Проверочная работа в формате ОГЭ по теме Фотосинтез. Хемосинтез

Проверочная работа  содержит: кодификатор проверочной работы по теме «Фотосинтез. Хемосинтез»; разработаны  два варианта проверочной работы в формате ЕГЭ; составлена  характеристику данной работы. Цель работы: -проверить уровень усвоения обучающимися знаний и сформированности умений в объеме, установленном ГОС по теме «Фотосинтез. Хемосинтез»;   - создание проверочной работы, позволяющей проверить уровень усвоения обучающимися знаний  и сформированности умений в объеме, установленном ГОС по теме...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проверочной работы в формате ОГЭ по теме «Фотосинтез. Хемосинтез»


Проверочная работа

Актуальность работы состоит в подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ по биологии с использование контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы. Задания данной работы формируются на основе ЕГЭ по теме «Фотосинтез. Хемосинтез» курса биологии основной школы.

Задачи работы:

- составлен кодификатор проверочной работы по теме «Фотосинтез. Хемосинтез»;

- разработаны два варианта проверочной работы в формате ЕГЭ;

- составлена характеристику данной работы.

Планируемый результат

- повысить квалификацию в составлении контрольных работ в формате ЕГЭ;

- повысить квалификацию в составлении кодификатора и характеристики работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Объект: качество биологического образования

Предмет: уровень усвоения обучающимися темы «Фотосинтез. Хемосинтез».

ФОТОСИНТЕЗ. ХЕМОСИНТЕЗ.

Цель работы:

- проверить уровень усвоения обучающимися знаний и сформированности умений в объеме, установленном ГОС по теме «Фотосинтез. Хемосинтез»;

- создание проверочной работы, позволяющей проверить уровень усвоения обучающимися знаний и сформированности умений в объеме, установленном ГОС по теме « Фотосинтез. Хемосинтез»

Кодификатор темы «ФОТОСИНТЕЗ. ХЕМОСИНТЕЗ»

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые на ОГЭ

1

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

1.1

Стадии энергетического обмена.

2

Фотосинтез.

2.1

Фотосинтез, его значение, космическая роль.

2.2

Строение пластид

2.3

Фазы фотосинтеза. (Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь).

3

Хемосинтез.

3.1

Хемосинтез.

3.2

Роль хемосинтезирующих бактерий

4

Открытие фотосинтеза и хемосинтеза

4.1

Открытие фотосинтеза и хемосинтеза

Вариант 1

А1. Совокупность реакций распада и окисления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии и запасанием ее в молекулах АТФ, - это:

1. пластический обмен

2. биосинтез

3. энергетический обмен

4. фотосинтез

А2. Какие организмы, способные к фотосинтезу, самые древние?

1. вирусы

2. растения

3. Эвглена зеленая

4. цианобактерии

А3. Фотолиз воды в клетках живых организмов протекает в процессе:

  1. Дыхания

  2. Фотосинтеза

  3. Брожения

  4. Хемосинтеза

А4. На рисунке изображен пластид, какой цифрой обозначен тилакоид?

Проверочная работа в формате ОГЭ по теме Фотосинтез. Хемосинтез

1. ламелла

2. внешняя мембрана

3. тилакоид

4. строма

А5. Процесс синтеза органических веществ из неорганических называется :

1. фотосинтезом

2. фотолизом

3. гликолизом

4. репликацией

А6. Открыл и изучил процесс хемосинтеза:

1. Д.И. Ивановский

2. К.А. Тимирязев

3. Виноградский С.Н.

4. А. Левенгук

В заданиях В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры.

В 1. Световая фаза фотосинтеза характеризуется:

  1. синтезом АТФ

  2. возбуждением молекулы хлорофилла

  3. расщеплением молекулы воды

  4. использованием энергии АТФ

  5. образованием углевода

  6. использованием молекул углекислого газа

Ответ: ___________

Выполняя задание В2, установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой и фазой процессов фотосинтеза.

Характеристика

Фаза

А) восстанавливается молекула углекислого газа

Б) используется энергия АТФ

В) возбуждается молекула хлорофилла

Г) в результате реакций образуются молекулы глюкозы

Д) происходит фотолиз воды

Е) путем присоединения остатка фосфорной кислоты к АБФ синтезируется АТФ

1) световая

2) темновая

Ответ: ______________

В3. Вставьте в текст «Типы питания живых организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведенную ниже таблицу.

Типы питания живых организмов.

Процесс потребления вещества и энергии называется _________(А). По источнику углерода живые организмы делятся на автотрофов и __________ (Б). В зависимости от источника энергии автотрофы делятся не ___________ (В), которые используют световую энергию, и _________ (Г), использующих химическую энергию.

Перечень терминов

  1. фототрофы

  2. питание

  3. миксотрофы

  4. гетеротрофы

  5. хемотрофы

  6. обмен веществ

  7. катаболизм

  8. паразиты

Ответ:

А

Б

В

Г





С1. Используя содержание текста «Фотосинтез», ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие вещества образуются в световую фазу фотосинтеза и какова их дальнейшая «судьба»?

  2. В каких органах, кроме листьев, может протекать фотосинтез?

  3. В чём состоит космическая роль растений?

ФОТОСИНТЕЗ

Фотосинтез у зеленых растений - это процесс преобразования света в химическую энергию органических соединений, синтезируемых из углекислого газа и воды. Фотосинтез происходит в две фазы - световую и темновую.

Световая фаза фотосинтеза. Хлорофилл поглощает квант света, который переводит электрон в возбужденное состояние. Возбужденный электрон приобретает большой запас энергии и перемещается на более высокий энергетический уровень. Возбужденный электрон, перемещаясь по цепи сложных органических соединений, теряет энергию, которая используется для синтеза АТФ. Под воздействием света происходит процесс фотолиза воды. В результате образуются ионы водорода (Н+) и электроны (е-), а также побочный продукт - кислород (О2). Электроны и ионы водорода взаимодействуют с молекулой - переносчиком.

Темновая фаза фотосинтеза. В реакциях темновой фазы углекислый газ восстанавливается до глюкозы, при этом затрачивается энергия, запасённая в молекулах АТФ и молекулах-переносчиках водорода. Углекислый газ растение получает из воздуха через устьица.

Продуктивность фотосинтеза велика: за один час на 1м2 площади листа синтезируется до 1г сахара.

Вариант 2

А1. Совокупность реакций синтеза органических веществ, сопровождающихся поглощением энергии за счет распада молекул АТФ, - это:

1. пластический обмен (ассимиляция)

2. метаболизм

3. энергетический обмен (диссимиляция)

4. катаболизм

А2. В процессе хемосинтеза организмы преобразуют энергию химических связей:

  1. Липидов

  2. Полисахаридов

  3. Строительных белков

  4. Неорганических веществ

А3. Какие организмы стали развиваться в результате появления хлорофилла у эукариот?

1. грибы

2. растения

3. лишайники

4. насекомые

А4. На рисунке изображен пластид, какой цифрой обозначен ламелла? Проверочная работа в формате ОГЭ по теме Фотосинтез. Хемосинтез

1. ламелла

2. оболочка хлоропласта

3. тилакоид

4. строма

А5. При фотосинтезе фиксация углекислого газа происходит:

1. только в темновой фазе

2. в световой фазе при синтезе АТФ

3. вне зависимости от света

4. только при синтезе АТФ

А6. В изучение процесса фотосинтеза внёс вклад русский ученый:

1. Н.И. Вавилов

2. К.А.Тимирязев

3. И.П. Павлов

4. В.И. Вернадский

В заданиях В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры.

В 1. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется:

  1. синтезом АТФ

  2. возбуждением молекулы хлорофилла

  3. расщеплением молекулы воды

  4. использованием энергии АТФ

  5. образованием углевода

  6. использованием молекул углекислого газа

Ответ: ____________________

Выполняя задание В2, установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой и фазой процессов фотосинтеза.

Характеристика

Фаза

А) происходит в строме хлоропласта

Б) выделяется кислород

В) происходит в тилакоидах

Г) образуется глюкоза

Д) образуются молекулы АТФ и НАДФ Н2

Е) затрачиваются молекулы АТФ и НАДФ Н2

1) световая

2) темновая

Ответ: ______________

В3. Вставьте в текст «Хемосинтез» пропущенные термины из предложенного перечня, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведенную ниже таблицу.

Хемосинтез.

Некоторые бактерии, лишенные ___________ (А), также способны к синтезу ______________ (Б) соединений, при этом они используют энергию химических реакций неорганических веществ, такое преобразование называется _______________ (В). Фиксируя атмосферный азот, переводя нерастворимые минералы в форму, пригодную для усвоения растениями, __________________ (Г) бактерии играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Перечень терминов

  1. обмена веществ

  2. органических

  3. серобактерии

  4. фотосинтезом

  5. хлорофилла

  6. автотрофы

  7. азотфиксирующие

  8. хемосинтезом

Ответ:

А

Б

В

Г





С1. Используя содержание текста «Пластиды», ответьте на следующие вопросы.

  1. Каковы функции пластид?

  2. С какими органоидами сходны по строению и выполняемым функциям хлоропласты?

  3. При каких условиях и почему происходит позеленение клубней картофеля? Можно ли употреблять такие клубни в пищу?

ПЛАСТИДЫ

В цитоплазме клеток всех растений находятся пластиды. Различают три основных типа пластид: зелёные - хлоропласты, цветные - хромопласты, бесцветные - лейкопласты.

Хлоропласты содержатся в клетках листьев и других зеленых органов растений. Зелёный цвет хлоропластов зависит от содержания в них пигмента хлорофилла. Хлоропласты отграничены от цитоплазмы двумя мембранами. Наружная мембрана гладкая, а внутренняя образует много складчатых выростов - гран. В мембранах гран расположены молекулы хлорофилла. В хлоропластах происходит фотосинтез, синтезируется крахмал и АТФ.

Хромопласты находятся в цитоплазме клеток цветков, плодов, стеблей и листьев.

Лейкопласты бесцветны. Они содержатся в цитоплазме неокрашенных частей растений, например, в стеблях, корнях, клубнях. Форма их разнообразна. Лейкопласты накапливают зерна крахмала.

Хлоропласты, хромопласты и лейкопласты способны к взаимному переходу. Так, при созревании плодов или изменении окраски листьев осенью хлоропласты превращаются в хромопласты, а лейкопласты могут превращаться в хлоропласты, например, при позеленении клубней картофеля.

Ответы

Вариант № 1

Вариант

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

1

3

4

2

3

1

3

123

221211

2415

С1

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. В световую фазу фотосинтеза образуются: АТФ - источник энергии для синтеза глюкозы в темновой фазе; атомы водорода используются в темновой фазе для восстановления углекислого газа до глюкозы, молекулярный кислород - побочный продукт - выделяется в атмосферу через устьица.

  2. Фотосинтез может протекать в органах растений, клетки которых содержат хлоропласты, а это молодые побеги, стебли травянистых растений, незрелые плоды.

  3. В процессе фотосинтеза растения образуют: органические вещества, обеспечивая пищей другие организмы; кислород, который необходим для дыхания всем живым организмам. Также растения поглощают углекислый газ и тем самым поддерживают постоянный газовый состав атмосферы.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

или

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

или

Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

Вариант № 2

Вариант

Задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

В3

2

1

4

2

1

3

2

456

211212

5287

С1

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. Хлоропласты - фотосинтез, хромопласты - окраска цветов, плодов, осенних листьев, лейкопласты - накопление крахмала (запасающая функция).

  2. По строению и выполняемым функциям хлоропласты сходны с митохондриями - имеют двухмембранное строение, и в них, так же как и в митохондриях, происходит синтез АТФ.

  3. Клубни картофеля зеленеют на свету, так как лейкопласты могут превращаться в хлоропласты. Позеленевшие клубни картофеля в пищу употреблять нельзя, так как в них накапливается ядовитое вещество - соланин.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

или

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,

или

Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

Характеристика проверочной работы

1 вариант

№ задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

Вариант 1

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

2.1

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

А3

2.3

называть

в знакомой ситуации

прочность

А4

2.2

называть

в измененной ситуации

прочность, гибкость

А5

2.3

характеризовать, называть

в измененной ситуации

прочность

А6

3.1;

4.1

анализировать

в измененной ситуации

прочность

В1

2.3

характеризовать

в измененной ситуации

Полнота, глубина

В2

2.3

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

В3

3.2

устанавливать логическую последовательность

в измененной ситуации

гибкость

С1

2.1;

2.3;

3.2

анализировать, идентифицировать

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость


Характеристика проверочной работы

2 вариант

№ задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

Вариант 1

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

2.1

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

А3

2.3

называть

в знакомой ситуации

прочность

А4

2.2

называть

в измененной ситуации

прочность, гибкость

А5

2.3

характеризовать, называть

в измененной ситуации

прочность

А6

3.1;

4.1

анализировать

в измененной ситуации

прочность

В1

2.3

характеризовать

в измененной ситуации

Полнота, глубина

В2

2.3

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

В3

3.2

устанавливать логическую последовательность

в измененной ситуации

гибкость

С1

2.1;

3.1;

3.2;


анализировать, идентифицировать

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость





Материал для составления характеристики заданий

Уровни деятельность (3 варианта): В знакомой ситуации, В измененной ситуации, В новой ситуации

Надпредметные умения (варианты): называть, характеризовать, объяснять, выявлять соответствие, устанавливать логическую последовательность, устанавливать причинно -следственные связи, анализировать и др.

Качество усвоения знаний(варианты) прочность, глубина, осознанность, систематичность и др.



© 2010-2022