- Преподавателю
- Биология
- Статья Работа с одаренными детьми по биологии в урочное и внеурочное время
Статья Работа с одаренными детьми по биологии в урочное и внеурочное время
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Т.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
работа с одаренными детьми
в урочное и внеурочное время по биологии.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу -
Не худшая все-таки участь:
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
А.Дольский
Проблема работы с одарёнными детьми - одна из актуальных задач современного образования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость - стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. Но не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь - меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее происходят и изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Поэтому необходимо привлекать школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
Другими словами, школа должна воспитать выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Именно это имел в виду Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".
Ученые считают, что каждый человек обладает множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Н.Дубинина считает, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг". Например, Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Естественно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они являются наглядным примером того, какими возможностями обладает человек в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
В своей работе с одаренными детьми я придерживаюсь определенной системы, как и многие учителя, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
-
выявить одаренных детей, проявляющих интерес к биологии;
-
при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
-
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
-
применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала учащихся.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся; проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:
-
задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «бактерия - болезнетворная бактерия - палочка Коха» или «растение - розоцветные - роза».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь. [2, с.18]
-
расположение понятий от более частных к более общим;
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь -птица - домашние птицы - животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]
-
нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым. Например, «черешковый - сидячий» (лист)
1. Дерево - кустарник
2. Вены - артерии
3. Корзинка - колос
4. Белок - крахмал
5. Кокки - бациллы.
-
упражнение «перевод с русского на русский».
(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).
2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
-
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
-
Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
-
Вены- артерии; планария - аскарида; Коробочка - орех; кокки-бациллы.
-
Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме.
-
Вставить слова в текст.
-
Решить задачу биологическую задачу.
Например:
А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?
Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
-
задания на развития творческого мышления:
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Пример 1.
Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс)
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример 2.
Биология. (7 класс)
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Творческие работы учащихся состоят в создании:
-
компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;
-
кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;
-
викторин.
-
Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, "Путешествие по клетке", "Путешествие капельки воды по зеленому растению", "Путешествие капельки крови по организму человека".
2. Задачи на исправление ошибок.
Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
А. Фет
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
-
решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
-
Пример творческой работы учащихся:
-
«Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце - это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
(Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось мало...
Могли бы только вы понять -
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!
2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина "вены". Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: "Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу". Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
"Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены".
Открытые творческие задачи по биологии:
Например:
а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)
В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: "За мной идут две черепахи". Вторая говорит: "За мной идет одна черепаха". Третья говорит: "За мной идут две черепахи". Почему она так говорит?
Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
-
задания на прогнозирование ситуаций.
Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Последствия осушения болот.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, дистанционных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и занимают призовые места. Педагог должен помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Например, научно-исследовательские проекты учениц Травкиной А ««Изучение проблемы избыточного веса и ожирения учащихся СШ № 19 города Костаная» и Зарицкой Е, Бондаревой В «Изучение соответствия состояния детских дворовых площадок города Костаная санитарно-гигиеническим, архитектурно-планировочным, экологическим требованиям».
Большую роль учителя в работе с одарёнными детьми. Успех ребенка во многом зависит от учителя, поэтому очень важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. С этой целью систематично участвую в различных профессиональных конкурсах, публикую методические разработки на образовательных сайтах. Постоянно повышаю свою квалификацию на различных курсах.
В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, которые помогают мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.
Таким образом, чтобы работать с одаренными детьми нужно в первую очередь измениться самим. Для того чтобы определить насколько вы готовы к работе с такими детьми, я предлагаю вам пройти небольшой тест. Выберите из предложенных вам качеств ваших учеников те, которые вам больше нравятся.
-
Дисциплинированный
-
Неровно успевающий
-
Организованный
-
Выбивающий из общего темпа
-
Эрудированный
-
Странный в поведении, непонятный
-
Умеющий поддержать общее дело, коллективист
-
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
-
Стабильно успевающий
-
Занятый своими делами, индивидуалист
-
Быстро, «на лету» схватывающий
-
Конфликтный
-
Легкий в общении
-
Иногда не может понять очевидного
-
Ясно выражающий свои мысли
-
Не всегда подчиняется большинству
Если четных положительных ответов больше, то Вы нестандартный педагог и уже готовы к работе с одаренными детьми.
Для остальных есть памятка для работы с такими детьми
1. Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.
2. Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.
7. Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».
8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.
9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.
10. Создайте на уроках комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.
11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.
12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.
Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа е только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.
Закончить я бы хотела словами Омара Хайяма «Человек, словно в зеркале мир, многолик, он ничтожен и, всё же, безмерно велик».
Список литературы:
-
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АОМДС, 1996.
-
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие / Ю.Д. Бабаева; Под ред. Панова В.И.- М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.
-
Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.
-
Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования. Учебное пособие / Г.А. Глотова. - Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1992. - 128 с.
-
Петренко В. М. Основы эмбриологии: Вопросы развития в анатомии человека: - Москва, ДЕАН, 2003 г.- 328 с.
-
Соколова Е.Н. Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии. учитель биологии и химии МОСШ № 17
-
Наумова Л. М.Система работы с одаренными детьми пона уроках по биологии и внеурочное время, МОУ СОШ № 10, 2014
-
Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. - М.: Сентябрь, 2001.
-
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.
-
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
-
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
Интернет ресурсы:
-
festival.1september.ru›articles/514689/
-
nsportal.ru›…odaryonnymi-detmi…urokakh-biologii…vo
-
novschool-20.ucoz.ru›…biologija…s…v…i_vneurochnoe…
-
easyen.ru›…odarjonnymi_detmi…biologii…vneurochnoe…
-
metod-kopilka.ru›…s_odarennymi…vneurochnoe_vremya…
-
gtn.lokos.net›www…biologija6/kurakova/index.htm
12. конспекты-уроков.рф›…articles…biologii…vremya.html