- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока: Внутреннее строение земноводных
Конспект урока: Внутреннее строение земноводных
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куст И.В. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Внутреннее строение земноводных.
Задачи урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения системы органов с выполняемыми функциями; совершенствовать умения работать с учебником, рисунками, таблицами, схемами, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: таблицы «Лягушка», «Схемы кровообращения позвоночных», «Головной мозг позвоночных». Влажный препарат «Лягушка».
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
1.Впишите в текст вместо слов нужные слова.
Земноводные - это…. животные, жизнь которых связана как с…, так и с…. . На голове её заметны два выпученных глаза, защищённые… . Лягушка дышит… воздухом, который попадает в её организм через… .Кожа у лягушки, как у всех земноводных…, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных… . Земноводные с… температурой тела. Органами дыхания служат… и … . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является… между пальцами стопы.
2. Сравните форму тела лягушки с формой тела рыб. В чём сходство и различие? Почему лягушка может жить на суше, а рыба, оказавшись на суше погибает?
3.Каковы особенности скелета лягушки по сравнению со строением скелета рыбы? Как можно объяснить появление этих особенностей?
Решение биологических задач.
1.Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?
2.Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.
3. Имеются данные, что лишённые кожного дыхания, живут около3-4 дней, тогда как лягушки, лишённые лёгочного дыхания - 20 - 40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных.
III. Изучение новой темы.
1Активизация познавательной деятельности.
Сообщение учащихся: «Памятники животным».
(В Париже, у здания института Пастера, установлен первый памятник лягушке. Это животное с давних времён служит объектом всевозможных лабораторных опытов, которые позволили человеку решить множество медицинских проблем.
.Второй памятник был сооружён в Токио, на средства, собранные студентами медиками.)
Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем выяснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.
- Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?
Пищеварительная система земноводных во многом сходна с пищеварительной системой рыб, имея тот же тип строения.
---Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. (самостоятельная работа по учебнику и рисунку).
Лягушки- первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка- слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночными: муравьями, пауками, жуками и т. Д. . Однако слюна не содержит пищеварительных ферментов.
Сообщение учащихся: «Как земноводные добывают себе пищу».
Обобщая материал, учащиеся вместе с учителем формулируют главное:
---Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.
---Пища в ротовой полости смачивается слюной - это важное приспособление для проглатывания сухой добычи в условиях суши.
---Кишечник дифференцирован; в нём заметно выделяются двенадцатиперстная кишка ( переваривание пищи), тонкая кишка (переваривание и всасывание), толстая (скапливает остатки), прямая кишка и её расширение- клоака.
Решение биологической задачи (метод мозгового штурма).
Почему нельзя утверждать, что змея гипнотизирует взглядом лягушек и лягушка сама прыгает ей в рот?
(Все дело в том, что если змея и неподвижна, то язык ее высунут и все время движется. Известно, что лягушка ловит свою добычу лишь тогда, когда она движется. Можно предположить, что лягушка принимает подвижный язык за движущегося червячка и поэтому приближается к змее, становясь ее добычей).
Чем же еще может удивить лягушка? А вот чем (рассказ учителя).
Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней - она не тронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на дальнюю дистанцию, отделаться не удаётся. Так быстро у неё колеблется горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха -возвращается на место?. О чем это говорит? Это говорит о том , что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает- воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше , воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?
Изучите пункт «Дыхательная система» и отметьте ее особенности (самостоятельная работа по учебнику).
Учащиеся отмечают следующее:
1.Органы дыхания земноводных- легкие и кожа. Легкими дышат только на суше, а кожей- как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.
2. Личинки земноводных дышат жабрами.
3.В процессах вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой полости, способное опускаться и подниматься.
4. Поверхность легких небольшая.
5. Чем объемистей полость рта, тем больше воздуха может вместиться в нее. Вот почему приплюснутая голова у лягушки такая широкая.
6. Насос, используемый лягушкой для поглощения воздуха, называется нагнетательным.
7. При двойном образе жизни первоклассные легкие совсем ни к чему. Смерть от недостатка кислорода ей не грозит.
Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавились вторым кругом кровообращения и трехкамерным сердцем. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом.
Решение биологической задачи.
Ученые утверждают, что у одних видов животных понижение температуры воздуха вызывает повышение активности, а у других - её понижение.
? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?
? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную позицию.
? Объясните, в чем заключается причины изменения активности животных при понижении температуры воздуха.
? Как организовать исследование для проверки правильности того или иного утверждения.
Вывод: Земноводные - холоднокровные животные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.
IV.Закрепление.
Дайте характеристику особенностям внутреннего строения и обмена веществ земноводных животных в связи с двойным образом жизни.
* В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 лягушка делает прыжки длиной 10-15 см, а при температуре около 25 - около 100 см. Объясните результаты опыта.
Домашнее задание.
Изучить параграф 47 .
Дополнительный вопрос. Докажите, что трехкамерное сердце действительно наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.