры.

  2. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

  3. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию, объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

  4. Практическая деятельность формирует умения по оказанию помощи природе, воспитывает культуру индивидуального поведения в природном окружении.

Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из

ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.


© 2010-2022