• Преподавателю
  • Биология
  • Программа элективного курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей растений»

Программа элективного курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей растений»

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" с. Богатое муниципального района Богатовский Самарской области

имени Героя Советского Союза Павлова Валентина Васильевича

(ГБОУ СОШ "Оц" с. Богатое)






Программа элективного курса

«Изучение морфологических и физиологических особенностей растений»




Работу выполнила: Типикина Тамара Ивановна учитель биологии



Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости программы элективного курса

«Изучение морфологических и физиологических особенностей растений»


Предлагаемая программа предназначена для преподавания элективного

курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей

растений» учащимся 9 - 10 классов средней общеобразовательной школы,

интересующимся жизнью растений, и желающим расширить свои знания о

растительном мире.

Программа элективного курса ориентирована на знания, полученные на уроках биологии, химии, географии, которая позволяет расширить знания учащихся в области ботаники. Необходимость данного курса вызвана тем, что в школьном курсе ботаники (1 час в неделю), из-за недостатка времени учащиеся не получают полного материала о жизни растений, теоретический материал не всегда удаётся проиллюстрировать практическими и лабораторными работами.

Курс рассчитан на 17 учебных часа. Практические занятия представляют собой исследование конкретных объектов, иллюстрирующих изучаемый теоретический материал. В ходе выполнения, отдельных практических работ, обучающиеся сами готовят материал для изучения: приготавливают препараты различных растений, изучают их с использованием микроскопа, ставят различные опыты. Для организации творческого процесса в программе предусмотрена система проблемных вопросов, творческих заданий.

Значительная часть занятий проводится в форме коллективной работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. При необходимости проводятся индивидуальные занятия. Это имеет большое значение при подготовке к экологическим, биологическим и другим конференциям и олимпиадам, а также для совершенствования знаний и, и в конечном итоге, в выборе профессии.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы - сформировать знания учащихся о физиологических и морфологических особенностях растений и методах их изучения

Задачи

Образовательные:

- расширить и углубить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме;

- уметь выбирать и использовать конкретные методы и методики при проведении практических занятий и исследований лесных сообществ.

Развивающие:

- развивать способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу;

- развивать умения готовить препараты, ставить эксперименты с растениями, вести наблюдения;

- сформировать интерес к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- сформировать навыки бережного отношения к природе;

- практическое участие обучающихся в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры Самарской области.


1.3. Общая характеристика учебного процесса:

методы и формы работы, средства обучения, принципы.

При изучении курса используются активные формы и методы обучения: информационно-поисковые, практико-ориентированные, проблемно -поисковые, поисково-исследовательские и другие. В ходе занятий учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции учеников в форме - устных сообщений, обсуждений в группах. При наличии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершаться подготовкой более материализованного образовательного продукта в виде мини или микропроектной работы.

Основная часть занятий организована следующим образом: изложение материала и его обсуждение, а затем закрепление этого материала в ходе практикумов.

Занятия имеют три части: лекционную, практическую и экскурсионную. Важной составляющей каждого занятия является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся.

Основной тип занятий - комбинированный.

Основная цель практического раздела программы - формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по выполнению изучения лесных сообществ и постановке опытов.

Выполнение практических работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Одним из наиболее широко применяемых методов при изучении курса является рассказ. В основе рассказа лежит изложение материала учителем. Обычно рассказ занимает небольшую часть урока и часто используется в сочетании с другими методами: беседой, демонстрацией экранных пособий, работой с книгой. Рассказ часто обогащается методическими приемами: зарисовкой на доске схемы, таблицы, демонстрацией натуральных объектов, муляжей, моделей, презентацией и д.

На занятиях часто используется метод беседы. Особенность этого метода, состоит в привлечении учащихся к раскрытию нового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Он позволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала.

Метод наблюдения, используемый на занятиях, является органической частью любого биологического исследования, он ориентирует на чувственное восприятие изучаемого объекта или процесса, способствует установлению связей между объектами и явлениями, наиболее полному их познанию.

Главную роль в организации деятельности учащихся при наблюдениях играет задание. При организации наблюдения важно чётко определить его цель, правильно выбрать объект, ориентировать учащихся на рассмотрение нужных сторон, установление закономерностей явлений, их сущности, причинно-следственных связей. Причем на первых этапах задания по проведению наблюдений должны быть особенно четкими и развернутыми, чтобы они указывали на последовательность действий учащихся, нацеливали на фиксацию результатов наблюдения в виде выполнения таблицы, формулирования вывода. При этом необходимо всемерно контролировать учебную деятельность, проверять результаты, помогать делать выводы.

Большое место метод наблюдения занимает на экскурсиях в природу, где учащиеся наблюдают растения в их естественной среде, узнают о многообразии растений, особенностях их строения и среды обитания, развивается их наблюдательность и активизируется познавательная деятельность.

При изучении курса проводятся лабораторные и демонстрационные опыты. При постановке и использовании результатов опыта обучающиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их; проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать, сравнивать, делать выводы из опыта.

Эксперимент - один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями, «открывателями» законов природы. Опыты должны быть доступными, наглядными, ценными в познавательном отношении. Обучающихся надо знакомить с целью опыта, вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или процессом. Следует также учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в одно занятие, требуют помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании выводов.

Кроме того, эксперимент приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.

Обучение основывается на принципах сознательности, демократичности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

1.4. Характеристика временных

(объем программы в часах, продолжительность курса) и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса.

Курс рассчитан на 17 учебных часа, из них аудиторных занятий - 12 часов, внеаудиторных 5 часов, в том числе практических - 7,5 часа.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактические материалы

- демонстративные таблицы;

- плакаты;

- комплект наглядных методических материалов;

- гербарный материал;

- микропрепараты.

- презентации в PowerPoint. (Электронный ресурс.)

  1. Технические средства обучения:

- ноутбук;

- эпидиаскоп (эпипроектор);

- мультимедийный проектор

- проекционный экран

- интерактивная доска

3.Учебно-практическое оборудование и инвентарь:

- увеличительные приборы: лупа, микроскоп;

- лабораторный инвентарь (пробирки, чашка Петри, штатив, стеклянные сосуды и т.д.);

- песочные часы;

- термостат;

- электронные весы.


  1. Методическая часть

    1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения

По завершению курса учащиеся должны знать:

- основы экологии, морфологии, фитоценологии растений;

- методы и методики исследуемого объекта, при проведении практических занятий.

- общие закономерности взаимоотношений различных групп организмов и их сообществ;

должны уметь:

- самостоятельно работать с ботанической литературой, анализировать, обобщать и результаты использовать для решения практических задач;

- проводить описание жизненных форм растений;

- использовать полученные знания и методики изучения растительного организма в повседневной жизни;

- излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.

2.2. Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Проверка и учет знаний - важная сторона любого учебного процесса. Поэтому проверку организую так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом. Использую следующие формы контроля знаний: индивидуальную групповую, фронтальную, классно-обобщающую проверки.

При проведении занятий стараюсь повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся через самостоятельные практические исследования, постановку опытов, экспериментов (сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос).

Используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например: узнавание препарата под микроскопом; проверки полученных экспериментальных данных; выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения, заполнение таблиц.

Для текущей и промежуточной аттестации учащихся используется

бинарная система оценки («зачтено»/«не зачтено»).

Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс.




2.3 Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В том числе на практическую деятельность

Форма контроля

1

Введение

1

1

-

-

беседа

2.

Физиологические процессы растительного организма

10

8

2

4,5

отчёт по экскурсии, конспект, результаты практических работ, беседа;

3

Изучение флоры Самарской области

5

2

3

3

опорный конспект; результаты практических, исследовательских работ;

7

Презентация проектов

1

1



творческие и исследовательские проекты

Всего

17

12

5

7,5

3. Содержательная часть

3.1 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В том числе практических

  1. Введение

1.1

Роль учёных в развитии ботаники

1

1

-

-

  1. Физиологические процессы растительного организма (10 часов)

2.1

Физиологические активные вещества клетки: ферменты, витамины, фитогормоны.

1

1



2.2

Осмотическое свойство клетки: проницаемость протоплазмы, тургор, плазмолиз, деплазмолиз.

1

1


0,5

2.3

Транспирация растений и её значение

1

1



2.4

Методы учёта транспирации.

1


1

1

2.5

Водный баланс растения.

1

1



2.6

Дыхание растений. Величина дыхательного коэффициента в зависимости от дыхательного материала. Интенсивность дыхания.

1

1


1

2.7

Экскурсия в семенную лабораторию по теме: «Определение всхожести посевного материала свёклы»

1


1

1

2.8

Фазы роста и развитие растений

1

1



2.9

Периодичность явлений роста. Состояние покоя. Способы выведения растения из состояния покоя.

1

1


0,5

2.10

Явление геотропизма

1

1


0,5

  1. Изучение флоры Самарской области (5 часов)

3.1

Экологические группы растений. Жизненные формы и принципы их классификации.

1

1

-

-

3.2

Методика изучения лесных сообществ

3

-

3

3

3.3

Методы изучения сорной растительности

1

-

1

1

4. Презентация проектов по выбранной теме (1 час)

41

Защита творческих работ

1

1




Итого

17

12

5

7,5


  1. Краткое содержание тем

Раздел 1. Введение

Тема №1. Роль учёных в развитии ботаники (1час теории)

Основоположниками ботаники Аристотель и Теофраст. Вклад в развитие физиологии растений английского ученого Геллс а и голландского ученого Я.Б. Ван Гельмонта. Русский ученый К. Тимирязев. Заслуги современных учёных физиологов в изучении растений.

Раздел 2.

Физиологические процессы растительного организма (10 часов)

Тема 1. Физиологические активные вещества клетки: ферменты, витамины, фитогормоны. (1 час теории)

Роль ферментов в биохимических превращениях растений. Синтез витаминов растениями. Фитогормоны, входящие в состав протоплазмы, их значение.


Тема 2. Осмотическое свойство клетки: проницаемость протоплазмы, тургор, плазмолиз, деплазмолиз (1ч в т.ч. 0,5 практ.)

Проницаемость, способность обеспечивать обмен веществ растений. Состояние напряжения клетки - тургор. Причины плазмолиза и деплазмолиза.

Практическая работа: « Плазмолиз и деплазмолиз клетки»

Инструктивная карточка 1

Плазмолиз

  1. Отделить от сочной чешуи луковицы лука кусочек (4х4 мм) тонкой кожицы.

  2. Поместить на предметное стекло в каплю концентрированного раствора поваренной соли, хорошо расправить, накрыть покровным стеклом.

  3. Обратить внимание на отделение цитоплазмы от стенки клетки. Чем это объяснить?

Инструктивная карточка 2

Деплазмолиз.

  1. Тот же кусочек кожицы лука, в клетках которого наблюдали плазмолиз, поместить под предметное стекло.

  2. Нанести 1 каплю чистой воды

  3. Хорошо расправить и накрыть покровным стеклом

  4. Обратить внимание на обратные изменения положения цитоплазмы в клетках. Чем это объяснить?

Тема 3. Транспирация растений и её значение (1ч теории)

Понятие транспирации и процесс, лежащий в её основе. Физический процесс испарения. Роль транспирации в жизни растительного организма.

Тема 4. Методы учёта транспирации (1 час практ.)

Качественный и количественный путь определения транспирации.

Практическая работа: «Проведение опыта по методу Л.А.Иванова для определения транспирации в естественных условиях».

Инструктивная карточка

  1. Срезать веточку или лист растения бегонии.

  2. Взвесить её на торзионных или квадрантных весах (электронных весах)

  3. Отметить вес

  4. Экспонировать от 1 до 10 минут

  5. Повторное взвешивание

  6. Вычисление: полученные результаты перечислить на 1г сырого веса растения за 1 час на единицу поверхности (на 1кв.дм. в час)

  7. Сделать выводы.

Тема 5. Водный баланс растения (1 час теории)

Понятие водного баланса растений. Физиологические изменения: бесперебойного снабжения; бездефицитного баланса; баланса дефицита.

Тема 6. Дыхание растений. Величина дыхательного коэффициента в зависимости от дыхательного материала. Интенсивность дыхания. 1ч практ)

Дыхание- источник энергии для всех протекающих в организме биохимических процессов.

Практическая работа: «Определение дыхательного коэффициента»

Материалы и оборудование. Прорастающие семена подсолнечника, 20 %-й раствор гидроксида натрия, шприц на 2 см3, цветная жидкость, чашка Петри, химическая пробирка, U-образно изогнутая трубка, эластичная трубка, пробка с отверстием, пинцет анатомический, полоски фильтровальной бумаги (1,5Программа элективного курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей растений»5 см), миллиметровая бумага, песочные часы на 3 мин, штатив для пробирок.

Ход работы. В пробирку внесите 2 г прорастающих семян подсолнечника. Плотно закройте пробирку пробкой, соединенной эластичной трубкой с изогнутой U-образно стеклянной трубкой, и введите в конец последней при помощи пипетки небольшую каплю жидкости. Во время опыта обязательно поддерживайте постоянную температуру. Для этого поставьте прибор в штатив, избегая тем самым нагревания его руками или дыханием. Определите на сколько делений шкалы продвинется капля внутрь трубки за 3 минуты. Для получения точного результата вычислите среднюю величину из трех измерений. Полученная величина выражает разницу между объемом поглощенного при дыхании кислорода и объемом выделенного углекислого газа.

Откройте прибор с семенами и положите в него пинцетом свернутую в кольцо полоску фильтровальной бумаги, предварительно пропитанную раствором NaOH. Снова закройте пробирку, поместите в измерительную трубку новую каплю цветной жидкости и продолжайте измерение скорости ее движения при той же температуре. Новые данные, из которых опять вычислите среднюю величину, выражают объем поглощенного при дыхании кислорода, так как выделившийся углекислый газ поглощается щелочью.

Рассчитайте дыхательный коэффициент по формуле: Программа элективного курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей растений», где ДК - дыхательный коэффициент; В - объем поглощенного при дыхании кислорода; А - разница между объемом поглощенного при дыхании кислорода и объемом выделенного углекислого газа.

Сравните величины дыхательных коэффициентов предложенных объектов и сделайте вывод о химической природе дыхательных субстратов каждого из объектов.

Тема 7. Экскурсия в семенную лабораторию по теме: «Определение всхожести посевного материала свёклы»(1час)

Цель экскурсии: Ознакомиться с методикой определения всхожести посевного материала свёклы.

Методика

По окончании анализа чистоты семян каждую группу семян, не прошедшую через решёта с размером отверстий 2мм, подсчитывают и число клубочков в ней выражают в процентах от общего их числа в навеске чистых семян. Затем отбирают четыре пробы по 100 клубочков, причём каждая сотня должна содержать крупные, и средние, и мелкие клубочки в соответствии с их процентным соотношением в чистых семенах. Проращивают клубочки в кварцевом песке, в который клубочки вдавливают вровень с поверхностью. Температура проращивания 20-30º, т.е. 18 часов при 20º и 6 часов при 30º, и так каждые сутки. Проращивание ведет в темноте.

К всхожим относят все клубочки, давшие хотя бы по одному ростку. Всхожесть подсчитывают по числу проросших клубочков.

Пример. Составление проб по 100 клубочков для определения их всхожести. Предположим, что после просеивания 25г семян через набор решёт с отверстиями шириной 4,3,2 мм. На этих ситах осталось следующее число клубочков:

На решете 4мм 590 клубочков

На решете 3 мм 210 клубочков

На решете 2 мм 40 клубочков

Всего 840 клубочков

Это составит соответственно 70, 25 и 5% по отношению к их общему числу. Поэтому при отборе пробы в 100 клубочков должно быть взято 70 клубочков из первой, крупной фракции, 25 клубочков из второй, средней, фракции и 5 клубочков из третьей, мелкой, фракции. Такой способ составления проб для определения всхожести у свёклы связан с различной крупностью семян в крупных и мелких клубочках, а следовательно, с их различной всхожестью и прочими посевными качествами.

Семена калиброванной, дражированной и дроблёной свёклы при определении всхожести на фракции не разделяют, а отчитывают подряд четыре пробы по 100 семян.

Тема 8. Фазы роста и развитие растений (1 час теории)

Фазы роста: эмбриональный рост, фаза растяжения, фаза дифференцировки. Методы изучения роста.

Тема 9. Периодичность явлений роста. Состояние покоя. Способы выведения растения из состояния покоя (1час в т.ч. 0,5ч. практ.)

Приспособленность растений к сезонной периодичности. Органический, глубокий, вынужденный покои. Методы выведения растений из состояния покоя: метод Рихтора и метод эфиризации.

Практическая работа

Инструктивная карточка

  1. Взять два зимних побега одного растения (опытное и контрольное)

  2. Опытный побег погрузите на 10-12 часов в воду при температуре 30-35º С

  3. Через две недели пронаблюдайте, что происходит с опытным и контрольным побегами.

  4. Сделайте вывод.

Тема 10. Явление геотропизма. (1час в т.ч. 0,5ч. практ.)

Геотропизм и его значение.

Практическая работа

Инструктивная карточка

Материалы и оборудование. Семена льна, вода, стеклянные сосуды (2 шт.), стеклянные или пластиковые квадратные пластинки (2 шт.), чашка Петри, канцелярские скрепки, фильтровальная бумага, термостат.

Ход работы. В 2 стеклянных сосуда поместите в наклоненном состоянии по одной квадратной пластинке, которые обернуты влажной, хорошо закрепленной с помощью скрепки на пластинке фильтровальной бумагой. На дно сосудов налейте водопроводную воду слоем 1 см. На пластинках разместите сухие семена льна в один ряд на расстоянии 2 см друг от друга. Закройте сосуды крышкой чашки Петри и поместите в термостат при температуре 25°С°. Через 3-4 дня, когда корешки достигнут длины 2 см, поверните пластинки на 90 ° так, чтобы корешки оказались в горизонтальном положении. В одном из сосудов удалите верхушки корешков. Через 3 дня сравните полученные результаты, сделайте вывод.

Раздел 3. Изучение флоры Самарской области (5 часов)

Тема 1. Экологические группы растений. Жизненные формы и принципы их классификации. (1ч теории)

Мезофиты. Ксерофиты. Гигрофиты. Гидрофиты. Мегатрофы. Мезотрофы. Олиготрофы. Галафиты. Псаммофиты. Фитогенетический анализ.

Тема 2. Методика изучения лесных сообществ ( 3 часа практ.)

Описание лесного сообщества (т.е. его участка) проводят по стандартной схеме - по ярусам леса, начиная с верхнего древесного.

Практическая работа.

Инструктивная карточка в виде специального бланка.

  1. Определить геоботаническое описание леса

№______________ Дата___________ Автор:

Ассоциация

Размер пробной площади 20х25= 500кв.м

Географическое положение

Условие обитания

Макрорельеф

Мезорельеф

Микрорельеф

Почва

Поверхностная горная порода

Условия увлажнения

Подстилка

Окружение (другие лесные типы: луга, пашни, и т.д.)

Влияние человека

Влияние животных

.

2.Определение древостоя

Древостой

Степень сомкнутости крон:

1-го яруса___________ 2-го яруса __________________ 3-го яруса

Формула древостоя__________________________________________

Порода

Ярус

Состав

(по числу деревьев)

Диаметр

Возраст

Высота

Высота крон

Фенофаза

По проекции крон

Госп


Мак

Госп

Мак

Госп






Состав древостоя определяется по степени участия в нём древесных пород. Чистый древостой состоит из одной породы, смешанный из нескольких видов пород. Состав смешанного древостоя определили по формуле, в которой сумма её долей, приходящихся на каждую породу, составляет 10 баллов.

Например: формула 6В2Ос2Л означает: 6В (шесть вяза), 2Ос (две осины),2Л (две липы) =10 стволов деревьев при глазомерной оценке по ходу маршрута, то есть на каждые десять стволов приходится в среднем 6 стволов(60%)вяза, 2(20%) осины, 2(20%) липы. Если в древостое принимают участие породы, доля которых составляет менее одного балла (менее 10%), то их называют единично встречающимися и записывают следующим образом: 6В2Ос2Л+ед.Дуб. Формула древостоя даёт нам определить наименование лесной ассоциации. Согласно методике изучения лесных сообществ1, преобладающая порода указывается в конце наименования биотопа 6В2Ос2Л, то приведённый пример, по составу древостоя называется осиново-вязовый или липово-вязовый. Большинство стволов вяза, но встречаются в одинаковых пропорциях осина и липа.

Определение диаметра и высоты. Определяют диаметр и высоту стволов всех основных лесообразующих пород по отдельности, выводя среднеарифметический показатель по каждой породе дерева. Диаметр вычисляли, измеряя окружность ствола рулеткой, на уровне груди. Полученный результат делили на 3,14Программа элективного курса «Изучение морфологических и физиологических особенностей растений» (обычно на практике округляют до 3). Высоту деревьев определяют различными приборами (эклиметром, высотомером Макарова и т.д.). Не имея таких приборов, высоту определяем приблизительно, измерив длину упавшего дерева, или глазомерно. Для этого необходимо отметить на стволе измеряемого дерева определённую высоту, например, два метра, до хорошо заметного места - какого-нибудь сучка. Затем отойти от дерева на некоторое расстояние, мысленно отложить вверх по стволу отмеренный отрезок и наметить четырёхметровую высоту, этот отрезок (4м) также мысленно откладывают ещё выше, что даёт новую точку на стволе дерева (8м., и так до тех пор, пока не останется некоторое расстояние, на котором уже не откладывается следующая удвоенная величина. Этот последний отрезок определяется также на глаз и добавляется к замеренным отрезкам.

Возраст древостоя определяет путём подсчёта годичных колец на пнях спиленных деревьев или по упавшему дереву.

3.Определите подлесок и подрост

Сомкнутость крон: ___________________________________________

Порода

Состав обилия

Высота в м

Замечания



Господ.

Максим



Сомкнутость крон принято выражать в долях единицы - от 0,1 до 1, т.е. отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон - за 1. Например: сомкнутость на исследуемом участке равна 0,65, а это означает, что на долю проекций крон приходится 65%, а на долю просветов 35% всей площади обследуемого участка.

4.Определите травяной покров

Общий характер и облик______________________________

Степень покрытия почвы _______________________________

Название растений

Обилие

% покрытия

Фенофаза

Высота в см.

Замечания


Прежде чем приступить к составлению списка видов растений, произрастающих на участке, необходимо дать общую характеристику покрова и распределения его в зависимости от освещённости, а также общее проективное покрытие (ОПП) в % (ОПП- покрытие поверхности почвы всеми частями растений, при рассматривании сверху). Это описание даёт ясную картину травяного покрова.

При составлении списка видов для каждого растения отмечают фенологическую фазу, а также проективное покрытие каждого отдельного вида растения. При характеристике количественного участия видов в фитоценозе следует использовать бальную шкалу обилия видов по Браун-Бланке:

r - вид встречается единично, его проектное покрытие менее1%;

+ - проектное покрытие вида 1-5%;

1 - проектное покрытие вида 6-10%;

2 - проектное покрытие вида 11-25%;

3- проектное покрытие вида 26-50%;

4- проектное покрытие вида 51-75%;

5- проектное покрытие вида более 75%.

Основные фенофазы растений записываются словами. Рекомендуется регистрация следующих фенологических фаз растений:

- вегетация до цветения;

- вегетация после цветения;

- бутонизация или спорообразование;

- начало цветения или спороношение;

- полное цветение или спороношение;

- конец цветения или спороношение;

- незрелые плоды;

- мертвые растения (ветошь).

5.Сделать обобщение данных

Тема 3. Методы изучения сорной растительности. (1 час практики)

Определение сорной растительности. Группы сорных видов.

По условиям произрастания все сорные растения подразделяют на три группы:

  1. Сегетальные, или полевые сорные растения, или сорно-полевые (полевые сорняки) засоряют поля, огороды, сады.

  2. Придорожные сорные растения.

  3. Пустырные, или рудеральные, сорные растения поселяются близ жилья человека, на пустырях, мусорных местах.

Практическая работа: «Геоботаническое описание сорной растительности»

1.Заполните таблицу

№____________ Дата:_______ Автор:______________________

Наименование хозяйства и его адрес

Общее описание ландшафта местности (высота места, рельеф, условия увлажнения и т. Д. )

Наименование поля и его размеры

Схема севооборота

Предшествующая история поля (обработка почвы, удобрение, предшественник)

Наименование и характеристика почвы

Общее состояние древостоя в момент описания (фаза развития, высота культурных растений)

Степень покрытия почвы травостоем

2.Сделайте вывод.

Раздел 4. Презентация проектов по выбранной теме (1 час)

Тема 1. Защита творческих работ.

3.3. Учебно-методический комплекс

для учителя

1. Березина С.Н. .Ботаника. - М: ВАКО, 2012-112с.-(КИМы)

2. Бабенко В.Г, Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: материалы к урокам-экскурсиям. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-288 с.

3.Бондарук, М.М., Ковылина,Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии. - Волгоград: Учитель, 2007.- 127 с.

4. Веретенников А В. «Физиология растений» Издательство: Академический проект, 2006 г

5. Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультативному курсу для IХ класса. Москва «Просвещение», 1985.-175с

6. Ермаков И.П. Физиология растений: учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр 8.Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н., Шишова Т.К. Самара:ПГСГА, 2013

7. Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Шишова Т.К. Полевой практикум по ботанике. - Самара: ПГСГА, 2013.-180с

8. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, 1989

9. В.Н. Туманов, С.Л. Чирук. Малый практикум по физиологии растений

по курсу "Физиология растений" для студентов специальностей: 1-31 01 01 Биология, 1-33 01 01 Биоэкология, 1-31 01 01-03 Биотехнология.

10. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.; ВО «агропромиздат», 1989. - 416с

11. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.1, 2. М.: Просвещение, 1997

12. Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: «Просвещение» 1993. - 351с

13. Учебное электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр. 2004

3.4. Учебно-методический комплекс для учащихся

1. Березина С.Н. .Ботаника. - М: ВАКО, 2012-112с.-(КИМы)

2. Гаев, Л.Я., Самарина, B.C. Наши следы в природе. - М.: Недра, 1999.-98 с.

3. Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультативному курсу для IХ класса. Москва «Просвещение», 1985.-175с

4. Захаров А.С., Горелов М.С.. «Зеленая книга» Поволжья: сб./сост. - Самара: Самарское кн. изд-во, 1995. - 225 с.

5. Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек» М.: ЮНИТИ, 1998

6. Красная книга Самарской области. Растения. Том 1, Изд-во: Самарский научный центр РАН, 2007

7. Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Шишова Т.К. Полевой практикум по ботанике. - Самара: ПГСГА, 2013.-180с

8. Харитонов Н.П. Исследуем природу. Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. Изд-во: МИОО, 2008. -187с

9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия.



1Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н. Шишова Т.К. Полевой практикум по ботанике. - Самара:ПГСГА,2013.-180с


© 2010-2022