Дополнительная образовательная программа по биологии Азбука природы

Дополнительная обазовательная программа "Азбука природы" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста и используется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на два года обучения и составляет 102 часа.  Первый год обучения  1 час в неделю,  второй год обучения -2 часа в неделю. В программе заложены теоретические знания, практическая деятельность, которые направлены на формирование экологических знаний учащихся, экологического сознания повышение интереса к природе, во...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т.Безенчук



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №4

_________Л.В.Щеховцова

Программа принята на основании

решения методического объединения

Протокол №_1

«_5_»_сентября 2011





Дополнительная образовательная программа

младшей группы экологического объединения «Родник»

«Экоша»

«Азбука природы»

для младшего и среднего школьного возраста

на два года обучения



Составила учитель биологии

ГБОУСОШ №4 п.г.т.Безенчук,

Самарской области

Чибрикова Людмила Юрьевна

2011 год.

Пояснительная записка

Биологическое разнообразие на нашей планете стремительно сокращается под воздействием антропогенного фактора, поэтому необходимо особое внимание обращать на формирование у школьников бережного отношения к природе. Считаю, что для этого необходим комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом.

Воспитание экологически культурного человека необходимо начинать с самого раннего возраста и продолжать в процессе всего обучения в школе.

Заинтересовать учащихся необходимо с первого года обучения в школе, так как в это время у младших школьников наблюдается активный интерес к содержанию и разведению аквариумных рыбок, домашних животных, изготовлению поделок из природного материала, участие в экологических праздниках, поэтому предлагаемая программа охватывает все вышеперечисленные направления деятельности.

Образовательная программа «Азбука природы» относится к модифицированным. В ее основу положены: 1).Образовательная программа по аквариумному рыболовству «Золотая рыбка» В.В.Катышева дворец творчества детей и молодежи г.Сызрани. 2004 год;

2)Образовательная программа «Мир заповедной тропы» А.Е.Губернаторов, М.М.Андрианова, центр внешкольной работы «Успех» 2004 год. 3).Т.А.Попова «Экология в школе» мониторинг природной среды. Методическое пособие, творческий центр Сфера Москва 2005 год.

Программа составлена для детей младшего и среднего школьного возраста, интересующихся биологией, увлекающихся содержанием рыб и домашних животных. Программа рассчитана на два года. По желанию членов объединения занятия могут продолжаться и в последующие годы, если дети глубоко интересуются изучением биологических процессов, происходящих в природе.

Ввиду принципа добровольности, уровень усвоения программы зависит от интересов и способностей ребенка.

Обоснование программы.

Программа необходима для развития интереса учащихся к живой природе родного края, ее проблемах, воспитание чувства долга и ответственности за ее сохранность. В настоящее время нет такой, программы, которая изучала бы проблемы родного края, учила исследовательским проемам, формировала активную гражданскую позицию.

В работе по программе преимущество отдается личностно-ориентированным технологиям, использование которых позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, что в свою очередь, создает благоприятные условия, для эффективной реализации программы..

Форма и методы работы могут быть различны: беседы, экскурсии, прослушивание докладов, встречи с экологами, учеными, практические занятия, акции Широко используются игровые технологии, особенно на вводных и заключительных занятиях.

Считаю, что программа даст учащимся возможность приобрести новых друзей. Они получат радость от общения с живыми существами. Ребята смогут получить эстетическое наслаждение познания природы, путем наблюдений и использования природных материалов для различных поделок. Все вышеперечисленное поможет утвердиться среди сверстников.

Цель:

Воспитание нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и формирование у учащихся природоохранного мировоззрения (бережного отношения к природе, умения видеть красоту вокруг себя, умения удивляться окружающему миру, терпения, аккуратности, любознательности и др)

Задачи:

1.Изучение интересов ребят в области биологии и экологии

2.Ознакомление ребят с научными основами.

3.Вооружение практическими навыками по уходу за домашними

животными и аквариумными рыбками.

4.Расширение и углубление знаний о взаимоотношения человека с

окружающей средой.

5.Приобщение ребят к исследовательской и практической деятельности.

6.Обеспечене наглядности, систематичности, последовательности,

доступности обучающей программы.

Организация образовательного

процесса

Образовательная программа «Азбука природы» рассчитана на младший и средний школьный возраст.

Набор учащихся в группы проводится в начале учебного года. Проводятся беседы с детьми и родителями, организуются встречи с ребятами из старших классов, являющихся членами экологического объединения «Родник», которые демонстрируют свои успехи в деле охраны природы, показывая поделки, фотографии, призы и награды.

Программа рассчитана на 2 года обучения ( первый год 1 час в неделю, второй год 2 часа в неделю) итого 102 часа

На занятиях 20 минут являются теоретическими, а 20 минут практическими. В некоторых случаях все время занятия, может быть практическим, поделки из природного материала, уход за аквариумными рыбками, уход за комнатными растениями, подготовка к праздникам.

Вся тематика занятий базируется на местном материале, поэтому в плане рассматривается практическая связь изучаемого материала с вопросами охраны природы.

Занятия предусматривают всестороннее изучение живых организмов, приемов ухода за ними и развитие интереса учащихся к проблемам сохранности окружающей нас природы.

Учебно-тематический план

№/п

Тема

Кол.час

В том числе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

22.

23

24

25

Ведение

Мир природы в мире человека

Поделки из природного материала

Подготовка к проведению экологического праздника.

Животный мир на нашей планете.

Растительный мир нашей планеты

Грибы в нашей жизни

Мои любимые животные

Аквариумное рыболовство

Аквариум, его устройство и содержание

Аквариумные рыбы, растения.

Корм и кормление. Друзья и враги рыб.

Мир птиц

Попугайчики, канарейки - наши меньшие друзья. Птицы живого уголка.

Клетка для птиц, ее устройство и содержание

Уход за птицами и их кормление.

Уход за птенцами. Изготовление кормушек.

Цветы в жизни человека

Уход за комнатными цветами.

Поделки из бросового материала

Подготовка к викторине

Подготовка экологического праздника

Экскурсии

Подведение итогов

Итого

2 часа

4 часа

6 часов

6 часов

6 часов

6 часов

6 часов

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

9 часов

3 часа

6 часов

9 часов

3 часа

102

Теор ПрактЭкс

Теор

Теор

Практ

Практ

Теор

Теор. Практ

Теор. Практ.

Теор.

Теор.

Практ.

Практ.

Практ.

Теор.

Теор.

Практ.

Практ.

Практ.

Теор.

Практ.

Практ.

Практ

Практ

Практ.

Теор.Практ.

Ожидаемые результаты:

учащиеся будут знать царства живой природы, место человека в мире живых организмов, познакомятся с разнообразными животными, растениями, научатся за ними ухаживать, наблюдать, изготовлять и заготавливать корм.

У ребят сформируются учебно-познавательная, личностная, общекультурная, коммуникативная, ценностно-смысловая компетенции, учащиеся научатся практически применять свои знания для сохранности природы родного края, повысится интерес к братьям меньшим

Содержание программы

п/п

Темы

I

II.

III.



IV.



V.

VI.



VII.



VIII.

IX.



X.



XI.



XII.



XIII



XIV.



XV.

XVI



XVII.



XVIII.



XIX.



XX.

XXI.

XXII.

XXIII

XXIV

Введение (2 часа)

Инструктаж по технике безопасности и поведения в кабинете биологии. Знакомство со структурой и историей экологического объединения «Родник», просмотр летописи объединения. Изучение понятия «экология» и роль учащихся в охране природы.

Мир природы в мире человека ( 4 часа)

Разнообразие живых организмов на нашей планете ( одноклеточные и многоклеточные организмы, их особенности жизнедеятельности и значение в жизни человека). Царства растений, грибов и животных.

Поделки из природного материала (6 часов)

Составление композиций из цветов

Изготовление панно из цветов.

Изготовление композиций из зерновых культур, желудей, летучек клена.

Подготовка к экологическому празднику (6 часов)

Изучение атрибутики экологического объединения «Родник» МОУСОШ №4: эмблемы, девиза , гимна.

Изучение стихов, песен, подготовка к экологической викторине.

Выполнение рисунков на экологическую тематику «Как сохранить природу?»

Проведение праздника.

Животный мир на нашей планете (6 часов)

От улитки до червя. Пауки и их родственники. Ракообразные и многоножки. Насекомые. Рыбы наших водоемов. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери.

Растительный мир нашей планеты (6 часов)

Травянистые растения открытых мест. Травянистые растения леса.

Растения водоемов и влажных мест. Деревья и кустарники. Безенчукского района.

Лекарственные растения нашего района. Значение растений в жизни человека. Охрана растений - дело каждого человека

Грибы в нашей жизни (6 часов)

Грибы- самостоятельная группа живых организмов. Где они живут? Как они питаются? Грибы с трубочками. Грибы с пластинками. Значение грибов в жизни человека. Разнообразие грибов Безенчукского района. Учимся распознавать грибы, растущие в нашей местности ( съедобные и ядовитые)

Мои любимые животные (3 часа)

Каких животных больше всего любят и почему?

За что я люблю животных. Домашние животные в жизни человека.

Рисунки и фотографии любимых животных. Сочинения о домашних любимцах.

Аквариумное рыболовство (3 часа)

История возникновения аквариумного рыболовства.

В поисках древнейших аквариумистов (Древний Египет, Греции, Древний Рим, Китай, Средневековая Европа). Первые русские аквариумисты.

Аквариум, его устройство и содержание ( 3 часа)

Типы аквариумов по форме и назначению. Установка аквариумов. Значение грунта в аквариуме. Освещение. Обогрев воды в аквариуме. Поддержание чистоты в аквариуме.

Практическая работа:

-подготовка грунта для аквариума;

-заправка аквариума;

-уход за аквариумом.

Аквариумные рыбы и растения ( 3 часа)

Рыбы местных водоемов, пригодные для содержания в аквариуме. Условия содержания и акклиматизации. Экзотические рыбы.

Аквариумные растения.

Практические работы:

Зарисовка рыб;

Наблюдение за размножением рыб.

Корм и кормление. Друзья и враги в аквариуме. (3 часа)

Живые корма: личинки комаров, дождевые черви, инфузории.

Полезные и вредные простейшие.

Практическая работа: изготовление сачков, для ловли и сортировки кормов.

Мир птиц. ( 3 часа)

Многообразие птиц. Их роль в жизни человека. Птицы нашей местности.

Практическая работа:

Распознавание птиц по голосам и по внешности.

Зарисовка птиц.

Попугайчики и канарейки - наши меньшие друзья. Птицы живого уголка. (3 часа)

Знакомство с меньшими друзьями. Распознавание их на картинках, фотографиях, изучение их особенностей.

Практическая работа:

зарисовка птиц
просмотр фотографий птиц с целью определения.

Клетка для птиц, ее устройство и содержание (3 часа)

Разнообразные клетки, их устройство, изготовление, содержание.

Практическая работа:

-уход за клеткой.

Уход за птицами и их кормление. (3 часа)

Разнообразие корма. Заготовление кормов. Кормление птиц. Уход за птицами.

Практическая работа:

-уход за птицами,

-заготовление кормов.

Уход за птенцами. Изготовление кормушек (3 часа)

Особенности ухода за птенцами. Изготовление кормушек.

Практическая работа:

-изготовление кормушек,

-викторина

Цветы в жизни человека (3 часа)

Разнообразие цветочных растений. Комнатные цветы, их значение в жизни человека.

Практическая работа:

-распознавание цветов по фотографиям, картинкам и живым экземплярам.

Уход за комнатными растениями (3 часа)

Полив растений. Грунт для комнатных растений. Удобрения.

Практическая работа:

-полив и пересадка растений,

-посадка рассады цветов

Поделки из утилизированного сырья (9 часов)

Изготовление кашпо из страниц глянцевых журналов.

Изготовление шляп из остатков ниток.

Изготовление экологических газет.

Подготовка и проведение викторины (3 часа)

Изучение материала по теме

Проведение викторины.

Подготовка и проведение экологического праздника (6 часов)

Подбор материала.

Разучивание стихов и песен.

Репетиция сценария.

Экскурсии (9 часов)

Зоологический музей.

Урочище «Пулькина грива», озеро Боровое, Генкевские лесополосы

Подведение итогов (3 часа)

Анкетирование.

Тестирование.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы «Азбука природы»

1.Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе; знание здоровьесберегающих технологий.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

любовь к природе, к меньшим братьям, признание ценности здоровья, своего и других людей и животных, оптимизм в восприятии мира;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • целеполаганию;

  • самостоятельно анализировать условия достижения целей;

  • планировать пути достижения цели

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности с партнером;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения;

  • основам коммуникативной рефлексии

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • строить логическое рассуждение

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик научится:

  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание).

Основной объем знаний учащиеся приобретут в активной форме, в ходе выполнения практических и исследовательских работ.

Контроль результатов обучения учащихся.

Оперативный контроль. Осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов.

Анализ качества работы при подготовке и участии в экологических мероприятиях, викторинах, конкурсах, фестивалях.

Проведение тестирования на входе и выходе.

Для диагностики формирования экологической культуры можно воспользоваться методиками, предложенными Ясвиным В.А, Цветковой И.В, Гагариным А. и Новиковым С

.







Литература для педагогов

1.В.А.Алексеев

300 вопросов и ответов по экологии

Ярославль «Академия развития» 1998

2.Болезни рыб: Справочник ( под ред. В.С.Осетрова - 2-е пепеработанное и

допл. М.: Агропромиздат 1989.

3.Гавриш В.Г. Калюжный И.И. Аквариумные рыбы

Саратов ИИЦГКПО «Заволжье» 1992

4.Карлхайнц Рюкер

Большая энциклопедия комнатных растений

Москва АСТ Астрель, 2003

5.А.К.Кощеев Дикорастущие съедобные растения в нашем питании

М.: Пищевая промышленность 1980 год

6.Козлов М., Е.Нинбург,

Юным зоологам, М, «Просвещение» 1981

7.С.Д.Кустнова Рассказы натуралиста М.: Наука, 1976

8.Мариковский П, Тайны мира насекомых «Кайнар» Алма_-Ата - 1966

9.Мир лесных птиц Михаил Штейнбах

Москва «Советская Россия» 1984

9. «Мой зоомир» - журнал

СОДЕРЖАНИЕ:

№ п/п

Наименование

Номер страницы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

6

3.

Содержание дополнительной учебной подпрограммы

7

4.

Тематика научно-исследовательских работ для воспитанников

21

5.

Методическое обеспечение дополнительной учебной подпрограммы

22

6.

Список литературы

25

6.1.

Список литературы для педагогов

25

6.2.

Список литературы для учащихся

26

7.

Приложение: Тест для выпускников курса

27











  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно результатам проведенного мониторинга, большая часть научно-исследовательских работ учащихся Самарской области отведена изучению качества почвы, природной и питьевой воды, и атмосферного воздуха, взятых с различных участков местности. Такое внимание со стороны школьников к объектам неживой природы может быть объяснено возросшей антропогенной нагрузкой на них.

Дополнительная учебная подпрограмма «Юные исследователи» является одной из многих, включенных в общую дополнительную учебную программу «Областная детская микробиологическая лаборатория».

Структура деятельности дополнительной учебной подпрограммы «Юные исследователи» заключается в системном изучении качества почвы, воздуха и воды посредством опытно-экспериментальной деятельности учащихся. Согласно этой программе, дети, на базе Областной детской микробиологической лаборатории при Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Самарский областной детский эколого-биологический центр» (далее ГБОУ ДОД СОДЭБЦ) учатся под руководством педагога проводить опыты и эксперименты, сравнивать и анализировать полученные результаты и, на основе полученных результатов делать выводы. В основе этой подпрограммы лежит авторская подпрограмма «Клуб юных микробиологов», составленная ранее мной, Осиповой Ириной Анатольевной. Главным отличием этой подпрограммы от предыдущей является акцент на опытническую и экспериментальную деятельность. В то же время, новизной подпрограммы «Юные исследователи» является более детальное изучение и более глубокое исследование почвы, воды и воздуха. Ввиду возросшей антропогенной нагрузки вопросы загрязнения окружающей среды являются в настоящее время актуальными. Учащиеся с интересом пытаются узнать качество воды, которую они и их родственники употребляют для питья и качество природной воды озер и рек, так как купание во многих водоемах, а также употребление в пищу воды из непроверенных природных источников может быть небезопасно для здоровья. Также, часто возникают вопросы, почему на некоторых участках местности растительность желтеет, погибает, а плоды приобретают крючковатую форму, и, узнав, что это может быть связано с минеральным составом почвы, интересуются, как этот самый минеральный состав почвы определить и что делать, чтобы его улучшить. Интерес детей ко всем этим вопросам оправдан. Вместе с тем самостоятельно найти ответы на свои вопросы учащиеся практически не в состоянии.

Цель: обучение воспитанников эколого-биологического центра навыкам исследовательской деятельности на базе Областной детской микробиологической лаборатории.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Научить работать на микробиологическом оборудовании и готовить микробиологические препараты.

  2. Научить работать с научной литературой, включая работу в областной научной библиотеке.

  3. Научить технике оформления и структурирования научно-исследовательских работ.

  4. Научить выступать с докладами перед аудиторией на научно-практических конференциях.

Развивающие задачи:

  1. Развивать навыки проводить опыты и эксперименты по природоохранной деятельности.

  2. Развивать умение определять цели и задачи согласно тематике работы при проведении исследования и строго действовать в достижении их.

  3. Развивать навыки формулирования предмета и объектов исследования согласно тематике исследовательской работы.

  4. Развивать умение сравнивать и анализировать, самостоятельно формулировать выводы на основе результатов исследований и самонаблюдений.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать нравственное, гигиеническое воспитание, углубляя знания об опасности инфекционных заболеваниях, прививать навыки соблюдения гигиены.

  1. Воспитывать в ребенке бережное отношение к природе.

  2. Способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, трудолюбие, аккуратность, любовь к родному краю.

Данная подпрограмма составлена для учащихся в возрасте от 12 до 14 лет, так как именно в этом возрасте проявляются потребность в самостоятельности и стремление к познанию окружающего нас мира. Занимаясь по данной подпрограмме, учащиеся к 14 годам приобретают значительный багаж знаний и навыков, успешно используя, участвуя в конференциях и конкурсах областного и всероссийского уровня. Это дает им возможность в дальнейшем, расширяя и углубляя свои знания и умения в ходе научно-исследовательской деятельности по другой дополнительной учебной программе, участвовать во Всероссийских мероприятиях, где возраст участников должен быть не меньше 14 лет.

Срок продолжительности образовательного процесса по данной программе составляет 1 год (I год обучения 144 (часа)- по 2 часа 2 раза в неделю.

Весь образовательный курс по данной подпрограмме разбит на этапы, позволяющие начать обучение от простого к сложному и постепенно переходить к исследовательской части.

Формы и методы проведения занятий предполагают следующие способы: рассказ, беседа, дискуссия, семинар, игра-викторина, логический диктант, экологический досуг, дидактическая игра, демонстрация опытов и проведение экспериментов, просмотр видеофильмов экологической направленности с дальнейшим обсуждением, экскурсии, экологические праздники. Большая часть занятий отводится на выполнение практических и лабораторных работ.

На занятиях очень серьезное внимание уделяется вопросам техники безопасности, охране труда и пожарной безопасности.

Ожидаемые результаты работы по подпрограмме определяется знаниями и умениями.

Каждый выпускник I года обучения должен

Знать:

  1. методы микроскопического исследования;

  2. методы обработки лабораторной посуды и методы стерилизации;

  3. основные экологические термины;

  4. современные проблемы экологии и антропогенные факторы загрязнения окружающей среды.

Уметь:

  1. пользоваться оптическими приборами и лабораторным оборудованием;

  2. производить стерилизацию посуды и питательных сред;

  3. готовить питательные среды и производить разливку питательных сред;

  4. проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты, сравнивать результаты, анализировать и формировать научно-обоснованные выводы.

  5. самостоятельно пользоваться научной литературой и ориентироваться в Областной научной библиотеке;

  6. уметь выступать с сообщением или докладом перед аудиторией.

Подведение итогов реализации дополнительной учебной подпрограммы за год обычно проходит на последнем занятии. Подводится анализ проделанной работы, отбираются лучшие работы для выставки: дневники наблюдений, отчеты о проведенных опытах, исследованиях, рефераты. Для учащихся проводится игра-викторина «Юные исследователи», а также учебно-практическая конференция «Планета умников и умниц», на которой учащиеся делятся приобретенными знаниями, демонстрируют свои работы по заранее спланированному сценарию на тему: «Чему мы научились за год».

Вместе с тем, проводится торжественная презентация всей творческой деятельности выпускников объединения «Юные исследователи». На выставке отдельно представляются их работы и награды, а в напутственной речи отмечается их творческий рост.

Способы проверки результатов могут быть различными в зависимости от возраста учащихся, темы занятия и т.д. Теоретические знания проверяются и закрепляются в виде работы с кроссвордами, сканвордами, с помощью викторин, логических диктантов, семинаров, таким образом, большей частью, в игровой форме, что значительно облегчает усвоение материала и оказывает разгрузку после занятий в школе, а практические знания и навыки - в виде контроля педагога за освоением учащимися приемов и методов работы.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы:

Всего часов:

Из них:

теорети

ческие

практи

ческие

лабора

торные

экскур

сии

3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема занятий.

Задачи занятий

Форма проведения учебных занятий.

теорети

ческие

практи

ческие

лабора

торные

экскур

сии



  1. ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование темы программы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов, критерии оценки усвоения материала



© 2010-2022