Статья «Разработка системы модуля оценки МПР»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта.  Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Целью  работы является разработка системы модуля оценки МПР на ступени основного школьного образования. В данной статье мы подробно рассмотрим  разработку системы модуля оценки МПР - Умение определять понятие, реализованную в педагогической деятельности автора статьи.  Параллели, где апробируются результаты – 5 классы. Учебный предмет – природоведение. Объектом оценивания служит формулировка понятия.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка системы модуля оценки МПР

Ваганова Л.А.

МАОУ «СОШ№55»


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Целью работы является разработка системы модуля оценки МПР на ступени основного школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

-рассмотреть цели, задачи и направления развития основного образования

- выбор конкретного МПР

- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметного результата;

- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;

- Сформулировать техническое задание для формирования конкретного МПР

-подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности МПР.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В данной статье мы подробно рассмотрим разработку системы модуля оценки МПР - Умение определять понятие, реализованную в педагогической деятельности автора статьи.

Параллели, где апробируются результаты - 5 классы. Учебный предмет - природоведение.

Объектом оценивания служит формулировка понятия.

Исходя из возрастных особенностей и специфики предмета техническое задание для учеников имело вид : Прочитав (прослушав) учебный текст, составь определение из одного предложения, состоящее из двух частей и содержащее определяемое слово; слово, которое определяет его принадлежность к общей смысловой группе и признаки, по которым можно отличить данное понятие от других.

Данная формулировка вызвала непонимание у Старшего преподавателя кафедры образовательных технологий высшей школы Регионального института непрерывного образования Пермского государственного университета Елены Михайловны Пототня, проводившей семинар на базе МАОУ СОШ№55. После личной консультации формулировка технического задания имела вид: Прочитав (прослушав) учебный текст, составь определение из одного предложения, состоящее из определяемого слова и двух частей, содержащих слово, которое определяет принадлежность понятия к общей смысловой группе и признаки, по которым можно отличить данное понятие от других.

Данную формулировку мы подробно разобрали на уроке. Определили смысл каждого понятия в техническом задании.

Критерии оценки объекта были нами разработаны и озвучены ученикам.

1) Текст состоит из одного предложения. 2) Текст состоит из двух частей; 3) Названо определяемое понятие; 4) Названо родовое слово; 5) Названы признаки определяемого понятия.

Каждый критерий оценивается 20 баллов.

Первый раз после ознакомительного урока (вторая неделя сентября)

учащийся на уроке получает текст (письменный, устный). Формулирует понятие, защищает в соответствии с критериями.

Например, учащимся был предложен текст и тех. задание.

- Вам понятно как выполнять задание? У вас есть вопросы по заданию?

После обсуждения (3-4 минуты) ученики приступили к выполнению задания. На него отводилось 10 минут.

Текст: В древности на Руси люди еще не знали слова ботаника. Само растение они называли «озябшее», так как оно всегда холодное. Ботаника занимает особое положение среди наук о природе. В мире большое количество живых существ, очень разных по своим свойствам. Вот почему их делят на группы, которые ученые называют царствами. Царства объединяют организмы, сходные друг с другом по основным свойствам. Именно царство растений изучает ботаника. С древнейших времен растения использовали для еды, постройки и обогрева жилища.

Должны были составить 2 определения:

Ботаника - наука, изучающая царство растений.

Царство - группы растений, сходных друг с другом по основным свойствам.

Анализ выполненной работы:

Присутствовало 25 человек.

Максимальное число баллов (100 баллов) получили 16 % обучающихся (4 человека), т.е. все пять критериев отработаны. 80 баллов получили 20% (5 человек): основной трудность было определение родового слова. 60 баллов получили - 28% (7 человек) - сложным было найти родовое слово и признаки понятия. 40 баллов получили 20% обучающихся, только отработали по одному критерию - 16% обучающихся.

Статья «Разработка системы модуля оценки МПР»

На первой неделе октября, обучающиеся получили текст:

Астероиды и кометы - небесные тела. В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов, они, как и планеты не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Такое природное явление, как появление - кометы, очень пугало людей. Главная часть кометы - твердое ядро, вокруг ядра образуется газовая оболочка, при приближении к Солнцу появляется длинный хвост кометы. Комета считалась предвестником различных бед: эпидемии, голод, война.

Должны были составить 2 определения:

Астероид - небесное тело, которое не испускает собственного света и обращается вокруг Солнца.

Комета - небесное тело, состоящее из твердого ядра и газовой оболочки.

Анализ выполненной работы:

Состав группы не изменился. Присутствовало 23 человека

Максимальное число баллов (100 баллов) получили 26 % обучающихся (6 человека), т.е. все пять критериев отработаны. 80 баллов получили30% (7 человек): основной трудностью было уже не определение родового слова, а формулировка признаков понятия. 60 баллов получили - 17% (4 человек) - сложным было найти родовое слово и признаки понятия. 40 баллов получили 13% обучающихся, только отработали по одному критерию - 13% обучающихся.

Статья «Разработка системы модуля оценки МПР»

На последней неделе октября учащимся был предложен текст, содержащий 2 понятия.

Звезды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Самая близкая к нам - Солнце. Солнце, подобно Земле, вращается вокруг своей оси с запада на восток. Масса Солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет.

Люди с древних времен наблюдали за звездным небом. Звезды образуют на небе группы, скопления, фигуры. В настоящее время ученые считают созвездиями не эти фигуры, а определенные участки звездного неба. Всего на небе 88 созвездий.

Должны были составить 2 определения:

Солнце - звезда, расположенная ближе всего к Земле.

Созвездия - определенные участки звездного неба.

Анализ выполненной работы:

Состав группы тот же. Присутствовало 23 человека.

43% (10человек) полностью справились с заданием, все пять критериев были отработаны.

80 баллов получили 22% (5 человек), 60 баллов - 22% (5 человек), 40 баллов - 14%.

Статья «Разработка системы модуля оценки МПР»

Подводя итоги, можно сказать, что планомерная и каждоурочная работа над формированием понятия дает свои положительные результаты. Состав группы не менялся, но в ней присутствовали обучающиеся из четырех классов параллели, поэтому разного уровня знаний.

Техническое задание и способ формирования понятия через работу с текстом оставался неизменным на протяжении I четверти. Если в первый раз с заданием справились только 16% обучающихся, то в третий раз максимальное число баллов получили уже 43%, а не справившихся учеников с заданием вообще не стало.

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с большой проблемой формирования мышления. Показателями сформированного абстрактного мышления являются узнавание самого понятия по отдельному признаку и умение использовать понятие на практике.

Таким образом, процесс формирования понятий должен быть не только непрерывен на протяжении всего обучения, но и органичен, логически и творчески осмыслен. Свою работу над формированием понятия и оценкой умения определять понятия планируем продолжать в дальнейшей педагогической деятельности. Разработанный модуль системы оценки МПР считаю полным, эффективным, апробированным.


© 2010-2022