- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Строение клетки. Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль ( 5 класс)
Урок по биологии Строение клетки. Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль ( 5 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевела А.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 9. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)
Задачи урока:
• сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;
• продолжить формирование умения работать с микроскопом;
• научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируются понятия о строении клетки; учащиеся учатся готовить микропрепарат чешуи кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.
Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Органические и неорганические вещества и их роль в клетке (ответ учащегося у доски с использованием таблицы или интерактивной доски).
2. Проверка знаний об устройстве микроскопа и правил работы с ним (ответ учащегося у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с микроскопом). Слайд 1.
learningapps.org/display?v=p6pmd9b5k
II. Изучение нового материала
1. Строение клетки (рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия «клеточная мембрана», «клеточная стенка», «цитоплазма», «генетический аппарат», «ядро», «хромосомы»). Слайд 2
Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности.
Вопросы:
1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
2. Что нужно, чтобы составить предложение?
3. Из чего состоят слова?
4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?
Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
С помощью, каких приборов можно изучать клетки?
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Кирпичи - это основа строительства дома
2. Слова, которые составляют основу предложений
3. Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов
4. Из клеток
Увеличительных приборов
Сегодня будем говорить о клетках. Слайд 3
Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из клеток.
Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.
РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок? как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке?
(Строение клетки) Запишем тему в рабочую тетрадь. Слайд 4.
Как выдумаете: Какова цель урока?
Предполагаемые ответы: -Клетка;
-Строение клетки.
- цель: знать строение клетки.
Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключения Вирусы. Тело растения, животного, грибы построено из клеток, словом кирпичиков.
Клетка- наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов. Слайд 6.
Раздать вырезанные растительные и животные клеточки, вклеить их в тетрадь, подписать основные части клетки.
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.
Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31): Слайд 7.
Основные части клетки
Характеристика
Клеточная мембрана
Оболочка
Цитоплазма
Ядро
Вакуоли
Предполагаемые ответы:
- клеточная мембрана (Ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает, форма, обмен веществ);
- оболочка (Наружный скелет, форма, проницаемость);
-цитоплазма (Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие);
- ядро (Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в нем находятся хромосомы - наследственность, ядрышки);
- вакуоли (клеточный сок - пит.вещества)
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата). Слайд 8.
Рассмотреть под микроскопом препарат «Кожица лука»(если есть возможность транслировать картинку по микроскопом на интерактивную доску)
3. Изучение учащимися рисунка 14 учебника и выполнение задания 1 к уроку 9 в рабочей тетради.
4. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 32- 33 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 5 к уроку 9.) На следующем уроке.
III. Закрепление материала о строении клетки и приготовлении микропрепарата. (Беседа с использованием таблицы и рисунков 14 и 15 учебника.)
learningapps.org/display?v=sd1x9pm2
-Какие утверждения верны? («+» или «-»)
1.Клетка - основная единица строения живых организмов
2.Оболочка, цитоплазма, ядро - главные части клеток
3. Лупа - самый сильный увеличительный прибор
4. Живые клетки только питаются
5. Клетки одинаковы по форме и размерам
6. Организм человека состоит из клеток
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 8 до раздела «Особенности строения клеток», ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа.
2. Выполнить задания 2, 3 к уроку 9 в рабочей тетради.
3. Подготовиться к лабораторной работе, стр.32-33.