- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию Юный эколог 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию Юный эколог 1-4 классы
Раздел | Биология |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никифорова З.С. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Седельниковский муниципальный район Омской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Кукарская основная школа″
УТВЕРЖДАЮ:
Директор _______________
″___″ _____________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
___________
″___″ _____________2015г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________
″___″ _____________2015г.
Программа внеурочной деятельности
По экологическому воспитанию «Юный эколог»
Уровень образования (класс): начальное общее, 1-4 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель З.С. Никифорова
1 квалификационная категория
Программа разработана на основе курса «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
с. Кукарка
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. Программа направлена на формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально - культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Цель программы «Юный эколог» - формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию сомоценности природы;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
- развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Программа состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в единой логике: 1-й год обучения - «Экология моего дома», 2-й год обучения - «Неживое в природе», 3-й год обучения - «Экология животных»
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Юный эколог» имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Программа разработана для обучающихся 1-4 классов. Данная программа соответствует третьему году обучения. На освоение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 8 разделов.
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Введение - 3 часа
-
Вводное занятие. История Земли
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведение наблюдений в природе, экскурсий. Беседа о целях кружка в новом году. Рассказ о рождении планеты. Понятие - земная кора. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли». Анализ работ.
-
Где растения и животные живут сегодня?
Работа с картой полушарий на которой изображён растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, которые живут на разных материках. (на примере верблюдовых)
-
Наблюдение в природе
Живая-неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы
Среда обитания - 2 часа
-
Среда обитания. Природные зоны
Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон. Разнообразие живых организмов
-
Сообщества. Изменения сообществ
Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменение природы после пожара. Изменение природы после вмешательства человека
Жизнь животных - 3 часа
-
Динозавры - вымерший вид
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
-
Красная книга - способ защите редких видов животных и растений
Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Редкие животные
-
Наблюдения в живой природе
Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязь в природе
Моря и океаны - 3 часа
-
Моря и океаны. Круговорот воды
Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Опыты с водой на выявление её свойств: прозрачность, растворяемость, испарение, замерзание, таяние.
-
Мир рыб
Многообразие рыб. Жизнь в поверхностном слое океана. Животные обитающие на дне. Аквариумные рыбки
-
Экологический проект «Чистый берег»
Подготовка и защита проектов
Природные зоны - 9 часов
-
Равнины. Обитатели равнин
Понятие «равнина». Луга и пастбища. Животный мир равнин. Приспособленности к среде обитания.
-
Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур
Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд - корабль пустыни.
-
Растущие пустыни. Роль человека
Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет.
-
Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»
Что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь.
-
Леса. Жители лесов
Вечнозелёные, лиственные, хвойные, горные леса. Обитатели лесов.
-
В верхнем ярусе леса
Жизнь насекомых и птиц. Их многообразие.
-
Лесная подстилка
Живые организмы в лесной подстилке, их роль в жизни леса.
-
Животный мир полярных районов
Общие черты и различия видов животных. роль человека в освоении и покорении холода.
-
Жизнь в горном климате
Горные цепи. Африканские горы, Альпы, скалистые горы в Северной Америке, Анды, Гималаи - своеобразие животного мира.
Реки и озёра - 3 часа
-
Путь реки
Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена)
-
Животный мир возле рек и озёр области
Природа области - благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с Красной книгой области
-
Животный мир Амазонки
Хищники и ядовитые животные.
Человек и животные - 9 часов
-
Жизнь среди людей
Жизнь в городах. Человек и животное
-
Весенний день птиц!
Проведение акции
-
Домашние животные
Рассказы детей о своих питомцах
-
Викторина «Собаки - наши друзья»
Игра - викторина по породам собак
-
Люди и паразиты
Понятие - паразиты. Питание за счёт других
-
Бактерии и вирусы
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.
-
Исчезающие виды животных
Почему исчезают животные?. Диалог.
-
Защита животных
Организация заповедников, национальных парков. Выращивание редких видов животных в зоопарках и возвращение их в дикую природу
-
Насекомые
Экскурсия. Наблюдение за насекомыми
Заключение - 2 часа
-
Начни с себя!
Акция (по классам). Выступление детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ
-
Круглый стол
Беседа о необходимости беречь и защищать природу (совместно с родителями). Обсуждение и оценка результатов работы с детьми.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации
Количество часов
Аудиторных
Внеаудиторных
Теория
Практика
ВВЕДЕНИЕ - 3 часа
1
Вводное занятие. История Земли
Беседа. Работа с картой. Рисунок «Репортаж из прошлого Земли»
0,5
0,5
2
Где растения и животные живут сегодня?
Диалог. Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах
0,5
0,5
3
Наблюдение в природе
Экскурсия. Игра «Живое - неживое»
1
СРЕДА ОБИТАНИЯ - 2 часа
4
Среда обитания. Природные зоны
Просмотр видеофрагментов. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания
0,5
0,5
5
Сообщества. Изменения сообществ
Беседа. Рассматривание иллюстраций. Выпуск листовок «Береги природу!»
0,5
0,5
ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ - 3 часа
6
Динозавры - вымерший вид
Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Обсуждение. Рисунок «Динозавр - гость из прошлого»
0,5
0,5
7
Красная книга - способ защите редких видов животных и растений
Акция «Знай и сохраняй!»
1
8
Наблюдения в живой природе
Экскурсия. Зарисовка прилетевших на участок птиц
1
МОРЯ И ОКЕАНЫ - 3 часа
9
Моря и океаны. Круговорот воды
Работа с картой полушарий. Игра - путешествие.
Опыты с водой. Составление схемы круговорота
0,5
0,5
10
Мир рыб
Занятие - игра.
1
11
Экологический проект «Чистый берег»
Подготовка и защита проектов. Работа со статьями по экологии
0,5
0,5
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ - 9 часов
12
Равнины. Обитатели равнин
Беседа. Рассматривание иллюстраций. Разукрашивание альбома животные Африки
0,5
0,5
13
Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур
Сообщения детей
1
14
Растущие пустыни. Роль человека
Работа с экологической литературой. Подготовка проекта
0,5
0,5
15
Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»
Диалог . Акция
1
16
Леса. Жители лесов
Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?»
1
17
В верхнем ярусе леса
Диалог. Разукрашивание альбома «Птицы»
0,5
0,5
18
Лесная подстилка
Беседа
1
19
Животный мир полярных районов
Игра «Кто где живёт?»
1
20
Жизнь в горном климате
Сообщения детей
1
РЕКИ И ОЗЁРА - 3 часа
21
Путь реки
Географическая игра «Покажи на карте»
0,5
0,5
22
Животный мир возле рек и озёр области
Игра «Кто больше назовёт?». Работа с картой и атласом области
0,5
0,5
23
Животный мир Амазонки
Рисунок «Удивительные животные»
0,5
0,5
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ - 9 часов
24
Жизнь среди людей
Беседа. Изготовление кормушек для птиц
0,25
0,25
0,5
25
Весенний день птиц!
Конкурс знатоков
1
26
Домашние животные
Конкурс рисунков «Мой питомец»
0,5
0,5
27
Викторина «Собаки - наши друзья»
Игра
1
28
Люди и паразиты
Беседа. Работа со справочной литературой
1
29
Бактерии и вирусы
Мини-сочинение «Защити себя». Работа с микроскопом
0,5
0,5
30
Исчезающие виды животных
Диалог
1
31
Защита животных
Диалог. Работа с Красной книгой. Выпуск листовки
0,5
0,5
32
Насекомые
Экскурсия
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 2 часа
33
Начни с себя!
Акция. Подведение итогов
1
34
Круглый стол
Диалог - обсуждение
0,5
0,5
Итого:
17,75
12,75
3,5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
- Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт.-сост. Л.Д. Ласкина и (др.). - Волгоград: Учитель, 2011
- Экологическое воспитание и образование в школе: по результатам областного конкурса учебно-методических материалов / редкол.: Г.И. Саренко (и др.) - Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008
- Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С.19-22.