Урок по биологии на тему Иммунитет

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии по теме: "Защитные свойства организма. Иммунитет человека " (С требованиями новых ФГОС). 8-й класс

  • Сидорова Елена Николаевна

  • учитель биологии, экологии

  • МБОУ СОШ №103 Нижегородский район, г Н. Новгород 2015 г.

Предмет

Биология

Класс

8

Психолого- педагогическая характеристика класса

В классе обучаются 27 человек: 17 девочек и 10 мальчиков.

Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

Высокий уровень интереса к предмету биология проявляют 65% учеников класса; средний уровень-30%, низкий- 5%

По ведущему каналу восприятия:

- визуалы-70%

-аудиалы-25%

-кинестетики-5%

Исходя из этих данных, на занятиях в данном классе приоритетным должно быть использование

Наглядных методов обучения:

-мультимедиа

- таблицы

- плакаты

Словесных методов обучения

- рассказ

- беседа

-учебные лекции

Для данного урока я отдала предпочтение наглядному методу обучения с помощью презентации.

Тема урока

Защитные свойства организма. Иммунитет человека

УМК

Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Место урока в разделе

Раздел: « Внутренняя среда организма» (3 часа)

1. Кровь. Состав крови

2.Защитные свойства организма. Иммунитет человека

3. Группы крови человека

Цель урока:

Изучить виды иммунитета и механизм работы иммунной системы человека. Оценить значение иммунитета в жизни человека

Задачи урока:

Расширить знания учащихся о защитных свойствах организма, сформировать систему знаний об иммунитете человека, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся; создание условий для их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Изучение роли иммунитета в жизни человека. Получение знаний о видах иммунитета.

Умение самостоятельно работать с источниками информации: текстовой, демонстрационной, слуховой, умение систематизировать полученные данные в виде таблицы.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.

Средства обучения

учебник, рабочая тетрадь, таблицы, презентация, подготовленная учителем .

Оборудование

Компьютер, мультимедийная установка

Основная литература

Биология.Человек.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011.-287.

Дополнительная литература

М.Р. Сапин, Э.В. Швецов Анатомия человека. Серия «Среднее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru
school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Вхождение в контакт 2 минуты

Деятельность учителя

  1. Взаимное приветствие

  2. Фиксация отсутствующих

  3. Проверка готовности класса к уроку

Деятельность учащихся

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

2. Актуализация знаний 5 минут

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.

Деятельность учителя

На прошлом уроке вы познакомились с составом крови. Изучили строение и функции клеток крови

Учитель предлагает вспомнить и перечислить какие клетки входят в состав крови. Задает вопросы: Какую функцию выполняют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?

Что такое фагоциты? Описать процесс фагоцитоза.

Таким образом, лейкоциты помогают организму человека бороться с микроорганизмами.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы:

эритроциты осуществляют транспорт газов, тромбоциты отвечают за свертываемость крови, лейкоциты выполняют защитную функцию организма

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов называется фагоцитозом, а сами клетки-фагоцитами


3. Создание проблемной ситуации. 3 мин.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

Демонстрирует 2 и 3 слайды презентации

1.Что же помогает человеку выжить и сохранить свое здоровье среди множества чужеродных организмов?

2. почему раньше люди чаще болели и умирали от дифтерии, чумы, холеры, столбняка ….?

3. почему раньше при переливании крови иногда

люди умирали?


Деятельность учащихся

Пытаются ответить на вопрос: с помощью фагоцитоза

Понимают, что знаний для ответа на этот вопрос недостаточно, кроме фагоцитоза у человека есть еще какой-то механизм защиты. Пытаются найти подходящее слово для ответа на вопрос. Более расширенное понятие защитных свойств организма-иммунитет. Самостоятельно формулируют тему урока.

4. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. (Развитие познавательных и регулятивных УУД)

Деятельность учителя

1. С помощью слайдов презентации №5,6,7 дает определение, что такое иммунитет

2. Предлагает учащимся начертить в тетради следующую таблицу:

ИММУНИТЕТ


неспецифический

специфический

Основная функция



Виды иммунитета







описание









При использовании учебника стр. 136-137 и просмотра слайдов презентации необходимо заполнить таблицу

Деятельность учащихся

Записывают определение в тетрадь, чертят таблицу. Готовятся к активной познавательной деятельности

.

5. "Открытие нового знания".

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить главное, запоминать увиденное, самостоятельно решать поставленные задачи.

Деятельность учителя

1. Показывает слайды презентации

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к таблице, составленной ранее.

Деятельность учащихся

Просматривают слайды, заполняют таблицу

6. Применение нового знания

Цель: применить полученные знания в нестандартной ситуации (компетентностный подход)

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует рисунки на первом малыш огражден от микроорганизмов находиться в стерильных условиях, на втором-малыш контактирует с окружающим его миромУрок по биологии на тему Иммунитет

2. Задает вопросы:

- Как вы думаете, можно ли детей растить в стерильных условиях?

- Почему?

- Что развивается у человека, при контакте с чужеродными веществами?

Правильный и аргументированный ответ оценивается учителем

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, оценивают ситуации каждого малыша, высказывают мнения, на основе полученных знаний.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Как ученики справились с поставленной задачей? Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

1. с.136-137 читать; отвечать на вопросы 1-6 стр. 143

2. По желанию приготовьте доклад по теме: «Открытие вакцин и вакцинация человека», используя дополнительные источники.




© 2010-2022