• Преподавателю
  • Биология
  • Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через организацию эколого-краеведческой деятельности

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через организацию эколого-краеведческой деятельности

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования, учителям биологии, географии правильно организовать работу по эколого-краеведческой деятельности.   Методические рекомендации содержат материал из опыта работы МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» по организации эколого-краеведческой деятельности на занятиях и во внеурочное время и рекомендуются для использования учителями биологии, экологии, географии при организации деятельности по формированию экологически грамотн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Красногвардейского района Белгородской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района




«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через организацию эколого-краеведческой деятельности»

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей биологии и географии)

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через организацию эколого-краеведческой деятельности



















Бирюч 2013

Содержание



  1. Предисловие………………………………………………..4

  2. Организация эколого-краеведческой работы в образовательных учреждениях……………………………5

  3. Принципы краеведческого воспитания и образования….5

  4. Основные направления краеведческой работы…………..6

  5. Примерные тематические блоки-модули программы «Юный эколог-краевед»…………………………………...7

  6. Приложение……………………………………………….11

  7. Литература………………………………………………...19






















Предисловие

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Здесь необходимо систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.

Основная цель краеведческой работы - это воспитание бережного отношения к природе, экологической культуры, мышления человека как гражданина планеты.

Задачи:

- активизировать и расширить педагогическое участие педагога, в системе социализации и воспитания личности обучающегося на основе изучения истории Красногвардейского района, его далёкого прошлого;

- упорядочить знания обучающихся о социально-экономическом развитии области, города, района;

- воспитывать гордость за родной край через знакомство со знаменитыми умельцами и мастерами, писателями и поэтами, художниками и артистами;

- воспитывать чувство патриотизма через расширение представления обучающихся о культурном наследии Красногвардейского района, памятниках архитектуры, предметах старины, народных промыслах, фольклоре, заповедных местах;

- проводить работу по воспитанию экологической культуры обучающихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края.



Организация эколого-краеведческой работы в образовательных учреждениях

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;


  1. Принцип демократичности - достигается не только тем, что образовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;


  1. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.


  1. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Воспитанники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения Красногвардейского района, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие района.

Основные направления краеведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей Красногвардейского района; знакомство с культурой, изучение истории Красногвардейского района.

  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Красногвардейского района;

  3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Основным содержанием программы по краеведению является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или мало известных фактов истории, географии, природы и культуры Красногвардейского района, проведение тематических занятий, экскурсий и других видов эколого-краеведческой деятельности.

Деятельность обучающихся и педагогов по программе «Юный эколог-краевед» можно определить примерными тематическими блоками:

  1. Летопись родных мест.

  2. Родословие.

  3. Военные события.

  4. Природное наследие.

  5. Этнография.

Примерные тематические блоки-модули программы «Юный эколог-краевед»:

1. Блок модуль «Летопись родных мест»:

1.1. « Загадки топонимики».

1.2. «Наши земляки».

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи района с древних времён до сегодняшнего дня.

Задачи:

  • восстановление памяти об исчезнувших сёлах Красногвардейского района;

  • изучение истории города Бирюч, сёл, поселений;

  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития Красногвардейского района.

Основные формы деятельности:

  • проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших сёл, деревень;

  • подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.

Ожидаемые результаты:

  • создание хроник, летописей города Бирюч и Красногвардейского района;

  • формирование банка краеведческих данных.

2. Блок модуль «Родословие»:

2.1. «Древо жизни».

2.2. «Семейные традиции и обряды».

Цель: приобщение обучающихся к научно - исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

  • обучение обучающихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;

  • развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.

  • ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.

Основные формы деятельности:

  • изучение и составление семейных родословных;

  • формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  • использование генеалогии при изучении истории своей малой родины;

  • освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.

3. Блок модуль «Военные события»:

3.1. «Великая Отечественная война».

3.2. «Мемориал».

3.3 «Современные военные конфликты».

Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание обучающихся, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

  • поиск и изучение архивных материалов;

  • участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;

  • подготовка молодого поколения к военной службе.

Основные направления и формы деятельности:

участие в проведении поисковых экспедиций;

  • уход за памятником воинской славы в селе;

  • оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;

  • проведение мероприятий, связанных с памятными датами.

Ожидаемые результаты:

создание музейных экспозиций;

  • увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;

  • использование краеведческого материала в образовательном процессе.

4. Блок модуль. «Природное наследие»:

4.1. «Тайны природы».

4.2. «Природа в опасности!».

4.3. «Родники».

Цель: вовлечение педагогов и обучающихся в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия, уникальных и эталонных природных комплексов, в том числе, отдельных природных элементов.

Задачи:

  • расширение знаний о рациональном природопользовании;

  • природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;

  • воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;

  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия Красногвардейского района;

  • формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

Основные направления и формы деятельности:

  • изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;

  • выявление источников загрязнения природной среды;

  • описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.

Ожидаемые результаты:

  • выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;

  • составление атласов-каталогов памятников природы, создание экологических постов, троп.

5. Блок модуль «Этнография»:

5.1. «Основные ценности поселений Красногвардейского района».

5.2. «Народная игра».

5.3. «Фольклор».

Цель: полнее раскрыть культуру и быт поселений Красногвардейского района посредством изучения и освоения народных традиций.

Задачи:

  • изучение и анализ материальной и духовной культуры жителей Красногвардейского района;

  • раскрытие творческого потенциала личности обучающегося через уникальную природу этнографии;

  • формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.

Основные формы деятельности:

  • формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;

  • изучение литературных источников, архивных документов, материалов районного краеведческого музеев;

  • участие в этнографических праздниках и обрядах;

  • возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.

Ожидаемые результаты:

  • создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;

  • создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;

  • создание условий для занятий этноисследовательской работой.

Приложение


Как вести записи наблюдений?

Человеческая память несовершенна. Со временем забыва­ются названия посещаемых мест, подробности тех или иных событий, а начинающий юный эколог-краевед сталкивается с обилием фактов и различными явлениями в жизни природы, в кото­рых он сразу на месте разобраться не в состоянии. Проводя наблюдения при изучении объектов живой природы, постепенно накапливает все новые и новые факты. Удержать в памяти все, с чем пришлось встретиться за длительный период наблюдений, достаточно отчетливо не удается. Но если всё, что было замечено, записано, то в дальнейшем по литературе и другим источникам всегда можно разобраться в увиденном, а также сопоставить накопленные данные друг с другом.

Какой бы хорошей ни была память у человека, в ней всегда возможны ошибки и путаница, особенно в цифровых данных. Поэтому ни в коем случае не следует откладывать запись своих наблюдений до вечера или до возвращения домой. Все необхо­димо записывать на месте, где проведено наблюдение, в виде кратких, но обязательно точно сформулированных заметок.

Основой для записи служит полевой дневник. За неиме­нием настоящих дневников начинающим исследователям проще пользоваться продающимися в магазинах записными книжками в твердых обложках такого формата, чтобы они свободно помещались в кармане. Можно также использовать аккуратно разрезанные поперек тетрадки в 48 листов. Бумага в записных книжках или тетрадках должна быть в клетку, что облегчает записи, нанесение схем и рисунков. Листки записной книжки следует нумеровать.

Полевой дневник необходимо надписывать, так как не исключена возможность его потери, а вместе с ним потеря ценных, может быть, иногда даже невосполнимых наблюдений. Надписывают дневник на первой странице. Здесь надо указать очередной номер дневника, фамилию, имя, адрес исследователя, а также дату начала и окончания дневника. Адрес указывают для того, чтобы человек, нашедший дневник, смог возвратить его владельцу.

Писать в дневнике следует только на одной странице разворота (например, на правой) и обязательно простым, остро отточенным карандашом (ТМ, НВ). Записи, сделанные на обеих сторонах листа, со временем прочитать невозможно, а восстановить написанное на одной стороне легче. Левый раз­ворот лучше использовать для зарисовок, нанесения схем или последующих пояснительных записей.

Часто исследователь может попасть под дождь или уро­нить дневник в воду. При этом то, что написано химическим карандашом, гелиевой ручкой или чернилами, смоется или расплывется, и возможности прочитать записи не будет. На­верняка найдутся приверженцы шариковых ручек. Но и здесь нужно учесть, что писать ими под дождем или на мокрой бумаге (что случается нередко) невозможно. На морозе паста застывает, а в жаркие дни становится жидкой и мажущей. Лучше сразу привыкать писать простым карандашом и вести записи на одной стороне листа.

Очень полезно, чтобы не потерять дневник, привязать его на шнурке к поясу, использовать яркие обложки или накле­ить на обложку яркий (красный или желтый) листок бума­ги. И принять за правило - никогда не класть полевой днев­ник на землю. Его надо беречь как важнейший документ проводимых исследований.

Теперь о том, что, кроме наблюдений, необходимо фикси­ровать в дневниках.

Еще до начала наблюдений надо указать дату и место про­ведения исследования, давая привязку к ближайшему насе­ленному пункту, железнодорожной станции и т.д. Здесь не­обходимо учесть, что в нашей стране есть много различных сел, деревень, речек и озер, имеющих одинаковые названия. Поэтому сначала нужно записать название области, района и только потом уже ближайшего населенного пункта и рассто­яние до него. Если есть возможность, то следует указать но­мер квартала по сетке лесоустроительных организаций.

Необходимо также делать вспомогательные записи: ука­зывать состояние погоды и ее изменения в процессе наблюде­ний, время начала и конца наблюдений, время регистрации того или иного факта в поведении животных и т.п.

Одновременно с записями наблюдений нужно составить схему (или абрис) маршрута или участка, на котором ведется работа, нанести на них необходимые ориентиры (кварталь­ные просеки, тропы, ручьи, поваленные деревья), а также отмечать расположение гнезд, нор, места встречи с живот­ными или обнаружения следов их жизнедеятельности, на­правление юг - север и т.д.

Начинающие натуралисты часто задают вопрос: «Что надо записывать в дневник?» Для ответа на него уместно привести высказывание профессора А.Н. Формозова: «Вопрос простой и сложный. Сложный потому, что нет возможности изложить программу наблюдений по всем специальностям. Простой, так как можно ограничиться таким советом: записывайте все, что интересует вас из виденного на экскурсиях или услышанного от знающих людей. Чем подробнее делать записи, тем лучше. Полезно описывать не только ход наблюдений или их результаты, но и обследуемую местность, условия погоды, забавные приключения и т.п. Нельзя быть хорошим натуралистом, не умея тщательно вести записи своих наблюдений».

Словом, в полевом дневнике записывают все, что отмеча­ют при проведении наблюдений, описании маршрута, изуче­нии того или иного объекта живой природы - все, что надо не забыть, что подлежит использованию в проводимой работе или может быть использовано в дальнейшем.

Писать в дневнике надо четко и разборчиво, чтобы его могли прочитать люди, не знакомые с почерком исследовате­ля. Каждая фраза должна быть сформулирована так, чтобы она вполне передавала характер проведенных наблюдений. Следует избегать в дневниках сокращенных записей, кроме общепринятых, стараться фиксировать все как можно под­робнее и помнить: не записанное не наблюдалось!

Записи в полевых дневниках представляют собой основ­ной исходный материал по регистрации фактов, на котором будет в дальнейшем строиться составление отчета о рекогносцировочных обследованиях или о выполнении работы по теме. Простота и ясность изложения - свидетельство четко­сти и ясности мысли. Дневник пишут так, чтобы даже спус­тя много лет он помог восстановить картину увиденного с исчерпывающей полнотой.

Нельзя превращать дневник в справку - голое перечисление фактов, цифр и объектов. Если встретилось что-то не­понятное, не определенное на месте, нужно сделать подроб­ное описание и уже по нему попытаться найти объяснение в литературе или у компетентных в этой области людей. Очень полезно также делать зарисовки, отражающие ход наблюде­ний, причем рисунки приводятся не ради оживления тек­ста, а чтобы показать отдельные признаки объекта - разме­ры, форму, элементы окраски и т.п., различные формы по­ведения, взаиморасположение следов и т.д., т.е. они должны нести определенную информацию.

При выполнении исследовательских работ по изучению природы в дневниках принято фиксировать все наблюдения, проводимые с объектами исследования: записывать время, виды объектов, характер их поведения или произрастания, все необходимые измерения, данные учета, описывать проб­ные площадки или трансект.

Правила оформления результатов исследования

Разносторонний фактический материал, собранный при про­ведении исследования, должен быть осмыслен и обработан. Он является основой для составления и написания исследова­тельской работы. Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет - одна из простейших форм, являющаяся обобщени­ем первичных данных для последующих исследований, а так­же обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчет пред­ставляет собой законченный материал, подводящий итог опре­деленному периоду наблюдений. Отчеты, как и другие научные работы, пишут приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен. Наукообразное нагромождение уче­ных слов - верное свидетельство того, что автор - новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

С чего начать работу исследователю родословной

Для того чтобы, приступить к составлению родословия семьи, не имеющей никакой литературы о себе, приходится первоначально применять форму восходящего родословия, т. е. от себя к отцу и матери, затем деду и бабке со стороны отца и т. д.. Оформляется это в виде простейшей родословной таблицы, где четко обозначаются сразу колена рода. По мере накопления информации удобнее составить родословие нисходящее смешанное. Первый документ для информации - это Метрическое свидетельство о рождении, в котором, кроме факта рождения, указываются полные имена родителей. Находим из этого документа имена трех поколений: сына, отца и имя деда из отчества отца, таким же образом следует двигаться и далее, постепенно расширяя поиск по другим материалам и оформляя открывающееся родословие.

Семейный архив

Общее направление поиска начинается с изучения домашнего архива. Семейные архивы чаще всего не имеют систематического характера и складываются стихийно. Основные его составляющие всем знакомы: свидетельства о рождении, документы об окончании школы, дипломы об окончании учебных заведений и всевозможных курсов, свидетельство о браке родителей, удостоверения о наградах и присвоении званий, различные справки - все это этапы жизни вашей семьи.

Документы эти следует привести в надлежащий порядок, расположить хронологически по датам, завести отдельную папку. Если документов много, рекомендуется завести досье на отдельных членов рода (персональные папки).
Очень часто встречаются документы без даты, их необходимо датировать, а это не так легко сделать без помощи специалиста. Только специалист может осмыслить историческую ценность документа, поэтому лучше проконсультироваться. И ни в коем случае не надо браться реставрировать старый документ: подклеивать, подрезать обтрепавшиеся края бумаги. Сколько ценных уникальных текстов погибло таким образом!
Для того чтобы сохранить семейные документы, не нужно никаких специальных знаний, кроме умения быть внимательным, аккуратным и осторожным, чтобы вместе со старыми вещами при уборке или переезде не выбросить важный для родословия документ. При попытке составить полную родословную ничего не может быть лишним - ни подписанная книга, ни рукопись научной статьи, ни вырезка из журнала или газеты, где упомянуты ваши родственники или вы сами. Очень часто фотоальбом семьи полон безымянными фотографиями. Постарайтесь, чтобы на обороте было написано, кто запечатлен на фото, когда сделан снимок, может быть, сохранились воспоминания, по какому поводу собралась перед фотографом семья. Если этого не сделано до сих пор, то в такой непростой работе незаменима помощь старых членов семьи или родственников. Беседовать с ними лучше: с фотографиями в руках и сразу все записывать. Нередко устные семейные легенды требуют проверки в больших государственных архивах.

Следует учесть, что подтверждаются рассказы старших не всегда, и надо помнить, что исследователь родословной должен все подвергать сомнению и не раз перепроверять информацию. Не каждый новый документ, открытый в поиске, будет подтверждать то, что хранила память ваших старших родственников. К тому же необходимо помнить, что из родословной нельзя выбирать только престижное или модное. Список членов рода может быть только исчерпывающим.
Беседы со старшими членами семьи о жизни родных - важный момент начального этапа работы над родословной. Результаты бесед должны находить немедленное отражение в вашей первичной родословной таблице. Таким образом, прямыми источниками информации для родословной являются документы семейного архива, устные рассказы родственников и фонды государственных архивов, к которым придется обратиться.

Основная терминология родства Сложность, которая подстерегает начинающего генеалога, - необходимость разобраться в многочисленных родственных связях. Различается кровное родство (в пределах одной семьи) и свойство (родство по бракам), а также близкие (неродственные) связи. Приведем ключевые слова каждого вида родства (по алфавиту).

Кровное родство:
Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Внук - сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка - дочь сына, дочери, а также племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.
Дядя - брат отца или матери.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница - дочь брата или сестры.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословная.
Сестра - каждая из дочерей одних родителей.
Тетка, тетя - сестра отца или матери.

Определение степеней родства:
Внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена.
Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.
Кровный - о родстве в пределах одной семьи, от одних родителей.
Пра- приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем родстве.
Родной - о происхождении от одних родителей.
Сводный - о происхождении от разных отца или матери в пределах одной семьи.
Троюродный - то же, что внучатый.

Свойство (родство по бракам):
Вдова - женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
Вдовец - мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены.
Деверь - брат мужа.
Жених - сговоривший себе невесту.
Золовка - сестра мужа.
Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Невестка - жена сына.

Сват, сватья - родители молодоженов и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свояки - мужчины, женатые на сестрах.

Свояченица - сестра жены.

Сноха - жена сына, невестка.

Супруг, супруга - муж и жена.

Тесть, теща - отец и мать жены.

Шурин - родной брат жены.

Близкие неродственные отношения:

Брат крестный - сын крестного отца.

Восприемники - при обряде крещения крестная мать и крестный отец.
Дочь названая - приемыш, воспитанница.

Крестник - сын крестный по отношению восприемникам. Крестница - дочь крестная по отношению к восприемникам.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.

Кума - крестная мать по отношению к родителям крестника к крестному отцу, ласково - кумушка.

Мать крестная - восприемница при обряде крещения.

Мать названая - мать приемышу, воспитаннику.

Мать посаженая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Отец крестный - восприемник у купели.

Отец названый - отец приемышу.

Отец посаженый - лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе.
Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Сводные - братья и сестры от разных родителей.

Удочеренная - принятая в семью на правах родной дочери.
Усыновленный - принятый в семью на правах родного сына.

Литература:


  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований - Москва.1992 год.

  2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара.1994 год

  3. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва.1996 год.


© 2010-2022