• Преподавателю
  • Биология
  • «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» /методическая разработка конкурса эколого-биологической направленности/

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» /методическая разработка конкурса эколого-биологической направленности/

Конкурс «Что, Где, Когда?» - это командное интеллектуальное соревнование эколого-биологической направленности, которое может проводиться по какой-либо конкретной теме или содержать вопросы из различных разделов биологии. Конкурс «Что, Где, Когда?» проводиться в форме игры «Брейн-Ринг». Данная методическая разработка конкурса «Что? Где? Когда?»,  предназначена для педагогов, преподающих дисциплины естественно-математического цикла и педагогов дополнительного образования. Она может быть реализована в образовательных учреждениях всех типов и видов. Методическая разработка содержит: рекомендации по проведению конкурса-игры, сценарий, приложения с вопросами и ответами конкурса, список литературы.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№130

Ворошиловского района Волгограда





«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»


/методическая разработка конкурса

эколого-биологической направленности/

Разработчик: Скринецкая Н.В.

Содержание


Пояснительная записка

Рекомендации по проведению конкурса

Сценарий проведения конкурса

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература

Пояснительная записка

Направленность. Конкурс «Что, Где, Когда?» - это командное интеллектуальное соревнование эколого-биологической направленности, которое может проводиться по какой-либо конкретной теме или содержать вопросы из различных разделов биологии.

Конкурс «Что, Где, Когда?» проводиться в форме игры «Брейн-Ринг».

Цели и задачи:

- развитие познавательного интереса обучающихся к изучению биологии и экологии;

- активизация творческих способностей обучающихся.

Данная методическая разработка конкурса «Что? Где? Когда?», предназначена для педагогов, преподающих дисциплины естественно-математического цикла и педагогов дополнительного образования. Она может быть реализована в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Возраст участников - 6 - 11 класс.

Время проведения - 2 часа.

Планируемый уровень подготовки участников - выше среднего, высокий.

Данный конкурс:

- по числу участников - групповой,

- по длительности - краткосрочный,

- по предметному содержанию - межпредметный,

- по ведущему виду деятельности - информационно-игровой.

Для организации и проведения конкурса необходимо следующее оборудование:

- табло с вопросами и категориями (на ватмане, приложение 3),

- табло с результатами команд,

- название игры «Что? Где? Когда?»,

- секундомер,

- ордена «Проблесков интеллекта»,

- музыкальный центр (компьютер),

- диск с записью музыкального сопровождения (заставка и фанфары телевизионной игры «Что? Где? Когда?»).

Методическая разработка содержит: рекомендации по его проведению, сценарий, приложения с вопросами и ответами конкурса, список литературы.

Рекомендации по проведению конкурса

  • Правила игры (для педагога):

  1. В игре можем быть задействовано любое количество команд: в каждой команде по 6 человек (обучающихся 6 - 11 классов).

  2. Одновременно играют 3 команды, определенные по жребию.

  3. Ход игры контролируют ведущий и жюри.

  4. Играют 6 номинаций: ботаника, зоология, анатомия, биология + /вопросы из разных областей, связанные с биологией/, экология, эрудит. В каждой номинации по 6 вопросов.

  5. Команда может начать обсуждение или дать ответ только после того, как ведущий зачитает вопрос и скажет: «Время!».

  6. Каждый правильный ответ дает команде право выбрать следующую категорию вопросов. За правильный ответ игрок награждается орденом «Проблеск интеллекта». В случае неправильного (неполного) ответа право ответить на этот вопрос переходит другой команде, капитан которой поднял руку.

  7. Время для обсуждения вопроса - 1 минута после слова: «Время!».

  8. Соревнующимся предоставляется право досрочного ответа после того как будет полностью зачитан вопрос. В таком случае капитан поднимает руку, а после удара гонга - капитан встает с места, время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять.

  9. Если ни одна из команд не ответила правильно, то право дать ответ предоставляется зрителям из зала. За правильный ответ вручается орден «Проблеск интеллекта». Правильный ответ будет учитываться при выявлении «Лучшего» игрока.

  10. Вопросы задаются до тех пор, пока одна из команд не наберет 3-х баллов. Количество заработанных балов вы можете увидеть на табло. Данная команда выходит в финальную игру.

  11. Если капитаны нескольких команд стали одновременно, то ответ на вопрос выслушивает жюри у каждой команды. В случае правильного ответа команда (команды) получает один бал.

  12. Если после вопроса правильного ответа не было, право выбора категории у команды, имеющей наименьшее количество балов.

  13. По окончании игры определяется команда - победитель (1 место) и призеры (2-3 места), а также «Лучший игрок» конкурса в индивидуальном зачете, набравший наибольшее число орденов «Проблеск интеллекта». При равенстве баллов проигрывают дополнительные вопросы до первого правильного ответа.


  • Конкурс «Что, Где, Когда?» - это командное интеллектуальное соревнование, которое может проводиться по какой-либо конкретной теме, школьной дисциплине или содержать сборные вопросы.

  • Возможно награждение игроков в номинациях: "За самый оригинальный ответ», «За самый остроумный ответ», «Лучшему эрудиту», «Самому младшему игроку».

  • При подготовке к конкурсу возможно подготовить вместо «Табло» на ватмане - электронное, которое будет визуально более четко.

  • Данный конкурс может проводиться для отбора кандидатов в сборную команду района, а также подготовки обучающихся к участию в городских конкурсах эколого-биологической направленности.




Сценарий проведения конкурса

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению биологии и экологии; активизация творческих способностей обучающихся.

Оформление: плакаты и рисунки на экологическую тематику, табло с вопросами и категориями, табло с результатами команд, название игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», игровые места для команд, площадка для жюри, секундомер, ордена «Проблесков интеллекта», диск с записью музыкального сопровождения.

Участники игры: 9 команд по 6 игроков, обучающиеся 6-10 классов.

Ход игры.

Перед началом игры команды располагаются на указанных для них местах.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на районной игре «Что, Где, Когда?», которая проводится в форме игры «Брейн-Ринг». На нашей игре вы можете увидеть выставку экологических рисунков под названием «Лес и город, вы друзья?».

Правила игры:

  1. Играют 6 номинаций: ботаника, зоология, анатомия, биология + /вопросы из разных областей, связанные с биологией/, экология, эрудит. В каждой номинации по 6 вопросов.

  2. Команда может начать обсуждение или дать ответ только после того, как ведущий зачитает вопрос и скажет: «Время!».

  3. Ход игры контролируют ведущий и жюри.

  4. Каждый правильный ответ дает команде право выбрать следующую категорию вопросов. За правильный ответ игрок награждается орденом «Проблеск интеллекта». В случае неправильного (неполного) ответа право ответить на этот вопрос переходит другой команде, капитан которой поднял руку.

  5. Время для обсуждения вопроса - 1 минута после слова: «Время!».

  6. Соревнующимся предоставляется право досрочного ответа после того как будет полностью зачитан вопрос. В таком случае капитан поднимает руку, а после удара гонга - капитан встает с места, время останавливается, и участник команды, названный капитаном, дает ответ. Другие участники не имеют право дополнять.

  7. Если ни одна из команд не ответила правильно, то право дать ответ предоставляется зрителям из зала. За правильный ответ вручается орден «Проблеск интеллекта». Правильный ответ будет учитываться при выявлении «Лучшего» игрока.

  8. Вопросы задаются до тех пор, пока одна из команд не наберет 3-х баллов. Количество заработанных балов вы можете увидеть на табло. Данная команда выходит в финальную игру.

  9. Если капитаны нескольких команд стали одновременно, то ответ на вопрос выслушивает жюри у каждой команды. В случае правильного ответа команда (команды) получает один бал.

  10. Если после вопроса правильного ответа не было, право выбора категории у команды, имеющей наименьшее количество балов.

  11. По окончании игры определяется команда-победитель (1 место) и призеры (2-3 места), а также «Лучший игрок» конкурса в индивидуальном зачете, набравший наибольшее число орденов «Проблеск интеллекта». При равенстве баллов проигрывают дополнительные вопросы до первого правильного ответа.

Оценивает игру наше уважаемое жюри: /представление жюри/.

- Слово предоставляется нашему уважаемому жюри

(приветственное слово жюри).

- Итак, мы начинаем игру.

Ведущая задает вопросы детям, они отвечают (приложение 1, 2).

По окончанию игры жюри подводит итоги.

  • Музыкальный подарок - песня в исполнении В.В. Березиной, педагога д/о МОУ Центр.

Ведущая: Спасибо всем участникам игры. Поздравляем команду-победительницу и призёров конкурса и «Лучшего игрока» - победителя в личном первенстве.

Награждение команд и победителя в личном первенстве.




Приложение 1

Ботаника

1. Выносятся 2 подноса. Поднос 1 (льняное полотно, пиво, веник, манка). Поднос 2 (лен, хмель, пшеница, сорго). Сгруппируйте предметы с растениями. (Хмель-пиво, манка - пшеница, веник - сорго, лен-полотно)

2. Белый хлеб пекут из пшеницы, черный - из ржи, жито - в южных районов из ржи, а в северных - из ячменя. А из чего пекут подовый хлеб? (Из любого, подовый - без использования формы).

3. В Волгоградской области в одном месте встретились 3 толстяка с трех материков: из Америки, Африки и Азии. Назовите их место встречи и каждого толстяка с каждого материка? Подскажем, что один из них - «господин пустыни», родом из Африки; другой был судим. (Ц. Америка - тыква, Африка - арбуз, Азия - дыня; встретить их можно на бахче).

4. Желтый сундучок. У нас это растение считается сорняком, имеет круглые опушенные листья; соплодия его можно увидеть у играющих детей и на шерсти собак. А в Японии это растение является садовым овощем - Гобо. Из него готовят повидло, мармелад. Какое лекарственное масло, находящееся в жел­том сундучке делают из этого растения? (Лопух, репейное масло)

5. Первый экспонат кунцкамеры Петра Первого связан с этим деревом. Оно же сыграло важную роль при строительстве С. Петербурга. Строителей города ежедневно поили водой, настоянной на этом расте­нии. Вы конечно догадались, что это за дерево. А вот какое оружие при защите древних городов до­бывали из этого дерева? (Сосна, добывали смолу, которую выливали на атакующих врагов и пропи­тывали ею стрелы)

6. Ель очень чувствительна даже к бегловым низовым пожарам, когда горят на земле только мох, хвоя и трава. Почему? (Корневая система ели расположена слишком близко к поверхности почвы)

Зоология

1. Это блюдо впервые описал Джеймс Кук. В Японии» по поводу этого блюда есть поговорка «Съешь это блюдо, - напиши завещание». Готовят это блюдо повара, имеющие специальный диплом. Вы, конечно, догадались, о каком блюде идет речь? А вот что едят те, из кого готовят это блюдо? (Фугу, тетрадоны едят кораллы)

2. У кролика это расположено на подбородке, у даманов - на спине, у антилопы под глазами, у соболя - на подошвах ног, у лемуров под мышками, у летяги - на лбу у самцов и на груди у самок. А где это распо­лагается у человека? (Потовые пахучие железы - под мышками)

3. У человека смена зубов происходит - 2 раза, у крокодила - 40 раз, а у какого животного всю жизнь функционирует только 6 зубов, и каким образом эти зубы определяют жизнь и смерть этого животного?

(Слоны, животные гибнут при истирании зубов)

4. В организме блох синтезируется особое белковое вещество - резилин, обладающее эластичностью и упругостью. Вещество выделяется наружу в виде шариков. Куда и зачем прикрепляются у блохи рези­лин?

(К задним лапам, они как резиновые мячики подпрыгивают вверх)

5. Практически у всех водных млекопитающих хорошая плавучесть из-за развития подкожного жира. Бла­годаря ему же животные не мерзнут в воде. А вот у морской выдры - калана, жир практически отсутст­вует. Каким образом калану удается сохранять плавучесть, и не мерзнут в воде. (У него огромное ко­личество пуховых волосков, до 70 штук на 1 остевой. Прослойки воздуха между волосами легко держат калана в воде, и защищают его от переохлаждения).

6. В Индийском океане обитает рыба армфани. У нее грудные и брюшные плавники напоминают согнутые руки с длинными пальцами, в плавниках находятся отверстия, соединенные каналом с ротовой поло­стью. Рыба засасывает ртом воду и выталкивает ее через отверстие в плавниках. Для чего такие хит­рые приспособления? (Реактивный способ движения).

Биология +

1. В США огромными гейзерами славится Йеллустонский национальный парк, расположенный на вулканическом плато. Особенно выделяется гейзер «Старый верный». Каждый час из его горловины, имеющей в диаметре свыше 2-х метров бьёт мощный фонтан воды высотой 40-60 метров. Что же питает гейзеры? /Гейзеры питают скопления воды и газов в подземных пустотах, образовавшихся в породах вулканического происхождения. Нагреваясь там до очень высокой температуры, вода под напором газов ищет выхода и поднимается по трещинам и фонтанирует/.

2. Торнадо - так называются в Северной Америке смерчи гигантской разрушительной силы. Огромные по размерам, эти атмосферные вихри крушат на своём пути всё. Пронесётся разрушительный торнадо, и среди пострадавших остаются живые, но полностью ощипанные куры. В чём причины столь поразительного на первый взгляд явления?

/В основании куриных перьев в коже находятся своеобразные воздушные мешочки. Резкое понижение атмосферного давления воздуха в зоне торнадо приводят к тому, что воздушные мешочки «взрываются» и выбрасывают перья/.

3. В Египте по утрам, при восходе солнца наблюдается интересное явление - звучат колонны - остатки древнего Карнакского храма. Французские учёные установили причину этого явления. В чём же она заключается?

/Колонны сложены из очень пористого камня. Днём у нагретого горячим солнцем камня поры несколько увеличиваются в размерах, воздух проходит сквозь них без задержки, и колонны «молчат». Утренняя прохлада создаёт условия, при которых движение воздуха затрудняется, и колонны издают звуки./

4. Однажды в Альпах снежная лавина достигла гостиницы для туристов. Она остановилась в пяти метрах от неё и гостиница была разрушена до основания. Из посетителей гостиницы в живых остались только те, кто в момент приближения лавины сидел к ней спиной. А те, кто сидел к ней лицом, умерли ещё до того, как рухнула гостиница. В чем секрет разрушительной мощи лавины?

/Посетителей гостиницы убила ударная волна. Она привела к остановке дыхания./

5. В убежище ежа, как и в гнезде белки есть 2 входа. Животные периодически заделывают то одно, то другое отверстие. Охотники обращают внимание на то, какое из отверстий заде­лывают животные. Какую информацию они получают от белок и ежей?

(О погоде, в ча­стности о направлении ветра, т.к. отверстия обращены на север и юг, и заделывается отвер­стие, сообразуясь с тем, откуда будет дуть ветер).

Анатомия и медицина

1. Из донорской крови удаляют соли кальция путём добавления веществ, выводящих эти соли в осадок. Зачем это делают?

/В результате удаления кальция донорская кровь не свёртывается и её можно хранить долгое время/.

2. Он был «чудесным доктором», истинным патриотом России, учёным который впервые в мировой хирургии использовал йод и спиртовую настойку для предупреждения воспалительных процессов. Впервые разработал методику применения эфира для наркоза при операциях и применил гипсовую повязку при переломах. Кто этот доктор?

/Николай Иванович Пирогов (1810-1881 г.г.)

3. Толщина твёрдого вещества кости неодинаковая на разных её частях. В каких местах она наибольшая?

/В местах прикрепления сухожилий к костям/

4. Для различных наций характерно различное артериальное давление. По статистике ВОЗ (Всемирная организации здравоохранения) обладателями самого высокого давления являются японцы, а самого низкого - киргизы и бедуины. С какими особенностями данных наций и народностей это связано?

/С количеством потребляемой соли./

5. Этот поведенческий акт с латинского переводится как «желание», «стремление». Его центр находится в промежуточном мозге. Через 1 минуту назовите, а, лучше продемонстрируйте данный поведенческий акт.

/Проявление аппетита/.

6. В теле человека примерно 3 триллиона клеток, но только десятая часть из них принадлежит человеку. Откуда взялись другие клетки? /Микроорганизмы/.

Экология

1. В Австралии живет один из видов мышей, который у входа в свою норку выкладывает площадку из ка­мушков, тем самым обеспечивая себя веществом, необходимым для существования. В каких условиях живет эта австралийская мышь и зачем ей камни у норки? (живет в засушливых условиях, камни слу­жат для конденсации ночной влаги)

2. Более 100 лет назад в г. Клин овощеводы в теплицах стали «коптить» огурцы, специальным образом окуривая их. Для чего они это делали? Назовите как минимум 2 основные причины и 2 газа, помогаю­щие овощеводам. (С02 - увеличивает урожай, СО - ускоряет и увеличивает количество созревших жен­ских цветов огурцов)

3. Плодами диких вишен любят лакомиться вороны и галки. Одни наносят растениям вред, а другие - пользу. Какие птицы полезны, а какие вредны для дикой вишни и почему? (галки глотают вишни цели­ком, проходит стратификация, косточки + удобрение, а вороны косточки дробят).

4. У всех растений бывают голубые, фиолетовые, красные и желтые цветы. Какие цветы расцветают вес­ной раньше, какие позже и почему? (голубые и фиолетовые - раньше, т.к. они потощают большую часть наиболее теплых «желтых лучей» и прогревают растения, а желтые и красные отражают желтую часть спектра - защищают растения от перегрева).

5. Почему к детенышам кашалотов прикрепляются рыбы-прилипалы, а к взрослым китам - нет? (взрослые ныряют на очень большую глубину и рыбы - прилипалы могут погибнуть).

6. В Средиземном море обитает необычный червь. Не смотря на то, что он не является парази­том, он не имеет ни желудка, ни кишечника. Ведет он себя тоже необычно. Во время прилива червь выползает из нор на прибрежную полосу и загорает там до отлива. Затем снова зары­вается в песок. Почему этот червь, ведя такой «курортный образ жизни» не умирает от голо­да? (Червь - конволюта имеет в покровах зеленые симбиотические водоросли).

Эрудит

1. В Англии он - рыжий, в Ирландии - черный, а в Шотландии - пятнистый. О породе какого животного идет речь? (Собака - сеттер)

2. Вы все знаете такие мифологические предметы, как стрелы Амура, Троянский конь и божественный скипетр Юпитера. Посмотрев на эти античные мифологические предметы, ботаник уловил бы четкую связь в их происхождении. Через 1 мин. назовите, какую связь заметил бы ботаник?

(Все предметы сделаны из голосеменных растений: стрелы из кедра, конь из ели, скипетр из кипариса).

3. Из молодых побегов этого дерева семейства тутовых производят высшие сорта бумаги для денежных знаков и государственных актов. Местное население из него изготавливает веревки и одежду. О каком дереве идет речь? (Бумажном)

4. Профессия тестера характеризуется такими требованиями к человеку, как природный талант, знание ботаники, биохимии, физики и экономики. Профессия требует от человека много жертв. Люди этой про­фессии не должны курить, употреблять спиртные напитки, соленую и пряную пищу. Они не имеют право пользоваться духами и обязаны беречь свое здоровье. О какой профессии идет речь? (О дегустаторах чая)

5. Объясните русскую поговорку «На каком амбаре лежит снег, из того и покупай хлеб». (Сухое зерно - снег лежит долго, если зерно прелое, в амбаре повышается температура и снег тает).

6. В классической икебаны всегда должны быть 3 компонента (ветви) - син, соэ, хикаэ, (син- самая высо­кая ветвь, соэ - средняя, хикаэ - самая коротая). Что олицетворяют эти элементы икебаны. Ответ по­ясните. (Син - небо, соэ - человек, находящийся между небом и землей, хикаэ - земля)



Приложение 2

Экология

  1. Известно, что в смешанном лесу средней полосы есть подстилка. А во влажном тропическом лесу ее почти нет. С чем это связано и почему сведение тропических лесов ведет за собой опустынивание? (В связи с сезонностью климата в средней полосе опавшая листва не успевает разрушаться. В тропическом лесу процессы гниения идут круглый год, поэтому не перепревшие листья почти отсутствуют. Из-за отсутствия подстилки при вырубке тропического леса почва быстро высыхает, что и ведет к опустыниванию).

  2. Чем объяснить тот факт, что на гористых океанических островах в каждой из небольших долинок часто встречается своя форма наземных улиток, тогда как виды млекопитающих и птиц, как правило, представлены одной формой? Ответ обоснуйте. (Обитание на гористых океанических островах своих форм наземных улиток - результат изоляции, которая нарушает свободное скрещивание особей разных популяций. Изоляция обусловлена радиусом индивидуальной активности, у наземных моллюсков он равен нескольким десяткам метров, и моллюски не в состоянии преодолеть горы. Радиус индивидуальной активности у птиц и млекопитающих больше и они легко преодолевают преграды).

  3. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: майник, ландыш и т.д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых-опылителей.)

  4. Известно, что после рубки елового леса остаются множество пней. В Козульском межлесхозе на месте вырубленного участка сажают новый лес, не корчуя при этом пни и получают ощутимый экономический эффект за счет очень быстрого лесного прироста. Что придумали козульские лесоводы? (Высаживают семена и саженцы на свежие пни, которые имеют развитую корневую систему и более эффективно тя­нут воду.)

  5. Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки - бабочки, летающие в ночное время.)

  6. Существуют верховые и низинные болота. Растение росянка чаще всего можно встретить на верховых болотах. Через 1 мин. ответьте почему? (Верховые болота бедны минеральными солями. Недостаточный режим минерального питания привел к тому, что «пищей» росянки служат мелкие насекомые - так решается проблема недостатка азота и др. элементов.)

Зоология

  1. Плавательный пузырь рыбы наполнен газом. А как газ попадает в плавательный пузырь рыбы? (Газ, который находиться в плавательном пузыре рыбы, выделяется из крови через стенки капиллярных сосудов, а не попадает туда из атмосферного воздуха.)


  1. Окраска крыльев многих бабочек зависит от пигментов, которые содержаться в чешуйках. Некоторые бабочки могут быть ярко окрашены, но не иметь таких пигментов. Почему? (помимо пигментных чешуек у многих бабочек есть оптические чешуйки - они могут преломлять луч солнечного света на отдельные цветные лучи спектра. Преломление луча при разном положении крыльев и дает их яркий окрас)

  2. Вам предложили определить температуру рыбы, которая плавает в аквариуме. Через 1 мин. предложите ваше решение? (Рыбы холоднокровные животные. Температура их тела примерно на 1 градус С выше температуры окружающей среды. Необходимо измерить температуру воды в аквариуме и прибавить 1 градус С.)

  3. В отчете текстильной промышленности Англии сообщалось, что платяная моль ежегодно съедает 3500 т. шерстяных тканей. Как может моль съесть столько тканей? (Платяная моль - бабочка с полным превращением. Взрослая особь не наносит вред ткани, вред наносит прожорливая гусеница с грызущим ротовым аппаратом. В организме гусеницы моли есть вещества, которые помогают перерабатывать ей мертвый белок шерсти).

  4. Практически у всех водных млекопитающих хорошая плавучесть из-за развития подкожного жира. Бла­годаря нему же животные не мерзнут в воде. А вот у морской выдры - калана, жир практически отсутст­вует. Каким образом калану удается сохранять плавучесть, и не мерзнут в воде. (У него огромное ко­личество пуховых волосков, до 70 штук на 1 остевой. Прослойки воздуха между волосами легко держат калана в воде, и защищаю его от переохлаждения).

  5. У человека смена зубов происходит - 2 раза, у крокодила - 40 раз, а у какого животного всю жизнь функционирует только 6 зубов, и каким образом эти зубы определяют жизнь и смерть этого животного? (слоны, животные гибнут при истирании зубов)

Анатомия и медицина

  1. Почему питательные бульоны нельзя вводить непосредственно в кровь? (В крови нет ферментов, способных осуществлять расщепление белков пищи. Любые питательные вещества имеют специфический состав органических веществ, отторгающиеся при введении как неспецифические для данного организма).

  2. Приносят ли пользу человеку такие явления, как насморк, кашель, рвота, боль, повышенная температура? Ответ поясните. (Да. Эти явления закрепились в процессе эволюции человека как своеобразная защитная реакция организма на проникновение в него инородных тел, болезнетворных бактерий, ядов.)

  3. Почему чаще всего инфекционные заболевания поражают правый бронх и правое легкое, а также инородные предметы чаще всего находят именно в них? (правый бронх - это фактически продолжением трахеи, а левый отходит под углом)


  1. Для различных наций характерно различное артериальное давление. По статистике ВОЗ обладателем самого высокого давления являются японцы, а самого низкого - киргизы и арабы бедуины. С какими особенностями данных наций и народностей это связано? (с количеством потребляемой соли)

  2. Что такое «кессонная болезнь» и почему водолазы страдают от нее? (При поступлении в организм воздуха под большим давлением (равным давлению окружающей воды), в крови человека растворяется много азота. При быстром подъеме этот газ начинает выделятся в виде пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды, скапливаются в суставах и костном мозге, вызывая болезненное состояние, называемое кессонной болезнью. Боли могут держаться несколько дней и даже вызвать смерть, если пузырьки сосредоточились в спинном или головном мозге. Чтобы избежать этого, подъем с больших глубин проводят очень медленно, тогда азот успевает выделиться из крови через легкие.)

  3. При приготовлении винегрета иногда используется уксусная эссенция. Через 1 мин. ответьте на вопрос: отразиться ли ее использование на переваривании картофеля в ротовой полости? Ответ поясните.

(Отразиться. В состав картофеля входит углевод-крахмал, в ротовой полости он расщепляется под действием ферментов слюны в слабощелочной среде. В присутствии уксусной эссенции среда изменяется - расщепление крахмала не произойдет.)

Ботаника

  1. Народная пословица гласит: «Где ольха, там и трава». Объясните, почему? (На корнях ольхи имеются бактерии-азотфиксаторы, способные фиксировать азот из воздуха. Почва около ольхи богата солями азота, что и способствует росту травянистой растительности.)

  2. Вегетативные органы бобовых и их семена богаты белком. Как можно объяснить это явление? (Симбиоз бобовых с азотфиксирующими бактериями, поселяющимися на их корнях, позволяет этим растениям усваивать большое количество азота, используемого ими при образовании белка.)

  3. Почему в торфяных болотах находили корни деревьев, почти не разложившиеся тела погибших животных и людей? (В торфяной толще мало кислорода. Вода торфяных болот содержит гуминовые кислоты, убивающие микробы. Поэтому торф является хорошим антисептиком.)

  4. Это растение - символ юности, грации и благородства. Приятный и целительный аромат, чудодейственная смола, заживляющая раны и язвы, успешное использование при лечении легочных больных значительно укрепили его репутацию. Назовите это растение. (кипарис)

  5. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучшаются.)

  6. Многие индейцы - ацтеки, кечуа и другие выращивали это растение ради съедобных клубней, которые шли в пищу. Более двух столетий назад испанские путешественники, желая прославиться, презентова­ли клубни этого растения своему королю. Но «съедобная экзотика» не понравилась королю. Зато рас­тение понравилось садоводам. Это красивое растение и сейчас радует нас. Так какое же растение при­везли в Европу ради пищи, а оставили как декоративное, забыв первоначальное его предназначение? (Георгин)

Эрудит

  1. В убежище ежа, как и в гнезде белки есть 2 входа. Животные периодически заделывают то одно, то другое отверстие. Охотники обращают внимание на то, какое из отверстий заде­лывают животные. Какую информацию они получают от белок и ежей? (О погоде, в ча­стности о направлении ветра, т.к. отверстия обращены на север и юг, и заделывается отвер­стие, сообразуясь с тем, откуда будет дуть ветер).

  2. У грызунов, как и у некоторых других млекопитающих, ушная раковина временами закрывает отверстие, ведущее в слуховой проход. Какое это имеет значение для животных? (защита от слишком громких звуков).

  3. Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги - как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление нечистой силе. Ведь в середине круга даже трава не растет. Объясните эти факты с точки зрения биологии. (Грибница чаще всего разрастается по радиусам равномерно во все стороны, истощает почву, и на ней не растет трава.)

  4. Обыкновенная гамбузия - небольшая рыбка, достигающая в длину 3,3-7,5 см. По-кубински слово «гамбузия» означает мелочь, никчемность. Действительно ли гамбузия такая никчемная рыбка? Ответ поясните. (Гамбузия полезна. Она враг личинок и куколок комара анофелеса, через укус которого человек заражается малярией. )

  5. Как вы думаете, почему весной и летом окраска крыльев бабочки изменчивой пестокрыльницы разная? (Весеннее поколение бабочек появляется из зимующих куколок, на которые действовала низкая температура. Во второй половине лета появляется летнее поколение бабочек, отличающихся своей окраской, так как оно не испытывало действия низких температур.)

  6. Каждые день мы употребляем соль в пищу, но если посыпать солью траву, она засыхает, и в этом месте некоторое время не растут растения. Почему? (Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней, поэтому растение погибнет).

Биология «+»

  1. Что в античные времена называли «наивысшим бедствием кораблей»? (Морских древоточцев - двустворчатых моллюсков из сем. терединид и фоланид и ракообразных отр. равноногих и бокоплавов (лимнория, сферома, хелюра.) Они разрушают древесину, из которой построены суда и портовые сооружения.)


  1. Историки свидетельствуют, что они становились грозным оружием в борьбе за власть в руках придворных интриганов. Это оружие действовало безотказно: отравление наступало внезапно, а медики были бессильны чем-либо помочь. Так погибли римский император Клавдий, папа римский Клемент VII. О чем идет речь? (Грибы)

  2. В романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» рассказывается о том, как мощный электрический прожектор подводной лодки капитана Немо освещал море почти на километр перед собой. Прав ли был французский фантаст или ошибался. (Ошибался. Осветить море на километр практически невозможно. Любой свет довольно быстро поглощается толщей воды. На глубину в 1 м проникает всего половина солнечных лучей, на глубину в 10 м - только пятая часть, на глубину в 100 м - 1% света с поверхности. Около 97% объема Мирового океана погружено в вечную тьму).

  3. Какое море одно время даже называли «кладбищем кораблей» в 15 веке и почему? (Саргассовое море, потому что парусное судно может застрять здесь на много дней благодаря бурым водорослям - саргассум плавающий и саргассум погруженный.)

  4. Первый экспонат кунцкамеры Петра Первого связан с этим деревом. Оно же сыграло важную роль при строительстве С. Петербурга. Строителей города ежедневно поили водой, настоянной на этом расте­нии. Вы конечно догадались, что это за дерево. А вот какое оружие при защите древних городов до­бывали из этого дерева? (сосна, добывали смолу, которую выливали на атакующих врагов и пропи­тывали ею стрелы).

  5. Египтяне, финикийцы, арабы, индусы, иудеи высоко ценили «вечную» древесину этого дерева. Древесина, из которой сооружен храм Аполлона в Греции, спустя 2000 лет оказалась абсолютно неповрежденной. Культовые изделия из древесины этого дерева, найденные в гробнице Тутанхамона, пролежали там более 3200 лет и сохранили не только структуру, но и хорошо различимый запах. Назовите это дерево. ( кедр).





Приложение 3

Табло

БОТАНИКА

1

2

3

4

5

6

ЗООЛОГИЯ

1

2

3

4

5

6

БИОЛОГИЯ +

1

2

3

4

5

6

АНАТОМИЯ

1

2

3

4

5

6

ЭКОЛОГИЯ

1

2

3

4

5

6

ЭРУДИТ

1

2

3

4

5

6


Литература


  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. /Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. -М.: Дрофа, 1999. - 432 с.

  2. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах (8 - 11 классы). /Авторы-составители М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина.-Волгоград: Братья Гринины, 2000. - 132 с.

  3. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: АО МДС, 1996. - 208 с.

  4. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы.

/ Т.А. Ловкова. - 2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2008.- 128 с.


© 2010-2022