- Преподавателю
- Биология
- Бинарный урок биология+химия «Пищеварение в ротовой полости»
Бинарный урок биология+химия «Пищеварение в ротовой полости»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пивоварова Н.А. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бинарный урок по биологии+ химия
Тема: «Пищеварение в ротовой полости»
Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н. Толстой)
Задачи урока:
-
Образовательные - познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости.
-
Развивающие - развивать интеллектуальные умения при работе с текстом параграфа и натуральными объектами, такие как анализ и синтез, выделение главного, установления причинно-следственных связей; развивать умения слушать и слышать; развивать коммуникативные умения работать в группе;
развивать умение красиво, кратко и эмоционально выражать свои мысли;
развивать эмоции учащихся, созерцая натуральные объекты и красивые иллюстрации в презентации. -
Воспитательные - воспитание честности и трудолюбия; применяя принципы ценности, субъектности, содействовать формированию ценностного отношения к природе.
Тип и вид урока: изучение нового материала, комбинированный.
Продолжительность: 45 минут, для сильного класса.
Класс: 8
На уроке применяется личностно-ориентированная педтехнология, исследовательский метод.
Подготовительный этап:
-
Распечатать карточки для работы в группах.
1 пара
Теоретики
«Пища- источник энергии и строительного материалаВ тексте учебника биологии найти ответ на вопрос:
В чем суть энергетического и пластического обменов и почему белки, жиры и углеводы не могут быть использованы человеком непосредственно?1 пара
Практики
«Качественные реакции на углеводы»Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Объяснить химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается. Написать уравнение реакции.
2 пара
Теоретики
«Органы пищеварения»В тексте учебника найти ответ на вопрос:
Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения? Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?2 пара
Практики
«Действие антибиотиков на ферменты слюны»Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Сделать вывод о влиянии антибиотиков на ферменты слюны
3 пара
Теоретики
«Строение ротовой полости»В тексте учебника найти ответ на вопрос:
Какие приспособления ротовой полости обеспечивают качественную подготовку пищи к дальнейшей переработке?3 пара
Практики
«Строение ротовой полости»Выполнить лабораторную работу «Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы» согласно инструктивной карточке.
4 пара
Теоретики
«Пищеварительные железы»В тексте учебника биологии найти ответ на вопрос:
Какие железы относятся к железам внешней секреции, какие в внутренней и смешанным? Ответ аргументируйте.4 пара
Практики
«Действие слюны на крахмал»Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.Результаты оформить в виде таблицы.
-
Распечатать вопросы суждения для учащихся-экспертов.
1.
Работая с текстом учебника составить пищевую пирамиду человека и аргументировать свои рассуждения
3.
Работая с текстом учебника письменно ответить на вопрос-суждение: Назовите сходство и различие в строении зубов человека и млекопитающих.
2.
Работая с текстом учебника отметить взаимосвязь строения и функций органов пищеварения.
4.
Работая с текстом учебника письменно ответить на вопрос-суждение :Каким образом никотин может повлиять на пищеварительную систему человека?
-
Заложить заранее опыты.
1 пара
Практики
«Качественные реакции на углеводы»Подготовить реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, 10% раствор аммиака, 1% раствор глюкозы, 10% раствор едкого натрия, 5% раствор медного купороса, глюкоза в порошке.
2 пара
Практики
«Действие антибиотиков на ферменты слюны»Подготовить реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, таблетка антибиотика.
3 пара
Практики
«Строение ротовой полости»Подготовить материалы: череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами ( кошки, собаки, кролика, овцы и т.д.)
4 пара
Практики
«Действие слюны на крахмал»Подготовить реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, слабый раствор йода, растворы NaOH (10%), CuSO4 (0,1%), кипяченая или дистилированная вода, разбавленная соляная кислота (HCl), лакмусовая бумажка и раствор лакмуса.
-
Сильные учащиеся готовят информационный проект (презентацию) по теме: «Пищеварение в ротовой полости ».
-
Уточнить схему оформления опорного конспекта на доске.
-
Продумать оформление на доске для подведения итогов результатов работы каждого ученика на уроке.
-
Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.
-
Рабочий лист учителя.
Рабочий лист учителя.
Методы, приёмы и средства
Этапы урока
Время
Что делает учитель?
Что делают ученики?
Вводная беседа
Орг.момент
1 мин
Настраивает на урок, сообщает цель урока.
Занимают рабочие места.
Творческое домашнее задание, работа в группах.
Актуализация знаний
7 мин
Ставит условия, слушает, оценивает.
Отвечают «ёмкой фразой».
«Пищеварение- это…»
Работа в парах «теоретики - практики»
Изучение нового материала
6 мин
Уточняет задания для групп.
Выполняют работу:
А) теоретики
Б) практики
В) эксперты
«Цейтнот», отчёт о работе в парах.
Предъявляют результаты работы
10 мин
Слушает, уточняет, оформляет опорную схему на доске.
Отчитываются (группы А и Б),
Слушают, обобщают по схеме.
Релаксация
Физминутка
1 мин
Презентация
Информационныйпроект
7 мин
Настраивает на работу.
Слушают и смотрят, фиксируют в тетради.
Тест соответствия «рисунок- подпись»
Закрепление знаний
5 мин
Объясняет условия, проводит тестирование, называет правильные ответы.
Выполняют индивидуально в тетради, проверяют и оценивают.
Домашнее задание
2 мин
Рефлексия
Подведение итогов
3 мин
Обобщает, предлагает вопросы
Отчитываются (группа В),
Слушают, дополняют.
«Цветопись»
Самоанализ урока
Дарит умные мысли в подарок.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Примечание: В зависимости от уровня подготовленности учащихся, материальной базы биологического и химического кабинетов , временного фактора, лабораторные работы на уроке можно выполнить не все, часть выполнить заранее, часть дать в качестве домашнего задания.
Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.
Ф. И. Учащегося________________________________________________
Класс____________________________________________
Учебный год
№
Тема
Самооценка
Проверка 1
Дата
Проверка 2
Дата
Проверка 3
Дата
Проверка 4
Дата
Итоговая оценка
Инструктивная карточка №1.
Лабораторная работа «Качественная реакция на углеводы».
Цель работы: изучить качественные реакции на углеводы.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, 10% раствор аммиака, 1% раствор глюкозы, 10% раствор едкого натрия, 5% раствор медного купороса, глюкоза в порошке.
Ход работы
-
Возьмите в пробирку немного крахмала и прилейте воды. Растворяется крахмал? Прибавьте немного раствора йода. Что произошло?
-
Исследуйте глюкозу на растворимость.
-
В пробирку налейте 8 мл раствора глюкозы и 4 мл раствора щелочи. К смеси прибавьте (встряхивая) раствор медного купороса и наблюдайте окрашивание раствора в синий цвет. С какой функциональной группой в строении молекул взаимодействует оксид меди?
-
Нагрейте пробирку в верхней части кипения. Наблюдайте появление желтого, затем красного осадка. Объясните химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, а какое восстанавливается? Напишите уравнение реакций.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди в щелочной среде при комнатной температуре приводит к образованию сахарата меди- вещества синего цвета.
При окислении глюкозы кипячением с гидроксидом меди образуется желтый осадок CuOH, который при дальнейшем нагревании преобразуется в красную закись меди.
Инструктивная карточка №2.
Лабораторная работа «Действие антибиотиков на ферменты слюны».
Цель работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты слюны.
Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, крахмал, раствор йода в йодистом калии, таблетка антибиотика, водяная баня, термометр.
Ход работы
-
Выдвинуть гипотизу исследования.
-
Разработать последовательность операций.
-
Проделать опыты.
-
Подтвердилась ли гтпотеза?
-
Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты слюны.
Инструктивная карточка №3.
Лабораторная работа «Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы».
Цель работы: путем наблюдения ознакомиться со строением ротовой полости и расположением зубов.
Оборудование: зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами ( кошки, собаки, кролика, овцы и т.д.)
Ход работы
-
Рассмотрите с помощью зеркала свои органы ротовой полости, сравните их с изображенными на рисунках в учебнике мягкое и твердое небо, язычок, миндалины. Мягкое небо лучше видно при резком выдыхе.
-
Вспомните строение зубов различных отрядов млекопитающих. Найдите зубы на раздаточном материале. Какова функция зубов различной формы?
-
Прочитайте в учебнике материал о расположении и строении зубов и порядок их появления у ребенка. Рассмотрите различные зубы у себя.
-
Какие болезни зубов вы знаете и как их предупредить?
-
Сделайте несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не сможете их сделать? Изучите на себе расположение слюнных желез:
-
Сожмите пальцами щеки впереди ушей- рот заполняется слюной- это работа слюнных желез;
-
Слегка сожмите кожу под нижней челюстью- слюна выделится из подчелюстной железы;
-
Подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и захватите верхними зубами кончик языка и резко отогните язык вверх. Видно выделение слюны. Выход протока железы находится под уздечкой языка, которая соединяет середину верхней стороны языка с дном ротовой полости. Иногда можно увидеть небольшое отверстие протока железы.
-
-
Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движение. Почувствуйте, что гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз. Почему пища не попадает в трахею? Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться?
Инструктивная карточка №4.
Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
Цель работы: показать расщепление крахмала под действием слюны..
Приготовление раствора слюны. Ополосните рот 2-3 раза кипяченой водой., чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Из этого стакана ополаскивайте рот в течение 1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100мл (3шт) цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.
Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, , растворы NaOH (10%), CuSO4 (0,1%), кипяченая или дистилированная вода, разбавленная соляная кислота (HCl), лакмусовая бумажка и раствор лакмуса, карандаш для стекла, стакан со льдом, горячая и холодная вода.
Ход работы
-
Пронумеруйте 4 пробирки.
-
В первую налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую- столько же разбавленной слюны. В третью- клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую- клейстер с добавлением слюны.
-
Прилейте пипеткой в 3 и 4 пробирки по 2-3 капли слабого ратвора йода. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта.
-
В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 градусов Цельсия. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.
-
Как изменилась окраска раствора через 10- 15 минут? Какова причина произошедших изменений?
-
Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.
-
Повторите опыт изменяя:
-
Температуру воды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 градусов);
-
Кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях проба на глюкозу оказалась отрицательной? Сделайте вывод. Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
-
-
Пробирка
Что добавили
Что наблюдали
Объяснение увиденного