Конспект урока биологии на тему Основные процессы жизнедеятельности растений (6 класс)

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний. Целью урока является формирование целостной системы  знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», необходимая их коррекция, выделение мировоззренческих идей. Урок ориентирован на активную  деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей, самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают навыки  составления опорных сигналов, схем, работы с учебным текстом, смыслового чтения, перевода информации из одного вида в другой.    
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Предмет: биология Класс: 6

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: формирование целостной системы знаний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», их необходимая коррекция; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Задачи урока:

  • обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением; объяснять биологическую роль обмена веществ у растений,

  • закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;

  • систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;

  • формировать компетенции анализа и синтеза, оформления результатов мыслительных операций в устной и письменной форме; выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма; обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения;

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Фронтальные виды деятельности (целеполагание, эвристическая беседа, обобщающая беседа, рефлексия)

Индивидуальная работа (Игра «Цепочка»)

Групповая работа (самостоятельная работа в парах «Восстанови текст», работа в группах «Взаимосвязь процессов», творческая групповая работа «Шпаргалка другу»)

Оборудование: учебник И.Н. Пономаревой «Биология - 6 класс» (М., «Вентана-Граф»,2014); мультимедийная презентация «Основные процессы жизнедеятельности растений», проектор, экран.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие. Создание позитивного эмоционального настроя. Включение учащихся в деловой ритм урока.

Объявление темы урока. (Слайд №1).

Самопроверка готовности к уроку.

Запись темы урока в тетради.

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности. Формулирование цели и задач урока.

Создает проблемную ситуацию:

Обитатели планеты Альдераан побывали в гостях у землян. Улетая домой они увозят с собой подарки землян, среди которых есть и растения. Но вот беда, забывают памятку, в которой написано, какие условия необходимо соблюдать при выращивании растений и как их размножить. Поэтому нам сегодня предстоит стать экспертами в этом вопросе и составить памятку для обитателей планеты Альдераан. Но чтобы быть настоящими экспертами необходимо обладать определенными знаниями.

Чем мы можем помочь нашим гостям с другой планеты?

Давайте попробуем сформулировать задачи на сегодняшний урок.


Формулируют суждения. Предполагают возможные цели и задачи урока.

Проговариваются задачи урока.

Учебная задача №1: вспомнить и повторить материал по изученной теме.

Учебная задача №2: применить полученные знания для решения данной ситуации.

3.Актуализация знаний о процессах жизнедеятельности растений

Задание 1 (слайд № 5).

Работа с текстом «Восстанови текст»

Самостоятельная работа с текстом

(в парах)

Проверка выполнения :

1) зачитывают по цепочке полученные предложения

2) выписывают на доске найденные в тексте процессы жизнедеятельности и дают им определения (фронтально).

4. Обобщение и систематизация знаний о процессах жизнедеятельности растений.





Формирование представления о растении как открытой системе.

А теперь давайте вспомним, с помощью каких органов осуществляются эти процессы и каково их значение в жизни растения.

Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу. Для помощи - Слайд № 6.

Процессы жизнедеятельности растений.

Процесс жизнедеятель

ности

Органы, обеспечив этот процесс

Значение процесса для растения

Фотосинтез

Дыхание

Размножение

Рост

Испарение

Питание (почвенное)


Эвристическая беседа (слайд №7):

  • Существует ли взаимосвязь между этими процессами?

  • Какой вывод о процессах жизнедеят. можно сделать исходя из этой таблицы и схемы?

  • Является ли растение открытой системой? Как вы это понимаете?

Самостоятельная групповая работа учащихся (с текстом учебника, схемой - слайд № 6)

По окончании - ответы групп (3 группы по 2 процесса). Взаимопроверка, коррекция знаний


.


Фронтально:

Участвуют в беседе, выдвигают суждения. Формулируют выводы. Запись вывода в тетрадь:

1)все процессы, протекающие в растении взаимосвязаны

2) растение - открытая система, т.к. происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой

5. Физкультминутка

(слайд № 8)

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку цветочки
Повернут листочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут

Выполняют физ. упражнения

6. Закрепление знаний

Игра «Цепочка» (дать ответы по заданиям на слайдах № 9-17)

Игра «Цепочка» (устно дают ответы по слайдам)

6. Применение знаний и способов действий

Рефлексия:

Возвращает учащихся к началу урока:

Выполнили ли мы наши задачи? Можем ли мы помочь нашим гостям с другой планеты?

Задание: Необходимо составить Памятку - шпаргалку, в которой надо отобразить все условия необходимые для жизни растений и способ их размножения.

Условие: Можно использовать символы, знаки, схемы, рисунки, таблицу

Творческая групповая работа: «Шпаргалка для друзей».


Проверка: Каждая группа предлагает свой вариант «шпаргалки».

.Рефлексия.

Итоги урока.

А теперь давайте вернемся к учебной задаче №2.


  • Кто считает, что справился и смог применить свои знания, составляя Шпаргалку - памятку?

  • Кто остался доволен своей работой на уроке?

  • Кого что-то не устроило? Почему?

  • Что на уроке понравилось больше всего?

  • Решили ли мы поставленные задачи? Достигли мы цели урока?

Оценка деятельности учащихся


Ответы учащихся:

Анализ учебной деятельности. Внесение корректив. Определение перспектив (совместно с учителем)

.Домашнее задание:

Инструктаж дан. Предполагает выполнение обязательной части и дополнительной - творческой, по желанию.

1) подготовиться к тесту по теме;

2) *составить кроссворд по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений» (по желанию).




Приложение.

Задание «Восстанови текст»

« ( …) - это специализированный орган ( … ) питания растений. С его помощью растение поглощает из почвы (.…) вещества.

Воздушное питание растений осуществляется на основе (…).

В ходе (… ) зеленые растения улавливают (…) энергию и преобразуют её в энергию химических связей (…) соединений. Выделенный в процессе фотосинтеза (…) используется всеми живыми организмами для (… )

Растения благодаря (……) осуществляют чрезвычайно важную - космическую - роль в жизни (….).

(….) - важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Она является главным компонентом в (……) системе при перемещении растворов питательных веществ в растении.

(… ) воды обеспечивает взаимосвязь корней и листьев, охлаждение растения.

(…) - это процесс воспроизведения себе подобных. Существует два способа (…) растений - (……) и (…)

Основной частью полового размножения является (…), т.е. слияние женской и мужской (…) клеток и образование из них (….). Последняя дает начало (…) - будущему организму.

(… ) - это количественное увеличение растения, а (…. ) - качественные изменения в строении и жизнедеятельности живого организма. Эти два процесса протекают в тесной взаимосвязи друг и другом и с (…..) средой».

Таблица.

Процессы жизнедеятельности растений.

Процесс жизнедеятельности

Органы, обеспечивающие этот процесс

Значение процесса для растения

Фотосинтез


Дыхание

Размножение

Рост

Испарение

Питание (почвенное)


Таблица.

Процессы жизнедеятельности растений.

Процесс жизнедеятельности

Органы, обеспечивающие этот процесс

Значение процесса для растения

Фотосинтез

листья

Обеспечивает растение органическими веществами

Дыхание

листья

Обеспечивает растение кислородом

Размножение

цветок, вегетативные органы

Увеличение числа растений

Рост

корень, стебель, почки

Увеличение размеров растения

Испарение

листья

Передвижение веществ по растению

Питание (почвенное)

корни

Обеспечивает растение водой и минеральными веществами.


© 2010-2022