- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по биологии Я - защитник природы
Рабочая программа элективного курса по биологии Я - защитник природы
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бахтеева Е.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Аннинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО
Председатель ШМО
______________________________________
подпись ФИО
протокол №1 от ________________
Рассмотрена и рекомендована к использованию НМС при РИМК
Председатель НМС
______________________С.Б.Хабарова
протокол №____ от _________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
_______________________________________
подпись ФИО
___________________
дата
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
________________________Н.О.Корнилова
приказ №____от _________________
Рабочая программа
учебного курса
«Я - защитник природы»
(название курса)
для 9 «Б» класса
Составитель: учитель биологии
Бахтеева Елена Анатольевна
п.г.т.Анна
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013г. № 840).
-
Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».
Цель курса: расширить и углубить знания по экологии, развивать экологическое мышление.
Задачи курса: познакомить с основными понятиями и закономерностями экологии, прививать любовь к природе и вовлекать в природоохранную деятельность, развивать интерес к предмету, подготовить к участию в олимпиадах и сдаче экзаменов, познакомить с профессиями биолога и эколога, инженера-эколога.
Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы.
Примитивными экологическими знаниями обладает любой, даже далекий от науки экологии, человек. Они накапливаются у него с увеличением жизненного опыта. Этот процесс можно ускорить, введя в школьные программы такой предмет, как экология. В настоящее время в большинстве школ предмет экология просто отсутствует. Поэтому возникла необходимость ввести данный курс.
Актуальность введения связана с возрастающим воздействием человека на окружающую среду и возникновением глобальных экологических проблем.
Место элективного курса в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на данный элективный курс отводится 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Курс носит развивающую, деятельностную, практическую направленность. Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, творческие работы, семинарские занятия:
-
Межвидовые отношения организмов.
-
Изучение экологической ситуации в регионе.
Виды и формы контроля:
Элективный курс завершается проведением зачета.
Он считается зачтенным, если обучающийся посетил не менее 50% занятий по этому курсу и предоставил презентационную работу, реферат в качестве итогового зачета.
Учебно-тематический план.
№
п\п
Наименование тем
Количество часов
всего
в т.ч. на формы обучения и контроля
Творческая работа
Семинарское занятие.
Зачет
1
Введение.
2
-
-
-
2
Факторы среды, аутэкология.
4
1
-
-
3
Экологическая ниша
5
1
1
-
4
Биосфера и человек
6
1
1
2
Итого
17
4
2
2
Содержание тем элективного курса.
Введение(2 часа)
Предмет и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний.
Факторы среды, аутэкология(4 часа).
Температура, ее воздействие на организм. Приспособления организмов к высоким и низким температурам. Терморегуляция организма физическая и химическая.
Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды животными и растениями.
Совместное действие факторов. Безводье и бескормица. Соленость и температура. Соотношение холода и ветра, жара и ветра.
Творческая работа «Воздействие факторов среды на живые организмы»
Экологическая ниша (5 часов).
Пищевая специализация - хищные, растительноядные, всеядные животные. Трофические группы организмов и пищевые цепи. Конкуренция за пищу, за место у животных. Конкуренция у растений. Действие ингибиторов и фитонцидов, их использование при выращивании сельскохозяйственных ку .
Творческая работа «Акклиматизация, ее польза и вред»льтур. Акклиматизация, ее польза и вред.
Семинарское занятие «Межвидовые отношения организмов».
Биосфера и человек (6часов).
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Творческая работа «Биологические ресурсы их состояние и охрана».
Семинарское занятие «Изучение экологической ситуации в регионе»
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: популяция, экосистема и агроэкосистема; биосфера;
-
сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
уметь
-
приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
-
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; :
-
объяснять роль экологии в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
-
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение.
Дополнительная литература.
1.Вронский В.А. Прикладная экология: учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс,1996.
2.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие. - М.: Аспект Пресс, 1995.
3.Ежегодный доклад «О состоянии окружающей природной среды и здоровья населения Владимирской области.
4.Зверев А.Т. Экология: Сборник задач и упражнений для 6-8 классов средней школы. - М.: Изд. МИИГАиК, 1996.
5.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб. пособие для 9-11 классов. - М.: «Школа-Пресс», 1996.
6.Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб: Акцидент, 1998.
7.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1988.
«Материально-техническое обеспечение»
Технические средства обучения.
-
Компьютер,
-
интерактивна доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Таблицы по экологии.