Урок биологии 5 класс Грибы-паразиты

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии 5 класс ФГОС по учебнику В.В.Пасечника на тему « Грибы-паразиты»

Урок: « открытие» нового знания

Цели:

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов - паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы - паразиты от других видов грибов

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

  • воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, домашний животных;

  • развивать навыки применения основных биологических методов: наблюдения, описания, сравнения.

Оборудование: компьютерная презентация «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 5 класс», карточки с индивидуальными заданиями, задания для тестовой проверки знаний, плодовое тело трутовика, яблоко с пятнами парши, гербарий с головней, спорыньей, мучнистой росой.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учеников: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня за окном весна и у всех прекрасное настроение. Давайте его плодотворно использовать сегодня на нашем уроке.

  1. Актуализация знаний.

(Индивидуальный опрос)

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами изучали плесневые грибы и дрожжи. Давайте вспомним, что мы узнали. ( Приглашает 3 человека для индивидуальной работы с карточками).

Карточка №1

Первое задание. Вставь пропущенное слово

1.Мукор - это гриб …..

2.Пеницилл размножается ……

3.Дрожжи - это ……. грибы, имеющие форму …….

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....
2.. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
3.. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….....
Карточка №2

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Известно около ….... видов грибов.
2. Грибы питаются …..... веществами.
3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.........

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1. Дрожжи используют в ….

  1. Споры пеницилла созревают в …

  2. Пеницилл - это …… гриб.

Карточка №3

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...
2. Споры пеницилла созревают в ….
3. Тонкие белые нити гриба - …....

2 задание. Вставь пропущенное слово:

3.Споры пеницилла созревают в …

4.Споры мукора созревают в ……

5. Дрожжи используют в …

( Фронтальный опрос)

Учитель: А пока ребята работают индивидуально, мы с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

- Какие плесневые грибы могут вызвать порчу продуктов? ( мукор и пеницилл)

- Какое строение имеет мукор? Задание « Нарисуй картину» ( 1 ученик выходит к магнитной доске и собирает из набора предложенных картинок строение мукора)

- Как и кем был открыт гриб пеницилл? ( домашняя заготовка, отвечает 1 ученик)

Ученик: В 1928 году бактериолог Александр Флеминг случайно сделал открытие гриба пеницилла. Виной всему оказались плохо помытые чашки Петри со следами бактерий, над которыми проводил опыты Флеминг. Он обратил внимание на то, что на чашках Петри с течением времени выросла плесень, которая убила известных Флемингу бактерий и разрослась сама.

В 1940 году во время Второй мировой войны английские ученые Флори и Шейн выделили вещество из плесени пеницилла и назвали его пенициллин. Опробировав его на больных людях, пришли к выводу, что этот препарат убивает многие инфекции. За, что были награждены Нобелевской премией мира..

Во время ВОВ в бомбоубежищах города Ленинграда на кусочках продуктов ( а город голодал) выращивали пеницилл, из которого впоследствии был сделан препарат пенициллин, спасших многие жизни бойцов, сдерживающих кольцо вокруг Ленинграда и получивших ранения, так как раны гноились и бойцы погибали от заражения.

Учитель: - Какое строение имеют клетки дрожжей? ( 1 ученик собирает из предложенных картинок на магнитной доске клетку дрожжей)

- Как человек использует дрожжи? ( винные для производства вина, пивные для производства пива, хлебные для выпечки хлеба)

- Как и кто открыл дрожжи? ( отвечает ученик- домашняя заготовка)

Ученик: Египтяне начали варить пиво и печь дрожжевой хлеб за 6000 лет до н.э.

Луи Пастер в 18 веке установил роль дрожжей в спиртовом брожении. Антонии ванн Левенгук увидел впервые дрожжи в оптический микроскоп. Эмиль Хрисиан Хансен впервые выделил чистую культуру дрожжей в 1881 году.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Давайте вспомним тип взаимоотношений, который подразумевает обоюдную пользу « Ты -мне. Я -тебе». С ним мы знакомились при изучении шляпочных грибов.

Подосиновик растет … ( под осиной). Подберезовик растет … ( под березой). Почему?

( Потому, что корни дерева образуют микоризу с грибницей гриба. Дерево дает грибу органические вещества, а гриб дереву минеральные.)

- Как называется такой тип взаимоотношений? ( симбиоз или полезное сожительство)

- Давайте посмотрим на экран. ( слайд №1 « яблоко со следами парши, картофель со следами фитофторы»).

- Встречались ли вы с такими фруктами и овощами? Почему у них такой вид?

- Есть еще один тип взаимоотношений - паразитизм, когда один живет за счет другого и приносит ему вред.

- Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы, даже на человеке и животных.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( грибы -паразиты)

- Какую цель перед собой мы поставим на уроке? ( изучить грибы- паразиты)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

Учитель: Посмотрим на экран! Во время показа и просматривания, вы должны, работая в парах заполнить таблицу по грибам -паразитам. ( Рассказ - презентация « Грибы- паразиты»)

Названия грибов-паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

1.

2.

3.

4.

ФИ уч-ся: ________________________________________________________________

5. Первичное закрепление.

Учитель: - Рассмотрите плодовое тело трутовика. ( на столах лежат грибы- трутовики)

- Какое оно по плотности? ( твердое и плотное)

- Мы видим плодовое тело, а где же грибница? ( она находится в стволе дерева)

- Чем размножаются грибы? ( мицелием и спорами)

- Где расположены споры ? ( с нижней стороны плодового тела гриба в тонких трубочках)

- Что такое спора? ( специализированная клетка, дающая начало новому организму)

- Как спора попала в ствол дерева? ( через ранку в стволе, слом, надрез или снятую кору)

6. Этап применения знаний и способов действий

Учитель: - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы избавиться от гриба - трутовика? ( срубить и сжечь дерево, а для профилактики поражения замазывать сломы и срезы на деревьях садовым варом)).

- Что бы вы предложили для того, чтобы головня и спорынья не снижали урожай зерновых культур? ( обработка семян химическими веществами перед посевом)

- Для избавления от парши плодовые деревья опрыскивают специальными химическими веществами, например медным купоросом, также поступают с кустарниками и картофелем.

7. Проблемный вопрос! Рубрика « Подумайте» на стр. 85 учебника.

- Что общего и в чем различие между симбиозом и паразитизмом?

( общее- взаимосвязь между двумя организмами в природе, различие- симбиоз - полезная связь для обоих организмов, а паразитизм только для одного, для другого вред.)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторения

( работа в группах: « Найди соответствие». Найти ответ на загадку и внести его в группу « Паразиты» или « Плесневые»)

Плесневые Паразиты

А) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)

Б) Есть грибы и не в лесу:

В тесте, в пиве и квасу (дрожжи)

В) Конское копыто - к дереву привито (трутовик)

Г) Пока молод, он седой

А постареет - весь почернеет (мукор)

Д) Выросли на палочке

Кисточки-метелочки

Кисточки зеленые

Лекари хваленые (пеницилл)

Е) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа, И на листьях даже (головня)

Учитель: - Пока ребята работают над загадками, решим небольшой тест:

Выберите 3 правильных ответа 1. К грибам - паразитам относятся:

А) фитофтора

Б) мукор

В) спорынья

Г) трутовик

Д) дрожжи

Е) подосиновик

2. Как предупредить заражение деревьев грибами- трутовиками

А) Отрывать плодовое тело гриба с дерева

Б) Спиливать дерево, зараженное трутовиком и сжигать

В) Ничего не делать

Г) Обрабатывать ранки на дереве садовым варом

Д) Не использовать древесину, пораженную трутовиком при строительстве сооружений

Е) Осуществлять побелку стволов деревьев

9. Рефлексия

Учитель: - Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его:

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…

10. Д/З: пар.16, задание на стр.85 - сообщение « Многообразие грибов и их роль в природе и для человека»










© 2010-2022