Урок по биологии Строение клетки. Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль ( 5 класс)

Урок по биологии для 5 класса, УМК "Линия жизни" под редакцией В.В.Пасечника.Для проведения урока используется рабочая тетрадь к этому учебнику.Задачи урока: • сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; • продолжить формирование умения работать с микроскопом; • научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки. Планируемые результаты обучения: Предметные: у учащихся формир...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 9. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Задачи урока:

• сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;

• продолжить формирование умения работать с микроскопом;

• научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируются понятия о строении клетки; учащиеся учатся готовить микропрепарат чешуи кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.

Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.

Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Органические и неорганические вещества и их роль в клетке (ответ учащегося у доски с использованием таблицы или интерактивной доски).

2. Проверка знаний об устройстве микроскопа и правил работы с ним (ответ учащегося у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с микроскопом). Слайд 1.

learningapps.org/display?v=p6pmd9b5k

II. Изучение нового материала

1. Строение клетки (рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия «клеточная мембрана», «клеточная стенка», «цитоплазма», «генетический аппарат», «ядро», «хромосомы»). Слайд 2

Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности.

Вопросы:

1. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

2. Что нужно, чтобы составить предложение?

3. Из чего состоят слова?

4. А из чего состоят тела растений, животных, грибов?

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Кирпичи - это основа строительства дома

2. Слова, которые составляют основу предложений

3. Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов

4. Из клеток

Увеличительных приборов

Сегодня будем говорить о клетках. Слайд 3

Впервые клетки увидел англ. естеств. Р.Гук 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Р.Гук . Эти ячейки получили название «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок? как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке?

(Строение клетки) Запишем тему в рабочую тетрадь. Слайд 4.

Как выдумаете: Какова цель урока?

Предполагаемые ответы: -Клетка;

-Строение клетки.

- цель: знать строение клетки.

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключения Вирусы. Тело растения, животного, грибы построено из клеток, словом кирпичиков.

Клетка- наименьшая единица живого; основная единица строения и развития всех живых организмов. Слайд 6.

Раздать вырезанные растительные и животные клеточки, вклеить их в тетрадь, подписать основные части клетки.

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.

Заполнить таблицу (учебник стр. 30-31): Слайд 7.

Основные части клетки

Характеристика

Клеточная мембрана

Оболочка

Цитоплазма

Ядро

Вакуоли

Предполагаемые ответы:

- клеточная мембрана (Ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает, форма, обмен веществ);

- оболочка (Наружный скелет, форма, проницаемость);

-цитоплазма (Полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие);

- ядро (Небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в нем находятся хромосомы - наследственность, ядрышки);

- вакуоли (клеточный сок - пит.вещества)

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата). Слайд 8.

Рассмотреть под микроскопом препарат «Кожица лука»(если есть возможность транслировать картинку по микроскопом на интерактивную доску)

3. Изучение учащимися рисунка 14 учебника и выполнение задания 1 к уроку 9 в рабочей тетради.

4. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 32- 33 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 5 к уроку 9.) На следующем уроке.

III. Закрепление материала о строении клетки и приготовлении микропрепарата. (Беседа с использованием таблицы и рисунков 14 и 15 учебника.)

learningapps.org/display?v=sd1x9pm2

-Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Клетка - основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма, ядро - главные части клеток

3. Лупа - самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6. Организм человека состоит из клеток

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 8 до раздела «Особенности строения клеток», ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа.

2. Выполнить задания 2, 3 к уроку 9 в рабочей тетради.

3. Подготовиться к лабораторной работе, стр.32-33.





© 2010-2022