- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс по биологии
Элективный курс по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габдулова Г.Ш. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к элективному курсу «Загадки жизни»
Биологические науки на современном этапе достигли небывалых успехов.
Такие успехи связаны прежде всего с раскрытием механизмов и сущности явлений наследственности.
Генетическая информация людей - это самое драгоценное естественное достояние страны, которое нужно беречь несравненно в большей степени, чем нефть, руды, газ и другие ресурсы. Исследования показали, что основа здоровья человека и его детей глубинно определяется действием генетической программы, которую каждый человек
индивидуально получает при рождении
. Закономерности генетики в большинстве случаев носят универсальный характер. Они одинаково важны и для растений, и для животных и для человека.
В настоящее время ведущей тенденцией развития новых генетических технологий является все большая миниатюризация процедур генетической диагностики и терапии. Успехи в этом направлении породили проблему этичного, морально-нравственного отношения по всему живому, особенно в эпоху развития и применения высоких биотехнологий.
Опыт работы автора в выпускных классах выявил ряд проблем в освоении учащимися школьного курса биологии:
-
в действующих программах школьного курса биологии на изучение генетических закономерностей уделяется недостаточное количество часов, вследствие чего у учащихся не могут сформироваться прочные навыки решения генетических задач;
-
при сдаче ЕГЭ ученики испытывают затруднения при ответах на задания в блоке С, содержащих задания по генетике.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов биолого-химического профиля и учащихся, интересующихся биологией.
Основной целью данного курса является: формирование диалектического понимания единой картины мира, углубление и расширение знаний в области генетики как биологической науки, формирование навыка решения генетических задач.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
-
Удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой и молекулярной биологией.
-
Понимание этических и юридических аспектов применения генных технологий.
-
Применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов.
-
Поддерживать изучение предметов биологических наук.
-
Всемерное развитие междисциплинарных знаний ( химия, физика, обществознание).
-
Воспитывать в учащихся способность давать нравственную оценку научным открытиям.
Требования к уровню знаний, умений, навыков, полученных в результате обучения.
Ученик должен знать:
-
Молекулярно - биологические и генетические основы жизненно важных процессов в живых организмах;
-
Основные методы генетических технологий;
-
Основные приоритеты биоэтики в применение генных технологий;
-
Основные этапы реализации наследственной информации;
-
Влияние факторов окружающей среды на процесс реализации наследственной информации.
Ученик должен уметь:
-
Работать с лабораторным оборудованием и микропрепаратами;
-
Работать информацией, представленной на разнообразных носителях.
-
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками;
-
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации (от молекулярно-биологического до организменного);
-
Применять этические и юридические нормы и правила в конкретных ситуациях.
-
Решать генетические задачи
Ученик должен обладать навыками:
-
Работы со справочной литературой;
-
Оформления работ научно-исследовательского характера.
Формы организации занятий;
-
Лекции.
-
Семинары.
-
Лабораторные и практические занятия.
-
Презентация материалов портфолио.
-
Экскурсии.
-
Зачеты.
Формы оценивания знаний:
-
Устный опрос.
-
Оформление практических и лабораторных работ.
-
Тестовый опрос.
-
Представление презентаций.
-
Биологический диктант.
Содержание программы элективного курса «Загадки жизни»
Введение: Место генетики в биологической науке. Краткая история развития генетики.
Тема 1. Генетическая информация и генный контроль
ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Мутационный процесс. Классификация мутаций. Генетический код, его свойства. Синтез белка. Регуляция биосинтеза белка. Развитие и клеточная дифференциация. Раковые опухоли. Взаимодействие генов и среды в развитии организма.
Тема 2 . Типы наследования и экспрессия генов.
Генетические эксперименты Г.Менделя. Схемы генетических скрещиваний. Анализирующее скрещивание. Сцепление, кроссинговер и картирование. Летальные гены и мутации. Врожденные нарушения метаболизма. Серии_множественных генов. Полигенные признаки . Сцепление с полом. Факторы, влияющие на экспрессию генов.
Тема 3.Генетика и молекулярная биология.
Молекулярно-клеточные системы поддерживания жизнеспособности. Антиоксидантные системы самозащиты организма. Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ. Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов. Развитее цивилизации и генетические изменения. Этические и юридические аспекты генных технологий.
Заключение: Проблемы современной генетики.
Учебный план
элективного курса «Загадки жизни»
№пп
Наименование учебных разделов
Всего часов
Формы организации
Всего часов
Формы контроля
Вид ученического продукта
1
Введение
1
Лекция
1
Беседа
Конспект
П
Генетическая информация и генный контроль
11
Лекции Семинары
Практические работы
Урок контроля знаний
6
1
2
2
Устный опрос
Беседа
Тесты
Диктант
Конспект
Модели
Рефераты
Ш
Типы наследования и экспрессия генов
15
Лекции
Семинары
Практические работы
Урок контроля
9
1
3
2
Беседы
Тесты
Устный опрос
Диктант
Конспекты
Модели
Газета
Рефераты
1У
Генетика и молекулярная биология
7
Лекция
Семинар
Урок контроля
5
1
1
Диктант
Устный опрос
Рефераты
Газета
У
Заключение
1
Презентация
1
Защита портфолио
Портфолио
ВСЕГО:
35 ч
Календарно-тематический план элективного курса
«Загадки жизни»
№
Наименование раздела
Всего часов
Сроки
(неделя)
В том числе
Форма контроля
Лекции
Семинары
Практ.
лаборат
работы
Контроль знаний
1
Введение
1.1. Место генетики в биологической науке.
1.2. Краткая история развития генетики
1
0,5
0,5
1 нед
1 нед
1
Устный опрос
П
Генетическая информация и генный контроль
П.1. ДНК-носитель наследственной информации.
Репликация ДНК
П.2. Биосинтез белка и его регуляция
П.3.Клеточная дифференциация.
Роль генов и среды в развитии организма
11
2
5
4
2-11
нед
2-3 нед
4-4-7
Ннед
8-11
нед
6
2
2
2
1
1
2
1
1
3
2
1
1
Тесты
Устный опрос
Контрольная работа
Ш
Типы наследования и экспрессия генов
Ш.1. Генетические эксперименты
Г.Менделя
Ш.2. Сцепление,
Кроссинговер,
Картегрование
Ш.3. Врожденные нарушения метаболизма
15
3
7
5
12-26
нед
12-14
нед
15-21
нед
22-26
нед
9
2
4
3
1
1
3
1
2
2
1
1
Устный опрос
Изготовление модели
Контрольная работа
!У
Генетика и молекулярная биология
1У.1. Молекулярно-клеточные системы поддерживания жизнеспособности.
!У.2. Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ.
1У.3. Развитие цивилизации и генотипогенные
изменения
7
2
2
3
27-34
нед
27-28
нед
29-30
нед
31-34
нед
5
2
2
1
1
1
1
1
Устный опрос
Диктант
Диктант
У
Заключение.
У.1. Проблемы современной генетики.
У.2. Защита материалов портфолио по теме:
«Проблемы современной генетики»
1
0,2
0,8
35 нед
1
0,8
Защита портфолио
Поурочное тематическое планирование элективного курса
«Загадки жизни»
№ урока
Название темы
Количество часов
1
Введение. Краткая история развития генетики
1
2
ДНК - носитель наследственной информации.
1
3
Репликация ДНК. Практическая работа (с использованием электронного учебника «Открытая биология»)
1
4
Мутационный процесс. Классификация мутаций.
1
5
Урок промежуточного контроля.
1
6
Генетический код, его свойства.
1
7
Синтез белка
8
Практическая работа. «Этапы биосинтеза белка» (с использованием электронного учебника)
1
9
Регуляция биосинтеза белка.
1
10
Развитие и клеточная дифференциация. Раковые опухоли. Семинарское занятие.
1
11
Взаимодействие генов и среды в развитии организма.
1
12
Зачет № 1
13
Генетические эксперименты Г.Менделя
1
14
Практическая работа «Составление и решение задач на моно- , ди-и полигибридное скрещивание
1
15
Анализирующее скрещивание
1
16-17
Сцепление, кроссинговер и картирование
2
18-19
Практическая работа «Составление генетических карт»
2
20
Урок промежуточного контроля знаний
1
21
Летальные гены
1
22
Хромосомы, гены и мутации.
1
23
Врожденные нарушения метаболизма
1
24
Серии множественных генов. Полигенные признаки.
1
25
Сцепление с полом.
1
26
Факторы, влияющие на экспрессию генов. Семинарское занятие.
1
27
Зачет № 2
1
28
Молекулярно-клеточные системы поддержания жизнеспособности.
1
29
Антиоксидантные системы самозащиты организма.
1
30
Биохимические системы обезвреживания токсических, мутагенных и канцерогенных веществ
1
31
Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов
1
32
Развитие цивилизации и генотипические изменения
1
33
Этические и юридические аспекты применения генных технологий. Семинарское занятие.
1
34
Зачет № 3
1
35
Заключительное занятие.
Защита портфолио по теме: « Проблемы современной генетики»
1