Методическая разработка биологической олимпиады

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ Покровской СОШ «Ольховская основная школа»



Методическая разработка биологической олимпиады.

«Роль биологических знаний в практической

жизни человека»



Сочилина Н.А.

учитель биологии

высшей категории





2013-2014 уч.г.

Пояснительная записка

Успехи биологии и все возрастающая роль этой сложной и дифференцированной науки в решении очень важных для человека проблем требует повышения качества биологического образования.

Одним из путей гуманизации и демократизации современного образования является совершенствование форм и методов - в этом может помочь биологическая олимпиада. Олимпиада - это поход за знаниями о природе, мутагенах, их влиянии на развитие мутационного процесса и образовании предрасположенности к повреждению генотипа, образовании новых признаков и передаче их по наследству.

Подготовке и проведению олимпиады предшествует большая подготовительная работа. Формы проведения могут быть различными: письменные и устные биологические викторины, конкурсы, соревнования по станциям и творческие работы, т.е. любая олимпиада - это комплексная система развития и воспитания личности.

Формы и методы обучения


  1. Комбинированное мероприятие.

  2. Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

  3. Методические приемы:

  • Занимательные задания по станциям, устный опрос с оформлением маршрутных листов, задания по анатомии и фармакологии.

  • Творческие работы - защита работ, беседа с анализом работы, выводы.

  • Письменный блиц-опрос по биологии с основами зоологии.

  • Составление основных понятий курса биологии и разработка устного биологического журнала.

  • Турнир знатоков биологии - олимпиадные задания (индивидуальные задания и беседа по основным вопросам).

  • Подведение итогов конкурсов - составление всех схем и таблиц, сдача творческих работ, оформление работ.




Цели и задачи изучаемого материала

Цель: Выявить роль биологических знаний в практической деятельности человека.

Задачи.

Учебная: Сформулировать у учащихся твердые знания по курсу биологии, провести связи между предметами биологического цикла.

Воспитательная: Показать роль биологии в развитии нравственно - этических и научных подходов к природе, осознание своего места в природе.

Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса учеников к изучению важных вопросов биологии и применению их на практике.

Требование к знаниям и умениям

Учащиеся должны представлять:

  • основные понятия и термины биологии

  • закономерности развития органического мира

Учащиеся должны знать:

  1. Процессы, происходящие в природе

  2. Особенности мутаций и мутационного процесса

  3. Явления и закономерности биогеоценозов

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать полученные знания

  • применять теоретические понятия в жизни

  • делать выводы

  • пользоваться схемами, таблицами

  • выявлять межпредметные и внутрипредметные связи.

Тип мероприятий: комбинированный

Место проведения: кабинет

Продолжительность: 180 мин

Схема интегрированных связей

Внутрипредметные связи

Истоки Выход


БМетодическая разработка биологической олимпиадыМетодическая разработка биологической олимпиадыотаника Селекция

5-6 кл.

Методическая разработка биологической олимпиадыЦитология

ЗМетодическая разработка биологической олимпиадыМетодическая разработка биологической олимпиадыоология Роль биологических знаний Гигиена

7 кл. в практической жизни

Методическая разработка биологической олимпиадыМетодическая разработка биологической олимпиады человека

Методическая разработка биологической олимпиадыМетодическая разработка биологической олимпиадыМетодическая разработка биологической олимпиадыГенетика

Анатомия

8 кл.

Анатомия

Общая биология

9 кл. Экология

Межпредметные связи


АМетодическая разработка биологической олимпиадылгебра

6-9 кл. Химия 8-9 класс

Методическая разработка биологической олимпиады

ФМетодическая разработка биологической олимпиадыизика

9 кл. Роль биологических знаний

Методическая разработка биологической олимпиадыв практической

жизни человека География

6-9 класс


Графологическая структура

темы

Подготовка к проведению олимпиады

Методическая разработка биологической олимпиады

Распределение заданий

Методическая разработка биологической олимпиады

Соревнования по станциям

Методическая разработка биологической олимпиады

Творческие работы уч-ся

Методическая разработка биологической олимпиады

Проведение письменной викторины

Методическая разработка биологической олимпиады

Устный биологический журнал

Методическая разработка биологической олимпиады

Турнир знатоков биологии

Методическая разработка биологической олимпиады

Подведение итогов




Оптимизация мероприятий


  1. Эвристическая беседа с использованием таблиц, схем, рисунков.

  2. Индивидуальные задания - (письменные задания).

  3. Выполнение работ по станциям (устный опрос, беседа).

  4. Творческие работы уч-ся (защита работ, презентации).

  5. Биологическая викторина - блиц опрос по общей биологии с основами зоологии.

  6. Составление устного биологического журнала - рассказ, оформление основных тем в виде краткого конспекта в виде схем, таблиц.

  7. Турнир знатоков биологии

    • письменные индивидуальные задания повышенной сложности.

  8. Подведение итогов олимпиады

- анализ творческих и письменных работ, выявление победителей.







План проведения олимпиады по биологии


  1. Организационный момент

  • распределение заданий

  • подбор литературы

  • составление списков участников

  • беседа с каждым участником

2. Формулировка темы и её обоснование

«Роль биологических знаний в практической жизни человека»

Знание закономерностей строения и жизнедеятельности организмов, взаимосвязей в биогеоценозах, роли антропогенеза в развитии; поможет понять роль человека в преобразование природы, решение экологических задач, профилактике наследственных заболеваний, выведению новых признаков и развитию многих отраслей народного хозяйства.

3. Цель олимпиады: обобщить полученные знания и применить их в практической жизни человека.

Задачи: Сформулировать у уч-ся твердые знания по курсу биологии, уметь проводить связи между разными дисциплинами, находить выход полученных знаний в медицине, народном хозяйстве, селекции.

Контроль исходных знаний:

  1. Письменный опрос

  2. Беседа

Проведение олимпиады:

  1. Объяснение прохождений олимпиады

  2. Робота с литературой, схемами

  3. Выполнение работ по станциям (опрос, беседа)

  4. Творческие работы (защита работ)

  5. Блиц - опрос по общей биологии с основами зоологии

  6. Составление устного биологического журнала

  7. Турнир знатоков биологии

Подведение итогов олимпиады:

  • Анализ творческих и письменных работ

  • Выявление и награждение победителей



Ход олимпиады

п/п

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель деятельности

Методическое обеспечение

1.

Вводная часть

распределение заданий - составление списков

подбор литературы - составление плана работы

контроль исходных знаний

схемы, таблицы по биологии

2.

а)


б)


в)


г)


д)

Основная часть

индивидуальное задание

творческие работы

викторины


составление устного биологического журнала

турнир знатоков биологии

объяснения

беседа


письменный опрос


выявление уч-ся, лучших по биологии

пособие с индивидуальны-ми заданиями

беседа


защита работ


проверка знаний словесными,

наглядными и практическими

методами



задания с различным уровнем сложности

раздача пособий с индивидуальным заданием

письменный опрос


пособия, схемы, таблицы

сборник задач и заданий,


рекомендации по составлению

рассказ, синтез, анализ материала

индивидуальные задания

письменный опрос

окончательный

тур для сильнейших

карточки - задания

3.

Заключительная часть

анализ творческих и письменных работ

контроль письменных работ, анализ и вывод работы

проанализиро-вать все работы и выявить какие вопросы вызвали проблемы

выявить лучших

все пособия олимпиады, творческие работы, журнал


Карта самостоятельной работы ученика


Этап работы

содержание, методы

вид контроля

1. Работа с литературой

ознакомиться с литературой по выбранной теме, практический

самоконтроль, беседа

2. Составить подробный план работы

выявить основные пути решения этих задач, работа со схемами, пособиями, таблицами

самоконтроль, объяснение, анализ работы

3. Работа с индивидуальными заданиями

прочитать задание выявить главную мысль, сравнить и сделать вывод

контроль преподавателя

4. Творческие работы

представить презентацию и защиту творческой работы, исследовательский

беседа, анализ схем, таблиц представленных в работе

5. Викторина

выполнение индивидуальных заданий по курсу биологии,

наглядно-практический

обсуждение вопросов викторины

6. Биологический журнал

беседа, рассказ,

синтез и анализ материала

беседа, рассказ и составление журнала

7. Турнир знатоков биологии

подготовка по всем вопросам анатомии, ботаники, зоологии, биологии

письменный диктант по всему курсу биологии

8. Подведение итогов олимпиады

беседа, рассказ творческие работы, письменные работы, ответы на блиц-опрос, беседа по составлению журнала, работы по составлению и решению индивидуальных заданий

все пособия, творческие работы, письменные работы викторин, беседа по составлению журнала, беседа заключительная по итогам олимпиады


Методика выполнения творческих работ по биологии

Творческие работы приобщают к научному творчеству, делают первые шаги в познании сущности научного исследования.

Творческие самостоятельные работы показывают глубину знаний и практические навыки её участника. При этом предоставляется возможность полной свободы творчества: темы и формы могут быть самыми разнообразными.

Ученику, приступившему к выполнению работы необходимо

  1. Ознакомиться с литературой по выбранной теме.

  2. Составить подробный план работы.

  3. Подготовить необходимое оборудование.

Одной из форм творческих работ занимают разнообразные наблюдения. Среди наблюдений выделяют ряд направлений.

  1. Изучение особенностей биологии отдельного вида и систематической группы.

  2. Изучение взаимоотношений растений и животных с окружающей средой.

  3. Изучение биогеоценозов.

  4. Изучение антропогенного влияния на биогеоценозы.







Приложение

Соревнования по станциям


Игра начинается с выдачи маршрутных листов, где указан порядок посещения станций. На каждой станции предусматриваются групповые или индивидуальные «испытания».


  1. Анатомические загадки

На Земле он всех сильней, потому что всех умней (…..)

Горшочек умен, семь дырочек в нем (…..)

Дом, где наш язык живет, называем все мы (…..)

Просят беленькие зубки: «улыбайтесь чаще…. !

Первым пробовать привык угощения все …..

Верный друг у наших глаз, не пропустит пыль и грязь (……)

Он нужен для дыхания, еще - для обоняния (……)

Головой верти сильнее - быть без дела скучно (…..)

2. Станция «Лечебница в лесу»


  1. Отберите из растений, представленных на рисунках лекарственные растения, помогающие при кровотечениях, болезнях сердца?


  1. Какое растение может заменить йод и вату?


  1. Из каких растений можно приготовить витаминный напиток?


  1. Назовите не менее 10 лекарственных растений и где они применяются?


  1. Из каких грибов изготавливают лекарства?


  1. Назовите правила сбора лекарственных растений?


  1. Какие растения помогают людям в борьбе с малярией?


3. Станция «Скорая помощь»


  1. Какие виды кровотечений вам известны?


  1. Как остановить носовое кровотечение?


  1. Как оказать помощь при тепловом и солнечном ударе?


  1. Какую первую помощь необходимо оказать пораженному электрическим током?


  1. Что происходит при отравление угарным газом?

4.Станция «В недрах клетки»


  1. В чем сходство и различие растительной и животной клеток?


  1. Почему клетку называют живой лабораторией?


  1. Что такое фагоцитоз и как он осуществляется?


  1. В чем отличие хромосомы от хроматиды?


  1. Какие неклеточные формы жизни вы знаете?


  1. Что такое дыхание, и в каких органоидах клетки

оно осуществляется?

7. Докажите, что клетка открытая саморегулирующая система?

Блиц-опрос

1. Лесной недотрога …

2. Живой замок ….

3. Передвижной молокозавод

4. Слепой туннелестроитель ….

5. Страшный враг змей…

6. Пушная прачка…

7. Лошадь в тельняшке….

8. Любительница желудей….

9. Чемпион по тихоходности…

10. Кучер кареты золушки…

11. Морское желе…

12. Бесплатная начинка яблок…

13. Беззаводной будильник…

14. Пернатая журналистка…

15. Разносчик младенцев…

16. Пернатая кошка…

17. Подводный капкан…

18. Чемпион по бегу…

19. Подводная электростанция…

20. Рыба - астроном…

21. Летающий цветок…

22. Бабочка - болезнь….

23. Бабочка из шкафа….

24. Невеста комара….

25. Краснощекий синьор…

26. Фрукт для стрельбы…


Ответы на блиц - опрос

1. еж

2. собака

3. корова

4. крот

5. мангуст

6. енот

7. зебра

8. свинья

9. улитка

10. крыса

11. медуза

12. червяк

13. петух

14. сорока

15. аист

16. сова

17. щука

18. страус

19. скат

20. звездочет

21. бабочка

22. крапивница

23. моль

24. муха

25. помидор

26. яблочко

Турнир для знатоков биологии

Биологические анаграммы

Переставьте буквы так, чтобы получились названия представителей животного и растительного мира или биологические термины.

кМетодическая разработка биологической олимпиадыолос сокол (пернатый охотник)

рМетодическая разработка биологической олимпиадыома омар (крупный морской рак)

нМетодическая разработка биологической олимпиадыоров ворон (всеядная черная с серым, птица)

шМетодическая разработка биологической олимпиадыкала шакал (хищник, питается падалью)

Словесная анатомия

Отгадайте слова, содержащие части тела и органы людей и животных.

Голова - головастик

Череп - черепаха

Лоб - глобус

Рот - крот

Ухо - мухомор

Тело - телок

Живот - животное

Нос - горностай


Биологические шарады

Найти меня - простое дело,

Как ни хитри:

Я с «Б» - всегда снаружи тела

А с «К» - внутри

Б ….

К ….

С мягким знаком - комарам я пища

Без него - синоним я жилища


Ь



© 2010-2022