Урок биологии по теме Вегетативное размножение растений (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока

Журбенко Виктории Евгеньевны

Учителя биологии и химии

Категория: высшая


6 класс

Урок №23

Тема: Вегетативные органы растений. Вегетативное размножение растений.

Тема урока: Вегетативное размножение растений.

Цель: знакомства со способами вегетативного размножения, значении вегетативного размножения для растений и человека;

организовать деятельность для развития умений составлять схемы, анализировать и делать выводы;

содействовать экологическому воспитанию , привить любовь к природе.

Средства обучения: таблицы: «способы вегетативного размножения», презентация, живые комнатные растения.

Методы и приемы:

Фронтальный опрос, информационно - рецептивный рассказ учителя, составление опорного конспекта.

План урока:

I.Организационный момент……………………….....................................................(1-2 мин.)

II.Мотивация познавательной деятельности (целеполагание)…………………….( 2 мин.)

III.Актуализация опорных знаний и умений………………………………………..( 7 мин.)

ІV.Изучение нового материала( объявление темы урока)……..…………………...(7-10 мин)

V.Закрепление нового материала…………………………………………………….(6 мин.)

VI.Формирование навыков практического использования полученных знаний…. (7 мин.)

VII.Домашнее задание…………………………………………………………………(5 мин.)

VIII.Контроль усвоения материала…………………...................................................(6 мин.)

Ход урока:

Актуализация знаний:

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы протекающие в растениях. А если растение не успело расцвести или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений». (Слайд 1)

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

Давайте посмотрим на тему, которую записали, разберём её, определим цели и начнём, (Слайд 2)

Изучение нового материала:

- На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений?

(вегетативные и генеративные);

- Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?

(Вег.-корень, стебель, листья; Ген.-цветок)

- Что такое размножение? (Слайд 3) Записать определения в тетрадь

- Теперь разберем, какие бывают виды «Вегетативное размножение», (Слайд 4)

Способы вегетативного размножения цветковых растений много, рассмотрим несколько из них.

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, (внешний вид таблицы на слайде или на отдельных листочках на партах, см. Приложение 1). Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.

Виды вегетативного

размножения

Способ размножения

Примеры растений

1.Листьями

Листьями

каланхоэ, фиалка

Частью листа

сансевьера


Способы вегетативного размножения:

1.Листьями (Слайд 5)

Листьями (бегония, каланхоэ, фиалка) или частью листа (сансевьера)

2.Стеблем

Надземные части побегов

2.1. Стеблевые черенки (Слайд 6) Стеблевой черенок - это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( роза, виноград, смородина, традесканция, тополь, бальзамин и т.д.)

* Перед фрагментом "Размножение отводками" сообщение учителя:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ - размножение отводками.

2.2. Отводками. (Слайд 7)

Отводок - это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин, малина, ежевика и т.д.)

2.3. Усами. (Слайд 8)

Усы - это удлиненные надземные ползучие недолговечные

побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (Хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)

2.4. Прививка (Слайд 9)

Это приживление одной части растения на другое растение. Другое название - Трансплантация. Растение на которое прививают, называется - подвоем, а растение на которое прививают - привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

А) прививка может производится почкой(окулировка) или глазком - летом, важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

Б) черенком (весной). Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

Подземными видоизменёнными побегами.

2.5 Луковица. (Слайд 10)

Детка луковицы - это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс.

2.5 Клубень. (Слайд 11)

Клубень - это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур, георгина, батат).

2.6 Корневищем. (Слайд 12)

Корневище - подземный побег, несущих на себе спящие почки ( пырей, ландыш, ирис , орхидея).

3. Корнем

3.1. Корневыми черенками (Слайд 13)

Осенью до наступления заморозков материнское растение выкапывают из земли и один из главных его корней срезают у основания. Толстую часть корня разрезают на несколько отрезков. На зиму полученные корневые отрезки или черенки помещают в ящик с влажным песком или легким земельным субстратом на основе торфа. Корневые черенки втыкают в субстрат вертикально, соблюдая направление роста, или укладывают горизонтально, присыпают землей и держат в достаточно прохладном, но защищенном от мороза месте, например в подвале или погребе. Ни в коем случае нельзя допустить перемерзания черенков, иначе они погибнут (одуванчик, малина, вишня, осот, водосбор, маки т.д.)

3.2. Корневыми отпрысками. (Слайд 14)

Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми. (слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг).

3.3 Корневые клубни. (Слайд 15)

Корневые клубни - представляют собой утолщения боковых корней. Корневыми клубнями размножаются батат, в декоративном садоводстве - георгин. При размножении георгинов необходимо брать корневые клубни с основанием стебля, несущим почки, так как корнеклубни почек не образуют.

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения.

А какого его значение?

- Значение вегетативного размножения:

Биологическое значение (Слайд 16)

1. Размножение растений в случае повреждения значительной части растения (пожары, вырубки и пр.)

2. Возможность размножения цветковых растений при отсутствии факторов перекрестного опыления - ветра, насекомых

3. Способствует быстрому захвату новых площадей питания, расселению растений;

4. Образование новых особей из вегетативных органов там, где затруднено половое размножение;

Хозяйственное значение

1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

2. Необходимость сохранения наследственных признаков сорта.( повторяют свойства материнского организма);

3. Возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном

4.Образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян.

Закрепление.

1.- Ребята, посмотрите внимательно на значение вегетативного размножения и скажите «в чём заключаются преимущества и недостатки вегетативного размножения?»

Ответ: Преимущества раскрывают пункты 1.2.4, а недостаток в том, что дочерние организмы полностью повторяют свойства материнского организма и поэтому плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям среды.

2.- Вы обратили внимание, что здесь есть растения которые растут у нас в школе, в классе. Если вам захочется их иметь дома, то какими видами вегетативного размножения вы воспользуетесь.

3.- Могут ли растения самостоятельно в природе, то есть без участия человека, вегетативно размножаться? Это будет естественное или искусственное размножение?

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 16 выучить, повторить конспект, ответить на вопрос в тетради.( Знаешь ли ты другие растения, у которых новое поколение образуется из усов, клубней, листьев, части стебля или части корня?

Итоговый вопрос по данному этапу урока: "Подскажите, как помочь садоводу, у которого ни-как не уродится хорошая смородина?"

Приложение 1.

Виды вегетативного

размножения

Способ размножения

Примеры растений

1.Листьями

Листьями

каланхоэ, фиалка

Частью листа

сансевьера

2.Стебель

надземный побег



3.Стебель

подземный побег



4.Корень





Приложение 2.

Значение вегетативного размножения

Биологическое значение

Хозяйственное значение






























Прилагается презентация к уроку.




© 2010-2022