Элективный курс по биологии

  Генетика- одна из ведущихнаук современной биологии. В курсе общей биологии раздел генетики является наиболее трудным для понимания и усвоения.Наибольшую сложность представляет решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание. А также генетика тесно связана с другими биологическими дисциплинами, что даёт возможность в ходе занятий рассматривать проблемы цитологии и прикладных наук, таких как медицина и селекция.Наконец, элективный курс "Загадки жизни" позволяет привлечь учеников к изуче...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

к элективному курсу «Загадки жизни»

Биологические науки на современном этапе достигли небывалых успехов.

Такие успехи связаны прежде всего с раскрытием механизмов и сущности явлений наследственности.

Генетическая информация людей - это самое драгоценное естественное достояние страны, которое нужно беречь несравненно в большей степени, чем нефть, руды, газ и другие ресурсы. Исследования показали, что основа здоровья человека и его детей глубинно определяется действием генетической программы, которую каждый человек

индивидуально получает при рождении

. Закономерности генетики в большинстве случаев носят универсальный характер. Они одинаково важны и для растений, и для животных и для человека.

В настоящее время ведущей тенденцией развития новых генетических технологий является все большая миниатюризация процедур генетической диагностики и терапии. Успехи в этом направлении породили проблему этичного, морально-нравственного отношения по всему живому, особенно в эпоху развития и применения высоких биотехнологий.

Опыт работы автора в выпускных классах выявил ряд проблем в освоении учащимися школьного курса биологии:

  • в действующих программах школьного курса биологии на изучение генетических закономерностей уделяется недостаточное количество часов, вследствие чего у учащихся не могут сформироваться прочные навыки решения генетических задач;

  • при сдаче ЕГЭ ученики испытывают затруднения при ответах на задания в блоке С, содержащих задания по генетике.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов биолого-химического профиля и учащихся, интересующихся биологией.

Основной целью данного курса является: формирование диалектического понимания единой картины мира, углубление и расширение знаний в области генетики как биологической науки, формирование навыка решения генетических задач.

Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:

  • Удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой и молекулярной биологией.

  • Понимание этических и юридических аспектов применения генных технологий.

  • Применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов.

  • Поддерживать изучение предметов биологических наук.

  • Всемерное развитие междисциплинарных знаний ( химия, физика, обществознание).

  • Воспитывать в учащихся способность давать нравственную оценку научным открытиям.

Требования к уровню знаний, умений, навыков, полученных в результате обучения.

Ученик должен знать:

  • Молекулярно - биологические и генетические основы жизненно важных процессов в живых организмах;

  • Основные методы генетических технологий;

  • Основные приоритеты биоэтики в применение генных технологий;

  • Основные этапы реализации наследственной информации;

  • Влияние факторов окружающей среды на процесс реализации наследственной информации.

Ученик должен уметь:

  • Работать с лабораторным оборудованием и микропрепаратами;

  • Работать информацией, представленной на разнообразных носителях.

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;

  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации (от молекулярно-биологического до организменного);

  • Применять этические и юридические нормы и правила в конкретных ситуациях.

  • Решать генетические задачи

Ученик должен обладать навыками:

  • Работы со справочной литературой;

  • Оформления работ научно-исследовательского характера.

Формы организации занятий;

  • Лекции.

  • Семинары.

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Презентация материалов портфолио.

  • Экскурсии.

  • Зачеты.

Формы оценивания знаний:

  • Устный опрос.

  • Оформление практических и лабораторных работ.

  • Тестовый опрос.

  • Представление презентаций.

  • Биологический диктант.




Содержание программы элективного курса «Загадки жизни»

Введение: Место генетики в биологической науке. Краткая история развития генетики.

Тема 1. Генетическая информация и генный контроль


ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Мутационный процесс. Классификация мутаций. Генетический код, его свойства. Синтез белка. Регуляция биосинтеза белка. Развитие и клеточная дифференциация. Раковые опухоли. Взаимодействие генов и среды в развитии организма.


Тема 2 . Типы наследования и экспрессия генов.


Генетические эксперименты Г.Менделя. Схемы генетических скрещиваний. Анализирующее скрещивание. Сцепление, кроссинговер и картирование. Летальные гены и мутации. Врожденные нарушения метаболизма. Серии_множественных генов. Полигенные признаки . Сцепление с полом. Факторы, влияющие на экспрессию генов.




Тема 3.Генетика и молекулярная биология.

Молекулярно-клеточные системы поддерживания жизнеспособности. Антиоксидантные системы самозащиты организма. Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ. Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов. Развитее цивилизации и генетические изменения. Этические и юридические аспекты генных технологий.

Заключение: Проблемы современной генетики.

Учебный план

элективного курса «Загадки жизни»




№пп

Наименование учебных разделов

Всего часов

Формы организации

Всего часов

Формы контроля

Вид ученического продукта

1

Введение

1

Лекция

1

Беседа

Конспект

П

Генетическая информация и генный контроль

11

Лекции Семинары

Практические работы

Урок контроля знаний

6

1

2

2

Устный опрос

Беседа

Тесты

Диктант

Конспект

Модели

Рефераты

Ш

Типы наследования и экспрессия генов

15

Лекции

Семинары

Практические работы

Урок контроля

9

1

3

2

Беседы

Тесты

Устный опрос

Диктант

Конспекты

Модели

Газета

Рефераты

Генетика и молекулярная биология

7

Лекция

Семинар

Урок контроля

5

1

1

Диктант

Устный опрос

Рефераты

Газета

У

Заключение

1

Презентация

1

Защита портфолио

Портфолио

ВСЕГО:

35 ч







Календарно-тематический план элективного курса

«Загадки жизни»


Наименование раздела

Всего часов

Сроки

(неделя)

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семинары

Практ.

лаборат

работы

Контроль знаний

1

Введение

1.1. Место генетики в биологической науке.

1.2. Краткая история развития генетики

1

0,5

0,5

1 нед

1 нед

1


Устный опрос

П

Генетическая информация и генный контроль

П.1. ДНК-носитель наследственной информации.

Репликация ДНК

П.2. Биосинтез белка и его регуляция

П.3.Клеточная дифференциация.

Роль генов и среды в развитии организма

11

2


5

4

2-11

нед

2-3 нед

4-4-7

Ннед

8-11

нед

6

2


2

2

1



1

2

1


1

3

2

1


1


Тесты


Устный опрос

Контрольная работа

Ш

Типы наследования и экспрессия генов

Ш.1. Генетические эксперименты

Г.Менделя

Ш.2. Сцепление,

Кроссинговер,

Картегрование

Ш.3. Врожденные нарушения метаболизма

15

3

7

5

12-26

нед

12-14

нед

15-21

нед

22-26

нед

9

2

4

3

1



1

3

1

2

2


1

1


Устный опрос

Изготовление модели

Контрольная работа

Генетика и молекулярная биология

1У.1. Молекулярно-клеточные системы поддерживания жизнеспособности.

!У.2. Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ.

1У.3. Развитие цивилизации и генотипогенные

изменения

7

2


2


3

27-34

нед

27-28

нед

29-30

нед


31-34

нед

5

2


2


1

1





1

1





1


Устный опрос

Диктант


Диктант

У

Заключение.

У.1. Проблемы современной генетики.

У.2. Защита материалов портфолио по теме:

«Проблемы современной генетики»

1

0,2

0,8

35 нед

1


0,8

Защита портфолио






Поурочное тематическое планирование элективного курса

«Загадки жизни»

урока

Название темы

Количество часов

1

Введение. Краткая история развития генетики

1

2

ДНК - носитель наследственной информации.

1

3

Репликация ДНК. Практическая работа (с использованием электронного учебника «Открытая биология»)

1

4

Мутационный процесс. Классификация мутаций.

1

5

Урок промежуточного контроля.

1

6

Генетический код, его свойства.

1

7

Синтез белка

8

Практическая работа. «Этапы биосинтеза белка» (с использованием электронного учебника)

1

9

Регуляция биосинтеза белка.

1

10

Развитие и клеточная дифференциация. Раковые опухоли. Семинарское занятие.

1

11

Взаимодействие генов и среды в развитии организма.

1

12

Зачет № 1

13

Генетические эксперименты Г.Менделя

1

14

Практическая работа «Составление и решение задач на моно- , ди-и полигибридное скрещивание

1

15

Анализирующее скрещивание

1

16-17

Сцепление, кроссинговер и картирование

2

18-19

Практическая работа «Составление генетических карт»

2

20

Урок промежуточного контроля знаний

1

21

Летальные гены

1

22

Хромосомы, гены и мутации.

1

23

Врожденные нарушения метаболизма

1

24

Серии множественных генов. Полигенные признаки.

1

25

Сцепление с полом.

1

26

Факторы, влияющие на экспрессию генов. Семинарское занятие.

1

27

Зачет № 2

1

28

Молекулярно-клеточные системы поддержания жизнеспособности.

1

29

Антиоксидантные системы самозащиты организма.

1

30

Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ

1

31

Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов

1

32

Развитие цивилизации и генотипические изменения

1

33

Этические и юридические аспекты применения генных технологий. Семинарское занятие.

1

34

Зачет № 3

1

35

Заключительное занятие.

Защита портфолио по теме: « Проблемы современной генетики»

1






© 2010-2022