- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа биология 7 клосс
Рабочая программа биология 7 клосс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елисеева С.П. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (базовый уровень)
в 7 классе на 2015-2016 учебный год
Содержание
1
Пояснительная записка………................................
3
2
Структура и содержание учебной дисциплины...
6
3
Календарно - тематическое планирование………
9
4
Информационное обеспечение обучения……....
13
5
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………...
14
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Биология 5 - 11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/ авт. сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 70 часов, в том числе:
лабораторных работ - 7;
экскурсий - 4;
контрольных работ - 4.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5 - 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. Учебник: Латюшин В.В.. Биология.Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- М.: Дрофа, 2010.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе со следующей корректировкой: из-за большого объема изучаемого материала резервное время (5 часов) используется на увеличение количества часов на изучение темы «Многообразие животных» (2 часа). В программу внесена тема «Закономерности размещения животных на Земле» (3 часа), так как вопросы данной темы включены в контрольно - измерительные материалы Единого государственного экзамена, Государственной итоговой аттестации обучающихся 9 -ого класса. В рабочую программу внесён краеведческий материал.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Курс «Животные» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
Содержание курса «Животные» направлено на достижение следующих целей:
-
изучить строение, жизнедеятельность и средообразующую роль животных, методы познания животного организма;
-
дать представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, об историческом развитии животных;
-
изучить биоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира;
-
изучить животный мир Калужской области;
-
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с лабораторным оборудованием, с различными источниками информации;
-
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе,
-
формировать у обучающихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности, ключевые компетенции.
Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Чтобы обеспечить понимание обучающимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся от простейших к млекопитающим.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология. Животные» обучающийся должен уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, необходимость сохранения многообразия видов;
-
вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;
-
определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
-
делать выводы об усложнении животного мира в процессе эволюции;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животный мир , влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
применять знания о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
В результате освоения учебной дисциплины «Биология. Животные.» обучающийся должен знать:
-
особенности строения и жизнедеятельности животного организма;
-
связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
-
связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
-
биологическую терминологию и символику;
-
сведения о таксономических единицах;
-
наиболее распространённые виды и породы животных; исчезающих, редких и охраняемых животных;
-
основные виды животных Калужской области;
-
особенности индивидуального развития животных;
-
причины и результаты эволюции животных;
-
роль животных в биогеоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биогеоценоза;
-
значение животных в природе и жизни человека, законы об охране животного мира;
-
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.
II. Структура и содержание учебной дисциплины
«Биология. Животные»
7 класс (базовый уровень)
(70 часов; 2 часа в неделю)
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1
Многообразие животных (36 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Виды насекомых Калужской области, занесённые в Красную книгу.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области .
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области .
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
Демонстрация видеофильма.
Раздел 2
Эволюция строения. Взаимосвязь строения
и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. «Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа
Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 4 Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 5
Закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Ареалы обитания. Зоогеографические области. Закономерности размещения животных. Миграции.
Раздел 6
Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 7
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Ш. Календарно - тематическое планирование
учебной дисциплины
«Биология. Животные»
7 класс (базовый уровень)
(70 часов; 2 часа в неделю)
№
урока
Содержание
Количество
часов
Календарные
сроки
Введение. Общие сведения о животном мире
2
1
История изучения животных. Методы изучения животных..
1
2
Наука зоология и ее структура. Систематика животных.
1
1.Многообразие животных. Простейшие.
36
3
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности.
1
4
Простейшие. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
1
Многоклеточные животные
5
Тип губки.
1
6
Тип кишечнополостные.
1
7
Тип плоские черви.
1
8
Тип круглые черви.
1
9
Тип кольчатые черви. Класс Многощетинковые, или Полихеты.
1
10
Класс Малощетинковые, или Олигохеты. Класс Пиявки. Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
1
11
Тип Моллюски. Биологические и экологические особенности.
1
12
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Значение в природе и жизни человека.
1
13
Тип иглокожие.
1
14
Тип членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
1
15
Класс насекомые. Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
1
16
.Отряды насекомых:таракановые, прямокрылые, уховёртки, подёнки.
1
17
Отряды насекомых:стрекозы, вши, жуки, клопы.
1
18
Отряды насекомых: чешуекрылые, или бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи
1
19
Отряды насекомых: перепончатокрылые. Виды насекомых Калужской области, занесённые в Красную книгу.
1
20
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
1
21
Тип хордовые. Подтипы бесчерепные. Класс Ланцетники.
1
22
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за строением и передвижением рыб».
1
23
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: акулы, скаты и химерообразные.
1
24
Класс Костные рыбы. Многообразие. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
1
25
Класс Земноводные. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
1
26
Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.
1
27
Отряды Пресмыкающихся: черепахи и крокодилы. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
1
28
Класс Птицы. Отряд пингвины.
Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц».
1
29
Отряды птиц. страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.
1
30
Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные.
1
31
Отряды птиц:воробьинообразные, голенастые. . Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
1
32
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
1
33
Класс Млекопитающие. Отряды: однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые.
1
34
Отряды Млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.
1
35
Отряды Млекопитающих: китообразные, ластоногие, хищные.
1
36
Отряды Млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Калужской области.
1
37
Отряды млекопитающих. Приматы.
1
38
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
1
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
14
39
Покровы тела. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела».
1
40
Опорно-двигательная система.
1
41
Опорно-двигательная система животных типа Хордовые.
1
42
Способы передвижения животных.
1
43
Полости тела.
1
44
Органы дыхания.
1
45
Органы пищеварения.
1
46
Обмен веществ и энергии.
1
47
Органы кровообращения. Кровь.
1
48
Органы выделения.
1
49
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
1
50
Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
1
51
Продление рода. Органы размножения.
1
52
Контрольная работа №3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» .
1
3.Индивидуальное развития животных
3
53
Способы размножения животных.Оплодотворение.
1
54
Развитие с превращением и без превращения. Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных».
1
55
Периодизация и продолжительность жизни животных.
1
4. Развитие животного мира на Земле.
3
56
Доказательства эволюции животных.
1
57
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
1
58
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
1
5. Закономерности размещения животных на Земле
3
59
Ареалы обитания. Зоогеографические области.
1
60
Закономерности размещения животных. Миграции.
1
61
Контрольная работа №4 : «Индивидуальное развития животных. Развитие животного мира на Земле. Закономерности размещения животных на Земле»
1
6. Биоценозы
4
62
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы
1
63
Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
1
64
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза
1
65
Экскурсия: Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных
1
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
5
66
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
1
67
Одомашнивание животных.
1
68
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира.
1
69
Особо охраняемые природные территории Калужской области.
1
70
Урок - обобщение на тему: № «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»
1
ИТОГО
70
IV. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Латюшин В.В.. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные источники:
-
Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. - М.: Мирос, Международные отношения, 1994.
-
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
-
Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.:Просвещение, 1995.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3т. М.: Мир, 1990.
-
Жизнь животных. - М. Просвещение. - Т.1, 1987. - 447с. - Т.2, 1988. - 447с. - Т.3, 1984. - 463с.
-
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир,1998.
-
Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1995.
-
Росс Г., Росс И., Росс Д. Энтомология. - М.: Мир, 1985.
-
Шапкин В.А. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. - М.: ACADEMIA , 2003. - 201с.
-
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. - М.: педагогика, 1996.
-
school-collection.edu.ru
-
openclass.ru
V. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Биология. Животные»
7 класс (базовый уровень)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, необходимость сохранения многообразия видов
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
Экскурсия: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
Экскурсия: «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»
Контрольная работа №1: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №4 : «Индивидуальное развития животных. Развитие животного мира на Земле. Закономерности размещения животных на Земле»
Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных».
вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за строением и передвижением рыб».
определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация)
Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
делать выводы об усложнении животного мира в процессе эволюции
Контрольная работа №3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
Экскурсия: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
Контрольная работа №1: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
применять знания о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц».
Знать
особенности строения и жизнедеятельности животного организма
Контрольная работа №1: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
Лабораторная работа №4 «Наблюдение за строением и передвижением рыб».
Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
Экскурсия: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
Экскурсия: «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»
связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями
Контрольная работа №3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».
биологическую терминологию и символику
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
сведения о таксономических единицах
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
наиболее распространённые виды и породы животных; исчезающих, редких и охраняемых животных
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
основные виды животных Калужской области
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
особенности индивидуального развития животных
Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных».
Контрольная работа №4 : «Индивидуальное развития животных. Развитие животного мира на Земле. Закономерности размещения животных на Земле»
причины и результаты эволюции животных
Контрольная работа №4 : «Индивидуальное развития животных. Развитие животного мира на Земле. Закономерности размещения животных на Земле»
роль животных в биогеоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биогеоценоза
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
значение животных в природе и жизни человека, законы об охране животного мира
Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов животных».
Контрольная работа №2 «Тип Хордовые».
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки
Контрольная работа №4 : «Индивидуальное развития животных. Развитие животного мира на Земле. Закономерности размещения животных на Земле»