Урок на тему Состав и структура биогеоценоза

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Структура и свойства биогеоценозов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Сформировать представление о биогеоценозах и их свойствах.

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить структуру и характеристику биоценозов.

  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение проектировать.

  • Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к предмету, бережное отношение к природным ресурсам. Продолжать экологическое воспитание учащихся.



Оборудование: презентация, заготовки для проектов, иллюстрации животных разных групп, клей, фломастеры, двусторонний скотч, бумажные ромашки

Ход урока:

  • Организационный момент

( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)

2. Актуализация знаний.

- Готовясь к уроку, я нашла один интересный факт. Учённые Новосибирского НИИ провели исследование и выяснили, что после переселения дальневосточной белки в леса Кавказа, у неё были отмечены изменение окраски шерсти и густота подшерстка. Причём, кормовая база оставалась практически неизменной. (ответы детей)

- Как вы думаете, с чем связаны эти изменения? Что такое среда обитания? Какие группы экологических факторов вам известны?

- Перед вами на экране дано тестовое задание. Вам необходимо соотнести приведённые ниже примеры к той или иной группе экологических факторов. Ответы вы шифруете (напротив буквы ставите цифру, которой соответствует правильный пример). На выполнение задания вам отводится 2 минуты. Приступайте.

Задание: К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам:

А.абиотические факторы,

Б биотические факторы,

В антропогенные факторы.

1. Пятнистые олени питаются ветвями деревьев и кустарников.

2. Загрязнение водоёмов промышленными стоками.

3. Щука поедает карасей.

4. Лягушка питается насекомыми.

5. Снижение урожая из-за нехватки удобрения в почве.

6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8. Листопад.

9. Лишайник.

10. Клещи питаются только кровью животных.

11. Сосуществование белки и лося на одной территории.

12. Растения - эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

13. Волк поедает зайца.

14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15. Осушение болот.

16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17. Борьба хищников одного леса за пищу.

18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.

19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20. Искусственное орошение полей пшеницы.

- Давайте проверим правильность выполнения задания. Верные ответы вы видите на экране. Оцените себя. Кто справился с заданием? У кого возникли проблемы? Спасибо. Отложите тетради.



3. Изучение нового материала.

Прежде чем начать изучение новой темы, я предлагаю вам послушать сказку Виталия Бианке « Старик и сова».

Сидит старик, чай пьёт. Да не просто пьёт - молоком белит.

Летит сова. - Здорово, друг!

А старик ей: - Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься,-какой я тебе друг!

Рассердилась сова. - Ладно же, - говорит,-старый! Не стану по ночам к тебе на луг прилетать, мышей пугать, сам лови!

А старик: - Ну и ладно!

Ночь пришла. На стариковском лугу мыши в норах свистят, перекликаются.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А сова из дупла:

- Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

- А пускай летят!

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят…

А сова из дупла: - Старик! Гляди, как бы хуже не вышло.

- Не выйдет!

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это старику.

А сова из дупла: - Старик, корова твоя мычит, клеверу просит!

Молчит старик, ничего не говорит.

Была корова с клевера здорова, стала корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже и жиже.

А сова из дупла: - Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться!

Старик бранится, а дело то не идёт. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда разоряют. Шмели разлетелись, на стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится, Корова без клевера тощает, молока стало мало. Вот и чай старику белить нечем стало.

Пошёл старик к сове кланяться. Простила сова старика и полетела мышей ловить.

- То-то,- говорит,- старый. Дружно - не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь мне легко без твоих мышей?

Стал старик молоком чай белить, да сову хвалить, к себе в гости звать, ухаживать.

Так, что же общего между стариком, совой и стаканом молока? ( Варианты ответов учащихся)

- Конечно, это сказка, однако даже древнегреческий философ Цицерон однажды сказал: "Все элементы мироздания гармонично связаны между собой"и, действительно, в природе все взаимосвязано. Растения, животные, микроорганизмы совместно существуют, это приводит к возникновению между ними разнообразных взаимоотношений. Сообщества живых организмов совместно живущих на определённой территории и связанных между собой пищевыми и энергетическими связями называют биогеоценозом. В природе БГЦ бывают разного масштаба. Мы можем выделить БГЦ моховой кочки, разрушенного пня, луга, болота, леса и т.д. Можем создать рукотворный БГЦ - аквариум, террариум, клумба, теплица и др. Во всех случаях это сообщество организмов, приспособленных к абиотическим условиям и связанные друг с другом.

- Запишите определение БГЦ в своих тетрадях. ( определение дано на экране)

- Давайте сравним биогеоценоз с ромашкой, обратите внимание на цветок, лежащий перед вами. Череда лепестков располагается один за другим…На самом деле ромашка - это сложный, хорошо отлаженный организм, где каждая часть выполняет свою функцию.

Вы можете увидеть, что в ромашке все расположено по местам. Если удалить хотя бы один лепесток, то ромашка потеряет свою красоту, свою целостность. Каждый элемент данного цветка, каждая его частичка подчиняется общему. Таким же образом выглядит любой биогеоценоз. Каждая популяция биогеоценоза подчинена сообществу и взаимосвязана с его многими разнообразными видами. Любой биогеоценоз, как и ромашка, имеет свою структуру: элементы входящие в него - такими элементами являются продуценты, консументы, редуценты.

Продуцентами называют организмы, производящие органическое вещество. К продуцентам относятся зелёные растения.

Консументами называются организмы, которые в свою очередь также создают орг. вещества, но уже животного происхождения. Различают консументы первого ( растительноядные) и второго порядка (плотоядные).

Редуценты - организмы, разлагающие органическое вещество, к ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные ( дождевой червь)

- Запишите в тетрадях определение продуцентов, консументов, редуцентов и приведите по 2-3 примера.

В любом БГЦ между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в БГЦ обеспечивают организмы энергией. Извлеченная при переработке пищи энергия расходуется на процессы жизнедеятельности - дыхание, передвижение, размножение, рост и развитие.

Состав обитателей в каждом БГЦ неслучаен: он приспособлен к жизни в тех условиях, которые имеются на данной территории. БГЦ могут быть бедные и богатые видами. Например: в тундре бедный видовой состав, а в тропическом лесу - богатый. Приведите примеры бедных и богатых видами БГЦ.

Чем выше численность видов в биогеоценозе, тем более устойчив он к различным вмешательствам.

Устойчивость БГЦ также обеспечивается ярусностью - пространственной и временной.

- Давайте рассмотрим пространственную ярусность на примере растений. Лес сходен с многоэтажным домом, где каждый этаж занят определёнными «жителями», т.е. особями определённого вида. Пространственная ярусность характерна как для растений, так и для животных.

Временная ярусность также характерна как для растений, так и для животных и связана с особенностями питания животных, наличием кормов и необходимых укромных мест для строительства гнёзд, нор, логовищ. Например: сроки прилёта птиц к местам гнездовий различны и зависят прежде всего то наличия кормов.

- Ребятя, перед вами лежат заготовленные листы ( луг, лес, пруд, поле, болото, клумба), на которых изображены природные сообщества. Вам необходимо, опираясь на предложенный план, охарактеризовать данное сообщество и доказать, что данное сообщество является БГЦ ( на экране представлен план выполнения проекта)

1.Дайте название БГЦ.

2. Определите беден или богат видовой состав данного сообщества.

3. Определите ярусы.

4. Распределите живые организмы по функциональным группам ( поделите их на продуценты, консументы, редуценты).

5. Распределите животных согласно ярусности.

6. Докажите, что данное сообщество является БГЦ.

Закрепление знаний

Группы защищают проекты по предложенному плану. Представители групп выходят к доске, прикрепляют проекты, описывают их.

- Сегодня вы многое узнали о биогеоценозах, спроектировали их на бумаге. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

- Можно ли сказать, что все группы спроектировали именно БГЦ? Почему?

- Скажите, а что же их объединяет?

- Посмотрите внимательно, все ли представленные БГЦ одинаковы? В чем отличие?

( ответы учащихся) Т.е. БГЦ могут быть природными, а могут создаваться человеком и называются искусственными. Посмотрите на представленные БГЦ, какие из них являются искусственными?

- Ребята, давайте вернёмся к нашей ромашке и, опираясь на сделанные выводы, заполним её содержанием. В середине напишем, так что же такое БГЦ? На лепестках - чем характеризуется БГЦ. ( видовой состав, масштаб, ярусность, взаимосвязь организмов,

Что же у нас получилось? ( обсуждение результатов)

VIII. Домашнее задание.

П.53, вопросы после параграфа

Ответьте на вопрос:

- Могут ли в природе существовать экосистемы, в которых отсутствует одна из функциональных групп организмов?





© 2010-2022