Технологическая карта по биологии на тему Цветок (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Цветок - генеративный орган. Его строение и значение

Используемый УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 6 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014

Цель урока: создание условий для:

  1. формирования у учащихся знаний об особенностях строения цветка; соцветий, их типов, о биологическом значении соцветий, видов опыления.

  2. формирования у учащихся умений выявлять взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями, выделять признаки соцветий и их разнообразие, отличать обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные растения и двудомные, анализировать, сравнивать;

  3. совершенствования навыков творческой и исследовательской деятельности; работы с текстом учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами; поиска необходимой информации, постановки выводов; сотрудничества при работе в группе;

  4. формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  1. пользуясь текстом учебника, рисунками и раздаточным материалом выявить особенности строения цветка и функциями его составных частей;

  2. в ходе лабораторной работы научиться распознавать типы соцветий.

  3. используя учебник, дополнительную литературу, Интернет-ресурсы объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявить приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

  4. продолжить работу над развитием наблюдательности и работы с раздаточным материалом;

  5. провести первичную рефлексию собственной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Используемые технологии: проблемные, технология кооперации в обучении, развивающее обучение

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальный опрос

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, дедуктивные

Средства контроля: отчет о работе групп, тестирование

Оборудование и средства обучения: муляжи и таблицы «Строение обоеполого и раздельнополого цветка», натуральные объекты - комнатные растения, изображения цветов и соцветий (рисунки, фотографии), мультимедийная презентация, инструктивные карточки, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет-ресурсы, музыка И.Чайковского «Вальс цветов»

Риски: работа групп, сбой работы технического оборудования

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивирование (самоопределение) учебной деятельности

Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.

Интересуется настроением учащихся и просит показать смайлик своего настроения (на столах)

Вносит черный ящик и предлагает с помощью загадок определить, что лежит в черном ящике и о чем пойдет речь на уроке.

Слайд 2

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. ( мак)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. ( одуванчик)

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету.

(ирис)

Слайд 3

На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (ромашка)

Чашечки и блюдца,
Не тонут и не бьются. ( кубышка)

Дает подсказки, предлагает открыть ящик, достает цветы, подводит учащихся к формированию темы и цели урока.

Слайд 1 (при показе презентации рекомендуется слайд с темой урока показывать после формирования темы учащимися)

Слайд 4-5

Приводит интересные факты о цветах, обращая внимание на слайд:



  • Посмотрите, какие разные бывают цветы - красные, белые, синие, желтые, разнообразные цвета и оттенки. И собранные в соцветия, крупные и едва заметные…

  • Самый крупный цветок - раффлезия (в диаметре около 1 метра)

  • Маленький - ряски ( всё растение умещается на ногте большого пальца)

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Слушают учителя, отгадывают загадки, высказывают свои версии.









Формулируют тему и цель урока.

Личностные результаты:

самоопределение, проявление интереса к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.



Актуализация знаний

Предлагает учащимся вспомнить

  • что такое органы?

  • Какие органы растений им известны?

  • Что такое вегетативные органы?

  • Что такое генеративные органы?

Обращается к классу с вопросами: Что хотели бы узнать о цветах? Какие задачи сегодня мы поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать цветы.

Отвечают на вопросы

Совместно с учителем определяют задачи урока.

Определяют критерии изучения темы.

Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать действия, выдвигать версии

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, излагать свое мнение

Изучение нового материала

1.Формулирует проблему: цветок - это видоизмененный укороченный побег. Так ли это? Слайд 6 «Строение цветка»

Организует работу в парах: пользуясь учебником с.61 п.11, презентацией на доске, картинками, подготовьте ответы на вопросы:

  • Каких составных частей состоит цветок?

  • Определите функции всех составных частей цветка.

  • Почему тычинки и пестик считаются главными частями цветка?

  • Что образуется из семязачатка?

  • Поработайте с терминами: обоеполые цветки, раздельнополые цветки. Двудомные и однодомные растения.

  • Из составных частей соберите модель цветка ( из цветной бумаги)

Приложение №1

Предлагает учащимся подвести итоги, совместно сделать выводы. Дополняет ответы учащихся, используя слайды. Слайды 7-11





Сказка о соцветиях:

А сколько может быть цветков у растения?

я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача - понять "намек". Итак, слушайте:

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители - цветы. Были среди них жители знатные - имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители - мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Учитель подводит учащихся к понятию - соцветие.

Что же такое - соцветие?

Соцветия - группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Слайд 13

Слайд 14

Лабораторная работа «Типы соцветий»

(работа в группах)

Учащиеся получают раздаточный материал, картинки, гербарии растений, или искусственные цветы, инструкционные карты с ходом работы. ( 1 группа - типы соцветий: кисть, простой колос, 2 группа - щиток, простой зонтик, 3 группа - головка, початок, корзинка.) Приложение № 2

Обсуждают, вспоминают, что такое побег - это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Побег развивается из почки.

Работают в парах с наглядным материалом и учебником. Выясняют взаимосвязь строения и функций.







Обобщают изученный материал, делают выводы.

Цветок- это видоизмененный укороченный побег семенного размножения.. Тычинки и пестик - главные части цветка, так как в них образуются половые клетки для размножения. От количества семязачатков в цветке, зависит количество семян.



Отвечают на вопросы, формулируют вывод о биологическом значении соцветий.

В тетрадь записывают определение соцветий и их биологический смысл.





















Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

Находят в тексте параграфа и дополнительной литературе нужную информацию.

Обсуждают найденную информацию в группе.









Познавательные УУД:

формирование умения работать с текстом учебника, владеть смысловым чтением, сравнивать, делать выводы

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать товарища, работать в парах и группе, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.








Отчет о работе

Организует выступление групп.

Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп.

Слайды

Предлагает выслушать сообщение учащегося по теме «Опыление. Приспособления растений к опылению» (опережающее индивидуальное задание с показом слайдов) Слайд 19-22

  • В чем сходство и различия насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков?

  • Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?

  • На цветках каких растений вы видели насекомых?

  • В чем проявляется взаимосвязь цветкового растения и его опылителей

Слайды 23-24

Организует закрепление материала по вопросам для тестирования. Приложение №3

Каждая группа представляет результаты своей работы.

Слушают сообщение, заполняют схему в тетради по ходу выступления. Делают выводы и отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание по тестам.

Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами.



Выполняют задание по тестам.

Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами.

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.

Коммуникативные УУД:

формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает оценить урок и деятельность на уроке, ответив на вопросы:

  1. Как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей?

  2. Что нового и важного узнали для себя?

Поднимите руки, кто все задания выполнил сам и помог товарищу?

Кому было трудно?

Какое настроение у вас после урока? Покажите смайлик, соответствую вашему настроению? Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы, оценивают свою деятельность.

Личностные результаты: Предоставить учащимся

Возможность определить своё

Эмоциональное состояние

Регулятивные УУД: Мотивировать учащихся к

творческой деятельности

Домашнее задание

  1. Изучить текст § 11 учебника, выполнить задания в конце параграфа;

  2. Нарисовать строение цветка в тетради, сделать подписи.

  3. Творческие задания на выбор:

  • составить синквейн на тему « Цветок»

  • составить кроссворд по теме « Цветок»;

  • подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о цветах;

  • выполнить модель цветка

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные результаты:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению












© 2010-2022