Бинарный урок биология+химия «Пищеварение в ротовой полости»

Бинарный урок биология+ химия носит практический характер и подразумевает знание учащимися основ химии. Урок построен с расчетом работы в группах, каждая из которой будет выполнять определенную практическую работу, опираясь на инструктивную карточку. Педагог выполняет роль направляющего и лишь косвенно участвует в процессе обучения.Так как практическая часть занимает большой временной промежуток, желательно основную часть практической работы провести предварительно, во внеурочное время. Результа...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок по биологии+ химия

Тема: «Пищеварение в ротовой полости»

Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н. Толстой)

Задачи урока:

  • Образовательные - познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости.

  • Развивающие - развивать интеллектуальные умения при работе с текстом параграфа и натуральными объектами, такие как анализ и синтез, выделение главного, установления причинно-следственных связей; развивать умения слушать и слышать; развивать коммуникативные умения работать в группе;
    развивать умение красиво, кратко и эмоционально выражать свои мысли;
    развивать эмоции учащихся, созерцая натуральные объекты и красивые иллюстрации в презентации.

  • Воспитательные - воспитание честности и трудолюбия; применяя принципы ценности, субъектности, содействовать формированию ценностного отношения к природе.

Тип и вид урока: изучение нового материала, комбинированный.

Продолжительность: 45 минут, для сильного класса.

Класс: 8

На уроке применяется личностно-ориентированная педтехнология, исследовательский метод.

Подготовительный этап:

  1. Распечатать карточки для работы в группах.

    1 пара
    Теоретики
    «Пища- источник энергии и строительного материала

    В тексте учебника биологии найти ответ на вопрос:
    В чем суть энергетического и пластического обменов и почему белки, жиры и углеводы не могут быть использованы человеком непосредственно?

    1 пара
    Практики
    «Качественные реакции на углеводы»

    Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Объяснить химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается. Написать уравнение реакции.

    2 пара
    Теоретики
    «Органы пищеварения»

    В тексте учебника найти ответ на вопрос:
    Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения? Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?

    2 пара
    Практики
    «Действие антибиотиков на ферменты слюны»

    Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Сделать вывод о влиянии антибиотиков на ферменты слюны

    3 пара
    Теоретики
    «Строение ротовой полости»

    В тексте учебника найти ответ на вопрос:
    Какие приспособления ротовой полости обеспечивают качественную подготовку пищи к дальнейшей переработке?

    3 пара
    Практики
    «Строение ротовой полости»

    Выполнить лабораторную работу «Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы» согласно инструктивной карточке.

    4 пара
    Теоретики
    «Пищеварительные железы»

    В тексте учебника биологии найти ответ на вопрос:
    Какие железы относятся к железам внешней секреции, какие в внутренней и смешанным? Ответ аргументируйте.

    4 пара
    Практики
    «Действие слюны на крахмал»

    Выполнить лабораторную работу согласно инструктивной карточке. Показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны.Результаты оформить в виде таблицы.

  2. Распечатать вопросы суждения для учащихся-экспертов.

    1.

    Работая с текстом учебника составить пищевую пирамиду человека и аргументировать свои рассуждения

    3.

    Работая с текстом учебника письменно ответить на вопрос-суждение: Назовите сходство и различие в строении зубов человека и млекопитающих.

    2.

    Работая с текстом учебника отметить взаимосвязь строения и функций органов пищеварения.

    4.

    Работая с текстом учебника письменно ответить на вопрос-суждение :Каким образом никотин может повлиять на пищеварительную систему человека?

  3. Заложить заранее опыты.

    1 пара
    Практики
    «Качественные реакции на углеводы»

    Подготовить реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, 10% раствор аммиака, 1% раствор глюкозы, 10% раствор едкого натрия, 5% раствор медного купороса, глюкоза в порошке.

    2 пара
    Практики
    «Действие антибиотиков на ферменты слюны»

    Подготовить реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, таблетка антибиотика.

    3 пара
    Практики
    «Строение ротовой полости»

    Подготовить материалы: череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами ( кошки, собаки, кролика, овцы и т.д.)

    4 пара
    Практики
    «Действие слюны на крахмал»

    Подготовить реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, слабый раствор йода, растворы NaOH (10%), CuSO4 (0,1%), кипяченая или дистилированная вода, разбавленная соляная кислота (HCl), лакмусовая бумажка и раствор лакмуса.

  4. Сильные учащиеся готовят информационный проект (презентацию) по теме: «Пищеварение в ротовой полости ».

  5. Уточнить схему оформления опорного конспекта на доске.

  6. Продумать оформление на доске для подведения итогов результатов работы каждого ученика на уроке.

  7. Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.

  8. Рабочий лист учителя.

Рабочий лист учителя.

Методы, приёмы и средства

Этапы урока

Время

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Вводная беседа

Орг.момент

1 мин

Настраивает на урок, сообщает цель урока.

Занимают рабочие места.

Творческое домашнее задание, работа в группах.

Актуализация знаний

7 мин

Ставит условия, слушает, оценивает.

Отвечают «ёмкой фразой».
«Пищеварение- это…»

Работа в парах «теоретики - практики»

Изучение нового материала

6 мин

Уточняет задания для групп.

Выполняют работу:
А) теоретики
Б) практики
В) эксперты

«Цейтнот», отчёт о работе в парах.

Предъявляют результаты работы

10 мин

Слушает, уточняет, оформляет опорную схему на доске.

Отчитываются (группы А и Б),
Слушают, обобщают по схеме.

Релаксация

Физминутка

1 мин

Презентация

Информационныйпроект

7 мин

Настраивает на работу.

Слушают и смотрят, фиксируют в тетради.

Тест соответствия «рисунок- подпись»

Закрепление знаний

5 мин

Объясняет условия, проводит тестирование, называет правильные ответы.

Выполняют индивидуально в тетради, проверяют и оценивают.

Домашнее задание

2 мин

Рефлексия

Подведение итогов

3 мин

Обобщает, предлагает вопросы

Отчитываются (группа В),
Слушают, дополняют.

«Цветопись»

Самоанализ урока

Дарит умные мысли в подарок.

Оценивают свою деятельность на уроке.


Примечание: В зависимости от уровня подготовленности учащихся, материальной базы биологического и химического кабинетов , временного фактора, лабораторные работы на уроке можно выполнить не все, часть выполнить заранее, часть дать в качестве домашнего задания.

Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.

Ф. И. Учащегося________________________________________________

Класс____________________________________________

Учебный год

Тема

Самооценка

Проверка 1

Дата

Проверка 2

Дата

Проверка 3

Дата

Проверка 4

Дата

Итоговая оценка

Инструктивная карточка №1.

Лабораторная работа «Качественная реакция на углеводы».

Цель работы: изучить качественные реакции на углеводы.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и материалы: крахмал, раствор йода в йодистом калии, 10% раствор аммиака, 1% раствор глюкозы, 10% раствор едкого натрия, 5% раствор медного купороса, глюкоза в порошке.

Ход работы

  1. Возьмите в пробирку немного крахмала и прилейте воды. Растворяется крахмал? Прибавьте немного раствора йода. Что произошло?

  2. Исследуйте глюкозу на растворимость.

  3. В пробирку налейте 8 мл раствора глюкозы и 4 мл раствора щелочи. К смеси прибавьте (встряхивая) раствор медного купороса и наблюдайте окрашивание раствора в синий цвет. С какой функциональной группой в строении молекул взаимодействует оксид меди?

  4. Нагрейте пробирку в верхней части кипения. Наблюдайте появление желтого, затем красного осадка. Объясните химические процессы, происходящие в пробирке. Какое вещество окисляется, а какое восстанавливается? Напишите уравнение реакций.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди в щелочной среде при комнатной температуре приводит к образованию сахарата меди- вещества синего цвета.

При окислении глюкозы кипячением с гидроксидом меди образуется желтый осадок CuOH, который при дальнейшем нагревании преобразуется в красную закись меди.

Инструктивная карточка №2.

Лабораторная работа «Действие антибиотиков на ферменты слюны».

Цель работы: изучить влияние антибиотиков на ферменты слюны.

Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, штатив с пробирками, крахмал, раствор йода в йодистом калии, таблетка антибиотика, водяная баня, термометр.

Ход работы

  1. Выдвинуть гипотизу исследования.

  2. Разработать последовательность операций.

  3. Проделать опыты.

  4. Подтвердилась ли гтпотеза?

  5. Сделать выводы о влиянии антибиотиков на ферменты слюны.

Инструктивная карточка №3.

Лабораторная работа «Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы».

Цель работы: путем наблюдения ознакомиться со строением ротовой полости и расположением зубов.

Оборудование: зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами ( кошки, собаки, кролика, овцы и т.д.)

Ход работы

  1. Рассмотрите с помощью зеркала свои органы ротовой полости, сравните их с изображенными на рисунках в учебнике мягкое и твердое небо, язычок, миндалины. Мягкое небо лучше видно при резком выдыхе.

  2. Вспомните строение зубов различных отрядов млекопитающих. Найдите зубы на раздаточном материале. Какова функция зубов различной формы?

  3. Прочитайте в учебнике материал о расположении и строении зубов и порядок их появления у ребенка. Рассмотрите различные зубы у себя.

  4. Какие болезни зубов вы знаете и как их предупредить?

  5. Сделайте несколько глотательных движений. Почему наступает момент, когда вы не сможете их сделать? Изучите на себе расположение слюнных желез:

    1. Сожмите пальцами щеки впереди ушей- рот заполняется слюной- это работа слюнных желез;

    2. Слегка сожмите кожу под нижней челюстью- слюна выделится из подчелюстной железы;

    3. Подъязычная железа находится глубоко, но можно увидеть ее работу. Для этого возьмите зеркало, откройте рот и захватите верхними зубами кончик языка и резко отогните язык вверх. Видно выделение слюны. Выход протока железы находится под уздечкой языка, которая соединяет середину верхней стороны языка с дном ротовой полости. Иногда можно увидеть небольшое отверстие протока железы.

  6. Приложите руку к гортани и сделайте глотательное движение. Почувствуйте, что гортань поднимается вверх, а потом возвращается вниз. Почему пища не попадает в трахею? Почему во время еды нельзя разговаривать, смеяться?

Инструктивная карточка №4.

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

Цель работы: показать расщепление крахмала под действием слюны..

Приготовление раствора слюны. Ополосните рот 2-3 раза кипяченой водой., чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте цилиндром 20 мл дистиллированной воды и слейте ее в стакан. Из этого стакана ополаскивайте рот в течение 1-2 минут и сливайте жидкость в другой стакан. Повторите операцию 2-3 раза. Собранную жидкость (50-60 мл) профильтруйте через вату и используйте для работы.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100мл (3шт) цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы.

Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, , растворы NaOH (10%), CuSO4 (0,1%), кипяченая или дистилированная вода, разбавленная соляная кислота (HCl), лакмусовая бумажка и раствор лакмуса, карандаш для стекла, стакан со льдом, горячая и холодная вода.

Ход работы

  1. Пронумеруйте 4 пробирки.

  2. В первую налейте 3 мл жидкого крахмального клейстера. Во вторую- столько же разбавленной слюны. В третью- клейстер с добавлением чистой воды. В четвертую- клейстер с добавлением слюны.

  3. Прилейте пипеткой в 3 и 4 пробирки по 2-3 капли слабого ратвора йода. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта.

  4. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 градусов Цельсия. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания доливайте горячую воду.

  5. Как изменилась окраска раствора через 10- 15 минут? Какова причина произошедших изменений?

  6. Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.

  7. Повторите опыт изменяя:

    1. Температуру воды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 градусов);

    2. Кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту до изменения окраски лакмуса). В каких случаях проба на глюкозу оказалась отрицательной? Сделайте вывод. Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:

Пробирка

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного




© 2010-2022