- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок за 10 класс
Открытый урок за 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Быкова Г.П. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Класс: 10 "А" Дата проведения: 9 апреля 2010 г. Цель: Сформировать знание о моногибридном скрещивании на основе знаний учащихся о сущности гибридологического метода. Задачи:
Тнн урока: Изучение новой темы Форма проведения: беседа, объяснение, решение задач на моногибридное скрещивание. Основные понятия темы: моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиг отные организмы, гетерозиготные организмы, доминантный признак, рецессивный признак, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. Средства обучения: таблицы иллюстрирующие законы Г. Менделя; портрет Г. Менделя, DVD фильм «Моногибридное скрещивание», раздаточный материал на каждый стол - «Международные символы, для записи задач по скрещиванию» Ход урока:Деятельность учителя | Время | Деятельность учеников |
1 Организационный момент | 3 мин | Записывают тему урока в тетради |
Постановка цели и задач урока. |
|
|
На доске: |
|
|
«Увлечение может прославить |
|
|
человеки и стать главным делом его |
|
|
жизни» |
|
|
Основополагающий вопрос |
|
|
- Почему Г. Мендель, не будучи |
|
|
биологом, открыл законы |
|
|
наследования, хотя до него это |
|
|
пытались сделать многие талантливые |
|
|
учёные? |
|
|
II Актуализация знаний, | 10 | Ответы учащихся на вопросы учителя |
целеполагание | мин |
|
1. Беседа по вопросам: |
| Генетика - наука о закономерностях |
- Что изучает генетика?
наследственности и изменчивости живых организмов.
Термин «генетика предложил
- Кто предложил термин «генетика»?
английский учёный У. Бэтсон в 1906 г. Оно происходит or греческого слова «genesis», что означает происхождение. Наследственность свойство живых
- Что такое наследственность и
организмов передавать свои свойства и
изменчивость?
признаки из поколения в поколение. Изменчивость - свойство живого организма приобретать в процессе индивидуального развития новые по сравнению с другими особями того же вида признаки.
Элементарной единицей
- Что является элементарной единицей
наследственности является ген,
наследственности?
представляющий собой участок молекулы ДИК. в котором закодирована информация о структуре одною белка. Создателем современной генетики
- Кто является основателем генетики?
считается Грегор Мендель.
Г енетика решает следующие задачи:
- Какие задачи решает генетика?
-
изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.
-
изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития.
-
изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.
-
изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.
Г. Мендель использовал
- Какой метод использовал Г. Мендель
гибридологический метод, суть
при изучении наследования признаков
которого заключается в скрещивании
и в чём суть этого метода?
организмов, отличающихся по каким- либо признакам и в последующем анализе характера проявления этих признаков у потомства.
Гибридизация процесс образования или получения гибридов, в основе которого лежит объединение генетического материала разных клеток в одной.
Проводя свои классические опыты. Г.
- Что такое чистая линия?
Мендель брал растения чистых линий.
2. Сообщение учащем оси о биографии
гак у одной линии гороха семена всегда были зелёные. А у другой - жёлтые. Чистые линии Г. Мендель вывел предварительно, путём самоопыления растений гороха.
Чистая линия - генотипически однородное потомство, получаемое с помощью самоопыления или сам оо плодотворе н и я.
Грегор Мендель родился в крестьянской семье в Чешской Моравии в 1882 году.
Г. Менделя (демонстрация портрета
при рождении его звали Иоганном. В
Г. Менделя).
1843 году он поступил в монастырь
Ш Изучение нового материала
10
мин
августинцев в г. Врио, где принял духовный сан и стал Грегором. На деньги монастыря Г. Мендель поехал учиться в Венский университет, где провёл два года, изучая естественную историю и математику. После окончания учёбы в 1853 году вернулся в монастырь, и начал преподавать физику и биологию в монастырской школе. Такой выбор предметов несомненно оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Вудучи в Вене. Г. Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и разными типами гибридных потомков. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом в 1856 году.
Работают с текстом учебника
1. Рассказ учителя с элементами
§ 39 и записываю! в тегради термины и
беседы о mohoi ибридном
определения к ним
скрещивании:
Г. Мендель начал свои исследования закономерностей наследования с люногибридного скрещивания. Он выбрал две чистые линии гороха которые отличались только по одному признаку.
Моногибридное скрещивание -
- Что такое моногибридное
скрещивание форм, отличающихся друг
скрещивание?
от друга одним признаком.
Г. Мендель для опытов брал горох с чистыми линиями, у одних окраска горошин была всегда жёлтая, у других всегда зелёная (при условии
самоопыления). Клетки растений гороха одного сорта содержат по два гена, кодирующих только жёлтую окраску, а другого сорта - по два гена, кодирующих только зелёную окраску.
Аллельные гены - гены, ответственные
- Какие гены получили название
за проявление одного признака
аллельные?
(например, формы и цвета семян)
Аллельные гены располагаются в одинаковых локусах ( лат. locus - место) гомологичных хромосом.
Гомозигота - (от греч. homoios -
- Какие организмы называются
подобный и zygotes - соединённый
гомозиготными?
вместе) - это особь, гомологичные
Обозначаются буквами латинского алфавита АА или аа
- Какие организмы называются
хромосомы которой несут идентичные аллели того или иного гена.
Г'етерозигота - (от греч. heteros - другой и zygotes - соединённый вместе) - это
гетерозиготными?
организм, у которого гомологичные
Обозначаются буквами латинского
хромосомы несут различные аллели того или иного гена.
алфавита Аа
Признаки, которые проявляются у потомков могут быть доминантными и рецессивными.
Доминантные признаки
- Какие признаки называются
(от лат. dominans- господствующий)
доминантными, а какие
-проявляющиеся у гибридов.
рецессивными?
Рецессивные признаки - (от лат. recessus
Доминантные признаки записываются
- отступление, удаление) - подавляемый
прописными буквами латинского
признак.
алфавита, например. А, В, С и др. Рецессивные признаки записываются строчными буквами латинского алфавита, например, а, в, с и др.
2. Решение задачи на первый и
Записывают решение задачи и формулируют первый закон Менделя о
второй законы Г. Менделя
единообразии гибридов первого
Вводятся основные международные
поколения.
символы для проведения скрещивания (таблица символов в приложении)
Р $ АА х Jaa
жёл зел
G $ А А <$ а а
F1 Аа. Аа. Аа, Аа - все гибриды
Правило единообразия гибридов первого поколения
имеют жёлту ю окраску семян, т.к. в
При скрещивании двух гомозиготных
каждой аллели есть доминантный ген
организмов (разные чистые линии).
А - отвечающий за желтую окраску
отличающихся друг от друга одним
семян/
признаком, все гибриды первого
По генотипу все гибриды гетеро'шготы.
При скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление признаков.
поколения будут иметь признак одного из родителей (доминантный признак), и поколение по данному признаку будет
Р $ Аа х <$ Аа
G 9 A a S А а
F2 АА, Аа, Аа, аа
жёлт жёлт жёлт зел
по фенотипу наблюдается расщепление 3:1 по генотипу наблюдается расщепление 1:2:1 (одна гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы, одна гомозигота по рецессивному признаку)
Правило расщепления: при
скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками: эти особи составляют Ул часть от всего числа потомков второго поколения.
Явление при котором скрещивание приводит к образованию части потомства с доминантными, а части - с рецессивными признаком, получило название расщепление. Затем Г. Мендель подтвердил характер расщепления в опытах с другими признаками растений гороха и обосновал правило расщепления.
Гибридные растения F1 размножаются путём самоопыления. При образовании гамет гибридным растением А во время мейоза
А
Гомологичные хромосомы расходятся к разным полюсам и попадают в разные гаметы. Поэтому такой организм может дать два типа гамет А и а. При оплодотыворении гаметы свободно комбинируют друг с другом, в результате чего возможно образование четырёх типов генотипа АА, Аа, Аа, аа. На основании этого опыта Г. Мендель сформулировал положение о «чистоте гамет»
5 мин
Закон чистоты гамет - у гибридов гены, получаемые от родителей, расходятся по разным наметам, не смешиваясь друг с другом. То есть в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.
На основе просмотренного материала учащиеся объясняют первый закон единообразия гибридов первого
3. Просмотр фильма
поколения, и второй закон расщепления
«Моногибридное скрещивание.
признаков у гибридов второго
Первый и второй законы
поколения.
Г. Менделя»
Первый учащийся записывает задачу из фильма на доске и объясняет первый закон Г. Менделя.
Дано: Две морские свинки. Одна с розетчатой шерстью, другая - с гладкой шерстью. Какие будут гибриды первого и второго поколения?
АА- розетчатая шерсть Аа - гладкя шерсть
Р $ АА х $ аа розет глад
G $ А А с? а а
F1 Аа. Аа. Аа. Аа все морские свинки первого поколения с розетчатой шерстью, по генотипу - гетерозиготы. Подтверждается закон единообразия гибридов первого поколения.
Второй учащийся записывает задачу на доске по второму закону Г. Менделя из фильма.
Р $ Аа х Да G 9 А а с? А а F2 АА. Аа. Аа. аа
розет розет розет глад Во втором поколении произошло расщепление по фенотипу 3:1, три гибрида второго поколения с розетчатой шерстью, а один гибрид с гладкой шерстью. Расщепление по генотипу 1:2:1, где один гибрид гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы, одна гомозигота по рецессивному признаку. Подтвердился второй закон о расщеплении признаков гибридов второго поколения.
III Первичное закрепление и проверка знаний.
Работа с индивидуальными карточками (пример карточки в
6 мин
Учащиеся заполняют индивидуальные карточки.
приложении)
Слева предлагается условие задачи.
справа - логические следствия из
этого условии. Необходимо
заполнить пропуски.
3 мин
Ответы учащихся
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Рефлексии.
Предложить учащимся ответить на
основополагающий вопрос урока.
- Почему Г. Мендель, не будучи
биологом, открыл законы
наследования, хотя до нею это
3 мин
Записывают домашнее задание
пытались сделать многие талантливые
учёные?
IV Домашнее задание:
1)записи в тетради;
2) соответствующий материал в
учебнике § 39;
3) ответить на вопрос: «Какой объекг
для своих исследований выбрал
I .Мендель? Почему выбор этого
объекга позволил Г. Менделю открыть
законы наследственности?»
4) некоторые учащиеся получают
карточки (пример в приложении)