Роль нетрадиционных интегрированных уроков в формировании компетенций учащихся

                Современный анализ обученности учащихся показал, что российские школьники хорошо умеют воспроизводить знания, но не умеют применять их на практике. Чтобы обеспечить личную и социальную самореализацию,  необходимы изменения в содержании обучения.  Задача учителя заключается не только и не столько в передаче информации, сколько в формировании различных компетенций, способов деятельности, опыта познания мира и эмоционального переживания. Такой подход требует привлечения инновацион...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Наталия Николаевна (МБОУ СОШ №70)

Роль нетрадиционных интегрированных уроков в формировании компетенций учащихся

Современный анализ обученности учащихся показал, что российские школьники хорошо умеют воспроизводить знания, но не умеют применять их на практике. Чтобы обеспечить личную и социальную самореализацию, необходимы изменения в содержании обучения. Задача учителя заключается не только и не столько в передаче информации, сколько в формировании различных компетенций, способов деятельности, опыта познания мира и эмоционального переживания

Такой подход требует привлечения инновационных технологий, среди которых важная роль отводится интеграции, возвращающей нас к античной науке с её единством философии, естествознания, искусствоведения. В конечном счёте, интеграция должна способствовать обретению человеком гармонии с окружающим миром.

В современной школе она идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметных и межпредметных. При этом используются материалы из традиционных, классических предметов и включаются новые знания.

Как правило, в школе интегрируются предметы одного из циклов: естественного, гуманитарного или физико-математического. Мы попытались соединить, казалось бы, несоединимые предметы: физику и биологию. Основными задачами были следующие: рассмотреть работу системы кровообращения с позиций биофизики; развитие аналитических способностей учащихся на примере работы сложных биосистем; воспитание правильного отношения к собственному здоровью.

В этом учебном году мы провели два бинарных урока биофизики: кровеносная и пищеварительная системы человека и универсальные законы классической механики.

Вместе с учителем физики нами были разработаны и проведены уроки по темам: «Кровообращение» (8 класс) ; «Пищеварение» (8 класс), а также проводились уроки по темам «Звуковые волны» (8 класс). Цель урока: сформировать у учащихся понятие «звук»; познакомить с характеристиками звука; научить различать звуки по громкости, тону, тембру; показать, как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний; показать связь физики с биологией и музыкой. «Действие законов физики в жизнедеятельности клетки». Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать естественнонаучное миропонимание учащихся, идеи, выражающие фундаментальные закономерности живой природы на примере жизнедеятельности клетки.

Доказать, что клетка - накопитель, создатель и преобразователь энергии на примере энергетического обмена и фотосинтеза; показать действие законов физики в жизнедеятельности клетки;

Что мы наблюдаем? Интеграция биологии и физики даёт представление о единстве физического и материального в нашем мире. Физика-наука о природе, изучающая окружающий человека мир. В этом точки соприкосновения двух дисциплин.

Важная роль отводится применению ИКТ. В ходе подготовки к урокам учащиеся, работая в творческих группах, создают различные презентации: например, «Первые шаги в медицину», «Движение крови по организму» и др. Всё это делает уроки яркими, запоминающимися, эмоционально и интеллектуально насыщенными. В качестве домашнего задания учащиеся пишут эссе, в которых отражаются мысли и чувства, вызванные нестандартными уроками.

В ходе подобных уроков используются в основном приёмы сравнения и сопоставления понятий и явлений из разных сфер. Благодаря этому представление о человеке и о жизни расширяется и углубляется. Всё это позволяет выйти на новый уровень обобщения, помогает достичь гармоничного восприятия мира растущим поколением.

Одним из самых существенных результатов интеграции должно быть единство формирования у учащихся таких ценностей, как язык и речь, культура взаимоотношений людей, их физическое и нравственное здоровье, состояние мира как нормы жизни.

На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Здесь важны не столько конкретные результаты, сколько рождение у педагогов и учащихся нового уровня мышления - глобального, интегрированного.



© 2010-2022