- Преподавателю
- Биология
- Программа факультатива «Экожильё – ключ к будущему»
Программа факультатива «Экожильё – ключ к будущему»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова И.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Актуальность проблемы исследования.
Современный этап научно - технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалификационных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углубленным изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.
Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся по биологии посвящены многие труды. В них рассмотрены теория и практика школьного биологического эксперимента и наблюдений. В тоже время, методике проведения наблюдений и экспериментов в условии живой природы уделяется недостаточно времени. Непосредственно на уроках у учителя не всегда хватает времени для организации и вовлечение учащихся в экспериментальную работу. Подобная работа позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения, как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течении всего периода обучения.
Организация работы биологического кружка или факультатива как направление внеклассной работы является важным способом формирования и развития исследовательских умений.
Цель исследования:
Разработать программу развития исследовательских умений учащихся 8 - 9 классов на факультативных занятиях по биологии.
Объект исследования:
Процесс формирования у учащихся исследовательских умений и навыков на факультативных занятиях по биологии.
Предмет исследования:
Развитие исследовательских умений учащихся 8 - 9 классов.
Задачи исследования:
-
Изучить особенности развития исследовательских умений школьников.
-
Составить программу факультатива.
-
Подготовить дидактический материал для развития исследовательских умений.
-
Разработать методические рекомендации для учителей школы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Гипотеза исследования:
Если на факультативных занятиях использовать исследовательские методы, то это позволит сформировать исследовательские умения учащихся.
Сроки эксперимента.
С октября 2013 года по май 2014 года. При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.
Этапы эксперимента.
Этапы эксперимента
Работа на разных этапах эксперимента
Подготовительный этап
-
Подбор литературы, материала.
-
Определение исследовательских умений, которые предполагаются формировать.
-
Разработка программы факультативного курса.
-
Диагностика учащихся участвующих в эксперимента и контрольной группы.
-
Определение методических приёмов, с помощью которых будет организован процесс обучения.
Практический этап
-
Фиксация в дневнике результатов констатирующего среза.
-
Реализация программы факультативного курса.
-
Организация исследований, проектов, экскурсий, практических работ.
-
Корректировка программы, практической части программы походу занятий на основе наблюдений и анализа за работой учащихся, их интереса к работе и сложностей с которыми могут столкнуться дети.
Обобщающий этап
-
Анализ исследовательских работ учащихся, публичного выступления.
-
Обработка полученных результатов.
-
Соотнесение цели и результатов эксперимента.
-
Корректировка гипотезы эксперимента.
-
Оформление и описание опыта работы
-
Разработка рекомендаций для учителей школы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Прогноз возможных негативных последствий.
Хотя система преподавания стоится с учетом возрастных особенностей, уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, включения детей в экспериментальную работу, самостоятельное ученическое исследование (коллективное и индивидуальное), отбор теоретического материала, анализ полученных результатов, обобщение наработанного, выступление перед аудиторией как на уроках, так и на факультативе, сам эксперимент - это метод педагогического исследования с заранее не очевидным результатом. В реальной образовательной практике могут возникнуть новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Можно предположить следующие негативные последствия:
-
Перегрузка учащихся в силу востребованности новых, возможно более затратных способов изучения учебного материала.
-
Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуются дополнительные ресурсы.
-
Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности.
Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:
-
Планирование резерва времени, для того чтобы при негативных последствиях сменить методику обучения.
-
Обстоятельное объяснения родителям и учащимся идеи эксперимента, преимуществ данной системы организации учебного процесса. При необходимости включение в работу родителей.
-
Развитие познавательного интереса учащихся через включение их в экспериментальную, исследовательскую работу, разнообразные приемы работы на занятиях.
Критерии результативности:
-
Коэффициент успешности развития содержательного и операционного компонентов каждого исследовательского умения в экспериментальной группе составит 1,5 (по методике А.В. Усовой).
-
Разработаны методические рекомендации для учителей школы по организации исследовательской деятельности учащихся.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Кудымкар
Программа факультатива
«Экожильё - ключ к будущему»
Петрова Ирина Васильевна
учитель биологии
высшая квалификационная
категория
2014
Пояснительная записка
«Экожильё - ключ к будущему» - новая ветвь экологической науки. В экологии существуют проблемы, решать которые под силу любому грамотному человеку, надо лишь распознать их причины.
Влияние микроклимата на состояние организма, обоснование его оптимальных физиолого-гигиенических нормативов; оптимизация состава воздуха в помещениях; гигиеническая оценка градостроительных, планировочных и санитарных мер, нормативы параметров внутренней среды помещений; экспертиза всех видов строительных и отдельных работ, материалов; определение уровня звука и инфразвука; оценка интенсивности электромагнитных излучений, грибкового и бактериального загрязнений - все это экология быта.
Цель преподавания курса
Развитие исследовательских умений у учащихся.
Задачи:
1. Раскрытие интереса и склонностей учащихся к научно - поисковой
деятельности.
2 Формирование представлений об экологии быта.
3. Развитие и укрепление познавательного интереса школьников к
окружающему миру.
4. Расширение научного кругозора опытнической деятельности
учащихся.
Программа факультативного курса «Экожильё - ключ к будущему» состоит из
семи разделов.
В первом разделе учащиеся знакомятся с типами домов, архитектурой будущего.
Второй раздел помогает учащимся разобраться в видах энергоснабжения экодомов.
Третий раздел знакомит учащихся с рециклированием бытовых отходов, классификацией твердых бытовых отходов, сбором отходов в экодоме.
Четвёртый раздел помогает учащимся уяснить значение растений в жизни человека, вредное и положительное воздействие на человека, знакомит с видами ландшафтного дизайна.
В разделе пятом учащиеся узнают как интерьер, бытовая химия, электромагнитное излучение, шум, воздух, вода влияют на здоровье человека.
Шестой раздел программы помогает освоить оформление исследовательской работы. В последнем разделе учащиеся пробуют свои силы, представляют свои работы.
Факультативный курс практикоориентированный. 25 часов отводится практическим работам, 10 часов самостоятельной работе:
-
разработка и защита проекта;
-
выпуск экологической газеты;
-
исследовательская работа;
-
подготовка сообщений;
-
замеры;
-
разработка рекомендаций и т.д.
Содержание программы предполагает разнообразные методы обучения:
-
работа с научной и научно - популярной литературой;
-
знакомство с интересным опытом;
-
дискуссии;
-
составление и защита проектов;
-
исследования;
-
разработка презентаций.
Учащиеся должны знать
- взаимосвязи природы, общества, человека
- влияние окружающем среды на человека
- меры по профилактике заболеваний
- специфические методы исследований
- источники загрязнения внутренней среды жилища
- понятия: экология быта, безопасный быт, фитодизайн, интерьер
помещений
Учащиеся должны уметь:
- элементарно оценивать состояние окружающей среды, своего жилища
- аргументировать свою точку зрения" по ходу обсуждения конкретных
ситуаций
- владеть элементарными методами' определения загрязняющих веществ
в воде, в продуктах, в воздухе.
Рекомендации к программе
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
Курс включает теоретические и практические занятия. Практические работы важны, ведь теоретические знания, не подкрепленные практическим опытом, мертвы. Часть практических работ может выполняться учащимися дома. В программу включены актуальные темы современности. Человеку близко то, что для него значимо, с чем он сталкивается в своей повседневной жизни.
Тематический план
№
п/п
Тема
Максим.
Всего
В том числе
Самост.
теория
практик
1
Введение
2
2
1
1
-
2
Энергоэффективный дом
7
5
1
4
2
3
Безотходный дом
8
6
2
4
2
4
Зеленый дом
6
5
1
4
1
5
Здоровый дом
11
8
3
5
3
6
Оформление исследовательской
работы
6
4
1
3
2
7
Пробуем силы
4
4
-
4
-
Итого
44
34
9
25
10
Содержание программы.
-
Введение
Типология жилья: дом как символ, доиндустриальное жильё, жилье индустриальной эпохи, экологическое жильё.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Архитектура нового экологического мышления.
-
Исследовательское умение работать с научной и научно - популярной литературой.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Конспектировать материал
-
Составление плана сообщения
II. Энергоэффективный дом
Энергоэффективный дом. Энергоснабжение экодомов: солнечная энергия, тепловые гелиоприёмники, теплоулавливающие стены, ветровые энергоисточники, энергия биомассы, тепло окружающей среды, аккумулирование энергии.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Типы энергоснабжения.
-
Подбор материала.
-
Выделение главной мысли статьи.
-
Обобщение собранного материала.
-
Обоснование выводов.
-
Составление плана выступления перед классом.
Разработка проекта «Энергоэффективный дом».
-
Работа с литературой по теме.
-
Определение актуальности проблемы, цели и задач проекта.
-
Разработка содержания проекта.
-
Составление плана мероприятий для решения цели.
-
Оформление и защита проекта.
Самостоятельная работа:
1. Подготовка презентации проекта в программе Paint port.
2. Тепло вашего дома (определения объекта исследования, составление
плана работы, замеры температурного режима, оформление работы,
выводы).
3. Подготовка к защите проекта «Энергоэффективный дом».
III. Безотходный дом
Рециклирование бытовых отходов. Раздельный сбор отходов в экодоме. Биотуалеты.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Состав твёрдых бытовых отходов, классифицирование отходов.
-
Подбор материала.
-
Выделение главной мысли статьи.
-
Обобщение собранного материала.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Конспектировать материал
-
Составление плана сообщения
Выпуск экологической газеты.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Использование технических средств для переработки информации.
-
Формулирование цели, задач работы.
-
Конспектировать материал
-
Составление плана сообщения
-
Обоснование выводов
-
Составление отчета о проделанной работе.
-
Использование символики, графических средств при оформлении отчетов.
-
Написание статьи
Самостоятельная работа:
1. Обследование разных микрорайонов города (определение объекта
исследования, сбор материала, фотографирование, опрос жителей
микрорайона, составление опросного листа).
2. Рекомендации по сбору и утилизации твёрдого бытового отхода
(обобщение материала, выводы, рекомендации).
Экскурсии:
1. Экскурсия на городскую свалку.
IV. Зелёный дом.
Растения в интерьере. Растения вокруг дома. Пармокультура.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Воздействие растений на человека.
-
Исследовательское умение работать с научной и научно - популярной литературой.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Составление плана сообщения
-
Подбор материала.
-
Обобщение собранного материала.
-
Обоснование выводов.
Составление рекомендаций по размещению растений в квартире (на основе анализа результатов полученных при исследовании своей квартиры)
-
Работа с литературой по теме.
-
Определение актуальности проблемы, цели и задач темы.
-
Разработка содержания темы.
-
Составление плана мероприятий для решения цели.
-
Обобщение материала.
-
Умение делать выводы.
-
Составление рекомендаций.
Самостоятельная работа:
1. Исследование своей квартиры по теме «Растения в интерьере»
(определить цель и задачи наблюдения, составление плана проведения
исследования, фиксирование результатов наблюдения).
2. Сообщение виды ландшафтного дизайна (работа с научной и научно -
популярной литературой, выделение главной мысли статьи, составление
плана сообщения, подбор материала, обобщение собранного материала,
обоснование выводов).
V. Здоровый дом.
Интерьер и мебель. Бытовая химия. Электромагнитный смог. Шумовое загрязнение. Качество питьевой воды. Экологически чистые продукты. Чистый воздух.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Техника в доме: сегодня и завтра.
-
Исследовательское умение работать с научной и научно - популярной литературой.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Составление плана сообщения
-
Подбор материала.
-
Обобщение собранного материала.
-
Обоснование выводов.
Определение качество питьевой воды.
-
Подбор материала.
-
Выделение главной мысли статьи.
-
Определение актуальности проблемы, цели и задач темы.
-
Обобщение собранного материала.
-
Выбор оптимального варианта структуры исследования.
-
Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований.
-
Конспектировать материал
-
Составление плана сообщения
-
Проверка результатов, исправление ошибок.
Анализ результатов домашней исследовательской работы
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Использование технических средств для переработки информации.
-
Формулирование цели, задач работы.
-
Конспектировать материал
-
Составление плана сообщения
-
Обоснование выводов
-
Составление отчета о проделанной работе.
-
Использование символики, графических средств при оформлении отчетов.
-
Написание статьи
Рекомендации в копилку полезных советов.
-
Работа с литературой по теме.
-
Определение актуальности проблемы, цели и задач темы.
-
Разработка содержания темы.
-
Составление плана мероприятий для решения цели.
-
Обобщение материала.
-
Умение делать выводы.
-
Составление рекомендаций.
Трансгенные продукты.
-
Исследовательское умение работать с научной и научно - популярной литературой.
-
Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных источников.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Конспектировать материал
Составление плана сообщения
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «Реакция организма на длительное акустическое
воздействие.
2. Исследовательская работа «Электромагнитное загрязнение среды дома»
(определить цель и задачи наблюдения, составление плана проведения
исследования, фиксирование результатов наблюдения).
VI. Оформление исследовательской работы.
Структура. Титульный лист. Литература. Оформление исследовательской части. Приложение. Шрифт, междустрочный интервал.
Практическая работа:
-
Структура. Титульный лист.
2. Оформление исследовательской части. Шрифт, междустрочный интервал.
3. Литература. Приложение.
Самостоятельная работа:
-
Оформление работы (оформление титульного листа,
анализ списка литературы, страницы, ссылки, выделение цветом,
новый раздел работы).
2. Написание
-
Пробуем силы.
Защита своих работ.
Практическая работа:
Тема
Развитие системы основных умений исследователя
Подготовка презентаций к исследовательским работам.
-
Использование технических средств для переработки информации.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Составление плана сообщения
-
Подбор материала.
-
Обобщение собранного материала.
Обоснование выводов.
Вопросы выступающему.
-
Умение формулировать вопросы и грамотно (правильно) задавать их.
Самоанализ выступления, разбор выступлений.
-
Умение анализировать свою деятельность, выступления других участников выступлений (положительные и отрицательные стороны работы)
Защита своих работ.
-
Умение выделять главные мысли статьи.
-
Составление плана сообщения
-
Умение преподнести материал слушателям
Литература
-
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М. Мысль. 2000.
-
Бевингтон Р. Артур Х. Розенфельд. Энергия для коммерческих и жилых зданий. В мире науки. №11, 1990г..
-
Вайтсвилл П. Пермакультура - что это? «Сельскохозяйственная инициатива», 2012.
-
Горбатовский В.В. Мамин Р.Г. Рыбальский Н.Г. Экология жилища. Библиотечка для населения. Серия: «Экологическая безопасность в быту». М, РЭФИА. 1995.
-
Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа, «Слово», 2013.
-
Залеская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. - М.: Стройиздат, 2013
-
Иванова И.К. Эффективность использования городских территорий. М. Стройиздат, 2000
-
Моллисон Б. Принципы пермакультуры. Киевский центр пермакультуры, 1995г.
-
Оболенский Н.В. Архитектура и солнце. М. Стройиздат,2011
-
Поль В.Х., Штаннат В.Д., Деннерт Г. Энергосберегающий дом. Опыт Германии. Минск.: Минский экологический клуб. - 2010
-
Проблемы экологического жилища. Сб. Под. ред Лицкевич В.К. М, ЦНИИЭП Жилища. 1991.
-
Тетиор А.Н. Строительная экология. Киев.: Будивельник, - 1992. -155с.
16