- Преподавателю
- Биология
- Программа подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по биологии
Программа подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аникеева Н.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
-
Биология как наука, её достижения;
-
Признаки и свойства живого;
-
Уровни организации живой природы;
2.КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
2.1. Изучение клетки
-
История изучения клетки
-
Методы цитологии.
-
Клеточная теория, её основные положения. Клеточное строение организмов
-
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов
2.2. химическая организация клетки.
-
Химическая организация клетки. Неорганические соединения
-
Органические соединения клетки: углеводы, липиды.
-
Белки, строение, функции:
-
Нуклеиновые кислоты, строение, свойства, функции.
-
Решение задач по строению ДНК и РНК
-
Строение про- и эукармотической клетки. Взаимосвязь строения я функций частей и
органелл клетки - основа её целостности
2.3.Метаболизм клетки
-
Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
-
Энергетический обмен и его особенности у различных организмов.
-
Фотосинтез.
-
Хемосинтез
-
Биосинтез белка. Генетический код и его свойства
-
Матричный характер биосинтеза. Транскрипция и трансляция.
-
Решение задач по молекулярной биологии
2.4. Размножение клеток -
Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство.
-
Митоз, значение
-
Мейоз, значение
-
Сходство и отличие митоза и мейоза.
-
Развитие половых клеток у растений и животных. Гаметогенез и спорогенез.
З.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.1. Типы питания.
> Автотрофные, гетеротрофные, хемотрофные организмы.
3.2. Вирусы
-
Вирусы, строение, классификация.
-
Бактериофаги.
-
ВИЧ, СПИД.
3.3. Размножение и развитие организмов.
-
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличия
полового и бесполого размножения. -
Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.
-
Онтогенез и присущие ему закономерности.
-
Эмбриональное развитие, специализация клеток, образование тканей, органов.
-
Постэмбриональное развитие организмов и особенности его этапов у различных
организмов.
3.4. Основы генетики. Наследственность
> Генетика, её задачи и методы.
-
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное и
дигибридное скрещивание. Составление схем скрещивания -
Законы Т.Менделя
-
Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.
-
Сцепленное наследование, закон Т.Моргана.
-
Хромосомная теория наследственности.
-
Генетика пола и сцепленное с полом наследование.
-
Решение задач на сцепленное с полом наследование
-
Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование,
сверхдоминирование, множественный аллелизм, кодоминирование. -
Решение задач на взаимодействие аллельных генов
-
Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.
Плейотропия. -
Решение задач на взаимодействие неаллельных генов
-
Цитоплазматическая наследственность.
3.5. Основы генетики. Изменчивость.
-
Изменчивость, виды и значение в жизни организмов
-
Модификационная изменчивость и её значение в жизни организмов
-
Генотипическая изменчивость и её значение в жизни организмов и эволюции
-
Комбинативная изменчивость, её причины и значение
-
Мутационная изменчивость. Понятие мутаций, мутагенные факторы: физические,
химические, биологические. -
Свойства мутаций.
-
Классификация мутаций: по причинам их вызвавшим, по характеру мутировавших клеток,
по исходу для организма, по изменениям генетического материала. -
Геномные мутации и их причины.
-
Хромосомные мутации и их причины.
-
Генные муталии и их причины.
-
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его сущность и значение.
-
Особенности наследственности и изменчивости человека.
-
Методы изучения наследственности и изменчивости человека.
-
Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат
клетки и организма в целом. Профилактика наследственных болезней. Медико-
генетические консультации. -
Защита среды от загрязнения мутагенами.
3.6. Селекция
-
Селекция, её задачи.
-
Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
-
Методы выведения новых сортов и пород и их биологические основы.
-
Селекция микроорганизмов и её актуальность и методы.
-
Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.
-
Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, сохранение
генофонда планеты. -
Оценка этических аспектов развития некоторых исследовании в биотехнологии
(клонирование человека, направление изменения генома)
>
4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ.
4.1. Систематика органического мира
> Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок),
класс, тип (отдел), царство.
4.2. Царство Бактерий.
-
Царство бактерий, их роль в природе. Использование в биотехнологии.
-
Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных и человека.
4.3. Царство Грибов.
-
Царство грибов, классификация, строение, жизнедеятельность и размножение. Значение ив
природе и для человека.
-
Лишайники, особенности строения и жизнедеятельности, и их разнообразие.
4.4. Царство Растений
-
Особенности строения тканей цветковых растений.
-
Строение и функции органов цветковых растений: вегетативных и генеративных.
-
Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность
-
Многообразие растений. Классификация растений: низшие и высшие растения. сходство и
различия.
-
Характеристика и многообразие водорослей.
-
Характеристика и многообразие мохообразных, размножение и цикл развития: гаметофит и
спорофит.
> Характеристика и многообразие папоротникообразных: хвоши, плауны, папоротники,
размножение и цикл развития: гаметофит и спорофит.
-
Характеристика и многообразие голосеменных растений, преимущество семенных
растений по сравнению со споровыми. Размножение и цикл развития -
Характеристика и многообразие покрытосеменных растений. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения и развития позволившие занять господствующее
положение на планете.
-
Экологические группы растений и их приспособленность к условиям обитания.
-
Признаки класс Двудольных цветковых растений и характеристика семейств.
-
Признаки класс Однодольных цветковых растений и характеристика семейств.
-
Роль растений в природе и жизни человека.
4.5. Царство Животных
-
Особенности жизнедеятельности и строения тканей, органов и систем органов животных их
взаимосвязь и регуляция процессов.
-
Поведение животных.
-
Многообразие и систематика животных, характеристика полцарств одноклеточных и
многоклеточных животных. -
Подцарство Одноклеточных или Простейших животных, типы: Саркожгутиконосцы,
Инфузории, Споровики, строение, особенности жизнедеятельности, размножения и
распространения. Роль в природе и жизни человека. -
Подцарство Многоклеточные. Характеристика типа Кишечнополостные, строение,
жизнедеятельность, симметрия тела, многообразие. Значение в природе и жизни человека. -
Характеристика типа Плоские черви, Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения. Характеристика классов. Циклы развития паразитических червей. Значение в
природе и жизни человека. -
Характеристика типа Круглые черви. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. -
Характеристика типа Кольчатые черви, Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. -
Характеристика типа Моллюски, Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.
Характеристика классов. Значение в природе и жизни человека. -
Характеристика типа Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения. Многообразие членистоногих. -
Класс Ракообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.
Многообразие -
Класс Паукообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.
Многообразие -
Класс Насекомые. Особенности строения, усложнения, жизнедеятельности, размножения, и
развития. Характеристика основных отрядов насекомых и их представителей. Значение
насекомых в природе и жизни человека.
-
Общая характеристика типа Хордовые и систематика.
4
-
Характеристика подтипа Бесчерепные, класс Ланцетник. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения. -
Характеристика подтипа Черепные или Позвоночные и его систематика.
-
Надкласс Рыбы. Обшая характеристика. Приспособленность к водному образу жизни.
Класс Хрящевые и Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности,
размножения. Многообразие. Разведение рыб. Значение и охрана рыб -
Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.
Приспособленность к наземно-водному образу жизни. Характеристика отрядов.
Многообразие. Значение и охрана земноводных.
'> Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Приспособленность к наземному образу жизни. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Характеристика отрядов. Многообразие. Значение и охрана пресмыкающихся.
-
Класс Птиц. Общая характеристика. Приспособленность к полету. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения. Характеристика отрядов. Экологические группы птиц.
Значение и охрана птиц. Птицеводство. -
Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения позволившие занять господствующие положение на
планете. Характеристика отрядов. Роль в природе и жизни человека.
5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
-
Науки об организме человека.
-
Методы изучения человеческого организма.
-
Место человека в органическом мире. Биологическая и социальная природа человека.
-
Ткани, органы и системы органов.
-
Регуляция процессов жизнедеятельности (нейрогуморальная регуляция).
-
Нервная система: отделы, строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний
-
Эндокринная система: строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний
-
Опорно-двигательная система: строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний
опорно-двигательного аппарата. -
Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, строение, функции.
-
Система органов кровообращения: строение, функции, регуляция, профилактика
сердечнососудистых заболеваний -
Система органов дыхания: строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний
органов дыхания. -
Пищеварительная система: строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний
органов пищеварения. -
Обмен веществ и энергии в организме человека. Витамины, их роль и профилактика
авитаминоза. -
Мочевыделителъная система: строение, функции, регуляция, профилактика заболеваний.
-
Кожа: строение, функции. Терморегуляция. Гигиена кожи и профилактика кожных
заболеваний. Закаливание организма. -
Органы чувств. Анализаторы, строения и функции. Профилактика заболеваний органов
зрения и слуха. -
Поведение и психика. Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности
работы головного мозга. Особенности высшей нервной деятельности человека.
Познавательные процессы, воля, эмоции, внимание. Работоспособность. Режим дня. -
Размножение и индивидушгьное развитие организма человека. О вреде наркогенных
веществ при развитии организма.
6.НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
6.1.История эволюционных взглядов..
-
К.Линней и его заслуга в развитии биологии
-
Ж.Б.Ламарк и его учение
-
Учение Ч.Дарвина и его развитие.
6.2.Современная синтетическая теория эволюции -
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
-
ученика (цы) « » класса ФИ.________________________________________________________
-
ТЕМА
Диагностические работы
1
блок
2
блок
3
блок
4
блок
5
блок
6
блок
7
блок
1.БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
> Биология как наука, её достижения;
> Признаки и свойства живого;
> Уровни организации живой природы;
2.КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
2.1. Изучение клетки
2.2. химическая организация клетки.
> Химическая организация клетки. Неорганические соединения
> Органические соединения клетки: углеводы, липиды,
> Белки, строение, функции;
> Нуклеиновые кислоты, строение, свойства, функции.
> Решение задач по строению ДНК и РНК
> Строение про- и эукариотической клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органелл клетки - основа её целостности
2.3.Метаболизм клетки
> Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
> Энергетический обмен и его особенности у различных организмов.
> Фотосинтез.
> Хемосинтез
> Биосинтез белка. Генетический код и его свойства
> Матричный характер биосинтеза. Транскрипция и трансляция.
> Решение задач по молекулярной биологии
2.4. Размножение клеток
> Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство.
> Митоз, значени
> Мейоз, значение
> Сходство и отличие митоза и мейоза.
> . Развитие половых клеток у растений и животных. Гаметогенез и спорогенез
З.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3.1. Типы питания
Автотрофные, гетеротрофные, хемотрофные организмы
3.2. Вирусы
> Вирусы, строение, классификация
> Бактериофаги.
> ВИЧ, СПИД.
3.3. Размножение и развитие организмов
> Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличия полового и бесполого размножения.
> Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении
постоянства числа хромосом в поколениях.
> Онтогенез и присущие ему закономерности.
> Эмбриональное развитие, специализация клеток, образование тканей, органов.
У Постэмбриональное развитие организмов и особенности его этапов у различных организмов.
3.4. Основы генетики. Наследственность
> Генетика, её задачи и методы.
> Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Составление схем скрещивания
> Законы Т.Менделя
> Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.
> Сцепленное наследование, закон Т.Моргана.
> Хромосомная теория наследственности
> Генетика пола и сцепленное с полом наследование
> Решение задач на сцепленное с полом наследование
> Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, множественный аллелизм, ко доминирование.
> Решение задач на взаимодействие аллельных генов
> Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Плейотропия.
> Решение задач на взаимодействие неаллельных генов
Цитоплазматическая наследственность
3.5. Основы генетики. Изменчивость
> Изменчивость, виды и значение в жизни организмов
> Модификационная изменчивость и её значение в жизни организмов
> Генотипическая изменчивость и её значение в жизни организмов и эволюции
> Комбинативная изменчивость, её причины и значение
> Мутационная изменчивость. Понятие мутаций, мутагенные факторы: физические, химические, биологические.
> Свойства мутаций.
У Классификация мутаций: по причинам их вызвавшим, по характеру мутировавших клеток, по исходу для организма, по изменениям генетического материала.
> Геномные мутации и их причины.
> Хромосомные мутации и их причины.
> Генные мутации и их причины.
> Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его сущность и значение.
> Особенности наследственности и изменчивости человека.
> Методы изучения наследственности и изменчивости человека.
> Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки и организма в целом. Профилактика наследственных болезней. Медико-генетические консультации.
> Защита среды от загрязнения мутагенами.
3.6. Селекция
> Селекция, её задачи.
> Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
> Методы выведения новых сортов и пород и их биологические основы.
> Селекция микроорганизмов и её актуальность и методы.
> Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.
> Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, сохранение генофонда планеты.
> Оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направление изменения генома)
4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ.
4.1. Систематика органического мира
> Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.
4.2. Царство Бактерий.
> Царство бактерий, их роль в природе. Использование в биотехнологии.
> Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных и человека.
4.3. Царство Грибов.
> Царство грибов, классификация, строение, жизнедеятельность и размножение. Значение ив природе и для человека.
> Лишайники, особенности строения и жизнедеятельности, и их разнообразие.
4.4. Царство Растений
> Особенности строения тканей цветковых растений.
> Строение и функции органов цветковых растений: вегетативных и генеративных.
> Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность
> Многообразие растений. Классификация растений: низшие и высшие растения , сходство и различия.
> Характеристика и многообразие водорослей.
> Характеристика и многообразие мохообразных, размножение и цикл развития: гаметофит и спорофит.
> Характеристика и многообразие папоротникообразных: хвощи, плауны, папоротники, размножение и цикл развития: гаметофит и спорофит.
> Характеристика и многообразие голосеменных растений, преимущество семенных растений по сравнению со споровыми. Размножение и цикл развития
> Характеристика и многообразие покрытосеменных растений. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития позволившие занять господствующее положение на планете.
> Экологические группы растений и их приспособленность к условиям обитания.
> Признаки класс Двудольных цветковых растений и характеристика семейств.
> Признаки класс Однодольных цветковых растений и характеристика семейств.
> Роль растений в природе и жизни человека.
4.5. Царство Животных
> Особенности жизнедеятельности и строения тканей, органов и систем органов животных их взаимосвязь и регуляция процессов.
У Поведение животных.
> Многообразие и систематика животньк, характеристика подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.
> Подцарство Одноклеточных или Простейших животных, типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики, строение, особенности жизнедеятельности, размножения и распространения. Роль в природе и жизни человека.
> Подцарство Многоклеточные. Характеристика типа Кишечнополостные, строение, жизнедеятельность, симметрия тела, многообразие. Значение в природе и жизни человека.
> Характеристика типа Плоские черви, Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Характеристика классов. Циклы развития паразитических червей. Значение в природе и жизни человека.
> Характеристика типа Круглые черви, Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
> Характеристика типа Кольчатые черви, Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
> Характеристика типа Моллюски, Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Характеристика классов. Значение в природе и жизни человека.
> Характеристика типа Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, Многообразие членистоногих
> Класс Ракообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие
> Класс Паукообразные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие
> Класс Насекомые. Особенности строения, усложнения, жизнедеятельности, размножения и развития. Характеристика основных отрядов насекомых и их представителей. Значение насекомых в природе и жизни человека.
> Общая характеристика типа Хордовые и систематика.
5** Характеристика подтипа Бесчерепные, класс Ланцетник. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.
У Характеристика подтипа Черепные или Позвоночные и его систематика.
> Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность к водному образу жизни. Класс Хрящевые и Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие. Разведение рыб. Значение и охрана рыб
внимание. Работоспособность. Режим дня.
> Размножение и индивидуальное развитие организма человека. О вреде наркогенных веществ при развитии организма.
6.НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
бЛ.История эволюционных взглядов.
> К.Линней и его заслуга в развитии биологии
> Ж.Б.Ламарк и его учение
> Учение Ч.Дарвина и его развитие.
6.2.Современная синтетическая теория эволюции
> Вид, его критерии, популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции.
> Движущие силы и элементарные эволюционные факторы эволюции.
> Результаты эволюции. Приспособленность организмов и её относительность.
> Направления органической эволюции. Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
> Доказательство эволюции.
6.З.Антропогенез
> Доказательства животного происхождения человека.
> Биологические и социальные факторы эволюции человека
> Этапы антропогенеза.
> Человеческие расы, представления о происхождении рас.
6.4.Происхождение жизни на Земле.
> Гипотезы о происхождении жизни.
> Теория абиогенеза Опарина и Холдейна.
> Теория биопоэза Д.Бернала.
> Этапы развития органического мира.
7.ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
> Среды обитания организмов. Экологические факторы среда.
> Экосистема и её компоненты
> Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем.
> Агроэкосистемы.
> Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Роль в нем организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах.
> Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
> Глобальные изменения в биосфере. Сохранение биологического разнообразия планеты.
Эволюционное учение
-
Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов к среде обитания согласно теории Ч. Дарвина.
-
В процессе эволюции у организмов сформировались различные приспособления к среде обитания. Каково их значение и в чём проявляется относительный характер приспособленности? Ответ поясните примером.
-
В чём проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
-
Объясните появление расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.
-
Объясните, как в процессе эволюции сформировалась маскировочная форма тела рыбы - морского конька-тряпичника?
-
Объясните, как появились в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у кротов.
-
В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
-
Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
-
Гусеница бабочки пяденицы живёт на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.
-
Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.
-
Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
-
Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
-
Небольшой жук - божья коровка ярко окрашен в красный или жёлтый цвет с тёмными пятнами и хорошо заметен на любом фоне, однако насекомоядные птицы его избегают. Назовите тип защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.
-
Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.
-
У зайца-беляка, обитателя таёжных лесов, окраска шерсти меняется к зиме с серо-бурой на белую. Назовите тип защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер этого приспособления.
-
Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните её значение и относительный характер.
-
Почему при многократной обработке растений ядохимикатами повышается устойчивость к ним насекомых-вредителей? Приведите не менее 4-х обоснований.
-
Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений постоянно используют новые виды ядохимикатов. Объясните, почему.
-
Домовая мышь - млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помёте 5-7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
-
Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте обычно рождается от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
-
Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.
-
Как происходит экологическое видообразование в природе?
-
Какие сравнительно-анатомические доказательства эволюции свидетельствуют о родстве человека и млекопитающих животных? Приведите не менее 3-х свидетельств.
-
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Экология
-
Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? Назовите не менее 3-х отличий.
-
В чём проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее 4-х признаков.
-
Какие приспособления имеют растения, произрастающие в засушливых условиях?
-
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
-
Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, о тающего в лесу и питающегося преимущественно растениями
-
Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
-
В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на последующей численности куриных. Приведите не менее 3-х элементов ответа.
-
Приведите не менее 3-х изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.
-
В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
-
Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?
-
Почему отношения между собакой и таёжным клещом считают примером паразитизма?
-
Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
-
В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в Средней полосе России?
-
Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие? Укажите не менее 4-х приспособлений.
-
Какую роль играют кишечнополостные в морских биоценозах? Укажите не менее 3-х значений.
-
Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее 4-х примеров.
-
Объясните, почему в природе происходит естественное зарастание стоячих пресных водоёмов и превращение их в болота.
-
В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее 3-х этапов.
-
В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов ответа.
-
Представьте себе, что в небольшом водоёме, образовавшем после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.
-
Обоснуйте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Приведите не менее 4-х обосновании.
-
Предположим, что на Земле исчезнут все организмы, за исключением высших растений. Смогут ли они одни существовать на Земле? Ответ поясните. Приведите не менее 4-х обоснований,
-
Среди организмов, населяющих биосферу, широко представлены грибы. Объясните, почему существование и поддержание жизни на Земле невозможно без присутствия этой группы организмов?
-
В чём проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
-
Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
-
Какова роль гетеротрофов в экосистеме? Ответ поясните.
-
Почему в пищевых цепях от организмов первого трофическое уровня к организмам второго уровня переходит около 10% вещества и запасённой в нём энергии?
Задания по цитологии
Раздел 1. Определение %-ного содержания нуклеотидов в ДНК
-
В молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится Т, Г, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 31% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится Т, Г, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 26% тимина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Г, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 11% тимина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Г, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 7% гуанина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Т, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 23% гуанина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Т, Ц.
-
В молекуле ДНК содержится 19% цитозина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Т, Г.
-
В молекуле ДНК содержится 40% цитозина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится А, Т, Г.
-
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
-
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 35 нуклеотидов с аденином (А), 70 нуклеотидов с тимином (Т), 70 нуклеотидов с гуанином (Г) и 35 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
-
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 50 нуклеотидов с аденином (А), 70 нуклеотидов с тимином (Т), 200 нуклеотидов с гуанином (Г) и 70 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
-
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 20 нуклеотидов с аденином (А), 10 нуклеотидов с тимином (Т), 15 нуклеотидов с гуанином (Г) и 9 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
-
В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с тимином, что составляет 5% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с гуанином (Г), цитозином (Ц), аденином (А) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученные результаты.
-
В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.
-
В молекуле ДНК находится 160 нуклеотидов, содержащих гуанин (Г), что составляет 20% от их общего числа. Определите число нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
-
В молекуле ДНК находится 500 нуклеотидов, содержащих цитозин (Ц), что составляет 25% от их общего числа. Определите число нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), гуанином (Г) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты
Раздел 2. Определение количества нуклеотидов и аминокислот
-
В трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
-
В трансляции участвовало 50 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
-
В трансляции участвовало 80 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
-
В трансляции участвовало 75 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
-
В трансляции участвовало 110 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
-
Фрагмент ДНК состоит из 72 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в иРНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.
-
Фрагмент ДНК состоит из 51 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в иРНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.
-
Фрагмент ДНК состоит из 93 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в иРНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.
-
Фрагмент ДНК состоит из 66 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в иРНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.
-
Фрагмент ДНК состоит из 120 нуклеотидов. Определите число триплетов и нуклеотидов в иРНК, а также количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка.
-
Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на и-РНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе этого полипептида. Ответ поясните.
-
Белок состоит из 150 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул и-РНК и ДНК, кодирующих данные аминокислоты, и общее число молекул т-РНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.
-
Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты - 110, а нуклеотида - 300. Ответ поясните.
-
Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на и-РНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество т-РНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.
-
Информационная часть и-РНК содержит 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул т-РНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, число триплетов в участке гена, кодирующих первичную структуру этого белка. Объясните полученные результаты.
-
Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.
-
Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями, и 20 нуклеотидов - тремя водородными связями. Объясните полученные результаты.
Раздел 3. Определение последовательности аминокислот в белке по исходной ДНК
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГГЦТАЦГТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ГГЦТЦТАГЦТТЦ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГЦГТГЦТЦАГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ЦЦАТАТЦЦГГАТ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: АГТТТЦТГГЦАА. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ГАТТАЦЦТАГТТ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ЦТАТЦЦГЦТГТЦ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГЦТАЦАГАЦЦ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ГГТГЦЦГГАААГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ЦЦЦГТАААТТЦГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка и антикодоны т-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент молекулы ДНК, определяющий первичную структуру полипептида, имеет последовательность нуклеотидов ГТЦАТГГЦТТАГ. Определите аминокислотную последовательность, а также последовательность и-РНК, число т-РНК и нуклеотидный состав их антикодонов, участвующих в биосинтезе белка. Объясните полученные результаты.
Раздел 4. Определение последовательности аминокислот в белке по исходной и-РНК или т-РНК
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГЦУААУГУУЦУУУАЦ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГАУГАГУАЦУУЦААА. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ЦГАГГУАУУЦЦЦУГГ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: УГУУЦААУАГГААГГ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ЦЦГЦААЦАЦГЦГАГЦ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: АЦАГУГГЦЦААЦЦЦУ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГАЦАГАЦУЦААГУЦУ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: УГЦАЦУГААЦГЦГУА. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГЦАГГЦЦАГУУАУАУ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
Фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГЦУААУГУУЦУУУАЦ. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК (для этого используйте таблицу генетического кода).
-
В биосинтезе полипептида участвовали т-РНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите последовательность аминокислот в пептиде, строение и-РНК и нуклеотидную последовательность двойной цепи молекулы ДНК, которая несёт информацию о синтезируемом полипептиде. Ответ поясните
Раздел 5. Определение переносимой аминокислоты
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов АГЦЦГАЦТТГЦЦ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТАТГГГЦТАТТГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ЦААГАТТТТГТТ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ГЦЦАААТЦЦТГА. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТГТЦЦАТЦАААЦ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ЦАТГААААТГАТ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААААГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАЦЦТАЦЦЦТГЦЦАГ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
-
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТЦЦТГТГАТАЦЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Задачи С6
I. Дигибридное скрещивание при независимом наследовании
-
У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребёнок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с гладкими волосами в семье.
-
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Признаки наследуются независимо.
-
У человека тёмный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (в), гены не сцеплены. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности имеет место в данном случае?
-
В одной семье, где супруги были близорукими и кареглазыми, родился сын с нормальным зрением и голубыми глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления в этой семье детей, похожих на первого ребёнка?
-
Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женится на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?
-
Кареглазый правша женится на голубоглазой правше. Первый ребенок имеет голубые глаза и оказывается левшой. Каковы генотипы родителей, и какие фенотипы могут иметь дальнейшие потомки этой пары?
-
Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость - рецессивный признак. Признаки не сцеплены.
-
У нормальных родителей родился глухонемой ребёнок-альбинос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ребёнка, генотипы и фенотипы возможного потомства.
-
У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) - над гладким. Девушка с гладким подбородком и свободной мочкой уха, у которой мать имела несвободную мочку уха, выходит замуж за мужчину с таким же фенотипом. Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Обоснуйте их. Какова вероятность появления детей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке в этой семье?
Альбинизм (а) и фенилкетонурия (в) - заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (ФКУ) - наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ и вероятность рождения детей-альбиносов.
II. Наследование групп крови
-
В родильном доме в одну ночь родилось четыре младенца, имевших группы крови 0. А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: I пара - 0 и 0; II пара - АВ и 0; III пара - А и В; IV пара - В и В. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать? Каковы генотипы всех родителей и детей?
-
В родильном доме случайно перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют А и 0 группы крови, родители другого - А и АВ, мальчики имеют А и 0 группы крови. Определите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.
-
У матери группа крови 0, у отца АВ. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей? Дайте аргументированный ответ. Какие группы крови могут быть у детей этих родителей?
-
Женщина с группой крови В имеет ребенка с группой кропи 0. Каковы их генотипы, и каким не может быть генотип отца?
-
От брака между мужчиной с группой крови АВ и женщиной с группой крови А родилось трое детей с группами крови В, АВ и 0. Определите генотипы родителей и детей. Нет ли в этом сообщении чего-либо, вызывающего сомнение?
-
Можно ли исключить отцовство, если мать имеет группу крови А, ребенок - группу крови В, а предполагаемые отцы - группы крови 0 и АВ? Дайте аргументированный ответ.
-
У матери нулевая группа крови, у отца группа крови В. Могут ли дети унаследовать группу крови матери? Каковы генотипы матери и отца?
IV. Сцепленное наследование
-
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
-
При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и чёрным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.
-
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
-
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками (доминантные признаки) и гороха с морщинистыми семенами без усиков в потомстве получили: 40% растений с гладкими семенами и усиками, 40% растений с морщинистыми семенами без усиков, 10% растений с гладкими семенами без усиков, 10% растений с морщинистыми семенами и усиками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните появление четырёх фенотипических групп в потомстве
-
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением, имеющим морщинистые семена и без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон генетики при этом проявляется?
III. Признаки, сцепленные с полом
-
Отец и сын - дальтоники, а мать различает цвета нормально. Определите генотипы родителей и ребенка. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал свой недостаток от отца?
-
Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоником, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого также был дальтоником. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче. Какое зрение может быть у потомства от этого брака?
-
Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения детей-дальтоников (в %). Ген дальтонизма - рецессивный, находится в Х-хромосоме.
-
Мужчина-дальтоник женился на женщине с нормальным зрением, но имевший отца-дальтоника. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужчины и женщины, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения дочерей и сыновей-дальтоников?
-
В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын - дальтоник. Гены нормального цветового зрения и дальтонизма располагаются в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей-носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
-
У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужа и жены. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?
-
У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свёртываемости крови сцеплен с полом.
-
Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.
Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, но отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы мужа и жены, возможного потомства, вероятность рождения.
АНАЛИЗ РОДОСЛОВНОЙ
1. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
2. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей (оба гомозиготны) и потомства в первом и втором поколениях.
3. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении.
Кровообращение. Сердце и сосуды
-
Самые упругие стенки у
-
артерий
-
вен
-
капилляров
-
лимфатических сосудов
2.Полулунные клапаны расположены между
-
левым желудочком и аортой
-
левым предсердием и левым желудочком
-
правым предсердием и правым желудочком
-
левым и правым предсердиями
3.Двустворчатый клапан расположен между
-
правым предсердием и правым желудочком
-
левым предсердием и левым желудочком
-
левым и правым предсердиями
-
левым и правым желудочками
4.Сокращение желудочков сердца продолжается
-
0,1с 3) 0,3с
-
0,2с 4) 0,4
5.Главный узел автоматии сердца расположен в
-
левом предсердии 3) левом желудочке
-
правом предсердии 4) правом желудочке
6. Веществом, тормозящим работу сердца, является
-
ацетилхолин 3) инсулин
-
адреналин 4) гемоглобин
7. Скорость движения крови по аорте достигает
-
150 см/с 3) 50 см/с
-
100 см/с 4) 5 см/с
8. Кровоток при высоких физических нагрузках уменьшается в
-
коже 3) мышцах
2)мозге 4) сердце
Задание 2: выберите три правильных ответа.
16. Мышечный слой имеется в стенках
-
артерий
-
вен
-
кровеносных капилляров
-
лимфатических капилляров
-
сердца
-
легочных альвеол
17. Полулунные клапаны
-
расположены между левым желудочком и аортой
-
расположены между правым предсердием и правым желу
дочком -
препятствуют Движению крови из желудочков в аорту и ле
гочную артеррйо -
препятствуют движению крови из аорты и легочной арте-'
рии в желудочки
-
открыты в течение систолы предсердий
-
открыты в течение систолы желудочков
18. Активируют сердечную деятельность
-
тироксин 4) алкоголь
-
ацетилхолин 5) оротат калия
-
адреналин 6) инсулин
19. Расширение коронарных сосудов вызывают
-
адреналин 4) никотин
-
недостаток 02 5) хлорид натрия
-
избыток С02 6) вазопрессин
-
Самые толстые стенки сердца в
-
правом предсердии
-
правом желудочке
-
левом предсердии
-
левом желудочке
-
Сердечная мышца представляет собой
-
гладкую мышцу
-
поперечно-полосатую мышцу, по строению одинаковую со
скелетными мышцами -
поперечно-полосатую мышцу, по строению несколько от
личающуюся от скелетных мышц -
клетки гдадких и поперечно-полосатых мышц
-
Малый круг кровообращения проходит через
-
легкие 3) печень
-
мозг 4) селезенку
-
Венозная кровь становится артериальной в
-
правом предсердии
-
легочной артерии
-
капиллярах большого круга
-
капиллярах малого круга
-
Возбуждение, вызывающее сокращения сердца, возникает в
-
продолговатом мозгу 3) коре больших полушарий
-
промежуточном мозгу 4) самом сердце
-
Учащают и усиливают сердечные сокращения соли
-
Кальция 3) железа
-
Калия 4) цинка
15. Наименьшее давление крови регистрируется в
-
аорте 3) капиллярах
-
крупных артериях 4) венах
20. Основными причинами движения крови по сосудам являются
-
присасывающая сида грудной клетки при ее расширении
-
разница давлений в различных участках кровеносной сис-
темы
3) наличие мышечного слоя в стенках крупных кровеносных сосудов
-
ритмическая работа сердца
-
наличие фазы расслабления в сердечном цикл
-
разница в толщине мышечного слоя предсердий и желудоч
ков
Задание 21: установите соответствие между кровеносным сосудом и давлением, которое в нем бывает
Давление
Кровеносные сосуды
-
110-130 мм рт. ст.
-
120ммрт. ст.
-
60-70 мм рт. ст.
-
20 мм рт. ст.
-
10 мм рт. ст.
-
отрицательное давление
А) артерии
Б) вены
В) капилляры
ОТВЕТЫ:
1-1
2-1
3-2
4-3
5-2
6-1
7-3
8-1
9-2
10-3
11-1
12-4
13-4
14-1
15-4
16-125
17-146
18-134
19-123
20-235
21-ааавбб