Открытый урок за 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Класс: 10 "А" Дата проведения: 9 апреля 2010 г.

Цель: Сформировать знание о моногибридном скрещивании на основе знаний учащихся о сущности гибридологического метода.

Задачи:

  • рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания; познакомить учащихся с биографией и опытами Г.Менделя;

  • раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения и закона расщепления.

  • продолжить формировать умение пользоваться генетической символикой и терминолошей; развивать умение учащихся в решении генетических задач на моногибридное скрещивание.

  • создание условий для увлеченного учения;

  • формирование научно-материалистического мировоззрения , собственных убеждений

Тнн урока: Изучение новой темы

Форма проведения: беседа, объяснение, решение задач на моногибридное скрещивание.

Основные понятия темы: моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиг отные организмы, гетерозиготные организмы, доминантный признак, рецессивный признак, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Средства обучения: таблицы иллюстрирующие законы Г. Менделя; портрет Г. Менделя, DVD фильм «Моногибридное скрещивание», раздаточный материал на каждый стол - «Международные символы, для записи задач по скрещиванию»

Ход урока:Деятельность учителя

Время

Деятельность учеников

1 Организационный момент

3 мин

Записывают тему урока в тетради

Постановка цели и задач урока.



На доске:



«Увлечение может прославить



человеки и стать главным делом его



жизни»



Основополагающий вопрос



- Почему Г. Мендель, не будучи



биологом, открыл законы



наследования, хотя до него это



пытались сделать многие талантливые



учёные?



II Актуализация знаний,

10

Ответы учащихся на вопросы учителя

целеполагание

мин


1. Беседа по вопросам:


Генетика - наука о закономерностях

- Что изучает генетика?

наследственности и изменчивости живых организмов.

Термин «генетика предложил

- Кто предложил термин «генетика»?

английский учёный У. Бэтсон в 1906 г. Оно происходит or греческого слова «genesis», что означает происхождение. Наследственность свойство живых

- Что такое наследственность и

организмов передавать свои свойства и

изменчивость?

признаки из поколения в поколение. Изменчивость - свойство живого организма приобретать в процессе индивидуального развития новые по сравнению с другими особями того же вида признаки.

Элементарной единицей

- Что является элементарной единицей

наследственности является ген,

наследственности?

представляющий собой участок молекулы ДИК. в котором закодирована информация о структуре одною белка. Создателем современной генетики

- Кто является основателем генетики?

считается Грегор Мендель.

Г енетика решает следующие задачи:

- Какие задачи решает генетика?


  1. изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.

  2. изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития.

  3. изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.

  4. изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.

Г. Мендель использовал

- Какой метод использовал Г. Мендель

гибридологический метод, суть

при изучении наследования признаков

которого заключается в скрещивании

и в чём суть этого метода?

организмов, отличающихся по каким- либо признакам и в последующем анализе характера проявления этих признаков у потомства.

Гибридизация процесс образования или получения гибридов, в основе которого лежит объединение генетического материала разных клеток в одной.

Проводя свои классические опыты. Г.

- Что такое чистая линия?

Мендель брал растения чистых линий.

2. Сообщение учащем оси о биографии

гак у одной линии гороха семена всегда были зелёные. А у другой - жёлтые. Чистые линии Г. Мендель вывел предварительно, путём самоопыления растений гороха.

Чистая линия - генотипически однородное потомство, получаемое с помощью самоопыления или сам оо плодотворе н и я.

Грегор Мендель родился в крестьянской семье в Чешской Моравии в 1882 году.

Г. Менделя (демонстрация портрета

при рождении его звали Иоганном. В

Г. Менделя).

1843 году он поступил в монастырь

Ш Изучение нового материала

10

мин

августинцев в г. Врио, где принял духовный сан и стал Грегором. На деньги монастыря Г. Мендель поехал учиться в Венский университет, где провёл два года, изучая естественную историю и математику. После окончания учёбы в 1853 году вернулся в монастырь, и начал преподавать физику и биологию в монастырской школе. Такой выбор предметов несомненно оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Вудучи в Вене. Г. Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и разными типами гибридных потомков. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом в 1856 году.

Работают с текстом учебника

1. Рассказ учителя с элементами

§ 39 и записываю! в тегради термины и

беседы о mohoi ибридном

определения к ним

скрещивании:

Г. Мендель начал свои исследования закономерностей наследования с люногибридного скрещивания. Он выбрал две чистые линии гороха которые отличались только по одному признаку.

Моногибридное скрещивание -

- Что такое моногибридное

скрещивание форм, отличающихся друг

скрещивание?

от друга одним признаком.

Г. Мендель для опытов брал горох с чистыми линиями, у одних окраска горошин была всегда жёлтая, у других всегда зелёная (при условии

самоопыления). Клетки растений гороха одного сорта содержат по два гена, кодирующих только жёлтую окраску, а другого сорта - по два гена, кодирующих только зелёную окраску.

Аллельные гены - гены, ответственные

- Какие гены получили название

за проявление одного признака

аллельные?

(например, формы и цвета семян)

Аллельные гены располагаются в одинаковых локусах ( лат. locus - место) гомологичных хромосом.

Гомозигота - (от греч. homoios -

- Какие организмы называются

подобный и zygotes - соединённый

гомозиготными?

вместе) - это особь, гомологичные

Обозначаются буквами латинского алфавита АА или аа

- Какие организмы называются

хромосомы которой несут идентичные аллели того или иного гена.

Г'етерозигота - (от греч. heteros - другой и zygotes - соединённый вместе) - это

гетерозиготными?

организм, у которого гомологичные

Обозначаются буквами латинского

хромосомы несут различные аллели того или иного гена.

алфавита Аа

Признаки, которые проявляются у потомков могут быть доминантными и рецессивными.

Доминантные признаки

- Какие признаки называются

(от лат. dominans- господствующий)

доминантными, а какие

-проявляющиеся у гибридов.

рецессивными?

Рецессивные признаки - (от лат. recessus

Доминантные признаки записываются

- отступление, удаление) - подавляемый

прописными буквами латинского

признак.

алфавита, например. А, В, С и др. Рецессивные признаки записываются строчными буквами латинского алфавита, например, а, в, с и др.

2. Решение задачи на первый и

Записывают решение задачи и формулируют первый закон Менделя о

второй законы Г. Менделя

единообразии гибридов первого

Вводятся основные международные

поколения.

символы для проведения скрещивания (таблица символов в приложении)

Р $ АА х Jaa

жёл зел

G $ А А <$ а а

F1 Аа. Аа. Аа, Аа - все гибриды

Правило единообразия гибридов первого поколения

имеют жёлту ю окраску семян, т.к. в

При скрещивании двух гомозиготных

каждой аллели есть доминантный ген

организмов (разные чистые линии).

А - отвечающий за желтую окраску

отличающихся друг от друга одним

семян/

признаком, все гибриды первого

По генотипу все гибриды гетеро'шготы.

При скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление признаков.

поколения будут иметь признак одного из родителей (доминантный признак), и поколение по данному признаку будет

Р $ Аа х <$ Аа

G 9 A a S А а

F2 АА, Аа, Аа, аа

жёлт жёлт жёлт зел

по фенотипу наблюдается расщепление 3:1 по генотипу наблюдается расщепление 1:2:1 (одна гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы, одна гомозигота по рецессивному признаку)

Правило расщепления: при

скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками: эти особи составляют Ул часть от всего числа потомков второго поколения.

Явление при котором скрещивание приводит к образованию части потомства с доминантными, а части - с рецессивными признаком, получило название расщепление. Затем Г. Мендель подтвердил характер расщепления в опытах с другими признаками растений гороха и обосновал правило расщепления.

Гибридные растения F1 размножаются путём самоопыления. При образовании гамет гибридным растением А во время мейоза

А

Гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам и попадают в разные гаметы. Поэтому такой организм может дать два типа гамет А и а. При оплодотыворении гаметы свободно комбинируют друг с другом, в результате чего возможно образование четырёх типов генотипа АА, Аа, Аа, аа. На основании этого опыта Г. Мендель сформулировал положение о «чистоте гамет»

5 мин

Закон чистоты гамет - у гибридов гены, получаемые от родителей, расходятся по разным наметам, не смешиваясь друг с другом. То есть в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.

На основе просмотренного материала учащиеся объясняют первый закон единообразия гибридов первого

3. Просмотр фильма

поколения, и второй закон расщепления

«Моногибридное скрещивание.

признаков у гибридов второго

Первый и второй законы

поколения.

Г. Менделя»

Первый учащийся записывает задачу из фильма на доске и объясняет первый закон Г. Менделя.

Дано: Две морские свинки. Одна с розетчатой шерстью, другая - с гладкой шерстью. Какие будут гибриды первого и второго поколения?

АА- розетчатая шерсть Аа - гладкя шерсть

Р $ АА х $ аа розет глад

G $ А А с? а а

F1 Аа. Аа. Аа. Аа все морские свинки первого поколения с розетчатой шерстью, по генотипу - гетерозиготы. Подтверждается закон единообразия гибридов первого поколения.

Второй учащийся записывает задачу на доске по второму закону Г. Менделя из фильма.

Р $ Аа х Да G 9 А а с? А а F2 АА. Аа. Аа. аа

розет розет розет глад Во втором поколении произошло расщепление по фенотипу 3:1, три гибрида второго поколения с розетчатой шерстью, а один гибрид с гладкой шерстью. Расщепление по генотипу 1:2:1, где один гибрид гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы, одна гомозигота по рецессивному признаку. Подтвердился второй закон о расщеплении признаков гибридов второго поколения.

III Первичное закрепление и проверка знаний.

Работа с индивидуальными карточками (пример карточки в

6 мин

Учащиеся заполняют индивидуальные карточки.

приложении)

Слева предлагается условие задачи.

справа - логические следствия из

этого условии. Необходимо

заполнить пропуски.

3 мин

Ответы учащихся

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Рефлексии.

Предложить учащимся ответить на

основополагающий вопрос урока.

- Почему Г. Мендель, не будучи

биологом, открыл законы

наследования, хотя до нею это

3 мин

Записывают домашнее задание

пытались сделать многие талантливые

учёные?

IV Домашнее задание:

1)записи в тетради;

2) соответствующий материал в

учебнике § 39;

3) ответить на вопрос: «Какой объекг

для своих исследований выбрал

I .Мендель? Почему выбор этого

объекга позволил Г. Менделю открыть

законы наследственности?»

4) некоторые учащиеся получают

карточки (пример в приложении)


© 2010-2022