«Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоспасская средняя общеобразовательная школа


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:


«Проектная деятельность на уроках

биологии и химии»





Подготовила: Шутова Наталья Владимировна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

МКОУ Новоспасская СОШ














2014г.


Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.

Д.Ж. Герберт поэт XVII века

Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах.

Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей заставляют сегодня человека думать, искать, оценивать различные варианты действий.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня нужен выпускник - самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

-владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

-осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

-уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.

Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

«Проект» - по-итальянски "progetti", по-французски "projets", по-английски - "project" - что означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что-либо».

Проектно-исследовательская деятельность - эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

«Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

Джон Дьюи

(1859 -1952) -американскийфилософ и педагог.

По мнению Джона Дьюи - успешная личность человека формируется благодаря приобретению опыта и необходимых знаний, в процессе выполнения конкретных практических дел.

Цели проектно-исследовательской (проектной) образовательной технологии:

- создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников.

- формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач.

- развитие коммуникативных и исследовательских навыков

активное развитие мышления.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Проект - это "пять П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое "П" проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи:

образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по предмету;

развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;

воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Какова роль учителя?

Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:

«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.

«Специалист»: компетентен во всём.

«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.

«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.

«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.

«Координатор»: организовывает сотрудничество.

«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.

Классификация проектов:

Персональные : Презентация Мой кот.

Групповые: Проектные задания для

самостоятельной работы учащихся 8 класса

Проектное задание 1. (группа 1)

С чего начинается функционирование пищевого завода?

А) Ответьте на вопросы:

1. Что происходит у нас во рту?

Какую роль в пищеварении играет язык?

Почему зубы у человека, как и млекопитающих, дифференцированы?

Почему хлеб становится сладким после некоторого пребывания во рту?

Б) Заполните соответствующую строку в таблице « Превращение питательных веществ в органах пищеварения».

В) Создайте аппликационную модель процесса пищеварения в ротовой полости.

Проектное задание 2. (группа 2)

Какова роль второго учреждения в превращении пищи?

А) Ответьте на вопросы:

Желудок - это хранилище пищи, или динамично работающее «учреждение»?

Что такое «запальный сок»?

Соляная кислота в желудке - условие или реагент?

Почему от характера пищи зависит время её пребывания в желудке?

Б) Заполните соответствующую строку в таблице « Превращение питательных веществ в органах пищеварения».

В) Создайте модель процесса превращения пищи в желудке.

Проектное задание 3. (группа 3)

Чем интересно следующее «учреждение» в пищевом заводе?

А) Ответьте на вопросы:

Почему двенадцатиперстная кишка имеет такое название, какова её роль?

Как строение тонкого кишечника связано с его функциями?

Что происходит в толстом кишечнике?

Б) Заполните соответствующую строку в таблице « Превращение питательных веществ в органах пищеварения».

В) Создайте модель процессов изменения пищи в кишечнике.

Проектное задание 4. (группа 4)

В пищевом заводе есть и химические фабрики, какие органы их представляют?

А) Ответьте на вопросы:

Так ли уж проста «плёвая желёзка»?

Как регулируется деятельность слюнных желёз?

Какой орган самый горячий? Какие жизненные процессы в нём протекают?

Какова роль поджелудочной железы?

Б) Заполните соответствующий столбец в таблице « Превращение питательных веществ в органах пищеварения».

В) Участвуйте в создании общей модели пищеварения.

Мини-проекты: Разработка листовки о вреде курения.

Разработка буклета об опасности паразитов человека

Краткосрочные проекты: Определение загрязненности поваренной соли .

Недельные проекты: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.

Долгосрочные: Влияние различных способов предпосевной обработки на прорастание семян.

Исследовательский проект: Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

«Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

Исследование содержание витамина «С» в различных фруктах.

Информационный проект: Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

Старшеклассники с интересом работают над мини-проектами по различным темам курса. Например, при изучении темы в 10 классе «Онтогенез» можно создать небольшой информационный мини-проект в форме слайдовой презентации по теме «Влияние вредных факторов среды на развитие эмбриона человека», «Развитие организмов и окружающая среда».

Творческий проект:

Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Покормите птиц зимой.

Подобрать и изучить литературу о зимующих птицах Новосибирской области;

Провести собственные наблюдения;

Проанализировать собранную информацию и сделать выводы.

Продукт проекта: кормушка, рекомендации, листовка.

«Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

Ролевой проект. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

«Вода, её состав, значение» используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп- историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия.

Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку.

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов.

Развивающее воздействие на личность проектной деятельности состоит в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни, а главное - практическое применение полученных знаний.

Подростки отличаются большей активностью и интересом к природоохранной деятельности (и меньше - ценностным восприятием живой природы). Их, несомненно, заинтересуют такие проблемы: «Видовой состав лишайников нашей местности». Для старшеклассников, для которых характерно реальное, ценностное восприятие природы, темы проектов должны включать общебиологический материал, задания на ценностное восприятие экосистем, исследовательские умения учащихся. Так, на биологических экскурсиях при изучении естественных и искусственных экосистем ребятам можно предложить исследовательский проект на тему: «Исследование трутовых грибов, как индикаторов лесной экосистемы». Работая над проектом, школьники решают следующие вопросы:

Цель: исследовать экологическое состояние территории села и определить степень нарушенности биоценоза, антропогенную нагрузку на исследуемый участок.

Задачи:

Теоретически изучить строение и жизнедеятельность грибов-трутовиков.

Показать роль грибов трутовиков для леса.

Провести полевые исследования на наличие трутовиков как индикаторов экологического состояния данного объекта.

Провести обработку полевых материалов и расчёты индексов нарушенности биоценоза.

«Проектная деятельность на уроках биологии и химии»

Построить диаграмму комплексной оценки изменений лесной экосистемы.

В выполненном учащимися проекте, о котором идет речь выше, содержится определенная социально значимая информация: большинству жителей села нужны устойчивые лесные экосистемы.

Формы защиты проектной работы.

1. Демонстрация видео - фильма.

2. Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

3. Научная конференция.

Научный доклад.

4. Экскурсия.

5. Пресс - конференция.

6. Реклама.

7. Ролевая игра.

8. Соревнование и другие.

Проектная деятельность - прекрасная возможность научить школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.

2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. - 2000. - № 1.

3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель.- 2000. - № 4.

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. - №1.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2006.



© 2010-2022