Дидактический материал (модуль 1) Основные этапы развития жизни на Земле (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткая история развития жизни на Земле. Развитие жизни в Архее.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность периодов развития органического мира; изучить основные гипотезы возникновения эукариотической клетки; усвоить основные ароморфозы живых организмов в архее; углубить глобальные климатические изменения, происходящие в архейскую эру.

Внимательно прочитайте цель урока!

УЭ-1

Цель: ознакомиться с основными этапами жизни на Земле.

1.Выполните задания:

1.1. вставьте пропущенные слова: в развитии органического мира можно выделить несколько этапов:

… - эволюция неживой природы вплоть до появления биополимеров;

… - до появления протобионтов;

… - эволюция жизни на Земле, которая привела к многообразию органического мира.

1.2. Ответьте на вопросы:

Какие организмы, по мнению ученых, являются первыми?

Как питался и получал энергию первый живой организм?

Какие изменения под действием естественного отбора

претерпевали пробионты?

Какую роль в эволюции органического мира сыграло появление фотосинтезирующих организмов?

2. Выполните тест:

  1. Первые организмы возникли в (почве, воздухе, воде).

  2. Какой способ питания был у первых живых организмов? (Гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы)

  3. Какие организмы были первыми автотрофами? (гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы)

  4. Какой способ питания появился в процессе эволюции у хемотрофных и фототрофных организмов? (автотрофный, гетеротрофный)

  5. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий? (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

  6. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле (доклеточных форм жизни - вирусов, биополимеров, фазовообособленных систем.)

  7. Какая из реакций обмена веществ была общей для всех первых организмов?(анаэробный гликолиз, реакция фотосинтеза, окислительное фосфорилирование)

3.Осудите результаты работы.

4. Оцените свою работу.

1.1.Работайте индивидуально.

Прочитайте текст учебника с. 71-73

Правильный ответ - 3 балла

1.2.Текст учебника с.74-77

Работайте в парах.

Правильный ответ 4 балла

2. Работайте индивидуально.

Каждый правильный ответ - 1балл.



3.Работайте вместе с классом.

4.Самостоятельно.

Максимальная оценка - 14 баллов.

Ваша оценка__________

УЭ-2

Цель: познакомиться с основными гипотезами возникновения эукариотической клетки.

1. Ответьте на вопросы.

  1. Какие гипотезы происхождения эукариотической клетки вам известны?

  2. Какие доводы свидетельствуют в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической клетки? 1); 2); 3).

  3. На какие группы можно поделить все живые организмы, сравнивая последовательность нуклеотидов в рибосомных РНК?

  4. Почему была выдвинута гипотеза, что предком прокариотических и эукариотических клеток мог быть прогенот?

2. Рассмотрите рисунок 44 с.75

  1. Какие типы клеток на нем изображены, объясните их происхождение.

  2. Установите, какой тип питания и обмена веществ характерен для каждого из изображенных на рисунке организмов.

3.Обсудите результаты работы.

4. Оцените свою работу.


1. текст учебника с., рис.

работайте в паре.

Максимальное количество баллов за правильный ответ - 9 баллов.




2. работайте в парах.

Правильный ответ на каждый ответ - 2 балла. Неполный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 4.

3.Работайте вместе с классом.

4.Самостоятельно.

Максимальная оценка - 13 баллов.

Ваша оценка__________

УЭ-3

Цель: познакомиться с делением истории Земли на эры, периоды, эпохи; усвоить основные ароморфозы живых организмов в архее; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в архейскую эру.

1. Выполните задание:

1.1. Переведите на русский язык термины:

катархей__________________________________________

архей ____________________________________________

протерозой________________________________________

палеозой __________________________________________

мезозой____________________________________________

кайнозой__________________________________________

1.2. Расставьте условные промежутки времени в истории Земли в порядке их возрастания: эпоха, эра, период.

1.3. Какие из перечисленных событий относятся к архею:

а) возникновение эукариот, б) появление кишечнополостных, в) появление сине-зеленых водорослей, г) возникновение многоклеточности,

д.) возникновение фотосинтеза.

2. Выполните тест:

  1. эра, в течение которой возникла жизнь, называется (ранний протерозой, архей, палеозой).

  2. Какая наука является наукой об истории жизни на Земле? (ботаника, орнитология, палеонтология, цитология)

  3. Важнейшим событием архея следует считать (накопление в атмосфере кислорода, появление коацерватов, образование первых органических соединений)

  4. Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру? (покрытосеменными, пресмыкающимися, бактериями, грибами, цианобактериями)

  5. Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее? (наличие пород органического происхождения - графита, мрамора, известняка; наличие ископаемых остатков живых организмов; обнаружение органических соединений в космическом пространстве.)

3. Начните заполнять таблицу:

«Развитие органического мира на Земле»

Эры и периоды

Природные условия на Земле

Глобальные события в эволюции

растений

животных

Архейская

Протерозойская




Заполнение таблицы будет продолжено на следующих занятиях, оставьте место в тетради!

Обсудите результаты работы.

Оцените свою работу.

См. текст учебника п.16 - 19

Работайте индивидуально.

Правильный ответ

1 Балл.


Работайте в парах.

Правильный ответ

2 балла


работайте индивидуально.

Каждый правильный ответ - 1балл




Работайте индивидуально. См. п. 16, учебник Сонина.



Работайте вместе с классом.

Самостоятельно.

Максимальная оценка - 16

баллов

Ваша оценка__________

УЭ-4

Цель: подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

3. оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 40-43 балла, то получаете оценку - «5», 30-40 баллов - оценку - «4», 22-30 баллов - оценку - «3», менее 22 баллов - оценка - «2».

4. Домашнее задание:

Если за работу вы получили «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если же вы испытывали затруднения, допускали ошибки, прочитайте текст учебника п. 16

Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке)


© 2010-2022