- Преподавателю
- Биология
- Выступление «Основы формирования экологической культуры учащихся школы»
Выступление «Основы формирования экологической культуры учащихся школы»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова К.В. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление
«Основы формирования экологической культуры учащихся школы»
Подготовила: Павлова К.В.
учитель биологии и химии
МОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсар
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определённого времени воздействие человека на природу сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению экологического образования населения» особое внимание уделяется воспитанию экологической культуры подрастающего поколения и определяется как приоритетное направление работы школы. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важно экологическое воспитание школьников, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Психологи отмечают необходимость формирования готовности школьников
к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает:
-
эмоциональную сторону ( восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения),
-
деловую готовность ( возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях),
-
интеллектуальную готовность ( определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры).
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы «Экологической тропы».
Систематическая работа со школьниками по экологическому воспитанию в рамках «Экологической тропы» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся;
-повышению уровня знаний школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности
Определены следующие задачи:
- приобщение к изучению и сохранению культурно-исторического прошлого родного края,
- исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды,
- участию в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов.
В последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка в городе: появляются несанкционированные свалки, засоряются парки, водоёмы, леса. Мусор - это результат деятельности человека. В основном это пластиковые бутылки, консервные банки, целлофановые пакеты и многое другое. Мало того, что они портят вид улиц и природы в целом, они ещё и являются источником различных заболеваний. Поэтому очень важно создание чистой среды обитания человека. Для этого необходимо сохранить уже готовую, созданную природой красоту. Экологическая культура включает следующие основные компоненты:
-интерес к природе;
-знания о природе и её охране;
-эстетические и нравственные чувства к природе;
-позитивная деятельность в природе;
-мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, её различными сторонами и качествами, она является одним из ведущих компонентов личности.
В нашей школе уже несколько лет проводятся экологические десанты по очистке от мусора прилегающих к школе участков, закреплённых территорий, а также их озеленение. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке,
очистка родников и т.п.
. И чтобы расширить помощь окружающей среде, мы решили заложить экологическую тропу, где на каждой её станции сможем оказать природе посильную помощь.
Исследования проводились в три этапа
1 этап - основной(2006-2007)
- выявление экологических проблем
- закладка экологической тропы (закладка тропы связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно-емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, станций, составление плана местности ). .
2 этап - основной (2007-2008)
- на втором этапе мы совершаем посильное решение экологических проблем (уборка парковой зоны от мусора и регулярное подержание порядка и чистоты, весной мы занимаемся разбивкой клумб и цветников, посадкой деревьев и кустарников, проводим экологический десант по очистке поймы реки Исса от скопившегося бытового мусора, осенью мы собираем опавшие листья, мусор и многое другое)
3 этап - итоговый
- марш-бросок «Живи, родник» (очистка родников, благоустройство прилегающих к ним участков,
- решение ранее намеченных задач с выходом на исследовательскую работу «Изучение экологии древесных растений в г. Инсаре»)
Экологическая тропа решает задачу создания городской модели экологически устойчивого развития.
- формирование у школьников чувства сопричастности к экологическим проблемам своего города;
- воспитание экологически грамотной личности;
- благоустройство и облагораживание экологической тропы;
- сохранение родников;
- очистка (берегов) рек;
- проведение «Дня Земли» с посадкой новых деревьев и кустарников.
В процессе решения поставленной проблемы пришли к следующим выводам:
-
Экологическое воспитание школьников приоритетное направление в работе школы осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющие конечной целью формирование экологической культуры.
-
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
-
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию, объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
-
Практическая деятельность формирует умения по оказанию помощи природе, воспитывает культуру индивидуального поведения в природном окружении.
Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из
ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.